ДОП "Мультипликация"
рабочая программа
От слова к картинке, от картинки к звуку, от звука к движению, от движения к одушевлению- это искусство создания экранной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_multiplikatsiya.docx | 50.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мультипликация»
Адресат программы: школьники 5-12 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Демидович Эльвира Андреевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета
Тайшет, 2020 год.
Содержание
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Актуальность, педагогическая целесообразность
1.3.Отличительные особенности программы
- Содержательный раздел
2.1.Организация образовательной деятельности
2.2. Содержание образовательной деятельности
2.3.Планируемые результаты освоения программы
2.4.Формы подведения итогов реализации программы
- Организационный раздел
3.1.Условия реализации программы
3.2.Приемы и методы работы с детьми
- Список литературы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мультипликация» разработана в соответствии с положением о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшета приказ №11/1 от 30.01.2017 г.
Программа имеет техническую направленность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Отличительные особенности программы
Создание анимационных фильмов решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал обучающихся, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Срок освоения программы.
Программа «Мультипликация» для детей 5-12 летнего возраста реализуется за 1 год обучения (9 месяцев, 36 недель, 144 часа).
Форма обучения - очная.
Режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
Цель: создать условия для познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
- познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
- формировать художественные навыки и умения;
- поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
развивающие:
-развивать творческое мышление и воображение;
-развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
-способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
-развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
воспитательные:
-воспитывать чувство коллективизма;
-поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
-воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Объем и содержание программы
Общее количество часов по программе – 144 часа в год.
Программа состоит из 8 разделов:
Все о мультипликации (18 часов) Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» Рассказ об истории анимации и мультипликации. Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов. Парад мультпрофессий. Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме «В гостях у режиссера Мультяшкина» Подвижная игра «Отгадай профессию» Как оживить картинку. Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках. Игра по созданию мультфильма на бумаге «Живой блокнот». Создаём название мультстудии.«Заставка» в технике перекладка. Все вместе придумываем название своей мульт-группы. Вырезаем или вылепливаем из пластилина буквы которые есть в название. Покадровая съёмка движения букв. Монтаж и наложение звука. Просмотр.
Кукольная анимация (16 часов) История кукольной анимации. Придумывание сюжета. Просматривают кукольные мультфильмы. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. Для чего нужны декорации? Подготовка декораций. Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев. Съемка мультфильма Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Озвучиваем мультфильм. Монтаж. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами»
Плоскостная анимация «Волшебный праздник» (20 часов) История на бумаге. Придумывание сюжета. Беседа о технике перекладки. Дети просматривают фильм, сделанный в данной технике (Ю.Норштейн «Сказка сказок») Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» Как герои двигаются? Изготовление подвижных фигурок из картон. Дети придумывают характерные особенности главных персонажей. Практическая работа по рисованию в парах. Мозговой штурм: предлагают идеи по анимации мимики героев мультфильма. Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций. Повторяют сюжет придуманной сказки. Работа в микро группах: рисуют и вырезают фон и декорации. Игра «Найди отличия» Мы – аниматоры. На готовый фон кладут нарисованных персонажей, передвигают их, в зависимости от сценария, фотографируя каждое движение персонажа. Игра «Раз картинка, два картинка» Мы -звукорежиссеры. Монтаж фильма. Игра «Говорим разными голосами» При помощи звукоподражательных игр продолжают узнавать о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Продолжают выразительно произносить закадровый текст.
Создание пластилинового мультфильма по мотивам русских народных сказок (16 часов)
Беседа на тему «Выбор сюжета для пластилинового мультфильма». Работа по подготовке сценария мультфильма.
Чтение русских народных сказок, коротких по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра с использованием «Узнай персонажа». Разработка сценария первого пластилинового мультфильма.
Жили-были дед и баба…
Создание персонажей мультфильма и декораций. Работа в микрогруппах: подготовка пластилина, вылепливание фигур, моделирование поз и мимики. Дидактическая игра «Фантазеры»
Сказка оживает.
Практическая работа в группах. Подбор освещения, компоновка кадра. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Осмотр материала съемки.
Озвучиваем мультфильм. Монтаж.
Речевая разминка «Эхо» При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст, отбирать из предложенных вариантов подходящую по смыслу музыку.
Лего-анимация (18 часов)
Лего фигурки в мультфильмах. Придумывание сюжета. Просматривают мультфильм, изготовленный из конструктора «Лего». Разрабатывают совместно со взрослым сценарий будущего мультфильма. Распределяем роли. Игра «Паровозик предложений» Как фигурки передвигать? Построение декораций фона, подборка героев Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Подбор героев. Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Покадровая съёмка. Озвучивание героев. Монтаж. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» Записываем голоса героев
Сыпучая анимация «Рисовая история» (12 часов) Из чего можно сделать мультик? Создание рисовой истории. Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» Использование крупы в мультипликации. Подборка музыкального сопровождения и просмотр готового мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажей в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру
Песочная анимация «Вальс цветов» (20 часов) Песочные истории. Придумывание сюжета. Ритуал входа в песочную страну. Знакомство с правилами безопасности при играх с песком. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма. Живой песок. Рисование на песке. Постройка игрового пространства. Основные техники песочного рисования. Игра «Нарисуй свое настроение» Ожившие картины. Съёмка песочной истории. Подбор освещения, компоновка кадра. Организация фиксации. Процесс съемки. Как «поёт» песок? Подборка музыкального сопровождения. Монтаж. (Выбор звуков и музыкального сопровождения.
Объёмная анимация «На другой планете» (24 часов) Использование различных техник в одном мультфильме. Придумывание сюжета. Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол. Подготовка декораций из различных материалов. Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Как музыка влияет на характер сюжета? Озвучивание и монтаж. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами»
Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся знают и умеют: - видеть идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие); - наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах; -как создавать мультфильмы в предложенных педагогом техниках; -осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы; -самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов освоения программы являются мероприятия, где обучающиеся демонстрируют свои достижения:
- запись и демонстрация мультфильмов.
- проведение мастер-классов "Дети детям"
- создание фотоальбома "Как рождается мультфильм"
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов | В том числе | |||||||||||
теоретических | практических | |||||||||||||
I. | Все о мультипликации. | 18 | 4 | 14 | ||||||||||
1.1 | Вводное занятие: «Путешествие в мир мультипликации» | 2 | 1 | 1 | ||||||||||
1.2 | Парад мультпрофессий. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
1.3 | Как оживить картинку. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
1.4 | Создаём название мультстудии. «Заставка» в технике перекладка. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
II. | Кукольная анимация. | 16 | 3 | 13 | ||||||||||
2.1 | История кукольной анимации Придумывание сюжета | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
2.2 | Для чего нужны декорации? Подготовка декораций | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
2.3 | Как куклы двигаются? Подготовка кукол-героев Съемка мультфильма | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
2.4 | Озвучиваем мультфильм. Монтаж. | 4 | 4 | |||||||||||
III. | Плоскостная анимация «Волшебный праздник» | 20 | 3 | 17 | ||||||||||
3.1 | История на бумаге Придумывание сюжета | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
3.2 | Как герои двигаются? Изготовление подвижных фигурок из картона | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
3.3 | Для чего нужны декорации? Подготовка листов декораций | 4 | 4 | |||||||||||
3.4 | Мы - аниматоры | 4 | 4 | |||||||||||
3.5 | Мы - звукорежиссеры. Монтаж фильма. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
IV. | Создание пластилинового мультфильма по мотивам русских народных сказок. | 16 | 4 | 12 | ||||||||||
4.1 | Беседа на тему «Выбор сюжета для пластилинового мультфильма». Работа по подготовке сценария мультфильма. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
4.2 | Жили-были дед и баба… | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
4.3 | Сказка оживает. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
4.4 | Озвучиваем мультфильм. Монтаж. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
V. | Лего-анимация. | 18 | 2 | 16 | ||||||||||
5.1 | Лего фигурки в мультфильмах. Придумывание сюжета. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
5.2 | Как фигурки передвигать? Построение декораций фона, подборка героев | 4 | 4 | |||||||||||
5.3 | Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
5.4 | Озвучивание героев. Монтаж. | 4 | 4 | |||||||||||
VI. | Сыпучая анимация «Рисовая история». | 12 | 2 | 10 | ||||||||||
6.1 | Из чего можно сделать мультик? Создание рисовой истории. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
6.2 | Использование крупы в мультипликации. Подборка музыкального сопровождения и просмотр готового мультфильма. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
VII | Песочная анимация «Вальс цветов» | 20 | 4 | 16 | ||||||||||
7.1 | Песочные истории. Придумывание сюжета. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
7.2 | Живой песок. Рисование на песке. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
7.3 | Ожившие картины. Съёмка песочной истории. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
7.4 | Как «поёт» песок? Подборка музыкального сопровождения. Монтаж. | 4 | 1 | 3 | ||||||||||
VIII | Объёмная анимация «На другой планете». | 24 | 4 | 20 | ||||||||||
8.1 | Использование различных техник в одном мультфильме. Придумывание сюжета. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
8.2 | Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол. Подготовка декораций из различных материалов. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
8.3 | Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
8.4 | Как музыка влияет на характер сюжета? Озвучивание и монтаж. | 6 | 1 | 5 | ||||||||||
Итого часов: | 144 | 26 | 118 |
Календарный учебный график
Раздел/месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 16 | 2 | |||||||
Раздел 2 | 16 | ||||||||
Раздел 3 | 18 | 2 | |||||||
Раздел 4 | 14 | 2 | |||||||
Раздел 5 | 10 | 8 | |||||||
Раздел 6 | 8 | 4 | |||||||
Раздел 7 | 12 | 8 | |||||||
Раздел 8 | 8 | 16 | |||||||
Промежуточная/итоговая аттестация | |||||||||
Всего | 16 | 18 | 18 | 16 | 12 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Условия реализации программы
Занятия могут проводиться на базе ОУ или на базе учреждения дополнительного образования.
Приемы и методы работы с детьми
Основной технологией обучения в программе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Занятия строятся в форме игры.
Методы обучения, применяемые при реализации данной программы:
1.Словесный метод - беседа.
2.Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
3.Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
4.Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
5.Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
6.Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы
Наглядные пособия | Материалы | Инструменты |
Презентация | Бумага, картон | Карандаш |
Видео материалы | Пластилин | Ножницы |
Песок, рис | Цветные карандаши |
Работа с родителями:
- выступление на родительских собраниях
- индивидуальные беседы, консультации, рекомендации
- привлечение родителей для организации воспитательных мероприятий внутри творческого объединения
Список литературы
1. Иткин В.Д. Что делает мультипликационный фильм интересным
/ В.Д. Иткин // Искусство в школе.- 2016.- № 1.-с.52-53.
2. Зейц М.В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница
/М.В. Зейц.- М.: ИНТ, 2010.-252 с.
3. Кудрявцева В.В. Создать атмосферу сказки /В.В. Кудрявцева
// Искусство в школе. – 2009.-№. 3.-с.23-24.
4. Куприянов Н.Н. Занятия анимацией – «витамин игры» /Н.Н. Куприянов// Искусство в школе.- 2011.- №. 4.-с.15-16.
5.Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации.
Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» П.И.Анофриков.-Новосибирск, 2008-20с.
6.Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в
технике перекладки. Методическое пособие для начинающих
мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» Д.В.Велинский.-Новосибирск,2009.-34с.
7.Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей Ю.Е.Красный, Л.И.Курдюкова.-Москва.,2010.-175с.