«Дисграфии-симптомы и методы коррекции»
учебно-методический материал
Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу). Дисграфия-это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_soveta_logopeda.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические совета логопеда
«Дисграфии-симптомы и методы коррекции»
Дисграфия (от греч. dis приставка, означающая расстройство, grapho пишу). Дисграфия-это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. На что нужно обратить особое внимание учителю:
1. Ученик левша или переученный правша.
2. До школы посещал логопедическую группу.
3. Если в семье говорят на двух или более языках.
4. Ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
5. У ученика есть проблемы с памятью, вниманием. Симптомы и признаки дисграфии у детей.
1. На письме допускает такие ошибки как: смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ученик пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например, прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Пропуски букв, путанность в написании сходных по написанию или звучанию букв, например, Л-М или Д-Т, использование лишь определенных падежей, разрывание слова или добавление к нему новых букв и слогов. Кроме того, дети с дисграфией испытывают трудности не только с правильным написанием слов, но и с самим процессом письма. Так, предложения могут «идти» волной, обрываться на середине, ребенок может неосознанно пропускать строчки, заменять прописные буквы строчными и наоборот. Встречаются случаи, когда нарушается строй предложения, то есть имеет место быть перестановка слов, которая усложняет понимание написанного текста.
Причины возникновения дисграфии. Дисграфия возникает в результате нарушения функций тех участков мозга, которые отвечают за процесс овладения письмом. Причин таких нарушений может быть несколько. В первую очередь специалисты выделяют наследственную предрасположенность. Такие дети способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного гнозиса (то есть «узнавания» буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, облегчит процесс коррекции учителя, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память препараты.
Упражнения по коррекции дисграфии.
Формирование правильного почерка. 1.В течение продолжительного времени в тетради, в клеточку переписывается каждый день абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по клеточкам, По одной букве в клетке. Буква должна занимать клетку целиком!
Для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но, как следует, отчетливо переписанная.
2.Ежедневно в течение 5 мин. ребенок в любом тексте находит заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные. Например: р -л, с-ш и т.д Как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б"
(в последнем случае ребенок забывает вверх или вниз направлен хвостик от кружка).
3."Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, ребенок пользуется текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание.
Например, В син..м м..р.. ж..вут д..л..ф..н…
4.Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ученик изменял положение руки, а не листа бумаги.
Диктанты.
Для таких детей есть особые рекомендации по написанию диктанта.
1. Чрезвычайно медленно!
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, какие орфограммы есть в этом тексте. Затем диктуется первое предложение.
Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных слова с орфографической точки зрения.
3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память.
Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. Не предлагайте детям исправлять ошибки, научите не делать их!
Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих учеников нарушений письма и чтения, но и не допустить отставание в усвоении программного материала по русскому языку.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует раскрытию творческой личности ребенка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбор методов коррекции на уроках русского языка в школе 8 вида.
Данная тема раскрывает сущность методов коррекционной работы на уроках русского языка....
Девиантное поведение. Методы коррекции.
Презентация для педагога-психолога....
Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)
Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...
Презентация к докладу "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида
В работе представлены фотоматериалы к докладу " Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида"...
Презентация нового метода коррекции умственно отсталых детей -Мульттерапия-
Глубоко умственно отсталые дети особые дети, требующие особых средств для их развития. Данный метод работы помогает ...
Коррекционная направленность уроков. Выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции.
выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции...
Презентация к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения"
Данная презентация подготовлена к докладу по теме "Неспецифические методы коррекции поведения".Доклад и презентация были представлены на заседании методического объединения воспитателей коррекционной ...