Образовательные программы
методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Туризм" 8-16 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маугли" 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_zadachi_programmy_turizm.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

1. Комплекс основных характеристикпрограммы

1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туризм» имеет туристско- краеведческую направленность и реализуется в рамках модели «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Уровень освоения дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы - базовый.

Базовый уровень предполагает формирование интереса и устойчивой мотивации к занятиям туризмом и освоение базовых знаний, умений, навыков необходимых для этого.

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

10. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области.

11. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования.

12. Постановление администрации города Новокузнецка от 24 июля 2019 года №130 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Новокузнецкого городского округа и определении уполномоченного органа по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Новокузнецкого городского округа». 3

13. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Министерство образования Кузбасса от 04.02.2022 № 1150/07

14. Методические рекомендации по разработке и оформлению образовательной программы организации и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 06.12.2021 г. № 4137).

15. Устав МАУ ДО «Дом детского творчества №1».

Актуальность программы.

Программа «Туризм» является актуальной, потому что разработана на основе изучения потребностей детей и родителей к занятиям туризмом и изучению родного края и всей нашей родины в целом, востребована среди обучающихся.

Отличительная особенность программы.

Программа «Туризм» туристско-краеведческой направленности включает в себя освоение туризма во всех его направлениях, без особых приоритетов ни в одну из известных туристических (скалолазание, альпинизм, турмногоборье, водный туризм), ни в спортивном ориентировании. Сам вид «туризм» подразумевает владение всеми необходимыми возможными элементами приобретенных знаний, умений и навыков туризма во всех его проявлениях.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туризм», в данном направлении, захватывает широкий спектр знаний обучающихся по многим школьным дисциплинам:

 география (работа с компасом, картой);

 ботаника (знание лекарственных растений, подбор трав к чаю, выбор древесины для топлива, сбор ягод, диких плодов);

 анатомия (оказание первой медицинской помощи);

 математика (определение расстояния, размеров геометрическим способом, математические вычисления при работе по составлению меню, маршрутных расчетов);

 история (основа краеведческой подготовки);

 астрономия (ориентирование по небесным светилам, по звездам);

 физкультура (освоение элементов многих видов спорта);

 труд (ремонтные работы, работы по благоустройству лагеря).

1.2. Цели и задачи

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и практико-ориентированную наставническую (педагогическую) деятельность в области туризма и краеведения.

Цель первого года обучения: развитие интереса к туризму, как виду спорта, путешествиям, изучению краеведения, активизация познавательной деятельности, творческой активности.

Задачи первого года обучения:

Обучающие (предметные):

 сформировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время походов, экспедиций; 4

 научить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности, способствовать повышению общего уровня информационной культуры;

 привить умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе.

 Развивающие (метапредметные):

 развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

 способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности;

 развивать творческие способности обучающихся;

 содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Воспитательные (личностные):

 содействовать созданию коллектива единомышленников;

 воспитывать самостоятельность, ответственность; формировать потребность бережного отношения к природе;

 способствовать формированию физической культуры и здорового образа жизни.

Цель второго года обучения: развитие творческого потенциала обучающихсяи укрепление здоровья детей посредством занятий спортивным туризмом и туристскокраеведческой деятельности

Задачи второго года обучения:

Обучающие (предметные):  совершенствование и применение на практике технических, тактических приемов спортивного и горного туризма; работы с личным, групповым и специальным снаряжением, его хранения, и ремонта во время походов, экспедиций;  способствовать повышению общего уровня знаний в области топографии и картографии,географии, основ безопасности жизнедеятельности, психологии;  привить умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе.

Развивающие(метапредметные):

 продолжать развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез), развивать творческие способности обучающихся;  содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Воспитательные (личностные):

 развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, творческое воображение; чувство юмора, способности к самостоятельному составлению плана похода, маршрута, заполнению документов для похода, схем;

 воспитывать самостоятельность, ответственность; формировать потребность бережного отношения к природе и самообразованию;

 учить самостоятельно подбирать и выполнять упражнения для контроля и формирования осанки, укрепления мышц ног и рук, упражнения на снятие мышечного напряжения; .

Адресат программы:

Вся программа «Туризм» рассчитана на обучающихся с 8 до 16 лет. 2 и предусматривает два года обучения.

Количественный состав группы первого года обучения – 10-15 человек, второго – 10-12 человек.

В группу принимаются дети, пришедшие по интересу, в зависимости от желания, без предварительной подготовки. 5

Для обучающихся, уже имеющих подготовку (занимавшихся ранее в школьных туристско-краеведческих кружках или учреждениях дополнительного образования), возможно зачисление по результатам тестирования и проверки практических туристских навыков, спортивной подготовки, в группу соответствующего уровня.

Состав групп является постоянным.

В учебно-тренировочных выездах, походах и соревнованиях состав групп может быть переменным

Объем и срок освоения программы

Количество часов по программе – 360 часов.

1 год обучения, уровень стартовый – 144 часа.

 Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

2 год обучения, уровень базовый – 216 часов.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

Данный срок достаточен для достижения планируемых результатов.

Формы обучения: очная с применением дистанционных технологий. Основной формой обучения является занятие.

Режим занятий:

1 год обучения -2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность одного занятия – 45минут, с 10 минутным перерывом.

2 год обучения – 2раза в неделю по 3 часа.

Продолжительность одного занятия – 45минут, с 10 минутным перерывом.

В дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Туризм» могут вноситься изменения, дополнения и корректировка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...