Музыкальные и шумовые звуки
план-конспект урока
Цель урока: показать различные виды игровых форм, способствующих развитию ритмического и мелодического слуха у детей 6 лет на занятии по развитию музыкальных способностей
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по развитию музыкальных способностей в подготовительной группе детского сада
по теме: «Музыкальные и шумовые звуки»
Цель урока: показать различные виды игровых форм, способствующих развитию ритмического и мелодического слуха у детей 6 лет на занятии по развитию музыкальных способностей .
Задачи урока:
- Закрепить теоретические знания детей.
- Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
- Выработать у детей навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
- Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность у детей.
- Способствовать формированию эстетического вкуса.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Наглядный материал: Шуршунчики, гномики с магнитными колпачками, нотный стан с нотами, 3 картинки на слушание, часы с буквами для распевания, мягкая игрушка мышки, лесенка, металлофон, маленькие игрушки мышки и кота, мешочек с шариками.
Оборудование:
- Фортепиано или синтезатор
- Интерактивная доска или компьютер с колонками
План урока
1. Музыкальное приветствие.
2. Игра «Шуршунчики».
Цель: Формирование музыкального слуха, восприятие звуков окружающей действительности. Обогащение познавательных интересов, самостоятельности. Воспитание уверенности в себе.
Задачи: Вызывать игрой эмоциональное отношение детей к заданиям. Развивать внимание, сообразительность.
3. Игра «Гномики и музыкальные колпачки» .
Цель: Формирование музыкальных способностей. Развитие памяти, сообразительности
Задачи: развивать звуковысотный слух, инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
4. Игра с нотками
Цель: Закрепить теоретические знания детей. Развитие памяти, сообразительности
Задачи: Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность у детей.
5. Знакомство с музыкальным инструментом –ЧЕЛЕСТА. Слушание: П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» танец Феи Драже.
Цель: Учить соотносить музыкальные впечатления с конкретными образами, характером музыки, развивать словарный запас детей (подбор синонимов к слову)
Задачи: Определять музыкальный характер пьесы, выбирать соответствующее ему изображение.
6. Распевание «Часы»
Цель: Развивать музыкальную память
Задачи: Добиваться точного интонирования мелодии, развивать музыкальную память.
7 . Разучивание песни «Весёлая мышка» с показом движений
Цель: Формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной музыкально-игровой деятельности.
Задачи: Развивать звуковысотный слух, внимание, мелкую моторику, умение согласовывать движения с музыкой
8. Игра «Мышка и кот»
Цель: Развитие чувства ритма, слухового восприятия, внимания, памяти.
Задачи: Развивать внимательность, сообразительность.
9. Игра «Капельки дождя»
Цель: Формирование ритмического слуха, развитие памяти, сообразительности, самостоятельности. Воспитание уверенности в себе.
Задачи: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритмический рисунок.
10. Подведение итогов занятия.
План-конспект урока
1. Музыкальное приветствие. (1 мин.)
2. Игра Шуршунчики». (3 мин.)
– Сегодня я буду вам рассказывать о том, какие звуки нас окружают. А они бывают музыкальными и шумовыми. Я сегодня на занятие принесла вам необычные игрушки. Зовут их – Шуршунчики, потому что они не говорят, не поют, не стучат, а шуршат. Давайте подумаем, если они шуршат, то какие звуки они будут издавать – музыкальные или шумовые?
3. Игра «Гномики и музыкальные колпачки» . (3 мин.)
- Вместе с Шуршунчиками к нам пришли 3гномика. Давайте послушаем и узнаем, какие звуки они будут издавать – музыкальные или шумовые? Первого гномика с зелёным колпачком зовут – «До» он поёт вот так: спеть на ноте «до» несколько раз. Далее спеть песенку гномика Ми, Соль. Гномики расшалились, колпачки у них слетели. Послушаем и определим, кто поёт первый, кто второй, а кто третий. Помогут нам гномиков различить их цветные колпачки. У гномика До – зелёный, у гномика Ми- розовый, у гномика Соль- жёлтый. Игра проводится 3 раза.
4. Игра с нотками. (3 мин.) Вы заметили, что гномиков зовут как и нотки – До, Ми, Соль. А какие названия ноток вы ещё знаете? (ответы детей) Молодцы, всё правильно. А вы знаете, что нотки живут каждая в своём домике. А домики ноток - это пять линеек, которые называют нотным станом (где нотки поставили, там они и стоят). Посмотрите, вот это - нотный стан, давайте посчитаем линеечки. Их нужно считать с нижней: первая, вторая, третья, четвёртая, пятая.
–Нотки-шалунишки разыгрались, да все разбежались, забыли кто и где живёт. Давайте поможем найти каждой нотке её дом. Я буду про каждую нотку читать стих, а вы внимательно слушайте и ставьте нотку на своё место.
Заселились ноты в дом,
Опоздала нотка ДО,
На линейках места нет,
Нотке ДО дают совет:
Размещайся поскорей-ка
На добавочной линейке.
Проживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.
РЕ боится высоты –
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.
Между второй и третьей –
Задорная нота ЛЯ.
Поёт обо всём на свете,
Подруг своих веселя.
На первой линии живёт
Малышка нота МИ
И песни весело поёт
С соседскими детьми.
— Ну, а где же нота СИ? –
Кто-то вежливо спросил.
— Ты повыше посмотри,
На линейке номер три!
Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже – скучно,
А подняться вверх – опасно.
5. Знакомство с музыкальным инструментом –ЧЕЛЕСТА. Слушание: П.И.Чайковский балет «Щелкунчик» танец Феи Драже.(4 мин.)
- Когда звуки звучат друг за другом, то получается мелодия. Мелодии по характеру бывают разные: весёлые, задорные, озорные, радостные и печальные, грустные, задумчивые, спокойные. И звучать мелодии могут на разных музыкальных инструментах. Назовите, какие музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей).
-Дети, скажите пожалуйста, с помощью каких музыкальных инструментов мы можем изобразить дождь?
( Колокольчик, музыкальный треугольник, металлофон.)
-Раскаты грома?
(Барабан, кастаньеты.)
-Композитор П.И.Чайковский использовал музыкальный инструмент челесту, чтобы изобразить волшебницу Фею , показать как она необычно танцует. Что же это за инструмент – челеста?
Челеста – клавишно-ударный музыкальный инструмент симфонического оркестра. Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) -инструмент с божественно чудным звуком. Челеста похожа на очень маленькое пианино, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Давайте послушаем, как звучит челеста в танце Феи Драже из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» и определим, какая картинка феи подойдёт под музыкальный характер этой пьесы.
6. Распевка «Часы» (2 мин.)
– Волшебная, лёгкая и воздушная музыка. Нежная, спокойная, ласковая мелодия челесты рисует нам картину с доброй феей. Вы правильно выбрали картинку с волшебницей- феей.
А у меня тоже есть кое-что волшебного и необычного – музыкальные часы. Вместо цифр на них буквы. Стрелками соединим согласные и гласные буквы – получится слог, на который я сыграю вам мелодию, а вы так же повторите её.
7. Разучивание песни «Весёлая мышка» с показом движений (4 мин.)- Ой, кто там шуршит? Это же мышка! А я такую весёлую песню про неё знаю! Слушайте и запоминайте.
Весёлая мышка перчатку нашла (раскрыть ладошки, пальцы растопырены,
поворачивать ладонями то вверх, то вниз)
Гнездо в ней устроив (сложить ладошки «ковшиком»)
Мышат позвала («зовущий» жест ладонями)
Им корочку хлеба дала пожевать (соединять попеременно большой палец с другими)
Погладила всех (жест поглаживания по голове)
И отправила спать (руки под щёку)
Мышата проснулись – пора всем вставать (потягиваются)
На луг побежали в припрыжку гулять (подскоки)
Цветы собирали в весёлый букет (соединять попеременно пальцы друг с другом: большие, указательные, ит.д.)
И к маме мышата пришли на обед (поглаживать животики)
(разучивание песни и движений к ней)
8. Игра «Мышка и кот» - Мышка боится кота? Если покажу вам мышку, то хлопнем в ладоши вот так - мыш-ка, а если покажу кота, то топнем ногой вот так - кот) (1 мин.)
9. Игра «Капельки дождя» (3 мин.)
– Молодцы. Но вот пошёл дождик и мышка с котом спрятались. А мы с вами сейчас посчитаем, сколько капелек упало из тучки (выложить на доске магнитные капельки). Маленькие капельки будем хлопать в ладоши, а большие – хлопнем по коленкам.( Игру провести несколько раз. Дети придумывают свой ритмический рисунок из капелек и выкладывают его на доске).
10. Подведение итогов занятия. (1 мин.)
- С каким музыкальным инструментом сегодня познакомились?
- А как гномиков звали? Какие ещё нотки запомнили? Где нотки живут?
- А с мышкой понравилось играть? Мышке тоже с вами понравилось и она вам приготовила сюрприз! В мешочке лежат шарики, по очереди руку в мешочек опускаем и берём себе один шарик. Наше занятие закончилось. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...
Проект внеурочного занятия музыки в1-ом классе по теме: «Шумовые и музыкальные звуки»
Представляю проект занятия музыкального кружка. Дети приходят из разных 1-х классов по желанию. Хоровые занятия вести ещё рано, этот год идёт подготовка к хору. В подготовку, в моём понимании, в...
Музыкальная гостиная "Волшебные звуки музыки" в Детском саду №4.
Отчет оработе музыкальной гостинной "Волшебные звуки музыки"....
Музыкальная гостиная " Волшебные звуки музыки!"
О занятиях в музыкальной школе....
Занятие в рамках проекта "Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных"
Открытое занятие для родителей и воспитателей детского дошкольного учреждения в рамках проекта "Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных" ...
«Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных»
Статья о проекте «Малышам о звуках музыкальных, шумовых, таких разных и цветных»...
Музыкальное воспитание. Таблица "Звуки окружающего мира".
Таблица "Звуки окружающего мира" содержит информацию о звуках природы, механических звуках, музыкальных звуках....