Учебная программа "Подвижные игры"
рабочая программа
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.
Основная цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podvizhnye_igry.docx | 186.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского творчества «Радуга»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Подвижные игры»
Возраст обучающихся 7-10 лет
Срок обучения 1 год
Автор-составитель:
Логунов Константин Константинович,
педагог дополнительного образования
Кирово-Чепецк
2020
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.
При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.
У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника (Баранцев С.А.)
Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом следующих документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008);
- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- -Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра детского творчества "Радуга»
-Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 января 2018 года № 1281.
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.
Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.
- Направленность программы – физкультурно - спортивная.
- Цель и задачи программы:
Основная цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.
Основные задачи программы:
- развивать физические и личностные качества обучающихся, двигательные умения и навыки;
- осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;
- формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;
- воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
- выявлять потенциально способных обучающихся для дальнейших занятий игровыми видами спорта.
- Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ:
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Возраст обучающихся 7-10 лет, наполняемость 10-15 человек. Запись в группы осуществляется на основании медицинской справки. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 1 академический час (40 минут)
- Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. 68 часов в год.
- Формы и режим занятий
Применяемые методы и формы работы с обучающимися:
образовательные методы:
- словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
- наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
- методы практических упражнений
- метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;
- метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Методы организации занятий:
- фронтальный;
- групповой;
- поточный.
Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.
Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.
Воспитательная работа с обучающимися осуществляется преподавателем в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.
- Ожидаемые результаты
Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорту, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься спортивными играми обучающиеся в спортивной школе, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания образования, обучающиеся физкультурно-оздоровительных групп должны:
знать:
- историю развития физической культуры, ее значение для укрепления здоровья человека;
- о гигиене и санитарии, их значении в жизни человека;
- о значении режима труда и отдыха, питания;
- о профилактике простудных заболеваний, значении закаливания организма.
уметь:
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений;
- самостоятельно проводить разминку;
- организованно играть в подвижные игры.
- Формы подведения итогов реализации программы
Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков при освоении подвижных игр, участии обучающихся в соревновательно-игровой деятельности.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Общие подвижные символические игры. | ||||
«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок» | 6 | 6 | ||
Игры для формирования правильной осанки. | ||||
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки». | 3 | 3 | ||
Игры – эстафеты | ||||
Эстафеты | 3 | 3 | ||
Игры на развитие скоростных качеств. | ||||
«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок», «Вызов номеров», «Эстафета зверей», «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки», «Пустое место», «Белыемедведи», «Удочка». | 14 | 14 | ||
Игры на совершенствование прыжковых упражнений. | ||||
«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото», «Волк во рву», «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». | 8 | 8 | ||
Игры с метанием мяча. | ||||
«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Подвижная цель» | 10 | 10 | ||
Игры лазанием и перелезанием. | ||||
«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы». | 3 | 3 | ||
Игры на развитие ловкости, внимания. | ||||
«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки», «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек», «Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». | 11 | 11 | ||
Сюжетные игры. | ||||
«У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки». | 3 | 3 | ||
Загадки, шарады, каламбуры. | ||||
«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов» | 7 | 7 | ||
Итого: | 68 | 68 |
- СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Общие подвижные символические игры.
Теория: правила игры.
Практика: «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок»
Раздел 2. Игры для формирования правильной осанки.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
Раздел 3. Игры – эстафеты
Теория: правила эстафет.
Практика: Эстафеты
Раздел 4. Игры на развитие скоростных качеств.
Теория: правила игры.
Практика: «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок», «Вызов номеров», «Эстафета зверей», «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки», «Пустое место», «Белыемедведи», «Удочка».
Раздел 5. Игры на совершенствование прыжковых упражнений.
Теория: правила игры.
Практика: «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгучики», «Воробушки и кот», «Болото», «Волк во рву», «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
Раздел 6. Игры с метанием мяча.
Теория: правила игры.
Практика: «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Подвижная цель»
Раздел 7. Игры лазанием и перелезанием.
Теория: правила игры.
Практика: «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
Раздел 8. Игры на развитие ловкости, внимания.
Теория: правила игры.
Практика: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки», «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек», «Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
Раздел 9. Сюжетные игры.
Теория: правила игры.
Практика: «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
Раздел 10. Загадки, шарады, каламбуры.
Теория: правила игры.
Практика: «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов»
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Общие подвижные символические игры.(6) | |||||
1 | «Бабки» | Практическое занятие | 1 | ||
2 | «Борящаяся цепь» | Практическое занятие | 1 | ||
3 | «Редька» | Практическое занятие | 1 | ||
4 | «Бес соли соль» | Практическое занятие | 1 | ||
5 | «Серый волк» | Практическое занятие | 1 | ||
6 | «Платок» | Практическое занятие | 1 | ||
Игры для формирования правильной осанки (2) | |||||
7 | «Бои на бревне» | Практическое занятие | 1 | ||
8 | «Ванька-встанька» | Практическое занятие | 1 | ||
Игры – эстафеты (4) | |||||
10 | Эстафеты | Практическое занятие | 4 | ||
Игры на развитие скоростных качеств (14) | |||||
11 | «Дорожки», «Караси и щука» | Практическое занятие | 1 | ||
12 | «Змейка» | Практическое занятие | 1 | ||
13 | «Пятнашки обыкновенные», «Салка» | Практическое занятие | 1 | ||
14 | «Городок- бегунок» | Практическое занятие | 1 | ||
15 | «Вызов номеров» | Практическое занятие | 1 | ||
16 | «Эстафета зверей» | Практическое занятие | 1 | ||
17 | «Два Мороза» | Практическое занятие | 1 | ||
18 | «Гуси-Лебеди» | Практическое занятие | 1 | ||
19 | «У медведя во бору» | Практическое занятие | 1 | ||
20 | «Зайцы в огороде» | Практическое занятие | 1 | ||
21 | «Кошки-мышки» | Практическое занятие | 1 | ||
22 | «Пчёлки и ласточки» | Практическое занятие | 1 | ||
23 | «Пустое место» | Практическое занятие | 1 | ||
24 | «Белые медведи», «Удочка». | Практическое занятие | 1 | ||
Игры на совершенствование прыжковых упражнений (8) | |||||
25 | «Кто дальше» | Практическое занятие | 1 | ||
26 | «Перетягивание прыжками» | Практическое занятие | 1 | ||
27 | «Попрыгунчики» | Практическое занятие | 1 | ||
28 | «Воробушки и кот» | Практическое занятие | 1 | ||
29 | «Болото» | Практическое занятие | 1 | ||
30 | «Волк во рву», «Люлька» | Практическое занятие | 1 | ||
31 | «Найди жгут» | Практическое занятие | 1 | ||
32 | «Скакалочка», «Удочка» | Практическое занятие | 1 | ||
Игры с метанием мяча (10) | |||||
33 | «Охотники и утки» | Практическое занятие | 1 | ||
34 | «Сильный бросок» | Практическое занятие | 1 | ||
35 | «Мячик кверху» | Практическое занятие | 1 | ||
36 | «Свечки» | Практическое занятие | 1 | ||
37 | «Лови мяч» | Практическое занятие | 1 | ||
38 | «Колодка», «Зевака» | Практическое занятие | 1 | ||
39 | «Перестрелка» | Практическое занятие | 1 | ||
40 | «Борьба за мяч» | Практическое занятие | 1 | ||
41 | «Мяч ловцу» | Практическое занятие | 1 | ||
42 | «Подвижная цель» | Практическое занятие | 1 | ||
Игры лазанием и перелезанием (4) | |||||
43 | «Распутай верёвочку» | Практическое занятие | 1 | ||
44 | «Защита укрепления» | Практическое занятие | 1 | ||
45 | «Кошки - мышки» | Практическое занятие | 1 | ||
46 | «Цепи кованы». | Практическое занятие | 1 | ||
Игры на развитие ловкости, внимания (10) | |||||
47 | «Ловишка» «Заря» | Практическое занятие | 1 | ||
48 | «Корзинки» «Ворота» | Практическое занятие | 1 | ||
49 | «Встречный бой», «Во поле берёза», | Практическое занятие | 1 | ||
50 | «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», | Практическое занятие | 1 | ||
51 | «Перетягивание каната», «Камешек», | Практическое занятие | 1 | ||
52 | «Дедушка - рожок», «Море волнуется» | Практическое занятие | 1 | ||
53 | «Игровая», «Коза» | Практическое занятие | 1 | ||
54 | «Колечко», «Все в кружок» | Практическое занятие | 1 | ||
55 | «Слепой козёл». | Практическое занятие | 1 | ||
Сюжетные игры (4) | |||||
56 | «У медведя во бору» | Практическое занятие | 1 | ||
57 | «Зайцы в огороде» | Практическое занятие | 1 | ||
58 | «Кошки-мышки» | Практическое занятие | 1 | ||
59 | «Пчёлки и ласточки». | Практическое занятие | 1 | ||
Загадки, шарады, каламбуры (6) | |||||
60 | «Царёк», «Обмен именами» | Практическое занятие | 1 | ||
61 | «Чепуха» | Практическое занятие | 1 | ||
62 | «Почему и потому» | Практическое занятие | 1 | ||
63 | «Мимика» | Практическое занятие | 1 | ||
64 | «Отгадай слово» | Практическое занятие | 1 | ||
65 | «Искатель цветов» | Практическое занятие | 1 | ||
Всего | 68 |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы заключается в планировании учебных занятий; применении приемов, форм и методов подготовки обучающихся через подвижные игры.
Техническое оснащение занятий соответствует подбору и проведению подвижных игр. Для реализации программы необходим спортивный зал, стадион. Инвентарь: мячи: резиновые, тряпичные; фишки, стойки, обручи, спортивная форма, разметка в поле и др.
Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается тренером индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: карточки со схемами и описанием упражнений и подвижных игр.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 2001.
- Женило М. Ю. Театрализованные праздники 1-4 классы. Найди свою звезду. – М.: 2004. – 288 c.
- Артем Патрикеев Подвижные игры. 1-4 классы ВАКО. 2010
- Лях В.И., А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (общеобр.), Москва, Просвещение, 2011.
- Савченко В. А., Кругликов Л. В. Особенности физического воспитания при работе с детьми начальных классов. Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"
Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...
Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...
учебно-познавательная игра "Кто хочет стать инженером?"
Внеклассное мероприятие по технологии. Игра-презентация для обучающихся 5-7 классов....
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся
Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития учащихся....
Учебно-деловая игра "Красноармейскому району - чистый воздух"
Данный файл является сценарием урока, на котором рассматривается экологическая проблема загрязнения окружающей среды Красноармейского района г.Волгограда...
Учебно – деловая игра «Строитель» Тема: ПЛОЩАДИ
Метод проектов. Идею подсказала сама жизнь. Научить применять на практике полученные знания по нахождению площадей различных фигур....
«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка (мультимедийные презентации и интерактивная доска)»
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет ...