Методические рекомендации по проведению учебного интерактивного занятия «Легенды, рассказанные ветром»
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9 класс)

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Интерактивное занятие  «Легенды, рассказанные ветром» направлено на развитие познавательного интереса обучающихся к краеведению и произведениям донских авторов через овладение навыками написания творческой работы в жанре «Легенда».

Содержание занятия включает местный краеведческий материал. При использовании методической разработки конспект занятия необходимо  адаптировать с учетом местных особенностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования «Город Донецк»

Методические рекомендации

по проведению учебного интерактивного занятия

«Легенды, рассказанные ветром»

Автор: Зоя Анатольевна  Космодемьянская,

методист МБУДО ДДТ г.Донецка

г.Донецк

2023г.

Оглавление

наименование

стр.

  1. Аннотация

3

  1. Сведения об авторе

3

  1. Пояснительная записка

3

  1. Проблематика

3

  1. Особенности занятия

4

  1. Цели, задачи

4

  1. Используемые технологии

4

  1. Методы работы

4

  1. Предполагаемый результат

5

  1. Материально-техническое оснащение

5

  1. Место проведения

5

  1. Режим занятия

5

  1. Примечания

5

  1. Содержание занятия. Конспект интерактивного занятия

«Легенды, рассказанные ветром»

6

  5. Список информационных источников

14

  1. Приложения

15

Приложение 1. Игра «Я так думаю!»

16

Приложение 2. Информация для интерактивной лекции

«Легенда – как жанр литературы»

18

Приложение 3. Тексты для работы в микрогруппах

20

Приложение 4. Легенды, написанные выпускниками объединения «Школяр»

21

Приложение 5. Отрывок из сказки П.Лебеденко «Петрусь - мальчонка русский»

22

Приложение 6. Ментальная карта

23

  1. Аннотация

Интерактивное занятие  «Легенды, рассказанные ветром» направлено на развитие познавательного интереса обучающихся к краеведению и произведениям донских авторов через овладение навыками написания творческой работы в жанре «Легенда».

Результат  занятия – создание творческих работ в жанре «Легенда» на основе личного восприятия краеведческого материала, устного народного творчества и литературных произведений авторов Донского края.

Занятие рассчитано на подростков в возрасте от 11 до 17 лет, проявляющих интерес к литературному творчеству.

Материалы адресованы педагогам дополнительного образования, учителям русского языка и литературы, библиотекарям.

  1. Сведения об авторе

Зоя Анатольевна  Космодемьянская, методист, педагог дополнительного образования высшей категории Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования дома детского творчества муниципального образования «Город Донецк», руководитель объединения юных журналистов «Школяр».

  1. Пояснительная записка

Занятие «Легенды, рассказанные ветром» проводится в рамках реализации авторской дополнительной общеобразовательной программы «Основы журналистики». Тема «Легенды родного края»  включена в модуль «Литературное творчество».

Работа по теме предполагает 2 занятия по 2 часа. Первое – обучающее интерактивное занятие «Легенды, рассказанные ветром», конспект которого приводится в данной работе. Второе  - практическое, включающее самостоятельную творческую работу обучающихся, индивидуальное консультирование и педагогическую поддержку, оформление работы, редактирование, подготовку к публикации.

Предлагаемый конспект занятия создан на основе конспектов занятий, проводимых  в разные годы с разными группами обучающихся.

  1. Проблематика

Познавательный интерес к истории родных мест подростки испытывают чаще всего ситуативно: при посещении музея, во время экскурсий. Они не всегда замечают в привычном окружении объекты, заслуживающие внимания,  интереса,  гордости. Интерес к более глубокому знакомству с историей, природой, культурой родного края  возникает в моменты личной сопричастности к событиям, в ходе исследовательской деятельности, при осмыслении личностно-значимой информации. При обсуждении или отзывах об экскурсии,  о культурных или природных объектах испытывают трудности при выборе нужных слов для описания объекта, для выражения своих чувств.

Обращение к жанру «Легенда» в рамках программы «Основы журналистики» позволяет укрепить интерес к истории, культуре, природе родного края, при создании условий для творческой самореализации обучающихся через личное восприятие краеведческого материала, устного народного творчества и литературных произведений авторов Донского края.

3.2.  Особенности занятия

Занятие носит личностно-ориентированный характер, что предполагает отношение к ребёнку как к субъекту развития и воспитания, со своей особенной Я-концепцией, поощрение его индивидуальности, предоставление ему возможности самовыражения и самоактуализации.

Интерактивный характер занятия предполагает использование активных и интерактивных методов: диалог, игра,  эвристические, поисковые задания.

  1. Цели, задачи

Цель

Создание условий для развития познавательного интереса к краеведению и литературе, для творческой самореализации обучающихся через овладение практическими навыками написания работы в жанре «Легенда» на основе личного восприятия краеведческого материала, устного народного творчества и литературных произведений авторов Донского края.

Задачи

  • дать представление об особенностях жанра «Легенда» как продукта устного народного творчества и литературного произведения,
  • развивать познавательный интерес к истории родного края, устному народному творчеству,
  • сформировать навыки написания работы в жанре «Легенда»,
  • развивать воображение, фантазию, наблюдательность, образное мышление,
  • развивать коммуникативные навыки,
  • формировать бережное и уважительное отношение к русскому языку, к литературному творчеству донских авторов,
  • формировать умение замечать красоту и уникальность природы родного края,
  • воспитывать чувство гордости за родной край.

3.4. Используемые технологии

  • коммуникативные,
  • игровые,
  • информационно-коммуникативные.

3.5. Методы работы

Диалог, обсуждение, игра, эвристические задания, ментальная карта, работа в микрогруппах, рефлексия.

3.6. Предполагаемый результат

По итогам занятия обучающиеся

  •  имеют  представление об особенностях жанра «Легенда»,
  • проявляют интерес к истории родного края, устному народному творчеству,
  • используют навыки написания работы в жанре «Легенда»,
  • демонстрируют  воображение, фантазию, наблюдательность, развивают образное мышление, коммуникативные навыки,
  • демонстрируют бережное и уважительное отношение к русскому языку, к литературному творчеству донских авторов,
  • проявляют готовность замечать красоту и уникальность природы родного края,
  • испытывают  чувство гордости за родной край.

Обучающиеся готовы к написанию творческой работы в жанре «Легенда».

Творческие работы публикуются на сайте организации или в доступных интернет сообществах.

Результатом занятия, проведенного в ноябре 2023 года, стало издание сборника «Легенды, рассказанные ветром»  и публикация в группе Школяр.net в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/@-60840410-avtorskie-legendy-unyh-zhurnalistov-obedineniya-shkolyar-mbu 

3.7. Материально-техническое оснащение

Компьютер (ноутбук), проектор, экран; доска и мел или лист ватмана и маркеры; карточки для игры «Я знаю свой край»; карточки с буквами «А», «Б», «В», «Г»; листы формата А3 или А4, фломастеры для работы с ментальной картой;

Презентация к занятию https://disk.yandex.ru/d/gNVA0IeSn72LNA 

3.8. Место проведения

Зонированный кабинет:

  • Зона, где участники будут сидеть полукругом: участвовать в обсуждениях,  работать с презентацией.
  • Зона для самостоятельной работы: столы, стулья.

3.9. Режим занятия

Занятие рассчитано на 2 академических часа по 40 минут с перерывом 10 минут. Поскольку во время занятия происходит смена деятельности, свободное общение, передвижение обучающихся по помещению, то педагог сам определяет необходимость перерыва, проведения динамической паузы или эмоциональной разрядки в зависимости от возраста, физического и эмоционального состояния обучающихся.

3.10. Примечания

Поскольку содержание занятия основано на местном краеведческом  и литературном  материале, при использовании методической разработки необходимо подбирать материал, актуальный для места проведения занятия.

  1. Содержание занятия

Конспект интерактивного занятия

«Легенды, рассказанные ветром»

Этап занятия  

цели

Продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ)

Описание, пояснение, примерный текст для педагога

Введение в тему 

  • создать эмоциональный настрой на работу,
  • создать комфортную обстановку, дружелюбный, оптимистический настрой,
  • актуализировать общих знания о Донском крае.

5 минут

Игра «Я знаю свой край» Проводится с сидящими в кругу.

 Педагог читает отрывок из стихотворения Светланы Яковлевой (приложение 1)

Работа со слайдом 1

- Мы живем в Ростовской области, в степном краю с богатой историей. У нас свои традиции, особенности менталитета, речи, которые нас  отличают от других регионов, есть свои достопримечательности, природные объекты, символы, растения и животные, к которым на Дону особое отношение.

Какие из особенностей нашего края упоминает автор стихотворения?      ответы

- А что вы знаете  о родном крае? Давайте проверим. Перед вами карточки, на которых написаны категории: растения, животные, города, достопримечательности,  традиции, блюда, памятники, писатели. Вы по очереди достаете карточку и называете конкретный объект в данной категории.

Давайте выберем человека, который будет все названные вами объекты понятно записывать на доске/ватмане.

(В течение игры каждый должен взять 3-5 карточек. Важно поддерживать динамику игры, разрешать подсказки. В итоге на доске должны быть все названные детьми объекты, которые впоследствии могут быть использованы для создания легенд)

В финале педагог называет лучших.

Погружение в тему

  • поддержать дружелюбный, оптимистический настрой на совместную работу,
  • актуализировать знания о родном городе

10 минут

Игра-тест

«Я так думаю!»

Проводится с сидящими в кругу.

- Кто из вас задумывался, почему лазорик назвали лазориком, гору Свистуха – Свистухой, речку  - Каменкой? (ответы)

Комментарий

- Наука, которая  изучает происхождение слов,  называется «этимология». Наука, объясняющая происхождение географических  названий, – топонимика. В нашем городе довольно много названий районов, которые сразу и не поймешь, почему так названы. Давайте проверим ваше топонимическое чутьё.  (Приложение 2)

работа со слайдами 2-6

Итоговый комментарий

- Как видите, многие названия вполне объяснимы, особенно, если есть люди, которые помнят об этом. Но чем дальше в прошлое уходит название объекта или история, с ним связанная, тем больше простора остается для предположений, и тогда рождаются легенды.

Проработка содержания

- дать представление об основных особенностях жанра «Легенда»

10 мин

интерактивная лекция

Проводится в кругу.

Легенда, предание, миф, сказка – отличия в понятиях.

Особенности легенды как литературного жанра

работа со слайдами 7-11 (Приложение 3)

- закрепить полученные знания

5 минут на задание,

5 минут на обсуждение

выполнение задания в микрогруппах или парах, обсуждение.

Место для работы выбирают сами.

- Наши земляки, пытаясь объяснить происхождение природных объектов, природные явления, передавая рассказы о значимых событиях,  тоже создавали легенды.

 Задание:

- Ознакомьтесь с отрывками из произведений местных писателей А.Б. Федотова и С. Сполоха (приложение 4), подчеркните в них названия объектов народных преданий. Представьте свои варианты объяснений.

Обсуждение и представление проходит в кругу

- закрепить полученные знания,

 - создать настрой на творческую работу

5 минут

Чтение легенд, написанных выпускниками, обсуждение

Проводится с сидящими в кругу.

- В начале занятия вы назвали довольно много  объектов, достойных красивой истории. Я предлагаю вам сегодня написать свои легенды, которые были бы связаны с нашими местами  и объясняли бы:

- происхождение рек, оврагов, ручьев, холмов, растений и животных, районов города и их названий,

- рассказывали бы об их особенностях, о каких-то событиях,  связанных с ними.

Но прежде послушайте легенды, которые   писали ваши сверстники несколько лет назад.

Чтение легенд, написанных выпускниками (приложение 5).

Вопрос:

- Какие конфликты и способы их разрешения, представленные на слайде, используют авторы? Ответы.

 Работа со слайдом № 12

Проработка содержания

- актуализировать имеющиеся знания

5 минут

обсуждение

Проводится с сидящими в кругу.

- Легенда – это повествование, а значит, имеет сюжет. Давайте вспомним структуру повествовательного текста.       ответы

работа со слайдом № 13 Комментарий к слайду

Экспозиция — это подготовительная часть, где мы узнаём, где и когда происходит действие. А также знакомимся с героями.

Завязка — это событие, после которого жизнь главных героев переворачивается с ног на голову и приходится срочно что-то решать.  В легенде -

Развитие действия – поступок или цепочка поступков героев по решению возникшей проблемы.

Кульминация – решающее  событие.

Развязка  - финал истории.

- создать эмоциональный настрой,

- актуализировать имеющиеся знания,

10 минут

просмотр видео, обсуждение

Проводится с сидящими в кругу.

Чтобы история получилась интересной и красивой и нашла эмоциональный отклик, нужно использовать определенные художественные средства. Кому знакома книга  Петра Лебеденко «Сказки Тихого Дона»? (ответы)

В книге несколько  сказок, которые созданы по мотивам старинных казачьих преданий и легенд. Начинается книга очень поэтично.  Давайте посмотрим короткое видео  с чтением отрывка.

 Просмотр видео (1мин.49 сек.) https://www.youtube.com/watch?v=EViqF72F8CY

раздача карточек с текстом (приложение 5)

- Перед вами текст Петра Лебеденко. Какие художественные средства из представленных на слайде использует автор?

Работа со слайдом 15

  • Легенда должна казаться правдивой. Для этого используются «ссылки на источники»:  Давно это было…, Люди рассказывают…, говорят, что…, еще моя бабушка помнит, как…

Закрепление  

- закрепить интерес к творческому процессу,

- поддерживать творческий, эмоциональный настрой

15 минут

индивидуальная работа с ментальной картой. Место для выполнения задания выбирают самостоятельно

Чтобы легенда удалась, вначале нужно всё обдумать и зафиксировать все идеи, чтобы ничего не забыть. Для этого предлагаю вам использовать ментальную карту.  

В центре листа бумаги вы записываете название объекта,  которому посвятите легенду. От объекта в разные стороны протягиваете нити, вдоль которых прописываете ассоциации, известные факты, идеи, героев, события, качества объекта и особенности. В общем, всё, что приходит в голову.

Работа с ментальными картами (Приложение 6)

Позиция педагога -  индивидуальная поддержка и помощь; вопросы на уточнение и понимание) 

Подведение итогов

систематизировать полученный опыт,

-поддержать творческий настрой и мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы

5 минут

Устная презентация работ.

Проводится в кругу.

Итак, вы заполнили метальную карту: нашли объект для легенды, придумали героев, обозначили их особенности, продумали события, которые с ними случатся и финал истории. Теперь у вас есть всё, чтобы написать авторскую легенду. Кто хочет уже сегодня рассказать,  о чем будет его легенда?

(желающие рассказывают свои легенды, остальные могут назвать героев или объекты, которым посвящена легенда Позиция педагога -  индивидуальная поддержка и помощь; вопросы на уточнение и понимание. Каждого выступающего можно поддерживать ритуалом «Три хлопка». ).

Рефлексия

- содействовать осмыслению полученной информации,  

-поддерживать мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы

5 мин

Проводится в кругу.

Давайте подведем итоги.

Попрошу каждого  продолжить два предложения: сегодня я понял (а), что…

сегодня я почувствовал (а)…ответы

- Спасибо всем. Чтобы завершить работу над легендой, вам нужно будет написать от руки или набрать текст легенды и подобрать иллюстрацию: фото или рисунок. Лучше авторские.  На следующем занятии мы отредактируем тексты и подготовим их к публикации. Всегда готова помочь.

Какие вопросы остались?

  1. Список информационных источников

  1. Ветна. Степь донская//2016 [Электронный ресурс]. URL https://stihi.ru/2016/06/19/7784  (дата обращения 26.07.2023)
  2. Значение слов в словарях [Электронный ресурс]. URL https://znachenie-slova.ru/ (дата обращения 26.07.2023)
  3. Лебеденко П. Сказки Тихого Дона, Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1979 г.
  4. Ментальная карта [Электронный ресурс]. URL  http://www.openclass.ru/node/364820 (дата обращения 31.07.2023)
  5. Петр Васильевич Лебеденко. Сказки Тихого Дона. Петрусь – мальчонка русский. [Электронный ресурс]. URL  https://www.youtube.com/watch?v=EViqF72F8CY (дата обращения 01.08.2023)
  6. Сполох С. История одной казачьей станицы, Москва: РИЦ МО РФ, 2005.
  7. Топонимика [Электронный ресурс]. URL  https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 25.07.2023)
  8. Федотов А.Б.  Город Донецк Ростовской области. Исторический очерк//2005 [Электронный ресурс]. URL https://proza.ru/2005/01/27-99 (дата обращения 31.07.2023)

  1. Приложения

Приложение 1

Стихотворение «Степь донская»

Светлана Яковлева

Я вам песню спою о степи,
О донской степи, где травы шумят.
Клонят их ветра до самой, до земли,
А по небу облака вдаль летят.

Разнотравья запах кружит ,пьянит!
Не сравнится никакая "Шанель".
Как чабрец целебный дух веселит!
Аромат его нежнее и милей.

Это сила Земли, Дар Богов!
Пенье птиц и жужжание пчел,
Запах трав степных и простеньких цветов,
Высоко парящий в небе орел!

Степь Донская широка и вольна,
Кони резвые, один вороной.
И сияет ночью яркая луна,
И гуляет  дикий ветер шальной!

Приложение 2

Игра «Я так думаю!»

Педагог:  Я предложу вам варианты объяснений некоторых названий, связанных с нашим городом, а вы постарайтесь выбрать правильный ответ. Правильные ответы фиксируются в протоколе.  Кто даст больше правильных ответов, тот получает звание Знатока Донецкой топонимики. А кто даст собственные интересные толкования тот получит звание Толкователя названий.

Как бы вы объяснили устоявшиеся названия объектов на территории города?

1. Коровий пляж

А) там купались коровы

Б) там купались очень полные тётеньки

В) назвали в честь казака по фамилии  Коровин.

Г) Свое предположение

2. Автобусные остановки «Первая площадка» и «Вторая площадка». Какие площадки имелись в виду?

А) детские

Б) строительные

В) танцевальные

Г) Свое предположение

Комментарий: Названия остановок объясняются просто. Когда строился город, были определены первая и вторая строительные площадки. Так и закрепились названия за остановками.

3. Поселок Нахаловка

А) назвали в честь казака по фамилии  Нахалов

Б) люди строились в том месте без разрешения, поэтому их прозвали нахалами

В) точно не установлено

Г) Свое предположение

4. Мы говорим: «Он живет в районе Восточной». Восточная – это:

А) была столовая с таким названием

Б) была шахта с таким названием

В) это название улицы, ведущей на восток

Г) Свое предположение

Комментарий: названия районов «Двадцатка», «Двадцать первая», «Восточная», «Западная», «Центральная»   от  названия шахт, которые работали на территории города. Шахты закрылись, а названия остались. Об этом еще помнят многие жители старшего возраста.

5. Мартышкина или Мартышкинская балка – это большой овраг в районе поселка «Западная». Откуда такое странное для наших мест название?

А) мартышками местные жители называли детей, которые бегали туда купаться на ставок.

Б) мартышки сбежали из передвижного цирка и жили в этой балке

В) от прозвища или фамилии человека, жившего рядом

Г) Свое предположение

Комментарий:

Мартышки к Мартышкинской балке не имеют никакого отношения. Мартышкин – это прозвище или фамилия человека, который жил рядом. В свою очередь, и фамилия вряд ли имеет отношение к обезьянке. Название балки от имени Мартын или фамилии Мартынов.

Кстати, многие названия поселковых районов нашего города  остались от фамилий казаков – основателей казачьих хуторов вокруг станицы Гундоровская: Брылевка – от Брылевых, Шевыревка – от Шевыревых, Ореховка – от Ореховых.

В завершении подсчитывается количество правильных и оригинальных ответов. Педагог объявляет победителей, называя их звание и фамилию.

Приложение 3

Информация для интерактивной лекции

«Легенда – как жанр литературы»

информация

вопросы для обсуждения

слайд

Легенда – как жанр литературы представляет собой фольклорное произведение, включающее элементы чудесного, фантастического, воспринимаемые в качестве достоверных событий, происходивших на границе исторического и мифического времени или в историческое время, основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии.

В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности. Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность.

В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Кто из вас читал или слышал легенды? Где? Кто рассказывал?

Кто сможет пересказать?

ответы.

(как правило, дети  вспоминают легенды, рассказанные экскурсоводами)

Как вы считаете, дают ли легенды убедительное объяснение происхождению объектов?

Насколько бывают правдивыми легенды?

Зачем же люди придумывают легенды?

ответы

слайд 7

При́тча.  Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение  (премудрость).

Предание. В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой.

Сказка. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Миф. Древнее народное сказание о богах или героях.

В литературе есть несколько жанров, похожих на легенду. Попробуйте их назвать.

ответы

Чем отличается легенда от других похожих жанров?

ответы

слайд 8

  • Легенда пытается объяснить:
  • происхождение названий, объектов,
  • особенности и причины событий и явлений,
  • особенности природных объектов,
  • особенности поведения животных,
  • значимость выдающихся людей

Кто или что может стать героями или объектами легенды?

ответы

Слайд 9,

слайд 10

Приложение 4

Тексты для работы в микрогруппах

1 текст

Город Донецк

Федотов А.Б.

В юрте станицы Гундоровской – курганы Дубовый, Попасный, Баба, Самсонов и другие. Близ хутора Алесюткина в урочище – Кладовая гора мелового происхождения. Согласно преданию, в ней был закопан большой клад. Народное поверье утверждало, что в горе есть неведомые жильцы.
…у вершины Белой горы, - пещера, с которой связаны легенды о святой деве и о её погибшем женихе – атамане. Предание рассказывает, что атаман и его брат пали в битве вместе с дружиной киевского князя Игоря и погребены под курганом «Три брата». Девушка же скрылась в пещере, стала отшельницей, но прославилась, как местная святая. Существовало поверье, что дева, являясь в утреннем тумане, предупреждала казаков о предстоящей беде…

2 текст

История одной станицы

Сергей Сполох

Есть такая версия, что название станицы Гундоровская идёт от древнего казачьего городка Гундары. А оно, скорее всего, возникло от слова гундосый, говорящий в нос.  И вот почему….

В те,  стародавние времена,  на Северский Донец,  как на один из первых   по-настоящему многоводных и лесных рубежей по пути на юг,  стекались беглые, воровские, а значит, «ослушные» и прочие лихие люди. По жестокой традиции тех лет,  лихоимцам и ворам вырывали ноздри и, конечно, делали это не столь хирургически изящно. Жертвы такой  жуткой операции  говорили в нос. Вот первое, но, разумеется, не самое достоверное объяснение названия станицы.

Приложение 5

Легенды, написанные выпускниками объединения «Школяр»

Легенда о пролеске

Вероника Акварды, 12 лет

Когда-то давно в нашем лесу жил злой колдун. И прятал он под землей мальчика, у которого были синие глаза и синие волосы. Колдун не выпускал его из подземелья, потому что у мальчика был волшебный дар. Он мог лечить все болезни. Колдун много сражался и часто болел. Мальчику стоило взглянуть на рану, и она тут же заживала. Если мальчик дотрагивался ладонью до больного места, то оно тут же переставало болеть.

 Он жил и ничего не знал о солнце и небе, но однажды в подземелье заполз жук. Он рассказал мальчику о прекрасном светлом мире, и мальчику захотелось увидеть этот мир. Он попросил колдуна отпустить его на землю, но тот не захотел отпустить его: «Там по земле ходят люди и животные, которые могут тебя убить! Тебе там не место», - сказал колдун, - «А если ты сбежишь, то превратишься  в цветок, и жизнь твоя будет очень короткой». Но мальчик не испугался. Он пролез по узкому тоннелю, который вел наверх, и, наконец, увидел свет.

Была ранняя весна. Вокруг стояли деревья, сквозь ветви которых просвечивало небо. Мальчик посмотрел на синее небо синими глазами, и первые лучи солнца попали на него. И тут же он превратился в синий цветок. Когда люди увидели его, то назвали его пролесок. С тех пор пролесок расцветает первым ранней весной, радуя людей своим стремлением к жизни.

Легенда об оленёнке

Валерия Мозгачёва , 11 лет

В парке нашего города стоит скульптура оленёнка. У кого я не спрашивала, никто не знал, откуда она взялась. Поэтому я решила историю оленёнка придумать сама. 

Однажды в саду бегал маленький оленёнок. Рядом с садом протекала речка. Оленёнок подбежал к речке и начал плескаться в воде. Но тут подул сильный ветер, олененка накрыло волной, и он превратился в камень. Это сделала злая колдунья, которая не любила маленьких оленят. 

Олененок долго стоял на этом месте у реки, пока не пришли люди. Они увидели каменного оленёнка и решили перенести его в парк. Теперь рядом с ним фотографируются дети. Хотя оленёнок превратился в камень, он остался добрым.                                                         

Поэтому если кто из вас сфотографируется с оленёнком, ваши желания сбудутся. Если они добрые, конечно.

Приложение 6

Отрывок из сказки П. Лебеденко «Петрусь - мальчонка русский»

Давно-давно это было…

Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, волнами рокотали, города теперь стоят да сады расцветают. Где болота и топи страшные были, теперь рощи шумят зеленые, а в рощах птицы поют веселые. Только утес высокий стоит по-прежнему у Тихого Дона, мохом, как бородой, оброс, стоит, на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то. За утесом Тихий Дон в море впадает и долго еще дорожкой светлой меж морскими волнами белеет. Плывут над утесом облака, гуляет над ним ветерок степной, ласковое солнце лучами его согревает. Тихий Дон, река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то, будто мать родная сынка убаюкивает. Стоит высокий утес, слушает…

А мимо длинными шагами время идет: сделает шаг, оглянется, а позади уже десятки лет остались… Давно-давно это было..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах

Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с  программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗУЧИВАНИЮ ТЕХНИКИ БРОСКОВ, С ЗАНИМАЮЩИМИСЯ В ГРУППАХ ЕДИНОБОРСТВ

Методические рекомендации предназначены в помощь тренерам-преподавателям групп единоборств ДЮСШ для организации занятий по единоборствам в учебное время и на факультативных занятиях.Данная работа сост...

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Проведение учебного занятия по образовательной программе «Начальное техническое творчество с применением компьютера»

Проведение учебного занятия по образовательной программе  «Начальное техническое творчество  с применением компьютера». Изготовление игрушки "Часы-Будильник"...

ПАМЯТКА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПАМЯТКА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ...

Методические рекомендациип к последовательному выполнению сувенира "Ложка"

Методическая разработка предназначена для детей, взрослых и педагогов, владеющих навыками плетения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Проведение учебно-тренировочных сборов по шахматам в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря"

Данная методическая разработка обобщает многолетний опыт авторов по проведению учебно-тренировочных сборов по шахматам на базе детского оздоровительного лагеря. Занятия по шахматам не являются препятс...