Методическая разработка "Методический конструктор смены программы детского лагеря"
методическая разработка (5, 6, 7 класс)
Методический конструктор поможет вам разработать программу смены детского оздоровительного лагеря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitrieva_metodicheskaya_razrabotka.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
СМЕНЫ ЛАГЕРЯ
Воронина Е.А., к,п.н, методист ГБУ ДО ДДТ «Союз», Санкт-Петербург
Дмитриева Э.А., педагог-психолог ГБОУ «Балтийский берег»
Завражнова А.А., методист ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
Схема оформления программного документа:
Титульный лист.
Пояснительная записка:
- Актуальность программы
- Отличительные особенности программы (новизна)
- Педагогическая целесообразность
- Сроки реализации программы
- Понятийный аппарат программы
- Краткая характеристика участников программы (адресат программы).
- Педагогическая идея программы
- Целевой блок программы: цель, задачи, планируемые результаты программы.
- Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Содержание и средства реализации программы:
- Модель игрового взаимодействия,
- Логика развития содержания по этапам (направлениям программы),
- Система мотивации и стимулирования участников программы,
- Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.
Кадровое обеспечение программы.
- Кадры и партнеры реализации программы.
- Специфика регионального взаимодействия.
Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.
Особенности материально-технического обеспечения программы.
Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации.
Приложение к программному документу
- Календарное планирование
- Программы кружков, секций
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
Наименование учредителя наименование учреждения название детского лагеря гриф рассмотрения гриф утверждения полное название программы «…» сроки реализации программы (год, смены); Ф.И.О., должность автора (авторов) программы
год разработки программы. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Актуальность программы
Актуальность программы - обосновании необходимости внедрения ее в образовательный процесс школы с учетом ее развивающего и воспитательного потенциала, практической значимости (государственный, социальный заказ, запросы детей и родителей) |
Описание актуальности предполагает ответы на вопросы:
- актуальность для общества - ответ на вопрос, каким образом программа ориентирована на решение общественных проблем;
- актуальность для государства, - ответ на вопрос, каким образом программа отражает стратегические цели государства в области образования
- актуальность для ДОЛ как образовательного учреждения - ответ на вопрос, каким образом, как программа соотносится с программой развития ДОЛ, другими основополагающими программами и документами детского лагеря;
- актуальность для ребенка - ответ на вопрос, каким образом как деятельность, предлагаемая в программе, соответствует его интересам, потребностям, возрастным особенностям, открывает возможности для его развития
Пример: Идея патриотического воспитания, образующая в течение многовековой истории России объединяющее начало российского общества, должна стать ядром кристаллизации, вокруг которого будет объединяться молодежь, с избираемой самостоятельно активной и патриотической позицией, на основе которой сформируется ее способность и готовность к участию в действиях, ведущих к процветанию России. Сегодня остаются актуальными и требуют решения задачи формирования у обучающихся идеалов и желания служения Отечеству.
Во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях подчеркивается особое значение формирования у обучающихся гражданской идентичности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей нынешнего поколения российских граждан. Идея патриотического воспитания, образующая в течение многовековой истории России объединяющее начало российского общества, должна стать ядром кристаллизации, вокруг которого будет объединяться молодежь, с избираемой самостоятельно активной и патриотической позицией, на основе которой сформируется ее способность и готовность к участию в действиях, ведущих к процветанию России. Сегодня остаются актуальными и требуют решения задачи формирования у обучающихся идеалов и желания служения Отечеству.
Программа «название» опирается на идеи нормативных документов (далее даем перечень документов)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010
- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.)
- Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) Письмо Минобрнауки РФ от 26.10.2012. -№09-260.
- ФГОС
Педагогическая целесообразность программы
Обоснование педагогической целесообразности программы – наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации) |
Педагогическая целесообразность программы заключается в организации патриотического воспитания (трудового, эстетического, развития личности, оздоровления, и т.п. в зависимости от специфики программы) средствами (на основе)___________________________________(выбрать или свое вписать: игровой деятельности, проектной деятельности, традиционной народной культуры и.т.д.), воспитательный потенциал которого заключается в _______________________________________________
Либо: выбор в качестве основного средства___________ обусловлен воспитательными возможностями________________________________________________________________
Пример:
Изучение традиций российского воинства – «духовное содержание побед», защита отечества как смысл самоопределения, отражены в главной идее смены – «Я есть, чтобы они жили». Богатый материал, изучение которого предусмотрено программой, изложен так, чтобы, постигая отечественное культурное прошлое и расширяя свои знания в области истории и культуры, дети оценили красоту подвига служения Богу и Родине и впоследствии смогли воспитать в себе лучшие качества человеческого характера: патриотизм, благочестие, правдолюбие, отвагу, миротворчество, мудрость, волю, смирение, силу духа, стойкость.
Новизна программы: варианты
Варианты обоснования новизны
|
Пример:
Новизна программы дополнительной общеразвивающей программы смены «Летописец» заключается в принципиально новом способе организации образовательной деятельности в рамках смены – составлении интерактивного календаря и культурно-просветительских мероприятий (конкурсы, литературно-художественные вечера, театрализованные представления и др.), посвященных юбилейным памятным датам.
Новизной можно считать организацию жизнедеятельности отрядных коллективов как исследовательских команд, где каждый из детей занимался своим проектом и в то же время работал на общий результат группы.
Понятийный аппарат программы:
(перечень базовых понятий, используемых в тексте программы). Брать из нормативных документов и учебников. Указывать автора.
Пример: если педагогическая идея программы связана с развитием познавательной активности подростков через изучение истории, культуры, природных и архитектурных особенностей и приобщение его ценностной культуре, то ее ключевые понятия – познавательная активность и ценностная культура.
Краткая характеристика участников программы
В этом разделе указывается возраст, контингент и количество детей, на которых рассчитана программа, особые договоренности с региональными партнерами при отборе детей на смену.
Сроки реализации программы
С ___ по _________ Первая (вторая, третья, четвертая) смена летних каникул.
Педагогическая идея программы
Идея – это основная, главная мысль, определяющая содержание чего-либо. В содержании педагогической идеи отражаются представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность. |
Пример: основная идея программы «Моя многоликая Родина» детского лагеря «Стремительный» заключается в необходимости воспитания у подростков патриотического отношения к Родине, которое начинается со знания своего региона, умения рассказать о нем сверстникам: что объединяет данный регион с другими регионами страны, чем он уникален. Журналистская деятельность и организация коллективных творческих дел являются одним из эффективных способов получения и демонстрации данных знаний и умений, осмысления собственного отношения к малой Родине и к России в целом.
Идея программы детского лагеря «Штормовой» «Театральные подмостки» – нравственное воспитание подростков, которое возможно через создание и анализ театральных постановок по произведениям классиков русской литературы, осмысление образов и поступков героев, соотнесение их с собственными установками.
Цель и задачи программы:
Цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени (М. М. Поташник)
Формулировка цели должна:
- отображать конечный результат реализации программы;
- должна быть достижима в рамках программы;
- должна быть понятной и лаконичной;
- должна соответствовать актуальность и содержание программы.
Пример:
Цель программы: «Формирование (вариант: создание условий для формирования) у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность»
Цель программы: формирование негативных установок у обучающихся на злоупотребление психоактивными веществами через привлечение к социально значимой деятельности в качестве волонтеров
Задачи: раскрывают и конкретизируют цель, отвечают на вопрос, что делать, чтобы достигнуть цели. Много задач не писать (оптимально: 3-4 задачи).
Планируемые результаты и способы их диагностики
Задачи | Ожидаемые результаты | Способы диагностики |
Результаты – это реализованные задачи Опыт деятельности Приобретенные знания… Умения (оценивать, демонстрировать и пр.) | Наблюдение Анкетирование Продукты деятельности и пр. Беседа Игровые способы |
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Модель игрового взаимодействия
Описание игрового сюжета. Оформление смены. Атрибуты игры (названия отрядов, игровые роли). Игровая задача.
Логика развития содержания по этапам (направлениям программы)
Этап. Название этапа | Продолжительность этапа | Основные мероприятия |
Далее дается описание содержания каждого из этапов, которое включает:
- задачи и предполагаемые результаты каждого этапа,
- основную смысловую доминанту или как развивается педагогическая идея программы на данном этапе,
- описание развития игровой модели программы (запуск игровой модели, поддержание интриги и т.д.),
- какие происходят события;
- описание деятельности, осуществляемой в отряде и лагере, что происходит с ребенком,
- какие появляются внеотрядные объединения, каким образом они появляются, что происходит на их уровне,
- названия и задачи всех ключевых дел программы (в таблице).
Дата проведения | Название мероприятия | Формы и методы проведения мероприятия | Ожидаемые результаты | Способы диагностики |
Заезд участников программы. | ||||
«Приглашаем на бал» | Интерактивная танцевальная шоу-программа | Снятие эмоционального напряжения | Наблюдение | |
«Мой мир» | Творческий конкурс фото-кросс | Получение опыта творческой самореализации | Наблюдение, протоколы жюри, рейтинг голосования | |
Выезд участников программы. |
Система мотивации и стимулирования участников программы
При описании данного раздела программы необходимо обозначить, какие возможности или условия, заложенные в содержание программы, могут стать внутренним мотивом, побудить подростка активно участвовать в деятельности |
Этот может быть: система поощрения (индивидуальная, командная, отрядная)…
Игровые звания, знаки отличия, Игровая валюта и пр…
Пример:
На время реализации смены «Когда мы едины – мы непобедимы» каждый отряд и коллектив становится экспедицией – путешественниками во времени. За участие и победу в ежедневных творческих и спортивных мероприятиях они получают кусок карты. На последнем куске будет отмечено место, в котором спрятано ценное послание из прошлого. Таким образом, только лидирующая экспедиция сможет прочесть всю карту и обнаружить коробку, оставленную предками.
Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.
Каждый ребенок, попадая в лагерь, становится членом конкретного отряда, команды, экипажа, взвода – то есть постоянной группы, которая существует с первого до последнего дня его пребывания в лагере. Кроме этих, постоянных групп, в каждом лагере создаются так называемые внеотрядные детские объединения, участниками которых становятся представители всех или отдельных постоянных групп. В зависимости от особенностей каждой программы, это могут быть клубы, союзы, объединения, мастерские, лаборатории, классы. В такие объединения ребята попадают по желанию (по интересу) или по поручению отряда. Одни из этих внеотрядных объединений создаются и действуют всю смену, другие – лишь на определенном этапе для решения конкретных задач. Например, традиционно в каждой смене в лагерях создаются различные органы детского самоуправления – советы (лагеря, клуба, командиров, навигаторов, хозяев, физоргов, баталеров, информационный совет, совет дела и другие), в которые входят представители отрядов, команд, групп, объединений, клубов и т.п. То есть в советы могут входить представители как постоянных групп, так и временных.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание этого раздела составляют три основных направления – информационное, образовательное, аналитическое, в рамках которых планируется обучение педагогов, их своевременное обеспечение необходимой информацией, организация аналитической деятельности в ходе реализации программы. |
Пример:
- проведение для педагогов обучающих занятий, мастер-классов, круглых столов, консультаций, собеседований и прочих обучающих мероприятий (указываются темы, названия, периоды проведения – перед сменой, в первые дни смены и т.п., основная задача проведения);
- создание информационных стендов, методических тетрадей или папок с материалами программы, памяток, карт, дневников и прочих информационных материалов (указывается какая именно информация или материалы будут представлены, для чего они необходимы);
- проведение исследований, систематизация результатов реализации программы, промежуточные и итоговые совещания, посещение и анализ ключевых дел программы и проч. (указывается что именно будет использоваться, проводиться, организовываться, для чего и каким образом).
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Перечислить не все необходимое лагерю оснащение, а то особенное, без чего невозможно реализовать основную содержательную идею именно этой программы.
Например: специальные материалы, инвентарь, оборудование (в программе журналистской направленности – это компьютеры, расходные материалы к ним, диктофоны, стенды для представления результатов работы юных журналистов и т.п., в программе экологической направленности – это микроскопы и другое специальное оборудование для работы лабораторий, необходимая справочная литература, плакаты и т.п.), особая наградная продукция, сертификаты, удостоверения, знаки отличия, призы и т.п., необходимая печатная продукция (дневнички, маршрутные листы, конверты, рабочие тетради, памятки, листовки, дневники или карты наблюдения и т. п.).
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечислить штат кадров (пед. коллектив, педагоги дополнительного образования и т.п.), партнеров реализации программы (внешние организации). Специфика регионального взаимодействия.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Субъект образовательного процесса | Критерии результативности программы | Способы оценки результативности |
Обучающийся | ||
Педагог | ||
Родитель | ||
ДОЛ |
Возможны следующие примерные критерии.
- уровень достижения заявляемых в программе результатов,
- уровень удовлетворенности подростков от участия в программе
- качество организуемой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
перечисляются:
- нормативные документы и материалы, на основе которых разрабатывалась программа;
- литература, используемая при разработке программы;
- литература, рекомендуемая для подготовки педагогов к смене;
- литература, учебные материалы для детей – участников смены.
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
Календарный график Смена «название» Дд.мм.гг.- дд.мм.гг. | «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБОУ «название» ___________ ФИО «_____»_____________ 201_ г. | ||
Дд.мм.гг. Суббота | Дд.мм.гг. Воскресенье | Дд.мм.гг. Понедельник | Дд.мм.гг. Вторник |
Заезд Размещение Вечер знакомств | Игра по территории «На старт, внимание, марш!» | Вечер представления отрядов «Летний марафон» | Олимпийские «веселые старты» с элементами викторины «Спортландия» |
Отъезд | |||
«Согласовано» Начальник ООП | «Согласовано»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий открытия смены в детском оздоровительном лагере
Сценарий представляет собой тестрализованное представление. Главные действующие герои: ведущая, Баба яга и нечесть, стремящаяся помешать открытию смены. Но, как и в любой сказке добро побеждает зло!...
Сценарий закрытия смены в детском оздоровительном лагере
Сценарий предназначается организаторам и вожатым детских оздоровительных лагерей....
Программа детского лагеря с дневным пребыванием детей «Маленькая страна» Смена «7 волшебных королей»
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможнос...
Воспитательная программа профильного лагеря (смены) для одарённых и социально активных детей
Пришкольный лагерь ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому, поэтому мы в своей работе реализуем модель профильного отряда «Эрудит». В связи с ...
"Волшебный мир искусства" - программа профильной смены летнего выездного лагеря
В летний период педагогическим коллективом ДДТ «Созвездие» была реализована программа профильной выездной смены «Волшебный мир искусства». Осуществлялась она в детском оздоровительном лагере ...
План-сетка в детском лагере. Смена "Путешествие по островам!"
План-сетка в детском лагере. Смена "Путешествие по островам!"...
План-сетка на смену в детский лагерь
План-сетка на смену в детский лагерь...