"Традиционные славянские куклы"
статья
Статья по нородному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnye_slavyanskie_kukly_v_svadebnom_obryade.docx | 474.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Традиционные славянские куклы в свадебном обряде»
Исполнитель: Казакова А.Е.
Кукла была одним из наиболее ярких вещественных символов, употреблявшихся в традиционной свадьбе. Являясь своеобразным предметом-двойником, alter ego основных действующих лиц, она несла в себе мощный заряд архаической семантики, отсылала к древним представлениям о духах-покровителях, об реинкарнациях души и мифах о сотворении человека. Рассмотрим основные ипостаси куклы в традиционном русском свадебном обряде — чрезвычайно разнообразном и генетически неоднородном, имеющем на различных территориях проживания русских разные этнокультурные корни. Отсюда огромное разнообразие форм и представленных в нем функций куклы. На большей части этнотерритории русских кукла выступала в качестве непременного атрибута девушки-невесты, а иногда и как часть ее приданого, причем при игре с ней могла имитироваться подготовка к замужеству.
На Руси кукол использовали в качестве свадебных оберегов от завистливых взглядов злых людей. При изготовлении этих замечательных игрушек никогда не применяли ножи, иглы или ножницы, что, якобы, гарантировало создание надежной и дружной семьи. Лоскутки ткани, непременно бывшей в употреблении, рвали вручную. Веточки, желательно березовые, не срезали, а ломали. Лиц куколкам не делали, чтобы злые духи, проникнув через кукольные глазки, не смогли навредить новобрачным.
Раньше праздничный кортеж назывался свадебным поездом. Он состоял из нескольких телег. На первой повозке с новобрачными, которые ехали после венчания в дом жениха, всегда крепились Неразлучники, две куколки — муж и жена, с общей рукой-лучиной, что символизировало общность интересов и единство во всем.
Основной же миссией Неразлучников была защита молодоженов от зависти и злости недоброжелателей. Эта игрушечная парочка служила оберегом, принимая весь негатив на себя. Такие куклы бытовали в Белевском уезде Тульской губернии. В народе говорят: «Бог повелел жене-мужу в неразлучье жить».
Выбирая невесту, обращали внимание не столько на красоту девушки, сколько на ее здоровье, сноровку и умения. В статусе верной жены женщина становилась трудолюбивой хозяйкой и заботливой матерью. Поэтому на свадьбе невесте дарили куклу Десятиручку.
Эта куколка, имея несколько рук, символически помогала новоиспеченной жене в работе по дому. Десятиручку делали из лыка или сухой травы, а к соломенной юбочке привязывали девять ярких узелков из разноцветных ниток.
Крестьянские семьи на Руси были многодетными. Бесплодие считалось постыдным. Рождению малышей, особенно мальчиков, всегда радовались. Со временем девочки становились помощницами по хозяйству, а парни – трудолюбивыми работниками. Была специальная кукла, которую на свадьбе клали невесте на колени, чтобы исключить проблемы с деторождением.
В прежние времена девушка, выходя замуж, всегда уходила жить в дом своего супруга. Кукла по имени Материнское благословение, которую мать невесты делала до свадьбы, помогала женщине пережить расставание с дочерью. Эта игрушка была изготовлена в виде большой куклы, к одежде которой крепились две куколки поменьше — юноша и девушка. На свадьбе мать отсоединяла их и передавала молодым, а основную куклу оставляла себе.
Частенько новобрачной на свадьбе дарили Зольную куклу.
Такие куклы были символом семейного очага. Делала куклу всегда женщина, сворачивая золу в шарик предварительно сбрызнув ее водой. Долго утрамбовывая просеянную золу, женщина припевала или проговаривала молитву. Сделав шар приблизительно в размер с ладонью, женщина окутывала его плотной белой тканью и туго завязывала в области шеи. Тело куклы состояло из намотанной ткани, лицо было пустое, дабы не тревожить играющего с этой куклой ребенка. К ней еще делался кукленыш и привязывался к кукле. Саму куклу одевали в народный костюм, иногда для этого использовали части одежды хозяев, чтобы усилить силу куклы еще как оберег.
Зола в древние времена имела очень весомый смысл, и хозяева никогда не разбрасывались ею, а высыпали в одно и то же место иногда вместе с костями погибших домашних животных. Именно из этой кучи бралась зола на куклу. Когда девушку выходила замуж и переезжала в дом к жениху вместе с куклой она брала частицу семейного очага, силы и даже женского плодородия вместе с этой куклой. Внеся такую куклу в чужой дом, считалось, что ее энергия сливалась с энергией живущих там людей и счастье этой семье обеспечено. Иногда такие куклы сберегались женщинами одного рода несколько поколений, а когда она разрывалась, золу собирали и обратно делали из нее новую куклу.
Зольную куклу, как куклу оберег не прятали в доме, ее выставляли на окна, и она встречала всех, кто приходил, и провожала всех, кто уходил или отправлялся в далекий путь.
В день бракосочетания в доме новобрачной всегда пекли пирог, середину которого украшали две игрушечные фигурки юноши и девушки. Эта композиция называлась Мировое дерево.
Мировое дерево соединяет три яруса мира. Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе.
Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды.
Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба.
Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!
Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Они же приносили продукты для будущего пирога. Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформлении главного свадебного угощения часто включались и выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подруг невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, рогатина из свадебного пирога имела глубокое символическое значение. В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство. Ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым деревом. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете. Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился украшением праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым деревом» почали молодые.
Кукла «Мировое дерево» изготавливается без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить». Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами. Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.
Кукла «Роща»-еще одно название этой куклы. Деревянная рогулька - это символ слияния после свадьбы двух судеб, двух жизненных потоков в один, который и укорениться должен, как саженец плодоносящего деревца в каравае. Хлеб, каравай, – символ новой земли, устроением которой они вместе и займутся! И имя этой новой земли: Семья.
Княгиня
Кукла выносится на свадьбу, на свадебный стол. Такую свадебную куклу делала сама невеста, готовясь к свадьбе. И эта кукла должна взять на себя внимание, завистливые взгляды, как оберег. Гости невольно на нее внимание обращают, заглядываются на куклу. Куклу заносили на свадебный пир, когда подавали сладкий пирог, пряник и ставили перед молодыми.
Невеста (украинская)
Такую куклу делали девушки на выданье себе на игру. И в последствии забирали с собой в дом мужа. Там девушка могла играть этой куклой, пока у неё не появлялись дети. Наряжали очень ярко и красочно из старой одежды своих близких людей. На лице куклы делали крест из черных ниток. Крест — это символ солнца, а черный цвет- цвет Земли, плодородия.
Подружка невесты (украинская)
Вместе с куклой Невестой, могли сделать куклу – подружку невесты. Она была меньше размером. На лице куклы-подружки делали крест из цветных ниток, как знак молодой цветущей девушки.
Утешница свадебная
Это кукла родом из Переславля Залесского. Такую куклу делала мама для своей дочки, накануне свадьбы. В ночь перед свадьбой мама садилась вечером и делала эту куклу из кусочков своей старой ношеной одежды. Делала куклу своей дочери, выходящей замуж и дарила. Как правило, дочь после свадьбы переезжала в дом мужа. Часто в другую деревню, в другой поселок. И эта кукла уезжала вместе с сундуком и всем приданным вместе с ней. Даря куклу, мама говорила дочке: будет тебе хорошо – поставь ее на Божницу, порадуйся вместе с ней, поделись добром. А будет плохо – прижми к себе, поплачь вместе с ней.
Исходя из вышеописанного, следует сделать вывод, что с точки зрения предметного кода свадебного обряда кукла является универсальной вещью - «персонификатором», наглядно демонстрирующей взаимодействия главных действующих лиц свадьбы и связанные с ними обрядовые смыслы. С помощью этого предмета «выводятся наружу» культурные смыслы, определяющие внутреннее и внешнее перевоплощение основных персонажей свадьбы. Но в первую очередь это касается невесты как ключевого женского персонажа данного обряда, которому при помощи куклы транслируется важная информация по материнской (женской) линии: сохранение и поддержание плодородия, знаний и умений, связанных с «женской магией».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Славянские куклы-обереги "Хозяюшка-благополучница"
Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делали...
Методическая разработка. Славянские куклы-обереги "Хозяюшка-благополучница"
Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делали...
Мастер-класс «Традиционная народная кукла». Кукла «День и ночь» или «Перевёртыш».
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю и глубокие традиции....
Традиционная тряпичная славянская кукла и ее роль в воспитании национального достоинства и гражданственности у подрастающего поколения
Воспитание национального достоинства и гражданственности — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Чувство Родины начинается ...
Презентация творческо-исследовательского проекта «У истоков кукольного мастерства. Славянские куклы - обереги""
Презентация проекта на областной олимпиаде...
Методическая разработка занятия "Традиционная народная кукла. Изготовление куклы-оберега"
Целью занятия является:систематизация сведений о традиционной народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах,знакомство с технологией изготавления куклы-оберега – Вепсской куклы.Реализуемые ...
Методическая разработка открытого занятия "Традиционная народная кукла « Берегиня Северная «на вырост»» славянские куклы
Занятие для детей младшего и среднего школьного возраста....