«Формирование знаний по оказанию первой помощи при подготовке учащихся к соревнованиям».
методическая разработка (6 класс)

Корнилова Наталья Евгеньевна

Формирования знаний по оказанию первой помощи при подготовке обучающихся к соревнованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kornilova_statya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Корнилова Наталья Евгеньевна,

 педагог-организатор

ГБУ ДО ДООЦ «ЦГПВиБЖ» Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

«Формирование знаний по оказанию первой помощи при подготовке учащихся к соревнованиям».

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность формирования знаний по оказанию первой помощи при подготовке обучающихся к соревнованиям.

Ключевые слова: первая помощь

Умение оказать первую помощь пострадавшему - элементарный, но очень важный навык, который в экстренной ситуации может спасти человеческую жизнь. Базовые умения по оказанию первой помощи пострадавшим жизненно необходимы, ведь каждый человек за свою жизнь неоднократно нуждается              в оказании первой помощи и сам ее оказывает. Следует помнить, что во время оказания первой помощи пострадавшему определяющим фактором является наличие у «спасателя» знаний в области ОБЖ и умение правильно их применять в экстренной ситуации при ограниченном запасе времени. Актуальность этой темы состоит, на наш взгляд, в том, что непосредственно умения по оказанию первой помощи — это, прежде всего, элементарные действия, не требующие          от человека специализированной медицинской подготовки. А проблемой является недостаточное владение обучающимися этими самыми умениями.

Алгоритмами действий по оказанию первой помощи может овладеть любой человек независимо от возраста и образования. Именно поэтому мы считаем, что важнейшая задача при разработке дополнительных общеобразовательных программ, таких как «Основы школы безопасности» — это формирование у учащихся определенных свойств личности, позволяющих                    в случае чрезвычайной ситуации совершать грамотные действия по оказанию первой помощи пострадавшему. Задача же педагога дать учащимся квалифицированные и современные знания и умения, помочь им в овладении этими умениями, сформировать у учащихся внутреннюю готовность к четким действиям в экстренной ситуации.

Следует отметить, что знания, умения и навык это не одно и тоже, они имеют между собой определенные отличия, соотношение которых показано           на рисунке 1.

Знания — это результат познания человеком объективной действительности; умения – это его готовность к выполнению практики на основе полученных познаний; а навыки — это автоматически выполняемые действия, лишенные творчества и стремления к совершенствованию и именно они в данном случае выступают как основа для формирования умений.

Умение

Освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемы е совокупностью приобретенных знаний и навыков

Навык

Действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений

Знание

  1. Проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности
  2. Адекватное ее отражение в сознании человека в виде представление, понятий, суждений, теорий

Рисунок1. Соотношение понятий: знание-умение-навык

Для того, чтоб какие-либо умения у обучающихся были прочно сформированы необходимо систематическое применение полученных знаний                с целью превращения их в умения. Для этого педагогу необходимо разделить общую образовательную цель на несколько мелких задач и разместить                                 их в порядке педагогической значимости, данный метод «разбивки» также успешно применяется для оценки уровня получаемых знаний и умений, учащихся и их возможной корректировки.

Другими словами, после разбивки крупной цели на мелкие задачи педагог успешнее и быстрее способен дать оценку текущим знаниям и умениям обучающихся в каждой конкретной задаче, что позволяет более точно                                 и индивидуально скорректировать их действия. Отметим, что для введения обучающихся в новую тематику педагогу показано использовать такие педагогические методы как:

- демонстрационные образцы

- моделирование и замещение

- устные инструкции

После того, как педагогом произведены необходимые по учебному плану действия, то с учащимися на практике проводится поведенческая сюжетно-ролевая имитация какого-либо действия и таким образом педагог получает реакцию учащихся, которая сообщает ему о том, насколько успешны этапы освоения ими полученного материала и требуется ли им еще дополнительная корректировка. Учащимся же данные практические занятия помогают совместить воедино полученные теоретические знания с демонстрационными, показанными педагогом и превратить их в собственные умения.

На основании вышеизложенного нами была разработана «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы школы безопасности» (далее – программа). Целью которой является формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи при подготовке учащихся к участию в соревнованиях.

Задачи программы:

-  формирование знаний, умений и навыков по основам оказания первой помощи;

- закрепление сформированных навыков и знаний по основам оказания первой помощи.

Данная программа является практико-ориентированной, призванной привить обучаемым комплекс навыков и умений, позволяет расширить                     и углубить знания, получаемые учащимися в рамках школьного курса ОБЖ, физической культуры и предметов естественно-научного цикла, что является необходимым в условиях ограниченности учебного времени и меняющихся условиях жизни.

Эта программа является педагогически целесообразной, так как позволяет функционально подготовить учащихся к обеспечению безопасности жизни в современном быстро меняющемся мире.

При составлении программы использовались направления (программы) по санитарной подготовке, туризму и физической подготовке, положения о проведении детско-юношеских оборонно-спортивных игр «Зарница», «Зарничка» и соревнований «Школа безопасности».

Данная программа предназначена для детей в возрасте 7 - 15 лет. Реализуется в течение 3 лет, в объеме 432 часов (144 часа в год). Занятия проводятся в очной форме, в количестве 4 академических часов в неделю. Проводятся теоретические и практические занятия. Программа также предполагает участие в соревнованиях различного уровня. Учащиеся сформированы в разновозрастные группы, занятия проводятся в группах                           и индивидуально, состав групп – постоянный. На второй и третий год обучения зачисляются учащиеся успешно закончившие прошедший год обучения.

К третьему году обучения учащиеся должны знать основы оказания первой помощи, основную медицинскую терминологию, характер травм и повреждений. Уметь определить способ оказания помощи и оказать ее, знать различные способы транспортировки и уметь применить в различных ситуациях. Первая помощь при укусах несомых, змей. Первая помощь при ожогах, солнечном ударе, утоплении. Оказывать помощь при переломах, ушибах, растяжениях связок, знать виды шины и способы их наложения, обрабатывать раны. Знать основы использования медицинской аптечки. Различать виды ран и знать, как их обрабатывать, кровотечения и способы их установки Наложение жгута Эсмарха и жгута-закрутки. Оказывать первая помощь при обморожениях и ожогах.

Эффективность данной программы неоднократно доказана призовыми местами на этапах районных и городских соревнований «Школа безопасности», «Зарничка», «Зарница», «Слет юных пожарных».

Литература:

  1. Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний учащихся». М.: Просвещение., 2004
  2. Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2000
  3. «Методическим рекомендациям для подготовки команд к городским соревнованиям по медико-санитарной подготовке, слету юных моряков, соревнованиям «Зарница» и «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России» (практическая часть)                 2011 год, Гор. ЦГПВ Санкт-Петербург.
  4. «Методическим рекомендациям для подготовки команд к городским соревнованиям по медико-санитарной подготовке, слету юных моряков, соревнованиям «Зарница» и «Школа безопасности» Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России» (теоретическая часть)             2011 год, Гор. ЦГПВ Санкт-Петербург.
  5. «Методическими рекомендациями к этапу «Лекарственные растения и съедобные и ядовитые грибы» 2014 год, Гор. ЦГПВ Санкт-Петербург».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

Удостоверение №17/15 Протокол №15 заседания комиссии по проверке знаний от 3.05.2018г о проверке знаний по программе «Оказание первой помощи»

Данный документ подтверждает, что я прошла проверку знаний  по программе «Оказание первой помощи», 36 часов, май 2018г., АНО Инновационный образовательный центр «Профессион...

Учебный материал по оказанию первой помощи для подготовки к ВОШ по ОБЖ

Материал включает в себя термины и определения по оказанию первой помощи, а также алгоритмы оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях...

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 1 «Алгоритм оказания первой помощи»....

Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»

Теплов К.Б. Оказание первой помощи. ЛЕКЦИЯ 3 «Оказание первой помощи при попадании пищи или инородных тел в трахею. Приём Геймлиха»...

"Основы медицинских знаний и оказание первой помощи"

Презентация к уроку в 10 классе по теме "Основы медицинских знаний и оказание первой помощи", в которой представлены следующие аспекты темы: "Основные задачи и понятия в данной сфе...

Практическая работа «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи»

Практическая работа для 10 класса «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи» содержит в себе схему "универсального алгоритма оказания первой помощи" и  шесть ситуа...