Психологическая готовность к школе: виды и основные методы диагностики
статья

Название статьи говорит само за себя, речь пойдет о готовности ребенка к школе. Для такой проверки психологи и специалисты по развитию ребенка используют различные методы диагности, некоторые из них предсталвены в статье, например, графическая методика "Кактус", методика "Паравозик" и методика "Волшебгая страна чувств". Кроме описания самой методики, в статье содержится и необходимая для интерпретации информация, которая окажется полезна для самостоятельного использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx103.16 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая готовность к школе: виды и основные методы диагностики

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из центральных проблем современной психологии и педагогики. В настоящее время существует множество трактовок и разнообразных подходов к её решению. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с какого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе.

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Поэтому обязанность научить ребенка управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение, ложится на взрослых родителей.

Диагностические методики эмоциональной сферы дошкольника

  1. Графическая методика «Кактус» (автор: М.А. Панфилова)

Методика проводится с детьми с 4-х лет.

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Материал: бумага (формат А4), карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа.

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов.

Тревога - использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность - изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы, которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. Этот кактус домашний или дикий?
  2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
  5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
  1. Методика «Паровозик»

Цель: определение позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния ребенка.

Материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Паровозики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.»

Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка.

Обработка данных.

1балл – вагон фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый на - 3 позицию; красный, желтый, зеленый – на 6.

2балла - вагон фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый на - 2 позицию; красный, желтый, зеленый – на 7; синий на – 8.

3 балла – черный, серый, коричневый – 1 позиция; синий на – 7; красный, желтый, зеленый – на 8.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказалось менее 3, то психическое состояние оценивается как позитивное.

При 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс)

При 7-9 баллов – НПС средней степени.

Больше 9 – НПС высокой степени.

Наряду с полученными данными можно определить и общий психологический климат группы детского сада.

Сумма всех ППС и НПС, разница между ними делиться на количество детей и умножается на 100%.

70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата (с БПК).

42 – 69% - средняя (сБПК).

26 – 41,9 – незначительная (сБПК).

0-25% - незначительная степень неблагоприятного психологического климата (с НПК).

-1 до -25% - средняя (с НПК).

-26 и ниже – сильная (с НПК).

Протокол по методике «Паровозик»

1

2

3

4

5

6

7

8

Цвет

Высказывание ребенка

  1. Методика «Волшебная страна чувств» (автор: Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: исследование психоэмоционального состояния.

Возраст: от 5 до 13 лет

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает или просит достать восемь разноцветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и бланк методики.

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели

свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но

слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты,

жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес

ветер.»

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась

домики. Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где

изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в

которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнают много интересных историй.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. Все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. Адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

  • голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
  • туловище до линии талии, исключая руки (символизируют
  • эмоциональную деятельность);
  • руки до плеч (символизируют эмоциональную деятельность);
  • тазобедренная область (символизирует область творческих
  • переживаний);
  • ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также
  • возможность «Заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие» в голове, окрашивают мысли. Если в голове живет «страх», наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В ногах живут чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.

6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы. Бланки

Информационные источники:

  1. [Электронный ресурс]: https://psychojournal.ru/tests/1192-risunochnyy-test-kaktus.html (дата обращения: 24.02.2021).
  2. [Электронный ресурс]: https://lutiks.jimdofree.com/диагностика-эмоционально-волевой-сферы/ (дата обращения: 24.02.2021)
  3. [Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/1721456/page:8/ (дата обращения: 24.02.2021)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Что такое психологическая готовность к школе?

Что такое психологическая готовность к школе?...

Формирование у учащихся школы 8 вида с ДЦП морально-психологической готовности к различным видам трудовой деятельности через трудовую деятельность.

Наиболее значимое для целей адаптации детей с интеллектуальным и физическим недоразвитием является трудовое воспитание. Формируются трудовые навыки напротяжении всего учебного процесса....

Психологическая готовность к школе.Роль родителей.

Данная работа включает в себя следующее: 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских...

Советы для родителей Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе

К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельс...

Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе. Показатели готовности.Рекомендации для родителей....