Музыкальные и шумовые звуки
план-конспект урока

Хрипунова Ирина Викторовна

Цель урока: показать различные виды игровых форм, способствующих развитию ритмического и мелодического слуха у детей 6 лет на занятии по развитию музыкальных способностей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по развитию музыкальных способностей в подготовительной группе детского сада

по теме: «Музыкальные и шумовые звуки»

Цель урока: показать различные виды игровых форм, способствующих развитию ритмического и мелодического слуха у детей 6 лет на занятии по развитию музыкальных способностей .

Задачи урока: 

  • Закрепить теоретические знания детей.
  • Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
  • Выработать у детей навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
  • Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
  • Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
  • Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность у детей.
  • Способствовать формированию эстетического вкуса.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Наглядный материал: Шуршунчики, гномики с магнитными колпачками, нотный стан с нотами, 3 картинки на слушание, часы с буквами для распевания, мягкая игрушка мышки, лесенка, металлофон,  маленькие игрушки мышки и кота, мешочек с шариками.

Оборудование:

  • Фортепиано или синтезатор
  • Интерактивная доска или компьютер с колонками

План урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Игра «Шуршунчики». 

Цель:  Формирование музыкального слуха, восприятие звуков окружающей действительности. Обогащение познавательных интересов, самостоятельности. Воспитание уверенности в себе.

Задачи: Вызывать игрой эмоциональное отношение детей к заданиям. Развивать внимание, сообразительность.

3. Игра «Гномики и музыкальные колпачки» . 

Цель:  Формирование музыкальных способностей. Развитие памяти, сообразительности

Задачи: развивать звуковысотный слух,  инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

4. Игра с нотками 

Цель:  Закрепить теоретические знания детей. Развитие памяти, сообразительности

Задачи: Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность у детей.

 5. Знакомство с музыкальным инструментом –ЧЕЛЕСТА. Слушание: П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» танец Феи Драже. 

Цель:  Учить соотносить музыкальные впечатления с конкретными образами, характером музыки, развивать словарный запас детей (подбор синонимов к слову)

Задачи: Определять музыкальный характер пьесы, выбирать соответствующее ему изображение.

6. Распевание «Часы» 

Цель:  Развивать музыкальную память

Задачи: Добиваться точного интонирования мелодии, развивать  музыкальную память.

7 . Разучивание песни «Весёлая мышка»  с показом движений 

 Цель: Формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной музыкально-игровой деятельности.

Задачи: Развивать звуковысотный слух, внимание, мелкую моторику,  умение согласовывать движения с музыкой

8. Игра «Мышка и кот»   

 Цель: Развитие чувства ритма,  слухового восприятия, внимания, памяти.

Задачи: Развивать внимательность, сообразительность.

9. Игра «Капельки дождя»

Цель:  Формирование ритмического слуха, развитие памяти, сообразительности, самостоятельности. Воспитание уверенности в себе.

Задачи: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритмический рисунок.

10. Подведение итогов занятия. 

План-конспект урока

1. Музыкальное приветствие. (1 мин.)

2. Игра Шуршунчики». (3 мин.)

 – Сегодня я буду вам рассказывать о том, какие звуки нас окружают. А они бывают музыкальными и шумовыми. Я сегодня на занятие принесла вам необычные игрушки. Зовут их – Шуршунчики, потому что они не говорят, не поют, не стучат, а шуршат. Давайте подумаем, если они шуршат, то какие звуки они будут издавать – музыкальные или шумовые?

3. Игра «Гномики и музыкальные колпачки» . (3 мин.)

       -  Вместе с Шуршунчиками к нам пришли 3гномика. Давайте послушаем и узнаем, какие звуки они будут издавать – музыкальные или шумовые? Первого гномика с зелёным колпачком зовут – «До» он поёт вот так: спеть на ноте «до» несколько раз. Далее спеть песенку гномика Ми, Соль. Гномики расшалились, колпачки у них слетели. Послушаем и определим, кто поёт первый, кто второй, а кто третий. Помогут нам гномиков различить их цветные колпачки. У гномика До – зелёный, у гномика Ми- розовый, у гномика Соль- жёлтый. Игра проводится 3 раза.

4. Игра с нотками. (3 мин.) Вы заметили, что гномиков зовут как и нотки – До, Ми, Соль. А какие названия ноток вы ещё знаете? (ответы детей) Молодцы, всё правильно. А вы знаете, что нотки живут каждая в своём домике. А домики ноток - это пять линеек, которые называют нотным станом (где нотки поставили, там они и стоят). Посмотрите, вот это - нотный стан, давайте посчитаем линеечки.  Их нужно считать с нижней: первая, вторая, третья, четвёртая, пятая.

–Нотки-шалунишки разыгрались, да все разбежались, забыли кто и где живёт. Давайте поможем найти каждой нотке её дом. Я буду про каждую нотку читать стих, а вы внимательно слушайте и ставьте нотку на своё место.

Заселились ноты в дом,
Опоздала нотка ДО,
На линейках места нет,
Нотке ДО дают совет:
Размещайся поскорей-ка
На добавочной линейке.

Проживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.

РЕ боится высоты –
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.

Между второй и третьей –
Задорная нота ЛЯ.
Поёт обо всём на свете,
Подруг своих веселя.

На первой линии живёт
Малышка нота МИ
И песни весело поёт
С соседскими детьми.

— Ну, а где же нота СИ? –
Кто-то вежливо спросил.
— Ты повыше посмотри,
На линейке номер три!

Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже – скучно,
А подняться вверх – опасно.

5. Знакомство с музыкальным инструментом –ЧЕЛЕСТА. Слушание: П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» танец Феи Драже.(4 мин.)

- Когда звуки звучат друг за другом, то получается мелодия. Мелодии  по характеру бывают разные: весёлые, задорные, озорные, радостные и печальные, грустные, задумчивые, спокойные. И звучать мелодии могут на разных музыкальных инструментах. Назовите, какие музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей).

-Дети, скажите пожалуйста, с помощью каких музыкальных инструментов мы можем изобразить дождь?

( Колокольчик, музыкальный треугольник, металлофон.)

-Раскаты грома?

(Барабан, кастаньеты.)

-Композитор П.И.Чайковский использовал музыкальный инструмент челесту, чтобы изобразить волшебницу Фею , показать как она необычно танцует. Что же это за инструмент – челеста?

Челеста – клавишно-ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра. Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) -инструмент с божественно чудным звуком. Челеста похожа на очень маленькое пианино, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Давайте послушаем, как звучит челеста в танце Феи Драже из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и определим, какая картинка феи подойдёт под музыкальный характер этой пьесы.

6. Распевка «Часы» (2 мин.)

 – Волшебная, лёгкая и воздушная музыка. Нежная, спокойная, ласковая  мелодия челесты рисует нам картину с доброй феей. Вы правильно выбрали картинку с волшебницей- феей.

 А у меня тоже есть кое-что волшебного и необычного – музыкальные часы. Вместо цифр на них буквы. Стрелками соединим согласные и гласные буквы – получится слог, на который я сыграю вам мелодию, а вы так же повторите её.

7. Разучивание песни «Весёлая мышка»  с показом движений  (4 мин.)- Ой, кто там шуршит? Это же мышка! А я такую весёлую песню про неё знаю! Слушайте и запоминайте.

Весёлая мышка перчатку нашла        (раскрыть ладошки, пальцы растопырены,

                                                                           поворачивать ладонями то вверх, то вниз)

Гнездо в ней устроив                              (сложить ладошки «ковшиком»)

Мышат позвала                                       («зовущий» жест ладонями)   

Им корочку хлеба дала пожевать        (соединять попеременно большой палец с другими)

Погладила всех                                              (жест поглаживания по голове)    

И отправила спать                                         (руки под щёку)

Мышата проснулись – пора всем вставать            (потягиваются)  

На луг побежали в припрыжку гулять           (подскоки)

Цветы собирали в весёлый букет            (соединять попеременно пальцы друг с другом: большие, указательные, ит.д.)

И к маме мышата пришли на обед           (поглаживать животики)  

(разучивание песни и движений к ней)

8. Игра «Мышка и кот»  - Мышка боится кота? Если покажу вам мышку, то хлопнем в ладоши вот так - мыш-ка, а если покажу кота, то топнем ногой вот так -  кот)   (1 мин.)

9. Игра «Капельки дождя» (3 мин.)

 – Молодцы. Но вот пошёл дождик и мышка с котом спрятались. А мы с вами сейчас посчитаем, сколько капелек упало из тучки (выложить на доске магнитные капельки). Маленькие капельки будем хлопать в ладоши, а большие – хлопнем по коленкам.( Игру провести несколько раз.  Дети придумывают свой ритмический рисунок из капелек и выкладывают его на доске).

10. Подведение итогов занятия. (1 мин.)

- С каким музыкальным инструментом сегодня познакомились?

-  А как гномиков звали? Какие ещё нотки запомнили? Где нотки живут?

- А с мышкой понравилось играть? Мышке тоже с вами понравилось и она вам приготовила сюрприз! В мешочке лежат шарики, по очереди руку в мешочек опускаем и берём себе один шарик. Наше занятие закончилось. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...

Проект внеурочного занятия музыки в1-ом классе по теме: «Шумовые и музыкальные звуки»

Представляю проект занятия музыкального кружка.  Дети приходят из разных 1-х классов по желанию. Хоровые занятия вести ещё рано, этот год идёт подготовка к хору. В подготовку, в моём понимании, в...

Музыкальная гостиная "Волшебные звуки музыки" в Детском саду №4.

Отчет оработе музыкальной гостинной "Волшебные звуки музыки"....

Музыкальная гостиная " Волшебные звуки музыки!"

О занятиях в музыкальной школе....

Занятие в рамках проекта "Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных"

Открытое занятие для родителей и воспитателей детского дошкольного учреждения в рамках проекта "Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных" ...

«Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных»

Статья о проекте «Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных»...

Музыкальное воспитание. Таблица "Звуки окружающего мира".

Таблица "Звуки окружающего мира" содержит информацию о звуках природы, механических звуках, музыкальных звуках....