ВД Разговор о важном
материал (8 класс)
Предварительный просмотр:
Свердловская область, город Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Программа внеурочной деятельности
«Разговор о важном»
Возраст обучающихся/13-16 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов (годовых /недельных): 34 часа /1 час
Разработчик рабочей программы:
Падерина Анна Сергеевна, учитель физической культуры, в к/к
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы ООО
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
- День знаний 1.09.22
- Наша страна – Россия
- 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского 17.09.22
- День музыки 1.10.22
- День пожилого человека 1.10.22
- День учителя 5.10.22
- День отца 16.10.22
- Традиционные семейные ценности
- День народного единства 4.11.22
- Мы разные, мы вместе
- День матери 27.11.22
- Символы России
- Волонтеры 5.12.22
- День Героев Отечества 9.12.22
- День Конституции 12.12.22
- Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
- Рождество 7.01.23
- День снятия блокады Ленинграда 27.01.23
- 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского 17.01.23
- День российской науки 08.02.23
- Россия и мир
- День защитника Отечества 23.02.23
- Забота о каждом
- Международный женский день 08.03.23
- 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова 13.03.23
- День воссоединения Крыма с Россией 18.03.23
- Всемирный день театра 27.03.23
- День космонавтики. Мы – первые! 11.04.23
- Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками 19.04.23
- День Земли 22.04.23
- День Труда 1.05.23
- День Победы. Бессмертный полк 09.05.23
- День детских общественных организаций 19.05.23
- Россия – страна возможностей
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты:
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Формы проведения: Социальная реклама, мини-сочинение, литературная гостиная, групповая дискуссия, работа с интерактивной картой, конкурс стихов, обсуждение видеоматериалов, проблемная дискуссия, встреча с Героями нашего времени, деловая игра, групповое обсуждение, музыкальная гостиная, работа с историческими документами, анализ биографии театрального деятеля, интеллектуальный марафон, работа с газетными публикациями, интернет-публикациями, творческая лаборатория, фестиваль идей, встреча с людьми разных профессий, творческий флешмоб.
Творческие задание (одно по выбору):
- Напиши письмо человеку, который является для вас героем. На каком основании вы сделали выбор?
- Напиши сочинение-миниатюру на одну из тем: «Моя семья – опора России», «Герои, о которых мало говорят», «Мой дом – моя страна», «Лучший город России – это …» (дети выбирают город самостоятельно), «Мы – надежда России».
- Обсудите с родителями, хотели бы вы поучаствовать в акции «Письмо солдату». Что бы вы написали в этом письме?
- Дамир 1юсупов, герой России, сказал: «Главное – что все вернулись домой». Как вы понимаете смысл этой фразы? Обоснуй свой ответ.
- В любой технике выполните рисунок на одну из тем по выбору: «Мы – одна страна», «Когда все дома», «Герои рядом». Устройте выставку рисунков в классе. Расскажите одноклассникам о своем рисунке. Составьте монолог по своему рисунку.
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма проведения | Часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь | |||||
1 | День знаний. Мы – Россия. Возможности-будущее. | 1 | 05.09 | ||
2 | Мы – жители большой страны. | 1 | 12.09 | ||
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра. | 1 | 19.09 | ||
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим? | 1 | 26.09 | ||
Октябрь | |||||
5 | Какие качества необходимы учителю? | 1 | 03.10 | ||
6 | Отчество от слова «отец» | 1 | 10.10 | ||
7 | Что мы музыкой зовем? | 1 | 17.10 | ||
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | 1 | 24.10 | ||
Ноябрь | |||||
9 | Мы – одна страна! | 1 | 31.10 | ||
10 | Языки и культура народов России: единство в разнообразии | 1 | 14.11 | ||
11 | Позвони маме | 1 | 21.11 | ||
12 | Флаг не только воплощение истории, но и отражение чувств народов | 1 | 28.11 | ||
Декабрь | |||||
13 | Жить – значит действовать | 1 | 05.12 | ||
14 | Россия начинается с меня? | 1 | 12.12 | ||
15 | Повзрослеть – это значит, чувствовать ответственность за других (Г. Купер) | 1 | 19.12 | ||
16 | Светлый праздник Рождества | 1 | 26.12 | ||
Январь | |||||
17 | Полет мечты | 1 | 09.01 | ||
18 | Правила продвинутого пользователя интернета | 1 | 16.01 | ||
19 | Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день (Д. Лихачев) | 1 | 23.01 | ||
20 | С чего начинается театр? | 1 | 30.01 | ||
Февраль | |||||
21 | Научные прорывы моей страны | 1 | 06.02 | ||
22 | Россия в мире | 1 | 13.02 | ||
23 | Тот, кто не может благодарить, не может и получать благодарность (Эзоп) | 1 | 20.02 | ||
24 | Мы все можем | 1 | 27.02 | ||
Март | |||||
25 | Мужских и женских профессий больше нет? | 1 | 06.03 | ||
26 | Гимн России | 1 | 13.03 | ||
27 | Крым на карте России | 1 | 20.03 | ||
28 | Искусство – одно из средств различения доброго и злого (Л. Толстой) | 1 | 27.03 | ||
Апрель | |||||
29 | Истории великих людей, которые меня впечатлили | 1 | 03.04 | ||
30 | Есть такие вещи, которые нельзя простить? | 1 | 10.04 | ||
31 | Сохрани планету для будущих поколений | 1 | 17.04 | ||
32 | Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь (А. Солженицын) | 1 | 24.04 | ||
Май | |||||
33 | Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой вести… | 1 | 04.05 | ||
34 | Какие существуют детские общественные организации? | 1 | 14.05 | ||
35 | Дай каждому дню шанс стать самым лучшим в твоей жизни (Пифагор) | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное дело, программа ПДД, программа «Разговоры о важном», программа «Предпрофильная подготовка для 8-9 классов»
Внеурочная деятельность курс "Классное дело"...
Программа внеурочной деятельности "Классный час "Разговор о важном" для 5-7 классов на 2022-2023 учебный год с КТП
laquo;Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зави...
"Разговоры о важном"
С сентября школы должны будут начать по понедельникам первым уроком (за счет одного часа из "внеурочки")проводить "Разговоры о важном"....
Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"
С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...
Разговоры о Важном
Сценарий занятия 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО 5-7 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский)....