Статья "Из опыта работы с материалами музея "А музы не молчали..."
статья

Представление опыта работы в музее. Аналитическая работа над произведениями живописи. Работа над музыкальными рукописями времени Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odod_tezisy_vystupleniya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы с материалами музея «А музы не молчали…

Человек, не имеющий любви к Родине, лишён полноты восприятия жизни.

Патриотическое воспитание имеет два основных направления: научить видеть красоту родной земли и научить ценить то, что для Родины сделали люди: наши предшественники и современники.

В моей статье речь пойдёт о произведениях искусства, посвящённых Великой Отечественной войне, которые хранятся в стенах музея «А музы не молчали», и о различных формах работы с учащимися над этими произведениями.

Среди произведений искусства, находящихся в залах музея, особого внимания заслуживают картины Людвига Симонова. Написаны они по воспоминаниям художника спустя 40 лет после окончания войны и являются своеобразным дневником ребёнка-жителя блокадного Ленинграда. Судьбы блокадных детей, ярко и образно запечатлённые страницы страшного блокадного детства мы видим практически на каждой картине. Задача педагога при работе с учащимися над этими картинами – не просто поверхностно изучить сюжет, а как можно более внимательно всмотреться, вникнуть в средства выразительности и в глубину содержания.

Задание «Подберите названия к картинам» позволяет учащимся выявить в картине главное, её суть. Нередко названия, подобранные учащимися, очень близки к авторскому. Также обращаем внимание на следующие моменты:

- что бросается в глаза при первом взгляде на картину;

- особенности цветовой гаммы, доминирующие цвета (один, несколько, их соотношение), световые акценты;

- что конкретно изображено тёплыми, что холодными тонами;

- где расположен композиционный центр и как строится изображение вокруг него;

- характер линий и их направленность.

Детям интересно сравнивать картины, выстраивать смысловые ряды по определённому принципу, или, наоборот, находить общее в картинах предложенного ряда.

Очень важно, чтобы в каждом элементе анализа мы не просто констатировали факт, а пытались прочитать смысл увиденного.

В музее «А музы не молчали» хранится большое количество нотных изданий времён Великой Отечественной войны, а также нотных рукописей. В основном это песни. Изучение нотных материалов - важное направление работы, остановимся на нём подробнее.

Песенный материал, посвящённый Великой Отечественной войне, условно можно разделить на три группы. Первая группа - это песни широко известные, любимые всеми поколениями, ставшие неотъемлемой частью музыкальной литературы 20 века. Вторая группа - песни, изданные и, вероятно, исполнявшиеся в годы войны, но позднее не переиздававшиеся и незаслуженно забытые. Такие песни мы можем найти во фронтовых песенниках, на открытках военного времени, в публикациях самиздата. Чаще всего напечатана только вокальная строчка - без аккомпанемента. Третья группа - это тот песенный материал, который имеется только в рукописях. Большое количество музыкальных рукописей времён Великой Отечественной войны хранится в фондах музея «А музы не молчали». Чаще всего это наброски, фрагменты, реже песни целиком - законченные и даже художественно оформленные произведения.

Сделаю небольшое отступление. Безусловно, тот факт, что произведение (даже изданное) долгое время не исполнялось, не говорит о его низком художественном уровне. Вспомним историю с наследием Иоганна Себастиана Баха, которое стало возрождаться и звучать спустя почти век после смерти композитора (с момента исполнения Феликсом Мендельсоном «Страстей по Иоанну»).

Учителя и педагоги ОДОД школы №235 им. Шостаковича совместно с сотрудниками музея одной из своих важных задач видят озвучивание песен, представленных в редких печатных изданиях и рукописях, силами хоровых коллективов школы.

Начало этой работе уже положено.  В декабре 2022 года в исполнении сводного хора гимназических классов прозвучала концертная программа под названием «Ожившие мелодии», в которой слушателям было представлено восемь восстановленных по рукописям и редким изданиям песен.

Несколько слов о том, как шла работа над материалом. В оригинале большинство песен рассчитано на взрослых профессиональных исполнителей. Мы адаптировали материал для исполнения двухголосным школьным хором: выбрана удобная тональность, сложные места упрощены, для одноголосных произведений написаны двухголосные обработки. Адаптированные для школьного хора песни изданы в сборнике под названием «Песни, опалённые войной».

Исполнителями были учащиеся с музыкальной подготовкой: в нашей школе есть гимназические классы, где изучаются основы сольфеджио. Однако в упрощённом (одноголосном) варианте песни могут исполняться и в обычных общеобразовательных классах. (Изданный сборник предполагает такой вариант исполнения: мелодия голоса продублирована в аккомпанементе.)

Исполненные песни – лишь малая часть того материала, который содержится в фондах музея. Впереди у учеников и учителей много интересных открытий, а главное – возможность познакомить слушателей с прекрасной музыкой и возродить забытые страницы истории нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А музы не молчали...

Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Великой Победе над фашизмом....

А музы не молчали

Презентация к внеклассному занятию по теме "Песни великого подвига"...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Музы не молчали"

Данный ЦОР может быть использован на уроках истории, литературы, МХК, внеклассных мероприятиях о Великой Отечественной войне....

"А музы не молчали"

Историко - литературный вечер "А музы не молчали" проводился в рамках фестиваля гуманитарных наук...

Литературно-музыкальная композиция "Музы не молчали"

Композиция посвящена 67 годовщине Великой Победы. Участвовали учащиеся 7А, 7Б, 8А классов....

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

А музы не молчали. Внеклассное мероприятие по литературе.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. Для получения презентации необходимо файлы den_pobedy1.zip, den_pobedy2.zip, den_pobedy3.zip переименовать соответственно в файлы den_pobedy.001, den_...