Программа по социализации и адаптации детей с ОВЗ "Вместе лучше"
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sotsializatsii_i_adaptatsii_detey_s_ovz.docx | 93.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по социализации и адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………… 3
- Тематическое планирование………………………………………13
- Календарно-тематическое планирование 1 год обучения……...14
- Календарно-тематическое планирование 2 год обучения………22
- Используемая литература…………………………………………33
- Приложение………………………………………………………..34
Пояснительная записка.
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования на период до 2012 года определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернатном учреждении и специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков.
Также причины затруднений социализации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории.
Как показал анализ научно-методической литературы (М.Л. Баранова, А.А. Дмитриев, О.А. Денисова, др.), одним из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе. В основу программы была взята программа «Мы строим жизнь» составленная педагогом-психологом Гатиной О.Л.
Актуальность проблемы послужило необходимости специальной социально-педагогической программы по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся.
Цель программы: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Задачи:
- Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
- Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
- Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.
Как показала практика работы, только при комплексном подходе и совместной работе всего педагогического коллектива ОУ и родителей возможно решение поставленных задач.
Направления деятельности
Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении мероприятий. В процессе планирования, подготовки и проведения различных коллективных творческих дел, у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать; развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности; вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.
Таким образом, в реализации принципа неразрывности обучения и воспитания заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации и успешной интеграции будущих выпускников «Специальной (коррекционной) школы-интерната».
Работа с родителями является важным направлением деятельности педагогического коллектива специально (коррекционной) школы-интернат по подготовке обучающихся к жизни.
Как показало исследование, большинство родителей имеют низкий уровень образования и культуры. Только 27 % обучающихся специальной (коррекционной) школы - интернат из благополучных семей. Поэтому, данное направление деятельности представляет наибольшую сложность.
Проводятся индивидуальные беседы с родителями, знакомят их с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка в неблагоприятных условиях. Разъясняют, что задача семьи состои в подготовке их к труду, в обеспечении элементарных социально-бытовых знаний и норм поведения. Способствуют укреплению у родителей уверенности в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее. Однако, как показал опыт работы, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, мало, что отрицательно сказывается на социально - трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений.
Установлено, что социализация обучающихся предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Исходя из этого, программа включает в себя несколько блоков деятельности:
Название блока | Содержание блока |
Трудовая подготовка | Формирование мотивов трудовой деятельности - важнейшая школы-интернат. Основной мотив труда, который формируют педагоги образовательного учреждения – осознание обучающимися необходимости трудиться. Проводят разъяснительную работу, что каждый человек должен работать ради тех жизненных благ, которые можно получить трудясь. Цель: создание условия для коррекции познавательной сферы и недостатков физического развития, обучающихся посредством трудового обучения. Задачи: - обучать доступным приемам труда; - воспитывать уважение к людям труда; - развивать самоконтроль и самостоятельность; - воспитать трудолюбие, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе, развивать трудовые умения и навыки. Труд помогает воспитанникам конкретизировать имеющие у него представления и понятия об окружающем мире. В ходе труда обучающиеся знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу – все это способствует развитию их мышления. Поэтому по данному блоку проводятся дополнительные занятия по ручному труду кружок «Творческая мастерская». Изготовление полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышает интерес к работе, активность, способствуют формированию у воспитанников социальных мотивов деятельности. Интересную творческую работу проводим по составлению рисунков картин, поделок. Изготовление различных вещей для создания уюта комнат отдыха и спальных комнат. Изготовление различных поделок и картин для подарков. Цель: формировать умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников. Задачи: - воспитывать трудолюбие, аккуратность; - формирование работать сообща, чувствовать ответственность за свой труд; - развивать творческие способности и стремление к самореализации через различные виды творчества; - воспитать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, в коллективной деятельности. |
Социально-бытовая ориентация и культура поведения и общение | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения само название этого направления заключает в себе его направленность – социально-бытовую ориентировку обучающихся, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у обучающихся необходимых для этого знаний и умений. Доказано, что успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовывать свой быт. Цель: создание психолого-педагогических условий для всесторонней подготовки, обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Задачи: - формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников; - повышать уровень общего развития обучающихся; - развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями; - воспитывать трудолюбие, аккуратность. |
Здоровый и безопасный образа жизни | Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Так же мы руководствуемся распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение. Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация выпускников интернатных учреждений. В процессе реализации данного направления, происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. По нашему мнению, все это, впоследствии, поможет обучающемуся в будущем найти свое место во взрослой жизни. Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся. Задачи: - сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; - научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; - воспитывать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье. |
Каждый блок деятельности планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса-группы. Занятия по блокам проходят 2 раза в неделю и 2 занятия по ручному труду. Блоки чередуются каждую неделю.
Формы и методы реализации программы
В процессе реализации программы могут быть использованы разнообразны формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, конкурс, составление и решение различных тематических кроссвордов.
Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.
В целях коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.
Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.
Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог старается отметить каждого участника, проведенной работы. Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.
Программа по социализации обучающихся предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется
- умение анализировать, сравнивать,
-развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.
Прогнозируемые результаты
Критерии | Показатели | Способы проверки |
Повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире | Должны уметь ориентироваться в окружающем мире, знать мир профессий. | Педагогическое наблюдение; Метод. изучение социализированности личности учащегося М.Н. Рожкова |
Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми | Должны уметь культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях, конструктивно взаимодействовать с окружающими. | Индивидуальное собеседование; Диагностика самоотношения Столина, Полентелеева |
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни | Иметь представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье, умение самостоятельно поддерживать свое здоровье. | Педагогическое наблюдение; Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» |
Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения | Должны уметь применять полученные знания в практической жизнедеятельности, знать доступные приемы труда и правила безопасной работы и гигиены труда. | Педагогическое наблюдение; |
Тематическое планирование
№ | Название блока | Всего часов | 1 год | 2 год |
1 | Трудовая подготовка. | 46 | 22 | 24 |
2 | Ручной труд кружок «Умелые ручки». | 135 | 70 | 65 |
3 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков. | 44 | 20 | 24 |
4 | Здоровый и безопасный образа жизни. | 44 | 22 | 22 |
5 | Итого: | 269 | 134 | 135 |
Календарно- тематическое планирование.
( 1 год обучения)
№ | Кол-во часов | Название блока | Тема и содержание занятия | Время проведения |
1 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Гигиена подростка» беседа врача о правилах личной гигиены | сентябрь |
2 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивная игра «Пионербол» | сентябрь |
3 | 6 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Вязание салфеток на стул | сентябрь |
4 | 1 | Трудовая подготовка | Час общения «Берегите зеленые насаждения» разговор о профессии лесника и чем мы можем помочь природе | сентябрь |
5 | 1 | Трудовая подготовка | Практическое занятие «Осенний букет» составление композиции из сухоцветов | сентябрь |
6 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | «Вежливость слов и поступков» рассуждение детей о культуре поведения | сентябрь |
7 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Дом Культуры» | сентябрь |
8 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Береги здоровье смолоду» рассуждение детей о здоровом образе жизни | сентябрь |
9 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивная игра «Лапта» | сентябрь |
10 | 1 | Трудовая подготовка | Час общения «Все профессии важны», рассуждение о различных видах профессий и о их важном значении | октябрь |
11 | 1 | Трудовая подготовка | хозяйственно- трудовой десант «Уборка пришкольного участка» | октябрь |
12 | 5 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Вязание носок | октябрь |
13 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | игра на знание этикета «Что? Где? Когда?» | октябрь |
14 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Библиотека» | октябрь |
15 | 5 | Ручной труд кружок « Умелые ручки» | Изготовление картин для подарков в технике витраж | октябрь |
16 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Стрессовые ситуации, пути выхода из них» рассуждения детей о правильном выходе из трудных жизненных ситуаций | октябрь |
17 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивная игра «Футбол» | октябрь |
18 | 1 | Трудовая подготовка | Час общения «Любой труд в почете», диспут о важности той или иной профессии | октябрь |
19 | 1 | Трудовая подготовка | Агитбригада «Тепло и уют моего дома», создание уюта спальных комнат | октябрь |
20 | 6 | Ручной труд кружок « Умелые ручки» и др. | В течение года | |
21 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Моделирование ситуации «Поездка в город Смоленск» | ноябрь |
22 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Почта» | ноябрь |
23 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | час общения «Здоровый образ жизни» | ноябрь |
24 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Соревнования между классами «Веселые старты» | ноябрь |
25 | 2 | Трудовая подготовка | Диспут « Почему все должны трудиться», рассуждение детей о необходимости труда в быту Проведение анкетирования «Мир моих увлечений» | ноябрь |
26 | 8 | Ручной труд кружок «Умелые ручки » | Изготовление подарков для Нового года | декабрь |
27 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Моделирование ситуации «Мы – покупатели» | декабрь |
28 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Сюжетно-ролевая игра «Продовольственный магазин» | декабрь |
29 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Практическое занятие «тренировочные упражнения по профилактике гриппа и простудных заболеваний» | декабрь |
30 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивная игра «Регби» | декабрь |
31 | 2 | Трудовая подготовка | Час общения «Профессии нашего края», выступления детей, какие профессии им знакомы | декабрь |
32 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Моделирование ситуации «Первая помощь до прихода врача» | декабрь |
33 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Поселковый совет» | декабрь |
34 | 7 | Ручной труд кружок « Умелые ручки» | январь | |
35 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | «Наркотики и их последствия для здоровья» диспут-рассуждение, почему наркотики это вред | январь |
36 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Практическое занятие «Мой любимый вид спорта» рисунок | январь |
37 | 2 | Трудовая подготовка | Акция «В гостях у Мой-додыра», выставка рисунков о личной гигиене | январь |
38 | 2 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | час общения «Культура общения юноши и девушки», диспут-рассуждение, об этикете | январь |
39 | 7 | Ручной труд кружок « Умелые ручки» | Техника граттаж | февраль |
40 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивная игра «Баскетбол» | февраль |
41 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Оздоровительная прогулка «Катание с горы на санках» | февраль |
42 | 1 | Трудовая подготовка | Час общения «Чему нас учат в школе», какие навыки общественно-полезного труда приобрели в школе | февраль |
43 | 1 | Трудовая подготовка | Зимние забавы лепка снежных фигур | февраль |
44 | 8 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Вязание мягкой игрушки «Тигра» | март |
45 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Изготовление подарков к празднику, посвященному международному женскому дню 8 марта | март |
46 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Сюжетно-ролевая игра «Такси. Вызов такси по телефону» | март |
47 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | час общения «Алкоголь и его пагубное влияние на организм» рассуждение о том алкоголизм это болезнь или вредная привычка | март |
48 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивная игра «Лапта» | март |
49 | 2 | Трудовая подготовка | Сочинение-рассуждение «Профессии моих родителей»; диспут-рассуждение по работам детей | Март |
50 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | «Хулиганство это социальное зло» рассуждение о правонарушениях и их последствии | март |
51 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Беседа с участковым об ответственности за правонарушения | март |
52 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | КВН «Спорт – это жизнь» | март |
53 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | День здоровья «Бегай быстрей, прыгай дальше…» малая олимпиада по легкой атлетике | апрель |
54 | 8 | Ручной труд кружок « Умелые ручки» | апрель | |
55 | 1 | Трудовая подготовка | Трудовой десант «Порядок и чистота в комнате» | апрель |
56 | 1 | Трудовая подготовка | Трудовой десант «Уборка пришкольного участка» | апрель |
57 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Диспут «Юный бизнесмен», разговор о том, как можно открыть свое дело | апрель |
58 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения «Эти вредные привычки» разговор, о культуре поведения в обществе | апрель |
59 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Определение ЗОЖ» рассуждение о правильном питании | апрель |
60 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивное занятие «Полоса препятствий» | апрель |
61 | 2 | Трудовая подготовка | Трудовой десант «Огород» работа на пришкольном участке | апрель |
62 | 10 | Ручной труд кружок « Умелые ручки» | По плану | май |
63 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Диспут «Отдых на природе» как нужно себя вести в пути, общение и поведение | май |
64 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения «Как вести себя в незнакомом обществе» | май |
65 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Викторина «Безопасность движения» | май |
66 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивное занятие дружеская встреча по футболу | май |
67 | 2 | Трудовая подготовка | Общественно-полезный труд на пришкольном участке «Мой любимый дворик» | май |
Календарно – тематическое планирование.
№ | Кол-во часов | Название блока | Тема и содержание занятия | Время проведения |
1 | 1 | Трудовая подготовка | Час общения «Наши планы – наши дела», рассуждения детей о дальнейших планах на жизнь | сентябрь |
2 | 6 | Ручной труд кружок « Умелые ручки» | Роспись баночек для карандашей | сентябрь |
3 | 1 | Трудовая подготовка | Агитбригада «Огород» работа на пришкольном участке | сентябрь |
4 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения «Культура общения юноши и девушки» рассуждение о правилах этикета | сентябрь |
5 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Сюжетно-ролевая игра «Молодежная вечеринка» | сентябрь |
6 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Беседа врача «Красота – это здоровье» | сентябрь |
7 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Легкоатлетические соревнования «Хочешь быть здоровым, будь им» | сентябрь |
8 | 1 | Трудовая подготовка | «Где и кто должен трудиться» диспут о важности образования при трудоустройстве | сентябрь |
9 | 1 | Трудовая подготовка | Агитбригада «Кем быть» | сентябрь |
10 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения «Поговорим про настроение», учимся управлять своими эмоциями | октябрь |
11 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Почта» | октябрь |
12 | 5 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление абажура для торшера | октябрь |
13 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Профилактика вредных привычек» рассуждение, о том можем ли мы самостоятельно избавиться от вредных привычек | октябрь |
14 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивное мероприятие «ФизкультУра» | октябрь |
15 | 1 | Трудовая подготовка | «Как надо жить прожить», диспут о важности профессии в жизни каждого из нас | октябрь |
16 | 1 | Трудовая подготовка | Акция «Помоги школе» (мелкий ремонт школьного оборудования) | октябрь |
17 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | «Общество прав потребителей»рассуждение о том, куда можно обратиться при обмане или не правильном обслуживании | октябрь |
18 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Тренировочные упражнения по заполнению бланков (бандероли, посылки, на отправление денежных переводов и др.) | октябрь |
19 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Здоровье береги смолоду», рассуждение о правильном образе жизни | ноябрь |
20 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Дружеская встреча по волейболу | ноябрь |
21 | 6 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление вязаных пуфиков для уюта групповой комнаты. | ноябрь |
22 | 1 | Трудовая подготовка | Диспут «Менеджер своей жизни», как самому построить свою жизнь | ноябрь |
23 | 1 | Трудовая подготовка | Экономическая игра «Ва-банк» | ноябрь |
24 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения «Я и другие. Общение и конфликт», умение войти в коллектив, быть мобильным | ноябрь |
25 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Магазин» | ноябрь |
26 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Не будь врагом себе! Выбирай здоровый образ жизни» | декабрь |
27 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивная игра «Регби» | декабрь |
28 | 8 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление мягких игрушек сувениров для новогодних подарков | декабрь |
29 | 1 | Трудовая подготовка | Практическое занятие «Парад профессий», подбор информации о профессиях для составления буклета | декабрь |
30 | 1 | Трудовая подготовка | Практическое занятие: составление буклета по профессиям | декабрь |
31 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Беседа-рассуждение «Услышать сердце человека», высказывание детей о милосердии | декабрь |
32 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Дом престарелых » | декабрь |
33 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Беседа мед. работника «Рациональное питание» | декабрь |
34 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Практическое занятие «Здоровая пища для всей семьи», составление меню на день, изготовление салата | декабрь |
35 | 7 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление вязаного панно «Лоза винограда» для декорации стен | январь |
36 | 1 | Трудовая подготовка | Беседа «Твой выбор», рассуждение детей о своей будущей карьере | январь |
37 | 1 | Трудовая подготовка | Экскурсия «ПТУ 47», учебное заведение | январь |
38 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения «Семья – это…», рассуждение детей о правах и обязанностях членов семьи | январь |
39 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | «Семейный Кодекс РФ» изучение прав | январь |
40 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Диспут «Алкоголь в компании», рассуждение на тему как алкоголь влияет на неокрепший организм | январь |
41 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Конкурс листовок «Алкоголь и подросток» | январь |
42 | 7 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление вязаных прихваток для подарков к 8 марта | февраль |
43 | 1 | Трудовая подготовка | «Твоя профессиональная карьера (швея, столяр)», рассуждение о профессиях с которой их знакомят в школе | февраль |
44 | 1 | Трудовая подготовка | Практическое занятие «Лепка снежных фигур», воплощение детских фантазий | февраль |
45 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Практикум «Деловое письмо» (заявление анкета, автобиография) | февраль |
46 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Типография» | февраль |
47 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Беседа врача «Профилактика инфекционных заболеваний» | февраль |
48 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Практическое занятие «Первая медицинская помощь при несчастных случаях» | февраль |
49 | 1 | Трудовая подготовка | оздоровительно-туристическая программа «Слагаемые здоровья» | февраль |
50 | 1 | Трудовая подготовка | Час общения «Труд – право или обязанность. Трудовые права несовершеннолетних» | февраль |
51 | 8 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление вязаных кашпо | март |
52 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Моделирование жизненной ситуации «Оформление покупки в кредит» | март |
53 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Экскурсия «Музей» | март |
54 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | «Режим дня во время подготовки к экзаменам» беседа о правильном поведении во время подготовки к экзаменам | март |
55 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | анкетирование «Твое отношение к вредным привычкам» | март |
56 | 2 | Трудовая подготовка | Час общения «Самая, самая моя любимая профессия» выступления детей по профессиям | март |
57 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Деловая игра «Знание спасает жизнь» | март |
58 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения «Правила безопасного поведения в определенных жизненных ситуациях» | март |
59 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | соревнования между классами «Веселые старты» | апрель |
60 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | «Тренировочные упражнения по профилактике гриппа, простудных заболеваний» | апрель |
61 | 8 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление вязаных горшочков с цветами на прикроватные тумбочки в спальных комнатах | апрель |
62 | 1 | Трудовая подготовка | Диспут «Рынок», рассуждения детей о работе рынка | апрель |
63 | 1 | Трудовая подготовка | сюжетно-ролевая игра «Торговля» | апрель |
64 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | моделирование ситуации «Документы для поступления в училище» практикум по сбору и заполнению документов | апрель |
65 | 1 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Тематическая экскурсия ПТУ 47 | апрель |
66 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивное мероприятие «Тропа здоровья» | апрель |
67 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Практическое занятие «Оказание первой медицинской помощи при прекращении сердечной деятельности» | апрель |
68 | 10 | Ручной труд кружок «Волшебный клубок» | Изготовление вязаных подарков для педагогов к выпускному вечеру | май |
69 | 1 | Трудовая подготовка | Викторина «Все работы хороши» подведение итогов о знании профессий | май |
70 | 1 | Трудовая подготовка | Трудовой десант «Мой любимый уголок пришкольного участка» | май |
71 | 2 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Конкурс плакатов «Мы против СПИДА». Выставка плакатов | май |
72 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Спортивное мероприятие «Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!» | май |
73 | 1 | Здоровый и безопасный образа жизни | Час общения «Правила поведения на воде» | май |
74 | 2 | Трудовая подготовка | Трудовой десант «Огород» | май |
75 | 2 | Социально-бытовая ориентировка и культура поведения подростков | Час общения "Цена жизни — сама жизнь" подготовить учащихся к принятию взвешенных, разумных решений | май |
Таким образом, учебно-воспитательный процесс содействует выполнению миссии «Формирование социально адаптированной личности». Доказано, что комплексный подход к решению данной проблемы предупреждает возникновение вторичных дефектов, которые Л.С. Выготский характеризовал как социальные, возникающие вследствие неблагоприятных социально-педагогических условий.
Используемая литература:
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. Для учителя/под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
- Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
- Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
- Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.:филиал издательства «Просвещение», 2006.
Приложение 1
АНКЕТА ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
1.Представь, что ты приехал в лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
А) мыло
Б) мочалка
В) зубная щетка
Г) зубная паста
Д) полотенце для рук
Е) полотенце для тела
Ж) тапочки
З) шампунь
2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (А) 2 расписание (Б)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
3.Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.
Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
В) Зубы надо чистить утром и вечером.
4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
А) после прогулки
Б) после посещения туалета
В) после того, как заправил постель
Г) после игры в баскетбол
Д) перед посещением туалета
Е) перед едой
Ж) перед тем, как идешь гулять
З) после игры с кошкой или собакой
5. Как часто ты принимаешь душ?
А) каждый день
Б) 2-3 раза в неделю
В) 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
А) положить палец в рот
Б) подставить палец под кран с холодной водой
В) намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой
Г) намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой
КЛЮЧ К АНКЕТЕ ЗОЖ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
ВОПРОС №1.
Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
Мыло(0) Зубная щетка(2) Полотенце для рук (0) Тапочки (2)
Мочалка (2) Зубная паста(0) Полотенце для тела (2) Шампунь (2)
Показатель: Знание правил пользования средствами личной гигиены.
ВОПРОС №2.
На дверях столовой вывесили 2 расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
1 расписание (4) 2 расписание (0)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
Показатель: Осведомленность о правилах организации режима питания.
ВОПРОС №3.
Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:
- Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи (0)
- Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день (0)
- Зубы надо чистить утром и вечером (4)
Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.
ВОПРОС №4.
Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
После прогулки (2) Перед посещением туалета (0)
После посещения туалета (2) Перед едой (2)
После того, как заправил постель (0) Перед тем, как идешь гулять (0)
После игры в баскетбол (2) После игры с кошкой или собакой (2)
Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.
ВОПРОС №5.
Как часто ты принимаешь душ?
Каждый день (4) 2-3 раза в неделю (2) 1 раз в неделю (0)
Показатель: Осведомленность о правилах личной гигиены.
ВОПРОС №6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимися:
30-36 – высокий уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ
24-29 – достаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ
18-23 – недостаточная осведомленность о требованиях ЗОЖ
Меньше 18 – низкий уровень осведомленность о требованиях ЗОЖ
Приложение 2
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
(подготовлен профессором В. Б. Успенским)
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
2. Основной мотив выбора — материальные интересы.
3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...
7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе профессии — возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов. Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:
I | II | ||
1.... | 2.... | ||
3.... | 4.... | ||
6.... | 5.... | ||
7.... | 9.... | ||
8.... | 10.... | ||
11.... | 13.... | ||
12.... | 15.... | ||
16. ... | 18. ... | ||
17.... | 21.... | ||
19.... | 24. ... | ||
20. ... | |||
22. ... | |||
23. ... |
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором — сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0—6 баллов — неготовность;
7—12 баллов — низкая готовность;
13—18 баллов — средняя готовность;
19—24 балла — высокая готовность.
Приложение 3
МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
64
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше Трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Приложение 4
Недописанный тезис
Метод недописанного тезиса выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни. Воспитаннику предлагается заготовленный заранее листок с тезисами, которые необходимо дописать. На ответ отводится ограниченное время (до одной минуты).
· Хорошая жизнь - это...
· Быть человеком - значит...
· Самое главное в жизни...
· Нельзя прожить жизнь без...
· Чтобы иметь друзей, надо...
· Когда никого нет вокруг, я...
· Когда есть свободное время...
· Чтобы стать настоящей личностью, надо...
· Если видишь недостатки человека, надо...
· Я лучше чувствую себя, когда...
· Когда вижу, как мой товарищ совершает что-то дурное, я...
· Бессовестному человеку на свете живется...
· Встретив вежливого человека, я всегда...
· Мне кажется, что взрослые...
· Пожилые люди обычно...
· Лучшее хобби - это...
· Я думаю, что мои родители...
· Я не всегда добросовестно...
· Через пять лет я...
· Через двадцать лет я...
· Я благодарен ...
Посмотрев результаты, педагог группирует мнения подростков: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещественно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по социализации и адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. "Ты не один"
Цель: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе....
Буклет "Социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья"
Материал будет полезен специалистам коррекционных образовательных организаций, а также родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья....
Педагогический проект «Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процес...
Программа социализации и адаптации детей с ОВЗ
описана работа с ОВЗ в школе...
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов
Приказ ДОиМП об итогах конкурса программ образовательных организаций, направленных на социализацию и адаптацию детей-мигрантов...
«Кружковая работа как одно из условий успешной социализации и адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ»
Презентация к выступлению на вебинаре....