Рабочая программа "Воспитай свое сердце"
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа "Воспитай свое сердце" для обучающихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitay_svoe_serdtse_9_klass_-2.docx | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 4» города Смоленска
РАССМОТРЕНО на заседании МО/кафедры руководитель МО/кафедры _______ /Ткачева О.В./ Протокол от 30 августа 2022 г. № 1 | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от 31 августа 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Гимназия №4» от 31.08.2022 № 36-од |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Воспитай свое сердце»
для 9 классов
составитель:
Васильева Дарья Сергеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №4»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Воспитание сердцем» имеет духовно-нравственную направленность, рекомендована в классах социально-экономического и гуманитарного профиля общеобразовательных школ.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной образовательной программы обусловлена тем, что программа расширяет и дополняет школьную программу, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию. Педагогическая целесообразность обусловлена направленностью на развитие личностных особенностей школьников, их профессионального и культурного самоопределения, обеспечение творческой самореализации обучающихся в рамках дополнительного образования.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы «Воспитание сердцем» - развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства. Программа должна помочь приобщить обучающихся к национальным ценностям, традициям (включая региональные социально-культурные особенности); развитие одаренности школьников посредством осуществления вне учебной деятельности, подготовка обучающихся к интеллектуально-творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, создать условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе отечественной культуры
Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:
Обучающие:
- помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;
- развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
- обучить саморегуляции и самоконтролю;
- развивать чуткость к сценическому искусству;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Развивающие:
- развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление;
- развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
- учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
Воспитательные:
- развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
- развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу
Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость, данная программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.
Программа «Воспитание сердцем» включает в себя творческие встречи с представителями различных творческих профессий. Встречи предполагают неформальное общение, включающее в себя игровые элементы, а также творческие мастер – классы. Встречи проходят в онлайн и офлайн формате с учетом текущей эпидемиологической обстановки.
Режим занятий: Программа включает в себя 68 часов и рассчитана на обучающихся 9 классов. Возраст обучающихся 15-16 лет. Форма проведения – групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Срок реализации программы: 1 год
Результаты освоения программы
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур;
- осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
- убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
- давать определения понятий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
- в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Предметные результаты:
- приобретение знаний по истории театрального искусства;
- теоретические знания по работе с пьесами;
- приобретение знаний по процессам построения театральной постановки;
- участие в театральной постановке;
- выступление перед аудиторией.
Содержание с указанием форм организации и видов деятельности.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Содержание программы. Ожидаемые результаты по окончании обучения. Инструктаж по технике безопасности. «Понятие театра»
Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория.
Понятие «театр». Правила поведения в театре и на сцене. Основы театральной культуры. Виды театрального искусства
Раздел 3. История театра
Теория.
Театр Древней Греции. Истоки театра – греческая мифология. Сценическое искусство Древней Греции и его особенности. Театр древнего Рима, его истоки и особенности. Противоборство двух направлений в театре: светского и церковного. Эпоха Возрождения как качественно новое явление в европейской культуре. Гуманистическая драматургия Италии и театр. Особенности английского Возрождения. Ранний английский театр. Французский классицизм и его эстетика. Эпоха Просвещения. Борьба различных художественных направлений в европейском театре XIX века. Русский драматический театр от истоков до XX века.
Раздел 4. Театральная игра
Теория.
Пантонима. Театральная игра
Раздел 5. Ритмопластика
Теория.
Создание образов с помощью жестов, мимики.
Раздел 6. Культура и техника речи
Теория.
Инсценирование. Импровизация. Практическая работа
Раздел 7. Выбор спектакля
Теория.
Онлайн-просмотр и обсуждение спектаклей. Выбор спектакля для работы. Читка
Раздел 8. Теоретические вопросы
Теория.
Образ героя. Характер и отбор действий. Правда переживаний и условность игры в театре. Осанка, походка, бой, падение. Беседа о внешности. Костюмерный цех театра. Работа с музыкантом, художником, хореографом.
Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных театров и самодеятельных коллективов.
Раздел 9. Театральная игра
Теория.
Вводные упражнения. Театральные термины («театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра»). Мимика. Жесты. Пластика. «Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам. «Культура зрителя». «Сценическая речь» и ее задачи. Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе
Раздел 10. Культура и техника речи
Теория.
Мастер класс для учащихся. Творческий мастер класс. Прозаический текст. Диалог. Монолог. Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. Творческий мастер класс
Раздел 11. «Работа над спектаклем»
Теория.
Творческие мастер-классы. Выбор пьесы для инсценировки и обсуждение её с детьми; Работа над отдельными эпизодами в форме этюда с импровизированным текстом; Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов героев. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей; Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен; Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.
Практическая работа: Мастер класс и обсуждение концепции документального кино для учащихся
Раздел 12. Ритмопластика
Теория.
Мастер класс и обсуждение режиссерских приемов для учащихся. Мастер класс и обсуждение работы советских режиссеров для учащихся. Актерский мастер-класс. Репетиция
Практическое занятие: Экскурсия по местам съемок в смоленском драматическом театре
Раздел 13. «Музыкальное развитие»
Репетиция
Раздел 14. «Творческое развитие»
Теория. РепетицииПоказ спектакля
В процессе работы используются следующие формы работы:
- Актёрские тренинги;
- Театральные игры и упражнения;
- Беседы;
- Экскурсии;
- Просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных драматических и кукольных спектаклей;
- Постановка спектаклей.
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый.
Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:
- Показа;
- Рассказа;
- Метод действенного анализа.
Формы аттестации и оценочные материалы
Текущий контроль обучающихся осуществляется на каждом занятии посредством наблюдения.
Промежуточный контроль обучающихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков на практических занятиях.
Промежуточная аттестация – Театрализованное представление.
К концу обучения для каждого учащегося формируется полная картина степени усвоения данной программы.
Тематическое планирование
№ | Формы занятий | Раздел/ количество часов | Тема |
1 | Лекция | Вводная часть (1 час) | «Понятие театра» |
2 | Лекция | Основы театральной культуры (4 часа) | Здравствуй, театр! |
3 | Лекция | Правила поведения в театре и на сцене | |
4 | Лекция | Основы театральной культуры | |
5 | Лекция | Виды театрального искусства | |
6 | Лекция | История театра (12 часов) | Театр Древней Греции. |
7 | Лекция | Истоки театра – греческая мифология | |
8 | Лекция | Сценическое искусство Древней Греции и его особенности. | |
9 | Лекция | Театр древнего Рима, его истоки и особенности. | |
10 | Лекция | Противоборство двух направлений в театре: светского и церковного. | |
11 | Лекция | Эпоха Возрождения как качественно новое явление в европейской культуре. | |
12 | Лекция | Гуманистическая драматургия Италии и театр. | |
13 | Лекция | Особенности английского Возрождения. Ранний английский театр. | |
14 | Лекция | Французский классицизм и его эстетика | |
15 | Лекция | Эпоха Просвещения | |
16 | Лекция | Борьба различных художественных направлений в европейском театре XIX века. | |
17 | Лекция | Русский драматический театр от истоков до XX века. | |
18 | Практикум | Театральная игра (2 часа) | Пантонима |
19 | Практикум | Театральная игра | |
20 | Практикум | Ритмопластика (1 час) | Создание образов с помощью жестов, мимики. |
21 | Практикум | Культура и техника речи (3 часа) | Инсценирование |
22 | Практикум | Импровизация | |
23 | Практикум | Практическая работа | |
24 | Семинар | Выбор спектакля (6 часов) | Онлайн-просмотр и обсуждение спектаклей |
25 | Семинар | Онлайн-просмотр и обсуждение спектаклей | |
26 | Семинар | Онлайн-просмотр и обсуждение спектаклей | |
27 | Семинар | Онлайн-просмотр и обсуждение спектаклей | |
28 | Семинар | Онлайн-просмотр и обсуждение спектаклей | |
29 | Практикум | Выбор спектакля для работы. Читка | |
30 | Лекция | Теоретические вопросы (6 часов) | Образ героя. Характер и отбор действий. |
31 | Лекция | Правда переживаний и условность игры в театре. | |
32 | Лекция | Осанка, походка, бой, падение. Беседа о внешности | |
33 | Лекция | Костюмерный цех театра. | |
34 | Лекция | Работа с музыкантом, художником, хореографом. | |
35 | Практикум | Просмотр и обсуждение спектаклей профессиональных театров и самодеятельных коллективов. | |
36 | Практикум | Театральная игра (6 часов) | Вводные упражнения. Психофизический тренинг. Театральные термины («театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность», «игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра») |
37 | Практикум | Мимика. Жесты. Пластика. | |
38 | Практикум | «Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам | |
39 | Практикум | «Культура зрителя» | |
40 | Практикум | «Сценическая речь» и ее задачи. | |
41 | Практикум | Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в коллективе | |
42 | Практикум | Культура и техника речи (5 часов) | Мастер класс для учащихся |
43 | Лекция | Творческий мастер класс | |
44 | Лекция | Прозаический текст. Диалог. Монолог. | |
45 | Лекция | Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту пьесы: работа над этюдами. | |
46 | Лекция | Творческий мастер класс | |
47 | Лекция | «Работа над спектаклем» (11 часов) | Творческий мастер класс |
48 | Лекция | Творческий мастер класс | |
49 | Лекция | Выбор пьесы для инсценировки и обсуждение её с детьми; | |
50 | Лекция | Работа над отдельными эпизодами в форме этюда с импровизированным текстом; | |
51 | Лекция | Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов героев | |
52 | Лекция | Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей; | |
53 | Лекция | Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен; | |
54 | Лекция | Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением | |
55 | Лекция | Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита. | |
56 | Практикум | Практическая работа | |
57 | Практикум | Мастер класс и обсуждение концепции документального кино для учащихся | |
58 | Практикум | Ритмопластика (5 часов) | Мастер класс и обсуждение режиссерских приемов для учащихся |
59 | Практикум | Мастер класс и обсуждение работы советских режиссеров для учащихся | |
60 | Практикум | Актерский мастер-класс. Репетиция | |
61 | Практикум | Практическое занятие | |
62 | Практикум | Экскурсия по местам съемок в смоленском драматическом театре | |
63 | Практикум | «Музыкальное развитие» (1 час) | Репетиция |
64 | Практикум | Творческое развитие (5 часов) | Репетиция |
65 | Практикум | Репетиция | |
66 | Практикум | Репетиция | |
67 | Практикум | Генеральная репетиция | |
68 | Практикум | Показ спектакля |
Список литературы
- https://fgos.ru/ - Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Приложение № 1
Перечень показателей и критериев для оценивания результатов выполнения программы
| Показатели | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
1 | Теоретические знания, предусмотренн ые программой | освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | объем усвоенных знаний составляет более половины знаний, предусмотренных программой за конкретный период | овладел менее, чем половина объема знаний, предусмотренных программой за конкретный период |
2 | Владение специальной терминологией | специальные термины понимает и употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием | допускает ошибки в употреблении специальных терминов | избегает употребления специальных терминов |
3 | Умение участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения | самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения | участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога, иногда сам строит доказательства | испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога |
4 | Умение выступать перед аудиторией | самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию | готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога, иногда стесняется | испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации, часто старается быть меньше на виду |
5 | Умение планировать и организовывать работу, эффективно распределять и использовать время | самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время | планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога | испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спектакль о вреде курения "Прислушайся к своему сердцу..."
Сценарий спектакля о вреде курения, который ориентирован на детей 5-8 классов....
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" (Творчество Б.Окуджавы)
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" посвящено творчеству поэта-барда Булата Окуджавы. Цель мероприятия познакомить с биографией удивительного поэта, а также с его творческим наслед...
Сценарий праздника «Согреть своим сердцем» (ко Дню пожилого человека)
ЦЕЛИ: Развитие чувства благодарности, уважения к старшему поколению; Раскрытие личности ребенка, его творческие способности, художественного и эстетического вкуса, культуры речи и выразительного ч...
Классный час "Научите свое сердце добру"
Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения; развивать умения отличать плохое от хорошего; сформировать в сознаниии детей понятие "доброта"; расширить з...
Урок-исследование "Сохрани в своем сердце любовь"
Урок строится на анализе материалов (Интернет источников, краеведческой литературы и т.д.) о белгородских храмах. При подготовке к уроку создается презентация - коллективное творчество учителя и учащи...
«Обрати свое сердце к книгам».
Мероприятие призвано способствовать расширению кругозора, воспитанию любви и бережного отношения к книгам....
ВСЛУШАЙТЕСЬ В НЕЕ НЕ ТОЛЬКО СВОИМ СЛУХОМ, НО И ВСЕМ СВОИМ СЕРДЦЕМ
Презентация к уроку...