Рабочая программа дополнительного образования по Робототехнике. 1-й год обучения.
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_robototehnika._pervyy_god._kuklin_o.a._esosh_21-22.docx | 69.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Усть-Илимский район»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования детей»
(МОУ ДО «РЦДОД»)
СОГЛАСОВАНО Методическим советом МОУ ДО «РЦДОД» Протокол №__02__ от «31» августа 2021 г | УТВЕРЖДЕНО Директором МОУ ДО «РЦДОД» Шпагиной А.М.___ ____ Приказом №__64__ От «31» августа 2021 г |
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Робототехника»
Возраст обучающихся: 10- 17 лет
Срок реализации программы: 1 год (144)
Уровень: ознакомительный
Автор составитель программы: Куклин Олег Алексеевич. Работает по программе: Куклин О.А., педагог дополнительного образования |
Усть-Илимский район, 2021 г.
Лист изменений в программе на 2021-2022 г.
(за основу взяты рекомендации МОУ ДО «РЦДОД»)
№ | Разделы программы | Внесенные изменения |
1 | Пояснительная записка | Внесены дополнения: актуальность, пед. целесообразность, отличительные особенности, новизна, описаны возрастные особенности обучающихся, … |
2 | Учебно-тематический план и содержание программы | Учебно-тематический план дополнен разделом формы аттестации/контроля |
3 | Календарный учебный график | Календарный учебный график- изменена форма – приложение 1, добавлен календарно-тематический план в приложение 2 |
4 | Условия реализации программы | Без изменений… |
5 | Формы аттестации. Оценочные материалы | Дополнено приложением 3 |
6 | Методическое обеспечение | Внесены изменения: добавлено описание используемых дистанционных образовательных технологий |
7 | Список литературы | Обновлен список литературы |
Все изменения программы рассмотрены и одобрены на заседании педагогического (методического) совета « » 202_ г., протокол № .
(название ОУ)
СОДЕРЖАНИЕ
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 4
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 6
2. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ 9
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 11
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 11
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника», разработана в соответствии с:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ №273 от 29.12.2012;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» №196 от 09.11.2018 г.;
- Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» (далее – Учреждение).
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к программам технической направленности.
Уровень Программы – ознакомительный.
Актуальность данной программы:
- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Робот-конструктор LEGO позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» предназначена для учащихся от 10 до 17 лет.
Количество обучающихся в группе 15 человек.
Набор в группы – свободный.
Состав группы – постоянный.
Подросток уже способен управлять собственным поведением, может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. У них углубляется интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии. В своих коллективных делах подростки способны к большой активности. Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорное преодоление препятствия. Дети этого возраста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших, уважения к себе, к своим мнениям и взглядам, и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения на 144 часа в год. Программа является вариативной. При необходимости в соответствии с материально-техническими и погодными условиями, планами учреждения, в течение учебного года, в пределах учебной нагрузки, возможна перестановка тем тематического плана программы.
Форма обучения - очная.
Режим занятий
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (40 - 45 минут занятие, перерыв между занятиями 10-15 минут).
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO Education Mindstorms EV3;
- ознакомление со средой программирования LEGO Education Mindstorms EV3;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительная общеразвивающая программа | Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов | Количество учащихся | Форма итоговой аттестации |
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» | Группа 1 года обучения | 4 | 36 | 144 | 15 | Творческая проектная работа |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов, тем | количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Раздел №1. Введение в историю и идею робототехники | 6 | 4 | 2 | |
1.1 | Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот? | 1 | 1 | - | |
1.2. | Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы. | 1 | 1 | - | |
1.3. | Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники. | 2 | 1 | 1 | |
1.4. | Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Раздел №2. Первые шаги в робототехнику. Изучение технологий | 46 | 8 | 38 | |
2.1. | Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось. | 4 | 1 | 3 | |
2.2. | Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 6 | 1 | 5 | |
2.3. | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3. | 6 | 1 | 5 | |
2.4. | Ременная передача. | 6 | 1 | 5 | |
2.5. | Снижение и увеличение скорости. | 6 | 1 | 5 | |
2.6. | Червячная зубчатая передача. | 6 | 1 | 5 | |
2.7. | Рычаги. | 6 | 1 | 5 | |
2.8. | Блок «Цикл». Блок «Переключатель». | 6 | 1 | 5 | |
3. | Раздел №3. Основы построения конструкций, устройства, приводы | 86 | 8 | 78 | |
3.1. | Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции. | 4 | 4 | - | |
3.2. | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 16 | 2 | 14 | |
3.3 | Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов. | 8 | 2 | 6 | |
3.4. | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 58 | 58 | ||
4. | Раздел 4. Итоговая работа | 6 | 1 | 5 | Творческая проектная работа по итогам года |
итого: | 144 | 21 | 123 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в историю и идею робототехники.
Теория.
Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот? Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники. Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы. Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Практика.
Наброски на бумажном носителе собственной идеи робота в виде упрощённого чертежа с текстовым описанием его технических особенностей и возможного применения. Совершенствование чертежа с использованием условных обозначений.
Раздел 2. Первые шаги в робототехнику. Изучение технологий.
Теория.
Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось. Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3. Ременная передача. Снижение и увеличение скорости. Червячная зубчатая передача. Рычаги. Блок «Цикл». Блок «Переключатель».
Практика.
Создание первых простейших моделей машин с использованием конструктора LEGO. Создание простейших моделей транспортных средств с прямым управлением и возможностью изменения скорости передвижения за счёт манипулирования зубчатой передачей крутящего момента. Построение простых алгоритмов для автономной работы моделей ТС. Построение моделей ТС, движущихся за счёт ременной передачи по аналогии с зубчатой. Построение моделей ТС, движущихся за счёт червячной передачи. Построение алгоритмов, содержащих циклические элементы.
Раздел 3. Основы построения конструкций, устройства, приводы.
Теория.
Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции. Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов. Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.
Практика.
Использование моторов для создания простейших манипуляторов и их базовое программирование. Построение роботов, производящих манипуляции либо движение, реагируя на датчики касания, цвета и дистанции. Построение роботов и их программирование по готовым схемам сборки.
Раздел 4. Итоговая работа.
Теория.
Этапы выполнения проектной работы: постановка проблемы, определение цели и задач, составление плана выполнения самостоятельной работы, расчет количества необходимых материалов, выполнение работы, самоанализ выполненной работы.
Практика:
Разработка темы проекта. Конструирование модели, её программирование. Презентация модели. Подготовка итоговой выставки работ учащихся за учебный год. Рефлексия образовательных результатов учащихся
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
- основные и дополнительные компоненты конструктора Lego;
- основы программирования роботов в программе Lego Education Mindstorms EV3;
- специальную терминологию.
Обучающиеся будут уметь:
- конструировать роботов для решения различных задач;
- составлять программы с различными алгоритмами;
- использовать созданные программы для управления роботами.
Обучающиеся будут владеть:
- навыками работы с конструктором Lego;
- навыками работы в среде программирования Lego Education Mindstorms EV3;
- навыками программирования роботов на внутреннем языке микроконтроллера.
2. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ
2.1. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Проверка полученных умений, навыков и знаний осуществляется на контрольных занятиях, а также в процессе участие обучающихся в соревнованиях разного уровня, профильных конференциях и семинарах, внутренних соревнованиях.
Текущий контроль усвоения теоретического материала осуществляется с помощью опроса (зачета) по отдельным темам (разделам).
Основным результатом обучения является творческая работа – создание и программирование робототехнического устройства собственной конструкции.
Аттестация по итогам освоения программы проводится в форме итогового зачета по разделам программы и защиты творческого проекта (Приложение 3).
Формой итогового контроля также может являться результативное участие обучающегося в конкурсных мероприятиях муниципального, городского и более высокого уровней.
2.2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценивания результатов текущей и промежуточной диагностики используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень. В начале учебного года проводиться собеседование, с целью выявления начальных умений и навыков, мотивации поступления в объединение. Во время всего периода обучения применяются тесты на развитие памяти, мышления, воображения.
Оценочный лист заполняется педагогом в конце учебного года по результатам наблюдений, тестирования и выполнения практических заданий.
Оценочный лист по итогам обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника»
Критерии оценки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Знают | |||
правила безопасной работы; | |||
основные компоненты конструкторов LEGO; | |||
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; | |||
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; | |||
Умеют | |||
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); | |||
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания); | |||
создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу. |
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся
Параметры оценивания | Уровни освоения программы | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Практические навыки работы с конструктором. | Обучающийся самостоятельно собирает робота. | Обучающийся пытается самостоятельно собрать робота, прибегает к помощи педагога. | Обучающийся не знает основ конструирования роботов. |
Программирование типовых роботов с помощью «внутреннего» языка программирования. | Обучающийся свободно ориентируется в программном обеспечении. Хорошо владеет навыками составления программ. Последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы. | Обучающийся знает основные элементы программного обеспечения. Удовлетворительно владеет навыками составления программ, но не укладывается в заданные временные сроки. С ошибками отвечает на поставленные вопросы. | Обучающийся испытывает затруднения в нахождении требуемых команд. С трудом демонстрирует навыки составления программ. Не укладывается в заданные временные рамки |
2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника» проводятся на базе МОУ «Эдучанская СОШ» в стационарном, типовом, освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.
Материалы и инструменты.
Конструкторы LEGO Education Mindstorms EV3, компьютеры, проектор, экран.
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
При обучении по программе используются следующие технологии: группового обучения, проектного обучения, здоровьесберегающие, технология дистанционного обучения.
Групповые технологии – обучение проходит в разновозрастных группах, объединяющих старших и младших общим делом.
Технология проектного обучения - ребята учатся создавать проекты по решению доступных им проблем и умело защищать их перед другими. Поощряется смелость в поисках новых форм, проявление фантазии, воображения.
Технология дистанционного обучения - это способ обучения на расстоянии. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, учащиеся и педагог могут использовать различные информационные ресурсы.
Данные технологии применяются в случае болезни учащегося или для учащихся при консультировании по отдельным вопросам в соответствии с содержанием программы, а также при неблагоприятной социальной обстановке в образовательной организации, районе, стране по распоряжению вышестоящих органов управления образования.
Педагог обеспечивает регулярную дистанционную связь с учащимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля. Для родителей (законных представителей) учащихся разрабатываются инструкции/памятки о реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с указанием:
- адресов электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение;
- логин и пароль электронной образовательной платформы (при необходимости);
- режим и расписание дистанционных занятий;
- формы контроля освоения программы;
- средства оперативной связи с педагогом.
Образовательная деятельность организовывается в соответствии с расписанием, Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения включают:
- разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;
- online-занятие, оnline-консультация;
- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;
- инструкции по выполнению практических заданий;
- дидактические материалы/ технологические карты;
- контрольные задания.
Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, перед учащимися обозначаются правила работы и взаимодействия. В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.
Для проведения занятий используются следующие способы:
- проведение занятий в режиме онлайн;
- размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет;
- проведение практических занятий: видеозапись мастер-класса педагога, видеозапись выполненной работы учащимися.
Оn-line консультации проводятся педагогом с помощью электронной почты.
Здоровьесберегающие технологии. Важное значение в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких пауз (физкультминутки) в течение занятия зависит от возраста детей, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности. Занятия строятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, степени подготовленности, имеющихся знаний и навыков.
Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса, который проходи в комбинированной форме в двух частях: теоретической и практической.
Теоретическая часть проходит в виде лекций, где объясняется новый материал, практическая часть – закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при выполнении итоговой практической работы.
В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способов решения поставленной задачи, выбора инструментов. Комбинированная форма занятий обеспечивает смену видов деятельности и перерывы в работе за компьютером.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов
1. Добриборш Д.Э., Чепинский С.А., Артѐмов К.А. Основы робототехники на Lego® Mindstorms® EV3. Учебное пособие. – М.: Лань, 2019. – 108 с. Иванов А.А. Основы робототехники. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2019. – 223 с.
2. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил
3. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил.
4. 2. Корягин А.В. Образовательная робототехника Lego Wedo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. - М.: «ДМК-Пресс», 2016. – 254 с.
5. Огановская Е.Ю., Князева И.В., Гайсина С.В. Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование в дополнительном образовании. – М.: Каро, 2017. – 208 с.
6. Тарапата В.В., Самылкина Н.Н. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты. – М.: Лаборотория знаний, 2017. – 109 с.
7. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176 с.
8. Юревич Е.И. Основы робототехники. Учебное пособие. – М.: BHV, 2018. – 304 с.
Для учащихся
1. Белиовская Л., Белиовский Н. Использование Лего–роботов в инженерных проектах школьников. - М.: «ДМК Пресс», 2016. – 88 с.
2. Винницкий Ю.А. Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов. - М.: ВНV, 2019. – 240 с.
3. Русин Г.С., Иркова Ю.А., Дубовик Е.В. Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике. – М.: Наука и Техника, 2018. – 304 с.
Ресурсы сети Интернет:
- www.int-edu.ru
- http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
- http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
- http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
- http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=1948
- http://legomet.blogspot.com
- http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
- http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5
- http://www.school.edu.ru/int
- http://robosport.ru
- http://myrobot.ru/stepbystep/
- http://www.robotis.com/xe/bioloid_en
- http://www.prorobot.ru/lego/dvijenie_po_spiraly.php
- http://technic.lego.com/en-us/BuildingInstructions/9398%20Group.aspx
- http://www.nxtprograms.com/robot_arm/steps.html
- http://www.mos-cons.ru/mod/forum/discuss.php?d=472
- http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/modelgallery_a.html
- http://sd2cx1.webring.org/l/rd?ring=robotics;id=2;url=http%3A%2F%2Fwww%2Eandyworld%2Einfo%2Flegolab%2F
- http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=284&id=1080
- http://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график по дополнительной общеразвивающей
программе «Робототехника» на 2021-2022 год
Раздел / месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 6 | ||||||||
Раздел 2 | 6 | 18 | 16 | 6 | |||||
Раздел 3 | 10 | 12 | 16 | 16 | 18 | 14 | |||
Раздел 4 | 6 | ||||||||
Промежуточная аттестация | проектная работа | ||||||||
Всего | 12 | 18 | 16 | 16 | 12 | 16 | 16 | 18 | 20 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Календарный учебно-тематический план по дополнительной
общеразвивающей программе «Робототехника» на 2021-2022 год
№ | Дата | Название разделов, тем | объем часов | форма занятия | Форма промежуточной (итоговой) аттестации |
Раздел №1. Введение в историю и идею робототехники | 6 | Входная аттестация, наблюдение | |||
1 | 10.09.21 | Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот? Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы. | 2 | теория | |
2 | 14.09.21 | Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники. | 2 | Теория/практика | |
3 | 17.09.21 | Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. | 2 | Теория/практика | |
Раздел №2. Первые шаги в робототехнику. Изучение технологий | 46 | ||||
4 | 21.09.21 | Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось. | 2 | Теория/практика | |
5 | 24.09.21 | Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось. | 2 | Теория/практика | |
6 | 28.09.21 | Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 2 | Теория/практика | |
7 | 1.10.21 | Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 2 | Теория/практика | |
8 | 5.10.21 | Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. | 2 | Теория/практика | |
9 | 8.10.21 | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3. | 2 | Теория/практика | |
10 | 12.10.21 | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3. | 2 | Теория/практика | |
11 | 15.10.21 | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3. | 2 | Теория/практика | |
12 | 19.10.21 | Ременная передача. | 2 | Теория/практика | |
13 | 22.10.21 | Ременная передача | 2 | Теория/практика | |
14 | 26.10.21 | Ременная передача | 2 | Теория/практика | |
15 | 29.10.21 | Снижение и увеличение скорости. | 2 | Теория/практика | |
16 | 2.11.21 | Снижение и увеличение скорости. | 2 | Теория/практика | |
17 | 9.11.21 | Снижение и увеличение скорости. | 2 | Теория/практика | |
18 | 12.11.21 | Червячная зубчатая передача. | 2 | Теория/практика | |
19 | 16.11.21 | Червячная зубчатая передача. | 2 | Теория/практика | |
20 | 19.11.21 | Червячная зубчатая передача. | 2 | Теория/практика | |
21 | 23.11.21 | Рычаги. | 2 | Теория/практика | |
22 | 26.11.21 | Рычаги | 2 | Теория/практика | |
23 | 30.11.21 | Рычаги | 2 | Теория/практика | |
24 | 3.12.21 | Блок «Цикл». Блок «Переключатель». | 2 | Теория/практика | |
25 | 7.12.21 | Блок «Цикл». Блок «Переключатель». | 2 | Теория/практика | |
26 | 10.12.21 | Блок «Цикл». Блок «Переключатель». | 2 | Теория/практика | |
Раздел №3. Основы построения конструкций, устройства, приводы | 86 | Наблюдение, практические задания | |||
27 | 14.12.21 | Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции. | 2 | Теория | |
28 | 17.12.21 | Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции | 2 | Теория/практика | |
29 | 21.12.21 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
30 | 24.12.21 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
31 | 28.12.21 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
32 | 11.01.22 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
33 | 14.01.22 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
34 | 18.01.22 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
35 | 21.01.22 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
36 | 25.01.22 | Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. | 2 | Теория/практика | |
37 | 28.01.22 | Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов. | 2 | Теория/практика | |
38 | 1.02.22 | Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов | 2 | Теория/практика | |
39 | 4.02.22 | Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов | 2 | Теория/практика | |
40 | 8.02.22 | Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов | 2 | Теория/практика | |
41 | 11.02.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
42 | 15.02.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
43 | 18.02.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
44 | 22.02.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
45 | 25.02.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
46 | 1.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
47 | 4.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
48 | 11.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
49 | 15.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
50 | 18.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
51 | 22.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
52 | 25.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
53 | 29.03.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
54 | 1.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
55 | 5.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
56 | 8.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
57 | 12.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
58 | 15.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
59 | 19.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
60 | 22.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
61 | 26.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
62 | 29.04.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
63 | 3.05.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
64 | 6.05.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
65 | 10.05.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
66 | 13.05.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
67 | 17.05.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
68 | 20.05.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
69 | 23.05.22 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 2 | Практика | |
Раздел 4. Итоговая работа | 6 | Творческая проектная работа по итогам года | |||
70 | 25.05.22 | Творческая проектная работа | 2 | Теория/практика | |
71 | 27.05.22 | Творческая проектная работа | 2 | Практика | |
72 | 31.05.22 | Творческая проектная работа | 2 | Практика | |
итого | 144 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Индивидуальный и групповой творческий проект
«Создание моделей с использованием базовых конструкций»
Цель: определение уровня способностей учащихся по итогам обучения по программе.
Условия проведения:
1. Время выполнения – 90 мин.
Оборудование: LEGO-конструктор.
Порядок выполнения:
1. Придумать индивидуально или группой LEGO-конструкцию.
2. Выбрать базовые элементы конструкции.
3. Соблюдая технологическую последовательность, собрать базовые элементы конструкции.
4. Проверить основные узлы соединения.
5. Проверить движение механизмов.
6. Запустить конструкцию в движение.
Выполнение практической работы
«Конструкция из базовых элементов» по заданному чертежу
Цель: определение уровня способностей учащихся на начальном этапе обучения.
Условия проведения:
1. Время выполнения – 45 мин.
2. Самостоятельное выполнение практической работы.
Оборудование: дидактический материал «Конструкция из базовых элементов», LEGO-конструктор.
Порядок выполнения:
1. По заданному чертежу, соблюдая технологическую последовательность, собрать базовую конструкцию.
2. Проверить основные узлы соединения.
3. Проверить всю конструкцию в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Робототехника"
Программа курса расчитана на два года обучения....
Рабочая программа дополнительного образования по проектной деятельности «Робототехника» (для учащихся 8-15 лет)
Программа «Робототехника» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года. Успешность изучения «Робототехника» обеспечивает результативно...
Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3
Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...
Программа дополнительного образования по робототехнике и 3Д - моделированию
Представленная программа дополнительного образования обучающихся среднего звена имеет цель развития творческих способностей посредством конструкторов нового поколения в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"
Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...
Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Организация досуга учащихся во внеурочное время: обучение с увлечением.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и ...
Рабочая программа дополнительного образования по Робототехнике. 2-й год обучения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относит-ся к программам технической направленности.Уровень Программы – базовый.Актуальность данной программы:- необходимость ...