«Формирование знаний по оказанию первой помощи при подготовке учащихся к соревнованиям».
методическая разработка (6 класс)
Формирования знаний по оказанию первой помощи при подготовке обучающихся к соревнованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kornilova_statya.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Корнилова Наталья Евгеньевна,
педагог-организатор
ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
«Формирование знаний по оказанию первой помощи при подготовке учащихся к соревнованиям».
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность формирования знаний по оказанию первой помощи при подготовке обучающихся к соревнованиям.
Ключевые слова: первая помощь
Умение оказать первую помощь пострадавшему - элементарный, но очень важный навык, который в экстренной ситуации может спасти человеческую жизнь. Базовые умения по оказанию первой помощи пострадавшим жизненно необходимы, ведь каждый человек за свою жизнь неоднократно нуждается в оказании первой помощи и сам ее оказывает. Следует помнить, что во время оказания первой помощи пострадавшему определяющим фактором является наличие у «спасателя» знаний в области ОБЖ и умение правильно их применять в экстренной ситуации при ограниченном запасе времени. Актуальность этой темы состоит, на наш взгляд, в том, что непосредственно умения по оказанию первой помощи — это, прежде всего, элементарные действия, не требующие от человека специализированной медицинской подготовки. А проблемой является недостаточное владение обучающимися этими самыми умениями.
Алгоритмами действий по оказанию первой помощи может овладеть любой человек независимо от возраста и образования. Именно поэтому мы считаем, что важнейшая задача при разработке дополнительных общеобразовательных программ, таких как «Основы школы безопасности» — это формирование у учащихся определенных свойств личности, позволяющих в случае чрезвычайной ситуации совершать грамотные действия по оказанию первой помощи пострадавшему. Задача же педагога дать учащимся квалифицированные и современные знания и умения, помочь им в овладении этими умениями, сформировать у учащихся внутреннюю готовность к четким действиям в экстренной ситуации.
Следует отметить, что знания, умения и навык это не одно и тоже, они имеют между собой определенные отличия, соотношение которых показано на рисунке 1.
Знания — это результат познания человеком объективной действительности; умения – это его готовность к выполнению практики на основе полученных познаний; а навыки — это автоматически выполняемые действия, лишенные творчества и стремления к совершенствованию и именно они в данном случае выступают как основа для формирования умений.
Умение |
Освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемы е совокупностью приобретенных знаний и навыков |
Навык |
Действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений |
Знание |
|
Рисунок1. Соотношение понятий: знание-умение-навык
Для того, чтоб какие-либо умения у обучающихся были прочно сформированы необходимо систематическое применение полученных знаний с целью превращения их в умения. Для этого педагогу необходимо разделить общую образовательную цель на несколько мелких задач и разместить их в порядке педагогической значимости, данный метод «разбивки» также успешно применяется для оценки уровня получаемых знаний и умений, учащихся и их возможной корректировки.
Другими словами, после разбивки крупной цели на мелкие задачи педагог успешнее и быстрее способен дать оценку текущим знаниям и умениям обучающихся в каждой конкретной задаче, что позволяет более точно и индивидуально скорректировать их действия. Отметим, что для введения обучающихся в новую тематику педагогу показано использовать такие педагогические методы как:
- демонстрационные образцы
- моделирование и замещение
- устные инструкции
После того, как педагогом произведены необходимые по учебному плану действия, то с учащимися на практике проводится поведенческая сюжетно-ролевая имитация какого-либо действия и таким образом педагог получает реакцию учащихся, которая сообщает ему о том, насколько успешны этапы освоения ими полученного материала и требуется ли им еще дополнительная корректировка. Учащимся же данные практические занятия помогают совместить воедино полученные теоретические знания с демонстрационными, показанными педагогом и превратить их в собственные умения.
На основании вышеизложенного нами была разработана «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы школы безопасности» (далее – программа). Целью которой является формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи при подготовке учащихся к участию в соревнованиях.
Задачи программы:
- формирование знаний, умений и навыков по основам оказания первой помощи;
- закрепление сформированных навыков и знаний по основам оказания первой помощи.
Данная программа является практико-ориентированной, призванной привить обучаемым комплекс навыков и умений, позволяет расширить и углубить знания, получаемые учащимися в рамках школьного курса ОБЖ, физической культуры и предметов естественно-научного цикла, что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условиях жизни.
Эта программа является педагогически целесообразной, так как позволяет функционально подготовить учащихся к обеспечению безопасности жизни в современном быстро меняющемся мире.
При составлении программы использовались направления (программы) по санитарной подготовке, туризму и физической подготовке, положения о проведении детско-юношеских оборонно-спортивных игр «Зарница», «Зарничка» и соревнований «Школа безопасности».
Данная программа предназначена для детей в возрасте 7 - 15 лет. Реализуется в течение 3 лет, в объеме 432 часов (144 часа в год). Занятия проводятся в очной форме, в количестве 4 академических часов в неделю. Проводятся теоретические и практические занятия. Программа также предполагает участие в соревнованиях различного уровня. Учащиеся сформированы в разновозрастные группы, занятия проводятся в группах и индивидуально, состав групп – постоянный. На второй и третий год обучения зачисляются учащиеся успешно закончившие прошедший год обучения.
К третьему году обучения учащиеся должны знать основы оказания первой помощи, основную медицинскую терминологию, характер травм и повреждений. Уметь определить способ оказания помощи и оказать ее, знать различные способы транспортировки и уметь применить в различных ситуациях. Первая помощь при укусах несомых, змей. Первая помощь при ожогах, солнечном ударе, утоплении. Оказывать помощь при переломах, ушибах, растяжениях связок, знать виды шины и способы их наложения, обрабатывать раны. Знать основы использования медицинской аптечки. Различать виды ран и знать, как их обрабатывать, кровотечения и способы их установки Наложение жгута Эсмарха и жгута-закрутки. Оказывать первая помощь при обморожениях и ожогах.
Эффективность данной программы неоднократно доказана призовыми местами на этапах районных и городских соревнований «Школа безопасности», «Зарничка», «Зарница», «Слет юных пожарных».
Литература:
- Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний учащихся». М.: Просвещение., 2004
- Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000
- «Методическим рекомендациям для подготовки команд к городским соревнованиям по медико-санитарной подготовке, слету юных моряков, соревнованиям «Зарница» и «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России» (практическая часть) 2011 год, Гор. ЦГПВ Санкт-Петербург.
- «Методическим рекомендациям для подготовки команд к городским соревнованиям по медико-санитарной подготовке, слету юных моряков, соревнованиям «Зарница» и «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России» (теоретическая часть) 2011 год, Гор. ЦГПВ Санкт-Петербург.
- «Методическими рекомендациями к этапу «Лекарственные растения и съедобные и ядовитые грибы» 2014 год, Гор. ЦГПВ Санкт-Петербург».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»
Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...
Удостоверение №17/15 Протокол №15 заседания комиссии по проверке знаний от 3.05.2018г о проверке знаний по программе «Оказание первой помощи»
Данный документ подтверждает, что я прошла проверку знаний по программе «Оказание первой помощи», 36 часов, май 2018г., АНО Инновационный образовательный центр «Профессион...
Учебный материал по оказанию первой помощи для подготовки к ВОШ по ОБЖ
Материал включает в себя термины и определения по оказанию первой помощи, а также алгоритмы оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях...
Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»
Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»....
Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»
Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»...
"Основы медицинских знаний и оказание первой помощи"
Презентация к уроку в 10 классе по теме "Основы медицинских знаний и оказание первой помощи", в которой представлены следующие аспекты темы: "Основные задачи и понятия в данной сфе...
Практическая работа «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи»
Практическая работа для 10 класса «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи» содержит в себе схему "универсального алгоритма оказания первой помощи" и шесть ситуа...