Формирование культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
методическая разработка
Культурологический подход в обучении и воспитании учеников-это моя тема самообразования, каждый год внедряю новые формы и методы работы с детьми. Экскурсии, походы, совместное творчество сближает ребят, делает их добрее, отзывчевее, раскрывает индивидуальные особенности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturologicheskiy_podhod_red_1.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Сегодня мы наблюдаем обострение в мире социальных, политических, этнических, религиозных, экологических и других проблем. И в данной ситуации именно культура является тем созидательным механизмом, который поможет противостоять агрессии и конфликтности современного общества. Важную роль имеет социальная функция культуры, поэтому ее изучение в рамках отдельной науки в сфере образования является совершенно необходимым.
Понятие культуры с момента своего возникновения в эпоху Древнего Рима бытует в ментальности всех известных народов. Само слово «культура» означало результат чего-то обработанного, возделанного человеком в отличие от естественного данного (природного). Это и сходное с ним значение термина «культура» по существу осталось до сих пор: культура – искусственное, природа – естественное. Такая трактовка культуры легко вошла в употребление в связи с авторитетом ее автора – академика Д.С. Лихачева. Однако с тех пор произошли значительные изменения в социальной, экономической и политической жизни общества.
Далее рассмотрим понятие «культурологии». До недавнего времени культурологию часто определяли как фундаментальную науку, которая расширяет наши общие познания в области теории и истории культуры, но не имеет особого прикладного значения.
Культурология может помочь пониманию специфики различных культурных миров, ценностей и норм, законов культурного развития, она может облегчить процесс коммуникации, а также может помочь установить свою собственную идентичность. Важность и актуальность введения культурологических ценностей у младших школьников заключается в том, что культурология предлагает обучающимся не только научное знание о культуре, но и формирует собственно их культурный опыт.
Культурология помогает развить в учениках национальную, социальную и религиозную толерантность, понимание и уважение законов и норм как собственной культуры, так и других культур.
Внеурочная деятельность школьников представляет собой одну из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Можно выделить следующие отличия внеурочной деятельности:
1) Ученики участвуют во внеклассной деятельности добровольно.
2) Внеклассные занятия отличаются непринужденным («неурочным») характером, в то время как урок имеет обязательную регламентированную структуру.
3) Отсутствует строгий учет и контроль ЗУН, они не регламентированы строгими требованиями программы. Проверить результат такой работы можно с помощью концерта, отчетного вечера, выпуска стенгазеты, сдачи подделки или рисунка и т.д.
4) Учащиеся получат больше самостоятельности и инициативности при выполнении внеклассных поручений и мероприятий.
Между урочной и внеурочной работой должна быть органическая связь.
1) Необходимо подбирать для внеклассных занятий интересный, познавательный и развивающий материал. При его выборе необходимо также основываться на индивидуальных склонностях и уровне подготовки учащегося.
2) Приемы и формы работы должны быть разнообразными. При их выборе необходимо учитывать содержание обучения, условия проведения занятий, возраст учеников, специфику внеурочной деятельности.
3) Несмотря на добровольный характер необходимо прививать учащимся ответственность за порученное им дело в рамках мероприятия.
4) Внеклассная работа должна быть регулярной и целенаправленной. Только в этом случае можно получить существенные практические результаты.
5) Важное условие эффективности внеклассной работы – массовость участия учащихся.
Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Именно во внеурочной деятельности можно целенаправленно формировать культурологические ценности. Происходить это может как прямым путем, например, посещение выставок, музей, так и косвенным, который включает разноплановую систему школьных мероприятий, носящих культурологический характер.
Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников включает в себя наиболее эффективные формы работы, способствующие формированию культурологических ценностей, а именно: ценности семьи, коллективные ценности: сотрудничество и взаимопомощь, любовь к малой Родине, патриотизм.
Модель формирования культурологических ценностей у младших школьников.
1. Блок «Организация внеурочной деятельности»
Модуль «Семья вся вместе – и душа на месте»
Модуль «Школа – мой второй дом»
Модуль «Моя малая Родина »
Модуль «Я – гражданин, я - патриот»
2. Блок «Работа с родителями»
Проведение тематических родительских собраний
Совместные с детьми творческие работы
Организация совместных праздников
3. Блок «Создание развивающей среды»
Исследовательская деятельность «Путешествие в мир традиций народов»
Игры, викторины, фильмы.
В рамках программы « Я –гражданин, я –патриот» предполагается формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине формируется через зримые образы, через любовь к местам, где ребенок живет, через образ мамы, которая любит его и заботится о нем, через любовь к своей семье, которая тоже является частью Родины. Ребенок узнает об истории своей семьи, истории своего края, узнает о выдающихся людях, о их победах, осознает вою причастность к ним. Патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными. В основном, это коллективная форма, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Среди теоретических занятий можно выделить следующие:
- беседы;
- доклады;
- встречи с известными людьми родного края;
-литературно-музыкальные композиции;
- просмотр видеоматериалов, обсуждения;
- экскурсии.
Практические занятия также отличаются разнообразием. Здесь можно отметить:
- конкурсы;
- коллективные творческие дела;
- соревнования:
- праздники:
- викторины;
- интеллектуально-познавательные игры;
- инсценировка проблемных ситуаций;
- компьютерные путешествия;
- проекты, презентации;
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
- Экскурсионная деятельность. Посещение театров, музеев, выставок.
- Проектная деятельность. С учащимися младших классов можно сделать такие проекты, как «Чудеса света» или его интерпретация «Чудеса света в XXI веке», «Малахитовая шкатулка», «Русские народные сказки» , «Сказы Павла Петровича Бажова» и др.
- Познавательно-игровая деятельность. Проведение викторин, конкурсов, КВН, игры «УникУм». Направленность данных игровых мероприятий может быть как узкой, например, игра «Знаменитые личности нашего края», так и широкой – викторина «Популярные произведения искусства и их авторы».
- Исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность, в первую очередь, должна включать работу по краеведению. Например: сбор, обработка и презентация работы по теме «Путешествие в мир традиций народов России » . Программа «Путешествие в мир традиций народов » характеризуется яркой выраженной направленностью на развитие культурной и нравственной личности школьника через различные аспекты воспитательной деятельности на основе русских традиций, привитие любви к родному краю, уважительного отношения к культурным ценностям малой Родины.
Цель экскурсионно-образовательной деятельности в школе – углубленное изучение школьной программы, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, творческого отношения к учёбе, труду, жизни, воспитание ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к природе и окружающей среде.
Таким образом, методика организации воспитательной работы по формированию культурологических ценностей включает в себя взаимодействие в коллективе, с семьей, школой и обществом.
Культурология включает в себя различные сферы культуры, является необходимым элементом в современном образовании, т.к. способствует формированию нравственных сторон личности, мировоззренческих позиций гражданина, ценностных представлений, а также учит не только воспринимать окружающий мир как целостность, но и понимать его.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаменко, С. Н. Воспитываем патриотов России [Текст] / С. Н. Адаменко. – Народное образование, 2005. – 251 с.
2. Александрова, Е.Я. Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной отрасли [Текст] / Е.Я. Александрова, И.М. Быховская. – Общественные науки и современность. – 1997. – №2. – 145 с.
3. Александровская, Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э.М. Александровская. – Психология учебной деятельности школьников. – М., 1982. – 146 с.
4. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. – М. : Просвещение, 2010. - 98 с.
5. Анисимова, А.А. Формирование культурологических ценностей у младших школьников [Текст] / А. А. Анисимова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения, инновации : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 194-197.
6. Анисимова, А.А. Культурологические ценности у младших школьников [Текст] / А. А. Анисимова // Евразийская педагогическая конференция : сб. ст. в 4 ч. / гл. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018 г. – Ч. 1. – С. 204-207.
7. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М. : Просвящение, 1984. – № 5. – 267 с.
8. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 236 с.
9. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности [Текст] / А. Г. Асмолов. – Вопросы образования. – 2008. – №1. – С. 65-86.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....
Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность
Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...
Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО
В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...
Формирование экокультуры младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладного направления.
Жизнь человека во все времена была тесно связана с жизнью природы. В настоящее время проблема взаимодействия этих двух объектов выросла в глобальную поблему. Начальные знания по этому вопросу формирую...
Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление ко...
Особенности формирования творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельностиВо-первых, любой ребенок развивается по мере освое...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.
Целью обучения иностранному языку в школах, прежде всего, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состо...