Мотивация педагогической деятельности
материал
Сообщение на педагогических чтениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мотивация педагогической деятельности
в образовательном учреждении дополнительного образования детей»
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В связи с этим возрастает потребность в педагоге дополнительного образования, который способен обогащать и изменять содержание и формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений науки и нового педагогического опыта. Для совершенствования данных качеств, для повышения качества педагогического мастерства необходимо создать условия для развития и творческого поиска педагога, мотивировать его на повышение собственного профессионального уровня.
Понятие мотивации
Мотивация является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности, под которым понимается «...совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности». Она придаёт деятельности человека определённый смысл «давая ему... перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют своё значение». Таким образом, мотивация педагога является тем ключевым условием, которое определяет успешность, эффективность его деятельности.
Распространена также точка зрения, согласно которой профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда педагога; мотивы совершенствования педагогической деятельности.
Желание улучшить свою профессиональную деятельность будет проявляться в стремлении пополнить свой багаж новыми педагогическими приёмами, техниками и методиками, улучшить имеющиеся и разработать собственные (авторские) программы обучения, повысить уровень своей компетентности.
Проблема выбора путей мотивации
Проблема выбора путей мотивации коллектива актуальна для любого руководителя любого учреждения образования. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов. Каким образом это можно сделать в сегодняшних условиях работы?
Педагогический коллектив должен быть полноценным хозяином в образовательном учреждении. Только тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив может быстро и эффективно реагировать на любые изменения ситуации, решать задачи как единое целое.
Права и обязанности сотрудников и коллектива определяются трудовым законодательством и правилами трудового распорядка.
В основе взаимоотношений должен лежать личностно ориентированный подход к деятельности каждого человека по достижению им максимальных результатов, т.е. руководитель нацеливает на решение проблем, стоящих перед учреждением, ранжируя их по значимости, направляет усилия, помогает раскрытию способностей работников, концентрирует их на главном.
К первостепенным управленческим задачам относятся не только организация и планирование, но и создание условий для деятельности педагога, которые обеспечили бы его мотивацию к творчеству.
Педагогу необходимо творчески мыслить, моделировать свои действия, проявлять инициативу в принятии решений. Развитию этих качеств способствует мотивационный процесс. Руководитель, желающий добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен помнить о необходимости стимулирования каждого члена педколлектива трудиться.
Стимул – возможность получения средств удовлетворения своих потребностей в обмен на выполнение определенных действий.
Арсенал мер стимулирования достаточно обширен:
• материальная компенсация труда — заработная плата, выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
• денежное вознаграждение (премия);
• общественное признание отдельной личности — ценные подарки, почетные значки, поездки на отдых, благодарности, грамоты, публикации в СМИ;
• общественное признание деятельности творческой группы — вручение сувениров всем членам группы;
• личное признание руководства — выражение благодарности, письмо на дом, открытки в день рождения.
Для успешной мотивации педагогов не существует серьезных объективных препятствий, но возникают многочисленные и плохо преодолеваемые субъективные преграды: руководителю необходимо учитывать, что все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогут социально-психологические типы.
Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.
Профессионалы — высококлассные специалисты, работающие прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.
Творцы — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.
Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют судьбоносные решения.
Для изучения мотивации педагогов не требуется особой подготовки, можно применять довольно распространенные методы опроса и собеседования. Удобным поводом для анализа внутренних ресурсов может стать аттестация педагога. (Приложение 1: таблица критериев и показателей результатов профессиональной деятельности)
Заключение
Кадровые условия – это, прежде всего, возможность профессионального роста педагогов дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на активизацию творчества педагогов, их самообразование и желание сотрудничества с коллегами. Взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ также дает много для профессионального роста.
Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителями школ и воспитателями детских дошкольных учреждений. педагогический коллектив.
Следует регулярно организовывать прохождение педагогами курсовой подготовки, проводить семинары, методобъединения, педагогические мастерские что будет способствовать профессиональному обогащению.
Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.).,
Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу, написание статей для педагогических журналов.
Успех развития системы дополнительного образования во многом зависит от умения привлекать "свежие силы", новых людей, например, из числа работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
современные педагогические технологии как средство мотивации учебной деятельности на уроках химии
Презентация содержит информацию о применении современных педагогических технологий с целью активизации учебной деятельности на уроках химии. как пример технология развития критического мышления....
Выступление на педагогическом совете «Педагогические технологии как средство реализации ФГОС и фактор мотивации познавательной деятельности учащихся»
В данном материале представлен текст выступления на педсовете по педагогическим технологиям и три памятки....
Тренинг на определение мотивации педагогов в осуществлении педагогической деятельности
Увлекаюсь проведением тренингов. Представляю Вашему вниманию один из тренингов, проведённых в рамках работы методического объединения педагогов дополнительного образования...
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности является важной как для психологии, так и педагогики. Путь к эффективному обучению лежит через понимание и эффективное включение мотивационных метод...
Выступление на педагогическом сове«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»
«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития»...