Занятие "Елочная игрушка в технике Айрис-фолдинг"
план-конспект
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elochnaya_igrushka_zharinova_v_tehnike_ayris-folding.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
Елочная игрушка
в технике Айрис-фолдинг
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Педагог дополнительного образования
Татьяна Юрьевна Жаринова
Декабрь 2018 г.
Открытое занятие по программе «Страна Рукоделия»,
группа 2-го года обучения
Дата проведения: 18.12.2018 г. Тема: Ёлочная игрушка в технике Айрис-фолдинг
Цели занятия:
- развитие интереса к истории новогодних праздников в России через изготовление елочной игрушки в технике Айрис-фолдинг
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес у обучающихся к выполнению творческих работ
- прививать стремление к познанию разнообразия декоративно-прикладного творчества
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, чувство красоты, взаимовыручки, дружбу
- прививать навыки культуры труда, взаимопомощи, культуры общения.
Обучающие:
- познакомить детей с историей происхождения празднования Нового года в России и новогодними традициями в других странах
- закрепить знания обучающихся в изготовлении работ в технике Айрис-фолдинг
- закрепить знания правил ТБ труда при работе с ножницами, клеем
- обучать детей умению обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике
- обучать навыкам контроля, самоконтроля, объективной самооценки
- закрепить навыки самостоятельной творческой деятельности
- дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером.
Развивающие:
* развивать познавательную мотивацию обучающихся
- развивать творчество, фантазию, воображение, память, наблюдательность
- развивать восприятие, воображение, эмоционально-волевую сферу
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.
Оснащение и оформление занятия:
- персональный компьютер
- проектор, экран
- диск с презентацией к занятию «Елочная игрушка в технике Айрис- фолдинг»
- образцы изделий, выполненные в технике Айрис-фолдинг
- выставка елочных игрушек
- ёлка настроения с шарами разного цвета
- таблички с новыми терминами, понятиями.
У каждого обучающегося:
- ножницы
- клей
- кисть для клея
- клеенка
- цветная бумага
- линейка
- картон
- раздаточный материал:
- шаблоны
- схема шарика в технике Айрис-фолдинг.
Оборудование для педагога:
- диск с презентацией к занятию
- музыкальное оформление для физкультурной паузы
- готовое изделие (ёлочная игрушка в технике Айрис-фолдинг)
- шарики из цветной бумаги разной цветовой гаммы
- схема шарика (Приложение №1)
- вопросы для подведения итога занятия (на шариках - вопросы) (Приложение №2)
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
- Сообщение педагога о структуре занятия
- Сообщение о перспективе работы над темой (два занятия)
- Проверка готовности обучающихся к занятию.
- Работа по теме занятия
На экране во время работы по теме занятия идет презентация
Педагог: В ночь с 31 декабря на 1 января мы будем праздновать самый волшебный и замечательный праздник Новый год! (Слайд №1)
Вопрос: Вы ждете этот праздник?
Конечно, во всех странах мира этот праздник считается особым, потому что в Новогоднюю ночь загадывают желания и дарят друг другу подарки. Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.
Слыша бой часов, мы прислушиваемся, как уходит старый год, с замиранием сердца ждем Новый год. Мы все верим, что в новом году все сложится, год будет удачным и счастливым. С большим желанием выбираем подарки близким, готовим вкусные блюда, украшаем наш дом и устраиваем праздник для себя и своих близких.
Один из моментов подготовки – это оформление и украшение нашего дома.
Вопрос: Как вы, ребята, украшаете свои дома? (ответы детей)
История елочных игрушек
Педагог: В незапамятные времена у древних народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая, таким образом, свое к ним почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже таким деревом стала вечнозеленая ель. В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году.
Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец.
(Слайд №2) В сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» так описывают это событие: «Большая праздничная елка была украшена множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные и другие чудесные сладости свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы...»
Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. (Слайд №3) Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословение... Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.
Согласно легенде, некогда выдался неплодородный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауш в Тюрингии (Германия) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. (Слайд №4) Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из этого города в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир. (Слайд №5)
В начале XX века елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами, фигурками из папье-маше. (Слайд №6) Производство елочных игрушек в России было очень незначительным — в Петербурге и в Клину (Московская область). Первое в России специализированное стеклянное ёлочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова, в начале XIX века. (Слайд №7,8)
К середине XX века ассортимент елочных игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее эффективных материалов, чем сегодня. Зато в них было вложено много фантазии. Из посеребренного картона штамповали разнообразных птичек и зверей. (Слайд №9,10,11)
Стеклянные шары в нашей стране были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки. (Слайд №12)
Одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. (Слайд №13) Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья.
Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой. (Слайд №14,15)
А теперь несколько исторических фактов
(Слайд №16) Английские ювелиры создали новогоднюю игрушку в виде шара, заключенного в два кольца, изготовлена она из белого золота и 1578 бриллиантов. Кроме того, украшение инкрустировано 188 рубинами, вставленными в кольца и составляющими снежинки.
Дизайнерам потребовался почти год, чтобы изготовить ее. Этот ёлочный шар был выставлен в магазине на юге Англии, в специальной витрине с несколькими системами сигнализации.
Стоимость изящного елочного украшения оценивается в 137 тыс. долларов (около 4.500.000 рублей). Эта игрушка привлекает к себе внимание больше, чем полностью украшенный к Рождеству или новогодним праздникам дом.
(Слайд №17) 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»!
"Клинское подворье" - это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме.
(Слайд №18) Самая большая коллекция елочных игрушек принадлежит американке Ким Балашак, которая уже более десяти лет проживает в Москве. Ее коллекция насчитывает чуть больше 2500 советских елочных игрушек. Именно Балашак представляет Россию в международной организации коллекционеров елочных игрушек «Золотое сечение».
Посмотрим выставку елочных игрушек.
Новогодние традиции в разных странах
Во многих странах празднование Нового года
проходит иначе, чем в России.
(Слайд №19) Новый год в Австралии начинается 1января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки налегке – в купальных костюмах.
(Слайд №20) А в Японии, по старинному преданию, считается, что любое желание ребенка исполнится, если он положит под подушку в новогоднюю ночь изображение своей мечты. Так что перед праздником все маленькие японцы увлеченно рисуют. В Японии дети вместе с родителями встречают рассвет первого дня Нового года. После чего всей семьей усаживаются за стол, где едят рисовое печенье – символ изобилия, длинные тонкие макароны – символ благоденствия на долгие годы, и блюда из гороха – символ здоровья.
(Слайд №21) В Китае встречают Новый год ударами в «гонг мира» (он похож на медную теннисную ракетку). Проходит традиционный «Праздник фонарей». Все вывешивают перед своими домами заранее приготовленные фонарики самых невероятных расцветок и форм. В Китае Новый год – это очень красивое, яркое, с множеством огней и фейерверков зрелище. Для того, чтобы отпугнуть злое, страшное чудище, которое по поверью приходит раз в году к людям, китайцы исполняют ритуальный танец дракона.
(Слайд №22) Если вы под Новый год окажетесь в Италии, не подходите близко к стенам домов. В новогоднюю ночь итальянцы выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги. И даже с грохотом обрушиваются наземь старые шкафы. Чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесет Новый год!
(Слайд №23) Мексика. У мексиканцев есть своеобразная новогодняя традиция. В комнате, где собрались гости, подвешивают глиняный сосуд, наполненный сладостями. Гостям поочередно завязывают глаза и дают в руки палку. Тот, кто разобьет кувшин, будет счастлив.
(Слайд №24) - Ребята, все люди живут в разных странах, и у каждого народа есть свои любимые праздники и традиции. И в нашей стране традиция праздновать Новый год возле ёлки – это любимая традиция детей и взрослых.
Вот мы немного и познакомились с традициями празднования Нового года в разных странах. (Слайд №25,26)
Вопрос: Кто сможет назвать тему нашего занятия?
Тема нашего занятия: «Елочная игрушка в технике Айрис-фолдинг».
Техника Айрис-фолдинг – «радужное складывание», появилась в Голландии (немного истории). (Слайд №27,28)
III. Физкультурная пауза (под музыку выполняем ряд упражнений)
IV. Самостоятельная работа
Педагог: Уже совсем скоро наступит самая волшебная ночь в году… И чем лучше мы подготовим наш дом к её приходу, чем больше будет новогодних украшений, тем волшебнее будет новогодняя ночь…
Педагог предлагает детям стать
настоящими мастерами и выполнить
елочную игрушку в технике Айрис-фолдинг.
IV.1. Повторение техники безопасности труда при работе с ножницами, бумагой, клеем и кисточкой для клея
Игровой момент. Из красивого мешка достаются предметы (клей, бумага, кисть для клея, ножницы) надо рассказать, как ими пользоваться. IV.2. Повторение технологии изготовления елочной игрушки в технике Айрис-фолдинг.
Педагог. На первом занятии мы подготовили схемы и вырезали круги для наших шариков. А сегодня мы завершим работу над елочной игрушкой.
Обратимся к плакату «Технология изготовления елочной игрушки».
Задаю вам сложный вопрос: тему занятия вы определили, а теперь, как вы думаете, какова же цель нашего занятия?
Правильно, давайте мы потрудимся и сделаем красивую, аккуратную работу.
Рассказ педагога о том,
как пользоваться схемами.
(В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая необходимую индивидуальную помощь).
IV.3. Педагог. Я предлагаю поиграть в мексиканскую игру «Достань подарок». В шарике лежат конфеты, шар висит, надо палкой его лопнуть.
V. Итог занятия
V.1. Подведение итога занятия проводится в игровой форме. На доске находится елка с шарами, на каждом шарике по вопросу, отрываем и отвечаем.
- Как называется техника, в которой мы выполнили елочную игрушку?
- Первая страна по изготовлению стеклянных елочных игрушек?
- Где находится музей елочных игрушек?
- Где появилась техника Айрис –фолдинг?
- Кто ввел праздновать Новый год в России 1 января?
- Прочитать любое Новогоднее стихотворение.
- Загадать зимнюю загадку.
V.2. В конце занятия обучающиеся выбирают бумажные шары и приклеивают на «Елку настроения» по цветам, соответствующим их настроению.
V.3. Сообщение темы следующего занятия.
VI. Дежурство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Воздушный шар в технике "Айрис-фолдинг"
Материал предназначен для детей с глубокой умственной отсталовстью...
Конспект урока тема: "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"
Цель: Расширить кругозор детей. Продолжить работу с цветной бумагой. Изучить технику радужного складывания в технике айрис - фолдинг.Метод обучения:1.словесный (устное изложение, анализ задания);2.наг...
Конспект урока для учащихся 1-4 классов "Изготовление декоративного панно в технике Айрис-фолдинг"
Конспект урока для учащихся 1-4 классов "Изготовление декоративного панно в технике Айрис-фолдинг"...
Мастер - класс "Открытка в технике Айрис-фолдинг"
МК, посвященный знакомству с интересной техникой Айрис - Фолдинг (Iris Folding). Работу, которую я предлагаю Вам сделать – это небольшая открытка....
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «РАДУГА» «НАУЧИЛАСЬ САМА - НАУЧУ СВОЮ БАБУШКУ» Тема: «Изготовление пасхального кулича в технике «айрис - фолдинг»
Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 3 года обу...
Мастер - класс по технике "Айрис - фолдинг"
Данный мастер – класс предназначен для педагогов дополнительного образования по начальному техническому моделированию и педагогам начальных классов. Цель и...
Конспект к презентации: Мастер класс в технике "Айрис Фолдинг"
Конспект к презентации "Айрис Фолдинг".Тема: Знакомство с техникой бумагопластики айрис фолдинг Аппликация «Тюльпан»Цель: выполнение аппликации в технике айрис фолдинг.Задачи.Л...