ДОП "Волшебный квиллинг"
рабочая программа
“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_volshebnyy_kvilling.docx | 48.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебный квиллинг»
Адресат программы: обучающиеся 6-10 лет
Срок реализации: 3 недели
Уровень: ознакомительный
Разработчик(и) программы:
Демидович Эльвира Андреевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета
Тайшет, 2022 год.
Содержание
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность
1.3. Отличительные особенности программы
- Содержательный раздел
2.1. Организация образовательной деятельности
2.2. Содержание образовательной деятельности
2.3. Планируемые результаты освоения программы
2.4. Формы подведения итогов реализации программы
- Организационный раздел
3.1. Приемы и методы работы с детьми
3.2. Условия реализации программы
- Список литературы
Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квиллинг» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
8. Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета (приказ №11/1 от 30.01.2017)
Программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Новизна программы состоит в том, что она направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Теперь занятия будут проходить по подгруппам, что даёт больше времени уделить внимание для индивидуальной работы с кружковцами.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Отличительные особенности программы.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы по программе «Волшебный квиллинг» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Адресат программы.
Программа адресована обучающимся 6–10 лет, проявляющим интерес к технике «Квиллинг», к созданию различных композиций. В ДТО принимаются все желающие без предварительного отбора. Комплектование групп осуществляется на добровольной основе. Количество детей в группах не должно превышать 13 человек, допускается наличие разновозрастных групп в зависимости от стартовых возможностей.
Программа составлена с учетом психолого-педагогических особенностей детей от 6 до 10 лет. Для данного возраста характерно:
- проявление элементов произвольности всех психических процессов;
- общение с взрослым вне ситуативно-личностное;
- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой;
- проявление творческой активности во всех видах деятельности, развитие фантазии.
Срок освоения программы – 3 недели.
Форма обучения – очная.
Форма организации занятия – групповая.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 учебных часа с 10 минутным интервалом. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Занятия включают в себя как теорию, так и практику.
Виды занятий: практические занятия, мастер- классы, лекции, презентации.
Цель: освоить элементарные приемы техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- обучать различным приемам работы с бумагой.
- формировать умения следовать устным инструкциям.
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- развивать пространственное воображение.
воспитательные:
- воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В образовательном процессе используются различные методы обучения, педагогические технологии и формы проведения занятий. При их выборе педагог учитывает уровень подготовки детей и их возраст, а также характер содержания изучаемого программного материала.
Объем программы: 10 часов.
Содержание программы.
Программа состоит из 3 тем:
Вводное занятие (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)
Знакомство друг с другом. Правила поведения во время занятий. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
1. Изготовление основных элементов квиллинга, плотная спираль, капля (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)
2. Изготовление ажурных форм: глаз, лист (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)
3. Цветочная композиция (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)
Итоговое занятие (кол-во часов -2: теория- 1, практика- 1)
Итоговое занятие проводится в виде выставки, где обучающиеся демонстрируют свои изделия. На выставку могут быть приглашены родители и обучающиеся центра других творческих объединений. В ходе мероприятия педагог просматривает изделия и заносит результаты в оценочный лист.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся будут знать :
- различные приемы работы с бумагой;
- основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- следовать устным инструкциям;
будут уметь:
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;
Личностные результаты:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;
- владение социальными нормами и правилами поведения, ценностные
ориентиры, толерантность по отношению к другим;
- развитие качеств творческого мышления.
Учебно-тематическое планирование
Название | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. История квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | 1 | 1 | Беседа, просмотр наглядных материалов. |
1. Изготовление основных элементов квиллинга, плотная спираль, капля. | 2 | 1 | 1 | Изучение нового материала.Практическая работа |
2. Изготовление ажурных форм: глаз, лист. | 2 | 1 | 1 | Изучение нового материала.Практическая работа |
3. Цветочная композиция. | 2 | 1 | 1 | Изучение нового материала.Практическая работа |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Итоговая диагностика. Выставка работ. |
Всего часов: | 10 | 5 | 5 |
Календарный учебный график
Раздел | 01.06 | 03.06 | 08.06 | 10.06 | 15.06 |
Вводное занятие | 2 | ||||
1.Изготовление основных элементов квиллинга, плотная спираль, капля. | 2 | ||||
2.Изготовление ажурных форм: глаз, лист. | 2 | ||||
3.Цветочная композиция. | 2 | ||||
Итоговое занятие. Итоговая аттестация | 2 |
Оценочные материалы и формы контроля
Освоение программного материала предполагает проведение только текущего контроля, проводимого в форме практической работы (изготовление изделия). Методом контроля является педагогическое наблюдение и собеседование, самоанализ, по результатам которых заполняется оценочный лист.
Оценочный лист
Ф.И.______________ __лет
Критерии оценки | баллы | примечание | |||
3 | 2 | 1 | |||
1. | Техника безопасности | ||||
2. | Освоение техники «Квиллинг» | ||||
3. | Умение использовать инструкции, схемы | ||||
5. | Аккуратность | ||||
Итого |
3 балла - наблюдаемое качество проявляется в полной мере, ребенок выполняет задание без посторонней помощи;
2 балла – наблюдаемое качество ребенок проявляет частично, при выполнении практической работы нуждается в незначительной помощи педагога;
1 балл – наблюдаемое качество не проявляется, при выполнении практической работы ребенок нуждается в значительной или постоянной помощи педагога;
На основании суммы баллов определяются уровни освоения учебного материала:
Высокий уровень – 15 (14)
Средний уровень – 13 (10)
Допустимый – 9 (5)
Методические материалы
Основная форма организации занятий – групповая, по характеру деятельности – практическая работа.
В образовательном процессе реализуются следующие педагогические принципы:
- посильности обучения, т.е. соответствие предлагаемого содержания и форм обучения особенностям, возможностям, интересам учащихся;
- последовательности, упорядоченности, т.е. обучение от простого к сложному;
- опоры на наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;
- обучение в игре, игра делает процесс познания легким и понятным для ребенка, создает радостный эмоциональный фон занятия;
- самостоятельности т.е. максимально возможной на данном этапе обучения организации всех видов работы, которые учащийся может выполнить сам;
Методы и приемы обучения
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- групповая (при выполнении коллективной работы каждая группа выполняет определенное задание)
- индивидуальная (каждый ребёнок делает свое изделие)
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Методы проведения занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция )
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу, показ педагогом)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Методы работы с обучающимися на занятиях:
- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работ)
- групповой (организация работы в группах)
- индивидуальный (индивидуальное выполнение работы)
Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации)
- репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности)
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)
- исследовательский (самостоятельная творческая работа)
Алгоритм учебного занятия
I. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).
II. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.
III. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в обычном учебном кабинете, оборудованном мебелью соответствующей возрастным физическим данным обучающихся.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Инструменты и расходные материалы (обучающиеся приобретают самостоятельно):
В работе используется:
- полоски для квиллинга
Инструменты:
- инструмент для квилинга
- ножницы,
- клей карандаш
- клей ПВА
Список литературы для педагога
- Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. – сост. Е. Р. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграф.издат, 2011. – 32 с.: ил.
- Мититеелло, К. Чудо – аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителлю. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 64 с.: ил.
- Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. – 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,– 120 с.: ил.
Список литературы для обучающихся
1.Наши руки не для скуки. Карнавал. Маски, Костюмы. Москва, «РОСМЭН», 2015 год.
2.Т.М.Геронимус «Урок труда» (Я всё умею делать сам). Учебный комплект для начальной школы 4 класс, «АСТ – Пресс», 2014 год
3.А.Бахметов; Т. Кизяков «Очумелые ручки», Москва, «РОСМЭН», 2014 год.
Перечень используемых мультимедийных презентаций
- Презентация «Азы квилинга»
- Презентация «История возникновения квиллинга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер-класса по квиллингу
Данная презентация использовалась для проведения открытого муниципального внеклассного мероприятия....
Презентация занятия в технике "Квиллинг"
Знакомство с помощью презентации с техникой "Квиллинг"...
Искусство Квиллинга
Презентация содержит мастер - класс о создании открыток в этой технике....
Презентация к уроку технологии: Квиллинг
Дидактический материал к урокам технологии....
Квиллинг. Выполнение кота в технике квиллинг.
Поэтапное описание изготовления кота в технике квиллинг....
Конспект занятия «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга»
Конспект вводного занятия по теме: «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга» может быть использован на занятиях кружка или внеурочной деятельности....
Новогодние игрушки в технике квиллинг. Часть 1. Контурный (плоский) квиллинг. Рождественский ангел.
В презентации представлена подробная инструкцияя по изготовлению новогодней игрушки Рождественский ангел в технике контурного квиллинга....