ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ВОЛЕЙБОЛ»
методическая разработка (9 класс)
Волейбол является одним из самых популярных игровых видов спорта в мире. Появившись в конце XIX века в качестве игры для развлечения, он быстро начал развиваться и как вид спорта. Динамичность, простота экипировки и инвентаря стали фундаментом популярности волейбола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voleybol_odod_2022-23.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга)
ПРИНЯТА | УТВЕРЖДЕНА |
педагогическим советом | приказом ГБОУ лицей №395 |
ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга | Санкт-Петербурга |
решение от 31.08.2022 | От 31.08.2022 № 25-од |
протокол № 1 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ВОЛЕЙБОЛ»
Возраст учащихся: 13- 16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: педагог дополнительного образования
Котелевская Наталья Владимировна
Пояснительная записка
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье. Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 13-18 лет и реализуются в течение учебного года. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Программа реализуется очно, но при необходимости может быть реализована и в дистанционном режиме. В программе предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия учащихся по заданию. При реализации дополнительной общеобразовательной программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Адресат программы
Программа адресована учащимся 13 – 16 лет, имеющих высокий или средний уровень подготовленности. Программа реализуется для учащихся.
Цель программы
Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Задачи:
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Основной показатель работы спортивной школы по волейболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных команд страны, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях школы.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
Условия реализации программы
Программа по волейболу реализуется на базе ГБОУ Лицей №395. Занятия проводятся в спортивном зале один раз в неделю по два часа.
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях школы.
Форма и режим занятий
Программа составлена для учащихся 13-17 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа в год, по 2 часа 1 раз в неделю.
Форма организации деятельности – групповая.
Форма занятий: групповые занятия, игры, соревнования.
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам
Требование подготовки учащихся.
Учащиеся должны
Знать:
- основы строения и функций организма;
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- правила оказания первой помощи при травмах;
- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и
- спортивной одежде;
- правила игры в волейбол;
- места занятий и инвентарь.
Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;
- владеть основами техники и тактики волейбола;
правильно применять технические и тактические приемы в игре.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
∙Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний.
∙Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
∙Развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
∙Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
∙Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
∙Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
∙Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
∙Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
∙Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
∙Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
∙Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
∙Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
∙Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
∙Объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов.
∙Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
∙Знать и понимать требования инструкций по технике безопасности;
∙Знать технику выполнения специальных игровых и командных упражнений;
∙Знать технику выполнения передачи мяча;
∙Знать технику выполнения подачи мяча;
∙Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
∙Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
∙Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
∙Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | Введение в программу. | 2 | 2 | Тестирование | |
II. | Общая и специальная подготовка | ||||
III. | Технические и тактические приемы: | ||||
1. | Подача мяча | 6 | 6 | Контрольный норматив из 5 подач. | |
2. | Перемещения | 4 | 4 | ||
3. | Передачи мяча | 12 | 12 | Контрольный норматив из передач | |
4. | Прием мяча | 4 | 4 | ||
4. | Игры и эстафеты с мячами. | 8 | 8 | ||
5. | Блокирование | 4 | 4 | ||
5. | Комбинированные упражнения | 16 | 16 | ||
6. | Учебно-тренировочные игры | 16 | 16 | ||
ИТОГО | 72 | 2 | 70 |
Оценочные и методические материалы
Возрастные оценочные нормативы для юношей
ТЕСТ | 11-12 лет | 13-15 лет | |
1. | Челночный бег 3 х 10 м (сек.) | 8.8 | 7.9 |
2. | Прыжок в длину с места (см.) | 146 | 168 |
3. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 28 | 30 |
4. | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 15 | 17 |
5. | Подтягивание на высокой перекладине (раз) | 5 | 7 |
Возрастные оценочные нормативы для девочек
ТЕСТ | 11-12 лет | 13-15 лет | |
1. | Челночный бег 3 х 10 м (сек) | 10.0 | 9.2 |
2. | Прыжок в длину с места (см) | 137 | 156 |
3. | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 29 | 31 |
4. | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 14 | 16 |
5. | Отжимание в упоре лежа (раз) | 10 | 12 |
Общий уровень физической подготовки определяется путем деления суммы
5 результатов по всем видам программы.
ЗНАЧЕНИЯ | ОЦЕНКА |
От 0,61 и выше | СУПЕР |
От 0,21 до 0,60 | ОТЛИЧНО |
От - 0,20 до 0,20 | ХОРОШО |
От – 0,6 до – 0,21 | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
От – 1,00 до – 0,61 | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Контрольные испытания
Общефизическая подготовка
- Бег 30 м б х 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии -стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
- Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
- Метание набивого мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.
Техническая подготовки
- Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки - не более 1,5 м. Каждый обучающийся выполняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).
- Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 — размером 2 х 1, в зоне 1 и в зоне 6 - размером 3 х 3 м. Каждый обучающийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.
- Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6 х 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м. Каждый обучающийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах - 5 попыток).
- Испытания на точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4,2.
- Испытание в защитных действиях («защита зоны»). Испытуемый находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.
- Обучающийся должен применить все изученные до этого приемы защиты. Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки - первый год обучения -5; второй год обучения - 10; учебно-тренировочные группы, первый год обучения - 15, второй год обучения - 20.
Тактическая подготовка.
- Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Литература
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
5.2. Литература для учащихся:
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.
3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ Лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга)
УТВЕРЖДЕН | |
приказом ГБОУ лицей №395 | |
Санкт-Петербурга | |
От 31.08.2022 № 25-од | |
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Волейбол»
на 2021 – 2022 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 03.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
1.Промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения учащимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
- Текущая диагностика и контроль – декабрь
- Итоговая диагностика и контроль – апрель-май
Формы проведения диагностики и контроля определены дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
2.Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).
УТВЕРЖДЕНА |
приказом ГБОУ лицей №395 |
Санкт-Петербурга |
От 31.08.2022 № 25-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбол»
Цель программы
Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Задачи:
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся должны знать:
- историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;
- значение здорового образа жизни;
- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;
- правила игры;
- терминологию игры и жесты судьи;
- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;
- методику регулирования психического состояния.
уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в баскетболе, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
- соблюдать правила игры;
- регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;
- достигать оптимального боевого состояния;
- организовывать и судить соревнования;- осуществлять соревновательную деятельность.
Личностные результаты:
∙Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний.
∙Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
∙Развитие умения максимально проявлять свои физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
∙Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
∙Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
∙Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
∙Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
∙Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
∙Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
∙Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
∙Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
∙Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
∙Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
∙Объяснять, для чего нужно соблюдать правила техники безопасности, уметь показать технику выполнения беговых упражнений, положения различных стартов.
∙Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
∙Знать и понимать требования инструкций по технике безопасности;
∙Знать технику выполнения специальных игровых и командных упражнений;
∙Знать технику выполнения передачи мяча;
∙Знать технику выполнения подачи мяча;
∙Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
∙Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
∙Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
∙Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Особенности реализации программы в 2022-2023учебном году в связи с особыми условиями образовательного процесса в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (covid-19)
Программа реализуется очно. При необходимости программа может быть реализована в дистанционном режиме.
Содержание программы
- Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория
Техника безопасности на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. История волейбола
- Прием, передача и подача мяча
Теория:
Правила и приемы передачи и подачи мяча
Практика
Отработка подачи и передачи мяча.
- Гигиенические требования в волейболе. Здоровое питание спортсменов
Теория
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Практика
Практика оказания первой помощи при спортивной травме
Составление своего примерного меню спортивного питания
- Техническая подготовка
Теория
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Техника игры – это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат. Технику игры составляют приемы и их разновидности. Арсенал и разновидности техники отражают техническое мастерство волейболиста
Практика:
Учебные игры
- Тактика игры в нападении
Теория
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
- Индивидуальные. Игрок самостоятельно подбирает оптимальное место для осуществления нападения. Очень важно, чтобы игрок оказался в таком положении, когда плоскость удара составляет примерно полметра от плеча. При этом мяч должен быть впереди. Если оказаться «под ним», то, скорее всего, мяч полетит на голову спортсмена, что сделает нападение невозможным.
- Групповые. Такая тактика игры в нападении в волейболе предполагает связь между двумя или максимум пятью игроками. Их главная цель – решить некоторую часть задач, которые стоят перед всей командой.
- Командные. Наиболее простым вариантом атаки выступает игра из передней зоны. Еще один принцип этого вида действий – атака, выполненная из тыловой стороны к сетке. Такой подход к игре позволяет повысить эффективность атаки.
Практика:Учебные игры
- Специальная физическая подготовка. Нападающий удар блокирование. Ловля и передача мяча, подача мяча нижняя, верхняя.
Теория
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
Практика:
Подвижные игры:
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
- Действия игрока в защите и в нападении. Тактика игры в защите.
Теория:
Игра в защите и в нападении. Тактика игры в защите. Действия без мяча. Перемещения и стойки:
Практика
- стартовая стойка (И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
- Контрольные игры и соревнования.
Практика:
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга)
Утвержден
приказом ГБОУ лицей395 Санкт-Петербурга
от 31.08.2022 № 25-од
Календарный тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волейбол»
на 2022-2023 учебный год
для 1 группы 1 года обучения
педагога дополнительного образования
№ | Дата занятия | Дата занятия по факту | Раздел /тема занятия | Количество часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. Правила ТБ. Правила игры в пионербол. | 2 | |||
2 | Разметка площадки. Стойка игрока. Эстафеты с волейбольными мячами. | 2 | |||
3 | Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. | 2 | |||
4 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений | 2 | |||
5 | Передача мяча сверху двумя руками на месте | 2 | |||
6 | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед | 2 | |||
7 | Передачи мяча над собой. Эстафеты с мячами. | 2 | |||
8 | Передачи мяча через сетку. | 2 | |||
9 | Игра по упрощенным правилам в волейбол. | 2 | |||
10 | Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. | 2 | |||
11 | Передачи мяча сверху, стоя спиной к сетке. | 2 | |||
12 | Игра по упрощенным правилам в волейбол. | 2 | |||
13 | Нижняя прямая подача .Эстафеты с мячами. | 2 | |||
14 | Прием подачи. | 2 | |||
15 | Прием мяча, отраженного сеткой. | 2 | |||
16 | Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки. | 2 | |||
17 | Игра по упрощенным правилам в волейбол. | 2 | |||
18 | Верхняя подача мяча. | 2 | |||
19 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | 2 | |||
20 | Прямой нападающий удар при встречных передачах. | 2 | |||
21 | Игра по упрощенным правилам в волейбол. | 2 | |||
22 | Игра в нападении в зоне 3 | 2 | |||
23 | Игра в защите. | 2 | |||
24 | Игра по упрощенным правилам в волейбол. | 2 | |||
25 | Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов | 2 | |||
26 | Верхняя прямая подача мяча. | 2 | |||
27 | Игра по упрощенным правилам в волейбол. | 2 | |||
28 | Блокирование. | 2 | |||
29 | Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов | 2 | |||
30 | Игра по упрощенным правилам в волейбол. | 2 | |||
31 | Индивидуальные тактические действия. | 2 | |||
32 | Блокирование. | 2 | |||
33 | Игра в волейбол | 2 | |||
34 | Игра в волейбол | 2 | |||
35 | Игра в волейбол | 2 | |||
36 | Игра в волейбол | 2 |
План воспитательной работы объединения
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Примечание |
1. | Соревнования по Волейболу среди девушек и юношей. | 13-22.12.12.2022 | 509 школа | |
2. | Соревнования по волейболу смешанные команды юноши и девушки «Президентские спортивные игры » | 04.03.2023 | Лицей № 395 |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Место проведения | Примечание |
1. | Посещение родительских собраний | 2022сентябрь | Лицей 395 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» (возраст обучающихся с 10 до 12 лет, срок реализации 2 год)
Данная программа относится к физкультурно-спортивной направленности и направлена на физическое развитие обучающихся среднего школьного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.Цель секции в шко...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛЕЙБОЛ»
Волейбол - командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение и...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Волейбол»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВОЛЕЙБОЛ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» построена на принципе «от простого к сложному». Общеобразовательная общеразвивающая программа «Вол...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Волейбол базовый уровень
Дополнительная программа Волейбол базовый уровень...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»- углубленный уровень
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»- углубленный уровень...