Работа над разными видами техники в классе фортепиано
статья
В данной статье рассмотрены работа над мелкой техникой, работа с упражнениями и гаммами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_tehnikoy_v_klasse_fortepiano_statya.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над разными видами техники в классе фортепиано
Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души.
А. Рубинштейн
Мастерство музыканта – исполнителя в узком смысле этого слова, по мнению многих учащихся, это скорость, точность, беглость, ловкость пальцев. Бесспорно, всё это входит в понятие техника музыканта – исполнителя, но лишь как часть целого. «Техника – это туше, аппликатура, знание правил фразировки», - писала французская пианистка Маргарита Лонг.
Конечно же, всем знакомые гаммы и упражнения – это одно из первых, с чего начинает юный пианист осваивать исполнительское мастерство.
В настоящее время изучение гамм и арпеджио обычно подразделяется на два больших периода. Первый можно назвать ознакомительным. Он приходится на время обучения в младших классах ДМШ. Игра гамм и арпеджио в это время преследует цели практического овладения системой квинтового круга, приспособления к черно-белому рельефу, к умению слышать и играть в разных тональностях, с разным количеством диезов, бемолей. Знание аппликатуры и ориентировка в особенностях рельефа различных гамм и арпеджио является необходимой ступенью технического образования. Особенно способствует овладению навыками слышания подвижного и безостановочного двухголосного пассажа игра минорных гамм, а также гамм в расходящемся движении, в терцию, дециму и сексту. Игра гамм способствует овладению навыками первичной беглости.
По мере продвижения ученика растут требования к качеству исполнения гамм и арпеджио. Второй период овладения гаммами начинается тогда, когда гамма становится для учащегося материалом для художественной работы. Ученик должен ставить перед собой звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные задачи и стремиться их разрешать. Немаловажное значение имеет темп исполнения. Цель работы над гаммами - сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, исполнить ее быстро и так, чтобы она вызывала эстетическое удовольствие . Изучение гамм способствует росту мастерства пианиста. Гаммы нужно учить по-разному: forte, marcato; piano, leggiero; crescendo вверх, diminuendo вниз и наоборот; в артикуляции применять приёмы legatissimo или poco legato.
Сборники упражнений создавали и крупные пианисты, и крупные педагоги: Ф. Лист, И. Брамс, В. Сафонов, А. Корто, Р. Йозефи, Ф. Кулау, Ш. Ганон. Сборники многократно переиздавались. В нашей стране только за два десятилетия были изданы «Пианист-виртуоз» Ш. Ганона и целая серия упражнений под редакцией и с комментариями Я. И. Мильштейна: «51 упражнение» И. Брамса, «Ежедневные упражнения» К. Таузига, «Рациональные принципы фортепианной техники» А. Корто, «Высшая школа фортепианной игры» Р. Йозефи, «Путь к фортепианному мастерству» Ф. Бузони. Интересные и полезные упражнения для детей содержатся у Б. Бартока в его сборниках «Микрокосмос».
Общей чертой сборников К. Черни, И. Шмидта, Ш. Ганона и других является сведение упражнений в систему, которую надлежит штудировать от начала до конца. Иные идеи положены в основу упражнений Ф. Листа, К. Таузига, Р. Йозефи, Ф. Бузони, В. Сафонова. Их сборники это не школы и не системы, а технический материал для избирательного использования. Каждый может найти нужные для себя упражнения.
Непревзойдённой вершиной жанра фортепианных упражнений можно считать сборник И. Брамса, впервые опубликованный в 1893 году. Состоящий из 51 упражнения труд И. Брамса замечателен сочетанием почти энциклопедического многообразия технических заданий с приятной мелодической и гармонической формой. [2. С. 80–86.]
Техника важна во всяком искусстве. Техника пианиста, многие её виды настолько сложны, что без специальной и многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается всю жизнь. Основная цель педагога в работе над техникой – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен выполнить необходимую музыкальную задачу.
Список литературы
- Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004
- Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. – М., 2003
- Милич, Б.. Воспитание ученика – пианиста/Методическое пособие. Изд. Кифара, 2002
- Николаев, Л.В. Из бесед с учениками //Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Под ред. С.М. Хентовой. – М.-Л., 1966
- Фейнберг, С. Пианизм как искусство. – М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы с разными видами чтения на уроках английского языка в старших классах
Работа с текстом играет важную роль при обучении чтению.А,главное, задания на понимание текста встречаются во всех типах экзаменов:ГИА,ЕГЭ и т.д.Работа с текстом стимулирует интеллектуальную акт...
Проверочные работы по разным видам сложных предложений в 9 классе
Проверочные работы тестового харктера помогут быстро проверить знания учащихся о разных видах сложных предложений (ССП, СПП, БСП)...
Работа над этюдами на разные виды техники. Открытый урок.
Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано....
Работа над техникой в классе фортепиано
Из опыта работы могу сказать - нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и к их механическому проигрыванию. Здесь важно не только количество,...
Работа над техникой в классе фортепиано
Техника – это «умение художника выразить то, что он хочет выразить. Это способность его материализовать задуманное в звуках…»Художественная сторона исполнения музыкального про...
Работа над этюдами на разные виды техники в классе фортепиано
Учебно-методический материал: Работа над этюдами на разные виды техники в классе фортепианоСоставители: Дидук Ю.В., Сыркашева О.Н. Первой задачей педагога является тщательное объя...
Работа над мелкой техникой в классе фортепиано
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...