ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА
рабочая программа
Народный танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Данный проект разработан с учетом методики преподавания народного танца, является образовательно-воспитательным компонентом в личностно-ориентированном обучении юного гражданина. Как и всякое искусство, народный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА | 37.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА
общеобразовательная программа
дополнительного образования детей
(адаптированная)
Разработчик программы:
Эпова Оксана Ивановна
педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ № 40»
Пояснительная записка
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Программа «Танцы народов мира» разработана на основе:
- типовой программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошкова, Москва, 2008 г.
- типовой программы «Европейские танцы», Белибихина Н.А., Королёва Л.А., Волгоград, «Учитель», 2009 г.
- примерной программы дополнительного художественного образования детей «Художественное движение», Москва «Просвещение», 2009 г.
Содержание программы адаптировано к условиям работы хореографической студии МОУ «СОШ № 40» и разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Целью программы является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.
Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:
В области хореографии:
- расширение знаний в области современного хореографического искусства;
- выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы изобразительного искусства;
- умение понимать «язык» движений, их красоту.
В области воспитания:
- содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
- развития чувства гармонии, чувства ритма;
- совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.
В области физической подготовки:
- развитие гибкости, координации движений;
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
- укрепление физического и психологического здоровья.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном подходе к обучению.
Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.
Занятия группы проходят два раза в неделю по два академических часа с десятиминутной переменой. В год - 68 часов. Программа рассчитана на один год обучения. Возрастная группа 7 - 12 лет.
Критерии оценочной деятельности детей:
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.
Диагностика результатов ведётся лично педагогом, с помощью таблицы «Индивидуальная карта развития ученика».
Индивидуальная карта и схема оценки воспитанности обучающихся помогают выявить уровень развития творческих способностей и их личностный рост.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значимость в коллективе, должны знать:
- позиции рук и ног;
- названия классических движений;
- первичные сведения об искусстве хореографии.
уметь:
- воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
- соединять отдельные движения в хореографической композиции;
- исполнять движения классического экзерсиса.
Содержание программы
Вводные занятия
Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.
Танцы народов мира
Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:
- народные танцы - русские народные, испанские танцы, восточные танцы, танцы Индии.
- Классический танец - история балетного искусства, танец - как вид искусства, искусство миллионов.
Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, о посредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и самореализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций.
Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры. Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства. В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере «... о каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры» (333, с. 186).
Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.
Игровые технологии программы:
Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».
Интегрированные занятия
Совместный процесс прослушивания музыки помогает заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы. Учитывая принцип дидактики, учебный материал для программы отбирался с точки зрения его доступности, жизненности, практической воспитательной направленности.
Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.
«Ритмика»
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.
На занятиях «Ритмика» учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.
Репетиционно-постановочная работа
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - • не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня».
Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира «Восточный», «Испанский», «Цыганский». Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.
Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров с использованием трюков не менее сильно, чем классическим танцем. Поэтому в нашем репертуаре есть и современные танцы: «Кукарача», «Мне на месте не сидится», «Трио в шляпах», «Танец с тростью», «Снег» и другие.
Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.
Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с «меланхоликом», то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан «холерикам». Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.
Азбука классического танца
Изменение позиции рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.
Индивидуальные занятия
Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход. Индивидуальные занятия 3-го и 4-го года обучения направлены на:
- развитие творческой индивидуальности;
- развитие коммуникативного воображения;
- развитие логического мышления;
- развитие изобретательности; - формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой профессиональной культуры и педагога. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.
Итоговые занятия и досуговые мероприятия
В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-концерт, викторина «Путешествие в мир танца», игровые программы. Досуговые мероприятия это походы в лес, вечера отдыха и игровые программы.
Программы итоговых и досуговых мероприятий придуманы и составлены самим педагогом.
Учебный план
№ п/п | Разделы | Количество часов 1 год |
1 | Вводные занятия. Правила техники безопасности | 1 |
2 | Танцы народов мира | 12 |
3 | Игровые технологии | 6 |
4 | Интегрированные занятия | 8 |
5 | Ритмика | 4 |
6 | Репитиционно-постановочная работа | 21 |
7 | Азбука классического танца | 6 |
8 | Индивидуальные занятия | 4 |
9 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 6 |
Всего: | 68 |
Учебно-тематическое планирование на первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела и тема занятий. | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Танца народов мира | 12 | 4 | 8 |
2.1 | Индийский танец | 3 | 1 | 2 |
2.2 | Восточный арабский танец | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Русские народные танцы | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Хоровод. Рисунки хоровода | 3 | 1 | 2 |
3 | Игровые технологии | 6 | - | 6 |
3.1 | Мумия. Я умею так (координация движения) | 1 | - | 1 |
3.2 | Смешной хомячок. Подражаем животным (актерское мастерство) | 1 | - | 1 |
3.3 | 1,2,3 - фигура... замри (на воображение) | 1 | - | 1 |
3.4 | Меня зовут (на воображение) | 1 | - | 1 |
3.5 | Хлопаем в ладоши. Вернуть обратно (развитие чувства ритма) | 1 | - | 1 |
3.6 | Подари улыбку. Какая рука у соседа (повышение позитивного настроения) | 1 | - | 1 |
4 | Интегрированные занятия | 8 | - | 8 |
4.1 | Белоснежка и семь гномов | 2 | - | 2 |
4.2 | Полька | 2 | - | 2 |
4.3 | Кот Леопольд и лапки-царапки | 2 | - | 2 |
4.4 | Лесное царство | 2 | - | 2 |
5 | Ритмика | 4 | - | 4 |
5.1 | Понятие «легато» и «стаккато» | 1 | - | 1 |
5.2 | Ритм. Акцент | 2 | - | 2 |
5.3 | Темп. Характер | 1 | - | 1 |
6 | Репетиционно-постановочная работа | 21 | 2 | 19 |
6.1 | Постановка, изучение танца | 7 | 2 | 5 |
6.2 | Отработка движений танца | 7 | - | 7 |
6.3 | Общеразвивающие упражнения | 7 | - | 7 |
7 | Азбука классического танца | 6 | 1 | 5 |
7.1 | Позиции рук и ног | 3 | 1 | 2 |
7.2 | Plie. Releve | 1 | - | 1 |
7.3 | Post de bras. Battemen | 1 | - | 1 |
7.4 | Grand plie | 1 | - | 1 |
8 | Индивидуальные занятия | 4 | - | 4 |
8.1 | Постановка, изучение сольного танца | 2 | - | 2 |
8.2 | Отработка сложных моментов танцев | 2 | - | 2 |
9 | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 6 | - | 6 |
9.1 | Концертная деятельность | 6 | - | 6 |
Материально-техническое обеспечение занятий
Занятия проводятся в хореографическом кабинете МОУ «СОШ № 40», генеральные репетиции проводятся на сцене актового зала. В распоряжении танцевального объединения: костюмы, головные уборы, магнитофон, видеодвойка, танцевальный зал.
Список литературы
- Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
- Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
- Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
- Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
- Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
- Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.
- Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Многофигурная композиция. Танцы народов мира. Индия"
Урок разработан для проведения в 7 классе, при обучении учащихся изображению пропорций фигуры человека, а именно, при изучении темы «Человек в движении», для того, чтобы показать движения тела, пласти...
"Многофигурная композиция. Танцы народов мира. Индия"
Презентация к уроку в 7 классе...
одод танцы народов мира
презентация...
Танцы народов мира
История возникновения танцев. Историко-бытовые танцы. Описание и историческое значение некоторых танцев....
Исследовательский проект по музыке "Танцы народов мира"
Танец - это, прежде всего, красивое зрелище, которое можно не только слышать и наблюдать, но и всячески исполнять: в движении, в пении, на музыкальных инструментах. В этом плане народные тан...
Ансамбль Весна. Танцы народов мира
Программа: "Ансамбль Весна. Танцы народов мира"...