Перечень образовательных программ.
рабочая программа

Анна Павловна Шестопалова

1. ДПОП Хоровое пение. Общая. 2020 г.

2. ДООП Дошкольное воспитание. Вокально-хоровой ансамбль. 2020 г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств

Муниципального образования

«Городской округ Ногликский» Сахалинской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

п. Ноглики

2020 г.

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

СОСТАВЛЕНА на основании Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства – Хоровое пение (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.10.2018 г. № 1685).

«РАССМОТРЕНО»

Педагогическим советом

МБУ ДО ДШИ

«04» сентября 2020 г.

Протокол №1

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО ДШИ

____________________Л. Ю. Вологдина

«04» сентября 2020 г.

Разработчик –

Шестопалова А. П. - преподаватель музыкального отделения.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
  3. Учебный план.
  4. График образовательного процесса.
  5. Программы учебных предметов.
  6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения образовательной программы обучающимися.
  7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» (далее – программа «Хоровое пение») муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» (ОУ) является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этой программы, а также срокам их реализации (далее – ФГТ).

Программа «Хоровое пение» определяет содержание и организацию образовательного процесса муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств.

Программа «Хоровое пение» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем школьном возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа «Хоровое пение» разработана с учетом:

- обеспечения преемственности данной программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа «Хоровое пение» ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации:  умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/не успеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

С целью обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» с программами среднего профессионального и высшего профессионального образования, обучение в ОУ по учебным предметам обязательной и вариативной частях осуществляется на русском языке.

Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ. Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,

- библиотеку,

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, видеозал для просмотров),

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м., для реализации учебного предмета «Ансамбль» – не менее 12 кв. м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки»,  оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебного предмета «Ритмика», оснащена фортепиано, звукотехнической аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.

Библиотечный фонд ОУ укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хоровое пение». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 непосредственно предшествующих лет.

При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» ОУ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано.  

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ».

Разработанная программа «Хоровое пение» обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения данной программы, предусмотренных ФГТ. Минимум содержания программы «Хоровое пение» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Программа «Хоровое пение» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).

Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 в области музыкального  исполнительства:

а) хорового:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых  жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

- умения создавать  художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

 - знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в предыдущем пункте, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания основного вокально-хорового репертуара;

- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- знания основ дирижерской техники;

б) инструментального:

- знания основного фортепианного репертуара;  

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;

- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории  музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с  объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки;

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Учебные планы программы «Хоровое пение» разработаны ОУ в соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

Учебные планы отражают структуру программы «Хоровое пение» определяют содержание и организацию образовательного процесса в ОУ с учетом:

- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

- индивидуального творческого развития детей;

- социально-культурных особенностей Сахалинской области.

Учебные планы разработаны с учетом графиков и сроков образовательного процесса по реализуемой программе «Хоровое пение».

Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

ОУ реализует программу «Хоровое пение» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. Право на освоение программы «Хоровое пение» по индивидуальному учебному плану имеют обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению данной программы со второго по седьмой классы включительно. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.

Учебный план программы «Хоровое пение» предусматривает следующие предметные области – музыкальное исполнительство, теория и история музыки; и разделы – консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Хор - 921 час, УП.02. Фортепиано - 329 часов, УП.03. Основы дирижирования - 25 часов;

ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио - 378,5 часа, УП.02. Слушание музыки - 98 часов, УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.

При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным  годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2296 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.  Музыкальное исполнительство: УП.01. Хор - 1053 часа, УП.02. Фортепиано – 395 часов, УП.03. Основы дирижирования  - 58 часов;

ОП.02. Теория и история музыки: Сольфеджио - 428 часов, Слушание музыки - 98 часов, Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 231 час, Элементарная теория музыки – 33 часа.

Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части программы «Хоровое пение», получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства.

При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает следующие предметы: ритмика, ансамбль, постановка голоса, элементарная теория музыки. При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения вариативная часть включает следующие предметы: постановка голоса, элементарная теория музыки.

Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации образовательной  программы с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени установлен ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определен с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

ОУ обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются (если есть) на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы участвуют в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

При реализации программы «Хоровое пение» работа концертмейстеров планируется с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

- по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;

- по учебным предметам «Основы дирижирования», «Постановка голоса», «Ритмика» – до 100% аудиторного времени,

- по учебному предмету «Ансамбль» – от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области музыкального искусства «Хоровое пение»

Срок обучения – 8 лет

Утверждаю

Директор МБУ ДО ДШИ

                                    Вологдина Л. Ю.                          

" 04 "    сентября  2020  г.

МП

Индекс предметных областей, разделов  и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, учебных предметов

 

Максимальная учебная нагрузка

Самост.

работа

Аудиторные занятия

(в часах)

Промежуточная аттестация

(по полугодиям)

Распределение по годам обучения

 Трудоемкость в часах

 Трудоемкость в часах

Групповые занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

1-й класс

 2-й  класс

3-й класс

 4-й класс

5-й класс

 6-й класс

7-й класс

8-й класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Структура и объем ОП

4035-4511,5

1976-2173,5

2059-2338

Количество недель аудиторных занятий

32

33

33

33

33

33

33

33

Обязательная часть

4035

1976

2059

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное исполнительство

2576

1301

1275

ПО.01.УП.01

Хор

1283

362

921

2,4…-12,15

14

3

3

3

3

4

4

4

4

ПО.01.УП.02

Фортепиано

1218

889

329

2-13,15

14

1

1

1

1

1

1

2

2

ПО.01.УП.03

Основы дирижирования

75

50

х

25

14-16

0,5

0,5

ПО.02.

Теория и история музыки

1333

675

658

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

839,5

461

378,5

2-11,13-15

12

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

147

49

98

6

1

1

1

ПО.02.УП.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

346,5

165

181,5

10-16

1

1

1

1

1,5

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:

1933

6

6,5

6,5

6,5

7,5

7,5

9

9,5

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

3909

1976

1933

10,5

12

13

13,5

15,5

16,5

18 /19

19,5

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям:

44

3

В.00.

Вариативная часть

476,5

197,5

279

В.01.УП.01

Ритмика

65

-

65

4

1

1

В.02.УП.02

Ансамбль

164

82

82

15

1

1

1

В.03.УП.03

Постановка голоса

132

66

66

12,14

1

1

1

1

В.04.УП.04

История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства)

49,5

16,5

33

16

1

В.05.УП.05

Элементарная теория музыки

66

33

33

16

1

В.06.

Дополнительный инструмент

х

В.07.

Музыкальная информатика

х

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

2212

7

7,5

6,5

6,5

8,5

9,5

11

13,5

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

4385,5

2173,5

2212

11,5

13

13

13,5

16,5

20,5

22 /23

24/26

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:

50

3

К.03.00.

Консультации

126

-

126

Годовая нагрузка в часах

К.03.01.

Сводный хор

94

10

12

12

12

12

12

12

12

К.03.02.

Сольфеджио

20

2

2

2

2

4

4

4

К.03.03

Фортепиано

10

2

2

2

4

К.03.04.

Основы дирижирования

2

2

А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Промежуточная (экзаменационная)

7

1

1

1

1

1

1

1

-

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.01.

Хоровое пение

0,5

ИА.04.02.02.

Сольфеджио

0,5

ИА.04.02.03.

Фортепиано

1

Резерв учебного времени

8

Примечание к учебному плану

  1. 1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
  2. 2. Учебный предмет «Хор» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2–4-х классов; хор из обучающихся 5–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
  3. 3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и других ОП в области музыкального искусства.
  4. 4. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

«Хор» – 1-5 классы – по 1 часу в неделю, 6-8 классы  – по 2 часа в неделю;

«Фортепиано» – 2 часа в неделю в первом классе, со второго по четвертый классы по 3 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 4 часа в неделю;

«Основы дирижирования» – 1 час в неделю;

«Сольфеджио» – 1 час в неделю в первом и во втором классах, с третьего по восьмой – 2 часа в неделю;

«Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю;

«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на дополнительный год обучения (9 класс)  

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе

в области музыкального искусства

«Хоровое пение»

Утверждаю

Директор МБУ ДО ДШИ

                                   Вологдина Л. Ю.

"04"  сентября  2020  г.

МП

Индекс предметных областей, разделов и предметов

Наименование частей, предметных областей, дисциплин

 

Максимальная учебная нагрузка

Самосто-ятельная работа

Аудиторные занятия

(в часах)

Промежуточная аттестация

(по полугодиям)

Распределение по полугодиям

Трудоемкость в часах

Трудоемкость в часах

Групповые занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Зачеты, контрольные

уроки по полугодиям

Экзамены по полугодиям

1-е полугодие

2-е полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Федеральный компонент

750-849

363-396

387-453

Количество недель аудиторных занятий

16

17

Обязательная часть

750

363

387

Недельная нагрузка в часах

ПО.МИ.01.00.

Музыкальное исполнительство

462

231

231

ПО.МИ.01.01.

Хор

198

66

132

17

4

4

ПО.МИ.01.02.

Фортепиано

198

132

66

17

2

2

ПО.МИ.01.03.

Основы дирижирования

66

33

33

17

1

1

ПО.ТИМ.02.00.

Теория и история музыки

264

132

-

132

-

  

 

ПО.ТИМ.02.01.

Сольфеджио

115,5

66

49,5

17

1,5

1,5

ПО.ТИМ.02.02.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

82,5

33

49,5

18

1,5

1,5

ПО.ТИМ.02.03.

Элементарная теория музыки

66

33

33

18

1

1

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:

363

11

11

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

726

363

363

22

22

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

6

-

В.00.

Вариативная часть

99

33

66

В.01.

Ансамбль

49,5

16,5

33

18

1

1

В.02.

Постановка голоса

49,5

16,5

33

1

1

В.03.

История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства)

х

В.04.

Электронная музыка

х

В.05.

Музыкальная информатика

х

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

429

13

13

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части

825

396

429

25

25

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:

7

-

К.03.00.

Консультации

24

-

24

Годовая нагрузка в часах

К.03.01.

Сводный хор

12

12

К.03.02.

Сольфеджио

4

4

К.03.03

Фортепиано

4

4

К.03.04.

Основы дирижирования

4

4

А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ИА.04.01.

Итоговая аттестация

2

2

ИА.04.01.01.

Хоровое пение

0,5

ИА.04.01.02.

Сольфеджио

0,5

ИА.04.01.03.

Фортепиано

1

Резерв учебного времени

1

Примечание к учебному плану

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования.

По предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

«Хор» – 2 часа в неделю;

«Фортепиано» – 4 часа в неделю;

«Основы дирижирования» – 1 час в неделю;

«Сольфеджио» – 2 часа в неделю;

«Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) – 1 час в неделю.

Бюджет времени в неделях:

Классы

Аудиторные занятия, в том числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков

Промежуточная аттестация

(экзамены)

Резерв учебного времени

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

1

32

1

1

18

52

2

33

1

1

17

52

3

33

1

1

17

52

4

33

1

1

17

52

5

33

1

1

17

52

6

33

1

1

17

52

7

33

1

1

17

52

8

33

1

1

17

52

9

33

-

1

2

4

40

Итого:

296

8

9

2

141

456

4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

При реализации программы «Хоровое пение» в ОУ продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе  устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

График образовательного процесса

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства

«Хоровое пение»

Срок обучения – 8 лет

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ

                            Вологдина Л. Ю.

« 04 »  сентября  2020 года

МП

1. График учебного процесса

2. Сводные данные по бюджету времени в неделях

Классы

Сентябрь

29.09 – 5.10

Октябрь

27.10 – 2.11

Ноябрь

Декабрь

29.12 – 4.01

Январь

26.01 – 1.02

Февраль

23.02 – 1.03

Март

30.03 – 5.04

Апрель

27.04. – 3.05

Май

Июнь

29.06 – 5.07

Июль

27.07 – 2.08

Август

Аудиторные занятия

Промежуточная аттестация

Резерв учебного времени

Итоговая  аттестация

Каникулы

Всего

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 30

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

5 – 11

12 – 18

19 – 25

2 –8

9 – 15

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23 – 29

6 – 12

13 – 19

20 – 26

4 – 10

11 – 17

18 – 24

25 – 31

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 31

1

=

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

32

1

1

-

18

52

2

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

3

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

4

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

5

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

6

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

7

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

8

=

=

=

=

р

III

III

33

-

1

2

4

40

ИТОГО

263

7

8

2

124

404

Обозначения

Аудиторные занятия

Резерв учебного времени

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Каникулы

График образовательного процесса

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства

«Хоровое пение»

Срок обучения – 9 лет

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДШИ

_____________Вологдина Л. Ю.                                    

«_04_» _сентября_ 2020 года

МП

1. График учебного процесса

2. Сводные данные по бюджету времени в неделях

Классы

Сентябрь

29.09 – 5.10

Октябрь

27.10 – 2.11

Ноябрь

Декабрь

29.12 – 4.01

Январь

26.01 – 1.02

Февраль

23.02 – 1.03

Март

30.03 – 5.04

Апрель

27.04. – 3.05

Май

Июнь

29.06 – 5.07

Июль

27.07 – 2.08

Август

Аудиторные занятия

Промежуточная аттестация

Резерв учебного времени

итоговая аттестация

Каникулы

Всего

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 30

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

5 – 11

12 – 18

19 – 25

2 –8

9 – 15

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23 – 29

6 – 12

13 – 19

20 – 26

4 – 10

11 – 17

18 – 24

25 – 31

1 – 7

8 – 14

15 – 21

22 – 28

6 – 12

13 – 19

20 – 26

3 – 9

10 – 16

17 – 23

24 – 31

1

=

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

32

1

1

-

18

52

2

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

3

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

4

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

5

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

6

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

7

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

8

=

=

=

=

р

э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

1

1

-

17

52

9

=

=

=

=

р

ш

III

33

-

1

2

4

40

ИТОГО

296

8

9

2

141

456

Обозначения:

Аудиторные занятия

Резерв учебного времени

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Каникулы

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (прилагаются).

6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

Оценка качества реализации программы «Хоровое пение» в ОУ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны ОУ самостоятельно на основании ФГТ. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом ОУ, принятым органом самоуправления образовательного учреждения (педагогическим советом ОУ, методическим советом) и утвержденным его руководителем.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются академические концерты, прослушивания, контрольные работы, технические зачеты, устные опросы, письменные работы, тестирование. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося  и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году установлено не более четырех экзаменов и шести зачетов.

На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию составляется утверждаемое директором ОУ расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений обучающегося.

В соответствии с требованиями ФГТ для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям программы «Хоровое пение» создан фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды включают:

- контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, контрольных работ, зачетов и экзаменов;

- тесты и компьютерные тестирующие программы;

- примерную тематику исполнительских программ;

- примерную тематику рефератов и т.п.

Фонды оценочных средств адекватны требованиям ФГТ по данной специальности, соответствуют целям и задачам программы «Хоровое пение» и её учебному плану. Они обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

ОУ разработаны критерии оценок успеваемости обучающихся по программе «Хоровое пение».

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют:

- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- оценить обоснованность изложения ответа.

Критерии оценки для различных форм аттестации:

Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении отдельных тем.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы.

Зачет (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.

Освоение обучающимися программы «Хоровое пение» завершается итоговой аттестацией обучающихся.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Хоровое пение;

2) Сольфеджио;

3) Фортепиано.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся и критерии оценок определены ОУ на основании ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;

- знание профессиональной терминологии, вокально-хорового и фортепианного репертуара;

- достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

7. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ.

Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечивается созданием в ОУ комфортной, развивающей образовательной среды. Она предполагает организацию творческой, методической и культурно-просветительской деятельности.

Творческая и культурно-просветительская деятельность ОУ направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного музыкального искусства, их приобщение к духовным ценностям, создание необходимых условий для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

Творческая деятельность предполагает активное участие обучающихся и преподавателей в творческих мероприятиях. Культурно-просветительная деятельность предполагает организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры.

ОУ обладает правом использования творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения программы «Хоровое пение» в методической деятельности, если иные условия не оговорены договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.

Возможна организация творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими ОУ, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

При реализации программы «Хоровое пение» в ОУ осуществляется методическая деятельность. Она направлена на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося. С этой целью в образовательном учреждении создан методический совет. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Методическая работа призвана решать следующие задачи:

- организация активного участия членов педагогического коллектива в планировании развития учреждения и его реализации, а также в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности школы;

- обеспечение условий повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала преподавателей;

- экспертно-диагностическое и аналитическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;

- изучение и внедрение инноваций в области образования и воспитания;

- изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;

- изучение и распространение новых методик, технологий, программ, учебников и др.;

- реализация решений педагогического совета по методическим вопросам;

- организация выставок научно-методической и учебно-методической литературы;

- методическая помощь молодым преподавателям.

Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности включает в себя мероприятия, имеющие периодический, системный характер. Данная программа включается ежегодно в единые планы работы ОУ на учебный год.

Примерный перечень мероприятий в рамках творческой и культурно-просветительской деятельности, в которых принимают участие учащиеся и преподаватели ОУ:

- Сахалинская творческая школа «Вдохновение»,

- Областная учебно-творческая лаборатория «Сахалинский сводный хор»,  

- Областной смотр-конкурс «Лучший преподаватель художественного образования»,

- Областные конкурсы для присуждения и вручения премий Сахалинской области среди работников государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, педагогических работников, реализующих дополнительные образовательные программы, и среди государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей,

- Региональный единый отборочный этап «Творческая одаренность» к  Всероссийским и международным конкурсам,

- Областной фестиваль академического вокала «Я помню чудное мгновение»,

- мастер-классы ведущих специалистов, мастеров искусств,

- музыкально-теоретические олимпиады (внутри школьная, городская, районная),

- областная музыкально-теоретическая олимпиада учащихся старших классов образовательных учреждений сферы культуры и искусства Сахалинской области,  

- практикум по музыкально-теоретическим предметам для учащихся ДШИ,

- фестивали,

- творческие вечера,

- театрализованные представления,

- конкурсы,

- концерты,

- концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах,

- посещение обучающимися филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.

Перечень мероприятий и форм работы в рамках методической деятельности:

- участие в конкурсах педагогического мастерства, научно-методических конференциях, семинарах, педагогических чтениях (внутришкольных, городских, районных, областных и региональных),

- создание педагогами методических разработок и рекомендаций (например, к самостоятельной работе учащихся), написание методических работ различных жанров, способствующих повышению качества образовательного процесса,

- разработка и коррекция учебных программ,

- разработка дидактических материалов по предметам.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Муниципального образования «Городской округ Ногликский»

Сахалинской области

Программа по учебному предмету

«ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ»

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной  программы

 «Дошкольное образование»

Срок реализации 1 год.

        

Ноглики

2020 г.

ОДОБРЕНО

Методическим советом

МБУ ДО «ДШИ»

«_26 _»   мая_2020 г. 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «ДШИ»

________________Л. Ю. Вологдина

«_26_»_мая___2020 г. 

Разработчик: Шестопалова Анна Павловна – преподаватель хоровых дисциплин.

Структура программы учебного предмета.

I.        Пояснительная записка.

II.        Содержание учебного предмета.

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок.

V.        Методические рекомендации педагогическим работникам.

VI.        Список рекомендуемой методической  литературы.

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная образовательная программа направлена на стимулирование творческой деятельности детей посредством ансамблевого пения.     В ней большое внимание уделяется постановке детского голоса (речевого и певческого), так как это необходимое условие для полноценного развития вокальных данных ребенка. Хоровое пение – уникальное средство в формировании и развитии гармоничной личности, положительно влияющее на познавательное и эмоциональное развитие ребёнка. Использование определенных принципов, методов и приемов в обучении, способствующих более успешной постановке детского голоса ребенка определяет новизну данной программы.

Цель программы:

Формирование эстетического вкуса и развитие музыкально-творческих способностей обучающихся через хоровое пение.

Задачи:

  1. овладение знаниями и умениями, необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и слуховых навыков (осанка певца в хоре; навыки пения сидя и стоя; освоение навыков дыхания; выработка чёткой и ясной артикуляции, дикции; работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением; развитие диапазона; приемы звуковедения на legato; а также мягкая атака звука при нюансах mp и mf;
  2. развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти; артистизма;
  3. формирование средствами музыкального искусства любви к хоровому пению; воспитание таких качеств как настойчивость, трудолюбие, ответственность за творческий результат; воспитание чувства коллективизма и патриотизма к своей родине.

Программа опирается на предшествующий опыт русских музыкантов и педагогов (М. И.  Глинка, А. Е. Варламов, А. М. Маслов, Н. Дилецкий и др.), а также на достижения современных педагогов - хормейстеров (В. Г. Соколов, В. С. Попов, Т. А. Жданова, Г. П. Стулова и др.), благодаря которому становится возможным решение задач и достижение поставленных целей данной программы. Воспитание вокально-хоровых навыков в традициях русской вокальной школы связывает предлагаемую программу с имеющимися разработками в данной области.

Главная отличительная особенность программы от существующих заключается в том, что особое внимание уделяется постановке голоса у детей с не выявленными или неяркими музыкальными и вокальными данными в процессе обучения пению на хоровых занятиях.

Срок реализации учебного предмета «Вокально-хоровой ансамбль» составляет 1 год. Возраст детей, поступивших в образовательное учреждение по программе «Дошкольное воспитание» 6-7 лет. Форма проведения занятий – групповая. Наполняемость группы от 10 до 18 человек: Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, равному 30 минутам. Количество часов в год – 33.

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • индивидуальный подход к каждому ученику, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках общеобразовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Кроме этого,  современного ребенка  окружают музыкальный центр, компьютер, интернет,  на него обрушился невообразимый  поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок часто бывает лишен возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские   задатки и способности.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В основу ансамблево-хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально-насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа). Из взаимосвязи этих слагаемых появляется стремление творчески реализовать себя в различных сферах коллективной деятельности.

Вокальный ансамбль способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков хорового пения;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей, отчетные концерты, участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год должно быть пройдено 12 – 14 музыкальных произведений.

Основные репертуарные принципы:

  1. Художественная ценность  произведения.
  2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей.
  3. Решение учебных задач.
  4. Произведения различного содержания.
  5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).
  6. Доступность: по содержанию, по голосовым возможностям, по техническим навыкам.

    В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой форме.

Примерный перечень игр:

- «Пальчиковые игры»;

- «Тигр»;

- «Угадай-ка, кто такой»;

- «Вопрос – ответ»;

- «Чайник» и др.

 Большую роль в становлении певцов  – артистов играет организация концертных выступлений. Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных в классе.

Работать с детьми следует с большой отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им воспитателем, учителем и другом одновременно. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость  детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:

- не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;

- проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;

- не допускать в работе резкого, форсированного пения;

- внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его тесситурных особенностей;

- при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от присутствия на занятиях.

    Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением. Возможна работа с микрофоном, как под живое исполнение фортепиано, так и под фонограмму (минус 1).

Основные разделы урока.

Этап занятия

Отведенное время (мин)

Вводная часть (ознакомление с присутствующими и явка занимающихся)

5

Артикуляционная гимнастика

3

Дыхательная гимнастика

2

Распевание

5

Разучивание песен

15

Методика проведения занятий:

Артикуляционная гимнастика необходима для подготовки голосовых связок к пению. Кроме этого, это настраивает детей на занятие, помогает поднять их тонус и направить энергию в нужное русло.

Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой) помогает  освоить первоначальные навыки нижнереберно - диафрагматического дыхания в процессе игры.

Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:

- приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;

- с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;

- развитие голоса, диапазона и т.д.

Основные методические принципы распевания:

- выстроенность от простого к сложному;

- развитие навыков, необходимых для текущей работы;

- материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных словосочетаний;

- дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;

- в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;

- все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;

- любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон. 

Вокально-хоровые навыки:

Певческая установка и дыхание.

Певческая установка: осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры.

Звуковедение и дикция.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение поп legato и legato. Нюансы - mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй.

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосной партии при несложном аккомпанементе.

Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерный репертуарный список.  

Народная музыка:

Украинская народная песня «Птичка».

Чешская народная песня «Ну-ка, кони».

Польская народная песня «Новый год».

Немецкая народная песня«Времена года».

Классическая музыка:

А. Аренский «Кукушка».

А. Аренский, И. Деркачев «Расскажи, мотылек».    

А. Лядов «Зайчик».

А. Лядов «Колыбельная».

А. Лядов «Петушок».

Современные композиторы:

В. Калинников «Тень, тень».

Н. Русу – Козулина «Добрая песенка».

Р. Паулс, О. Петерсен «Колыбельная».

А. Пахмутова «Кто пасется на лугу?».

В. Дементьев, В. Семернин «Простая песенка».

Роджерс «Звуки музыки».

Е. Крылатов «Колыбельная».

М. Ройтерштейн, О. Высоцкая «Песенка - небылица».

А. Абрамов «Кто нас будет догонять».

Г. Струве «Пестрый колпачок».

Т. Попатенко «Котенок и щенок».

А. Пинегин, А. Усачев «Зимняя сказка».

А. Пинегин, А. Усачев «Ну и кот».

А. Пинегин, А. Усачев «Шоколадная страна».

М. Раухвергер, Е. Гай «Егор».

Л. Абелян «Прекрасен мир поющий».

Л. Абелян «Песенка о дикции».

Г. Струве «Новогодний хоровод».

Г. Струве «Пестрый колпачок».

Е. Крылатов «Ласточка».

Е. Поплянова «Жук».

Е. Поплянова «Плюшевые тигры».

Е. Поплянова «Дождик».

Е. Поплянова «Жили были трали-вали».

Б. Далинский «Про усатого сома».

Е. Адлер «Самовар».

С. Нисс «Снег и сад».

Е. Бикташев «Грустный день».

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

- научатся следовать устным инструкциям;

- разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию;

- улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе;

-овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у» «и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном-двух звуках, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога;

- разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш, вальс, полька и т.д.),

 - обогатят свой словарно-понятийный запас.

- разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

При проверке уровня успешности обучения преподавателем используются две основные формы контроля успеваемости - текущая и итоговая.

Методы текущего контроля:

1. Оценка за работу в классе:

- групповая проверка знаний;

- беглый индивидуальный текущий опрос, позволяющий оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и даёт возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения.

2.  Контрольный урок в конце каждой четверти.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний произведений.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива:

 - концерты, приуроченные к знаменательным датам и событиям;

- отчётный концерт группы в конце года (каждого полугодия);

- выступления для родителей.

 Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на академическом концерте;
  • другие выступления ученика в течение учебного года. 

По итогам исполнения программы на академическом прослушивании выставляется оценка.

Критерии оценок:

5  («отлично»):

- регулярное посещение хора,

- отсутствие пропусков без уважительных причин,

- знание всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе,

- активная эмоциональная работа на занятиях,

- участие на всех хоровых концертах коллектива.

4  («хорошо»):

- регулярное посещение хора,

- отсутствие пропусков без уважительных причин,

- активная работа в классе,

- сдача всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность),

- участие в концертах хора.

3 («удовлетворительно») учащимся не ставится.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Они охотно, с удовольствием поют попевки и песни, выражая свои чувства и переживания, это способствует развитию у них активного восприятия музыки. Встреч с песней, общение с ней окрашивается для детей светлой радостью, у ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у них дружеские взаимоотношения.

Родная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота строения мелодии, яркая образность, юмор создает желание петь даже  застенчивых и малоактивных детей.

У детей шести летнего возраста достаточно развита речь, они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Голосовой аппарат у них еще не развит, не сформирована голосовая мышца, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому нельзя допускать форсированное пение. Требуется очень осторожное бережное отношение к детскому голосу. Необходимо так подобрать музыкальный материал чтобы он отличался: доступностью текста и мелодии, имел простые и ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления, простой ритмический рисунок, доступный певческий диапазон ре первой – до второй октавы, короткие музыкальные фразы.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет использовать пение с более длинными музыкальными фразами.

Хоровое пение воспитывает чувство коллективизма, приучает к мысли, что каждый отвечает за общее дело. Необходимо учитывать возрастные особенности детей шести летнего возраста: их эмоциональность, восприимчивость ко всему новому, интересному, которые сочетаются у детей этого возраста с быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания. Именно поэтому нужно чтобы подобранный материал был ярким и интересным, но доступным для детского восприятия.

Так как естественной деятельностью для детей этого возраста является игра, именно эта форма должна стать основой работы.

VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Андреева М. П. «От примы до октавы», Москва, 1973 г.
  2. Быков Н. «Основы работы с детским хором» методическое пособие.
  3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь»,  Москва «Музыка», 1969 г.
  4. Ветлугина Н. «Музыкальная азбука», Москва, 1972 г.
  5. Давыдова Е. В. «Методика преподавания сольфеджио», Москва, 1975 г.
  6. Далденко И. Н.  учебное пособие репертуар хорового класса.
  7. «Детский хор» составитель: И. Марисова. Изд-во «Музыка» 1987 г.
  8. Измайлова Е. «Воспитание музыкальных навыков в детских играх», Москва, 1964 г.
  9. Кирюшин В. В. Библиотека музыкального мифа, Москва, 1992 г.:

«Сказка о Мишке форте»; «Сказка о двух братьях»;  «Сказка о длинной и глупой жирафе октаве и других интервалов».

  1.  Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей».
  2.  Попов В., Халабузарь П. «Хоровой класс». Москва  изд-во «Советский композитор» 1988 г.
  1.  «Практикум управления хором» методическая разработка. Составитель: Красотина Е. Д.  Москва 1979 г.
  2.  Соколов В. «Школа хорового пения» вып.2. Изд-во «Музыка» 1969 г.
  3.  Соколов В., Попов В. «Школа хорового пения» вып. 2. Изд-во «Музыка» 1971 г.                                                      
  4.  Соколов В. «Работа с хором». Составитель: Тевлин Б. Г.  Изд-во «Музыка» 1972 г.
  5.  Соколов В., Попов В. «Школа хорового пения» вып. 4. Изд-во «Музыка» 1973 г.  
  6.  Соколов В. «Детские хоры». Изд-во «Музыка» 1982 г.
  7.  Струве «Школьный хор». Изд-во: «Просвещение» 1981 г.
  8.  Стулова Г. «Акустико - физиологические основы вокальной работы с детским хором». Москва  изд-во «Классикс Стиль» 2005 г.
  9.  Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»,  Москва, 1968 г.
  10.  Хрестоматия по дирижированию хором. Выпуск 1. Москва  изд-во «Музыка» 1968 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень образовательных программ

Перечень образовательных программ для ОДОД...

Перечень учебного оборудования (оснащения), необходимого образовательным учреждениям для реализации образовательных программ начального профессионального образования по профессии "Мастер производства молочной продукции"

Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений...

перечень рабочих программ

перечень рабочих программ...

Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию  образовательных программам с применением дистанционных технологий...

Перечень образовательных программ, разработанных Аладьиной Екатериной Владимировной

Перечень образовательных программ, разработанных Аладьиной Екатериной Владимировной...

Перечень-образовательных-платформ

Перечень-образовательных-платформ...

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКА - Перечень образовательных программ профессий и специальностей среднего профессионального образования

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКА - Перечень образовательных программ профессий и специальностей среднего профессионального образования, разработанная педагогом дополнительного образования...