Рабочая программа дополнительного образования по Робототехнике. 1-й год обучения.
рабочая программа

Куклин Олег Алексеевич
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к программам технической направленности.
Уровень Программы – ознакомительный.
Актуальность данной программы:
- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Робот-конструктор LEGO позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_robototehnika._pervyy_god._kuklin_o.a._esosh_21-22.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Усть-Илимский район»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Районный центр дополнительного образования детей»

(МОУ ДО «РЦДОД»)

СОГЛАСОВАНО 

Методическим советом

МОУ ДО «РЦДОД»

Протокол №__02__

от «31» августа 2021 г

УТВЕРЖДЕНО

Директором МОУ ДО «РЦДОД»

Шпагиной А.М.___ ____

Приказом №__64__

От «31» августа 2021 г

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Робототехника»

Возраст обучающихся: 10- 17 лет

Срок реализации программы: 1 год (144)

Уровень: ознакомительный

Автор составитель программы:

Куклин Олег Алексеевич.

Работает по программе:

Куклин О.А., педагог дополнительного

образования

Усть-Илимский район, 2021 г.

Лист изменений в программе на 2021-2022 г.

(за основу взяты рекомендации МОУ ДО «РЦДОД»)

Разделы программы

Внесенные изменения

1

Пояснительная записка

Внесены дополнения: актуальность, пед. целесообразность, отличительные особенности, новизна, описаны возрастные особенности обучающихся, …

2

Учебно-тематический план и содержание программы

Учебно-тематический план дополнен разделом формы аттестации/контроля

3

Календарный учебный график

Календарный учебный график- изменена форма – приложение 1, добавлен календарно-тематический план в приложение 2

4

Условия реализации программы

Без изменений…

5

Формы аттестации. Оценочные

материалы

Дополнено приложением 3

6

Методическое обеспечение

Внесены изменения: добавлено описание используемых дистанционных образовательных технологий

7

Список литературы

Обновлен список литературы

Все изменения программы рассмотрены и одобрены на заседании педагогического (методического) совета         «         »         202_ г., протокол №         .

(название ОУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1.        КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ        4

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ        6

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        6

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        9

2. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ        9

2.1. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ        9

2.2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        10

2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        11

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ        11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        21

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника», разработана в соответствии с:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» - ФЗ №273 от 29.12.2012;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» №196 от 09.11.2018 г.;
  • Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования детей» (далее – Учреждение).

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относится к программам технической направленности.

Уровень Программы – ознакомительный.

Актуальность данной программы:

- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);

- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;

-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.

Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Робот-конструктор LEGO позволяет учащимся:

- совместно обучаться в рамках одной группы;

- распределять обязанности в своей группе;

- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- создавать модели реальных объектов и процессов;

- видеть реальный результат своей работы.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. В процессе конструирования и программирования учащиеся получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Использование LEGO-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия LEGO как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» предназначена для учащихся от 10 до 17 лет.

Количество обучающихся в группе 15 человек.

Набор в группы – свободный.

Состав группы – постоянный.

Подросток уже способен управлять собственным поведением, может дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. У них углубляется интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется потребность определиться в выборе профессии. В своих коллективных делах подростки способны к большой активности. Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорное преодоление препятствия. Дети этого возраста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать от старших, уважения к себе, к своим мнениям и взглядам, и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

Объем программы

Программа рассчитана на 1 год обучения на 144 часа в год. Программа является вариативной. При необходимости в соответствии с материально-техническими и погодными условиями, планами учреждения, в течение учебного года, в пределах учебной нагрузки, возможна перестановка тем тематического плана программы.

Форма обучения - очная.

Режим занятий

Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа (40 - 45 минут занятие, перерыв между занятиями 10-15 минут).

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомление с комплектом LEGO Education Mindstorms EV3;

- ознакомление со средой программирования LEGO Education Mindstorms EV3;

- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

- получение навыков программирования;

- развитие навыков решения базовых задач робототехники.

Развивающие:

- развитие конструкторских навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся интереса к техническим видам творчества;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Дополнительная общеразвивающая

программа

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов

Количество учащихся

Форма итоговой аттестации

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Робототехника»

Группа 1 года обучения

4

36

144

15

Творческая проектная работа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

количество часов

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

всего

теория

практика

1.

Раздел №1. Введение в историю и идею робототехники

6

4

2

1.1

Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот?

1

1

-

1.2.

Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы.

1

1

-

1.3.

Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники.

2

1

1

1.4.

Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.

2

1

1

2.

Раздел №2. Первые шаги в робототехнику. Изучение технологий

46

8

38

2.1.

Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось.

4

1

3

2.2.

Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

6

1

5

2.3.

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3.

6

1

5

2.4.

Ременная передача.

6

1

5

2.5.

Снижение и увеличение скорости.

6

1

5

2.6.

Червячная зубчатая передача.

6

1

5

2.7.

Рычаги.

6

1

5

2.8.

Блок «Цикл». Блок «Переключатель».

6

1

5

3.

Раздел №3. Основы построения конструкций, устройства, приводы

86

8

78

3.1.

Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции.

4

4

-

3.2.

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

16

2

14

3.3

Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов.

8

2

6

3.4.

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

58

58

4.

Раздел 4. Итоговая работа

6

1

5

Творческая проектная работа по итогам года

итого:

144

21

123

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в историю и идею робототехники. 

Теория.

Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот? Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники. Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы. Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.

Практика.

Наброски на бумажном носителе собственной идеи робота в виде упрощённого чертежа с текстовым описанием его технических особенностей и возможного применения. Совершенствование чертежа с использованием условных обозначений.

Раздел 2. Первые шаги в робототехнику. Изучение технологий.

Теория.

Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось. Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3. Ременная передача. Снижение и увеличение скорости. Червячная зубчатая передача. Рычаги. Блок «Цикл». Блок «Переключатель».

Практика.

Создание первых простейших моделей машин с использованием конструктора LEGO. Создание простейших моделей транспортных средств с прямым управлением и возможностью изменения скорости передвижения за счёт манипулирования зубчатой передачей крутящего момента. Построение простых алгоритмов для автономной работы моделей ТС. Построение моделей ТС, движущихся за счёт ременной передачи по аналогии с зубчатой. Построение моделей ТС, движущихся за счёт червячной передачи. Построение алгоритмов, содержащих циклические элементы.

Раздел 3. Основы построения конструкций, устройства, приводы.

Теория.

Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции. Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы. Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов. Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

Практика.

Использование моторов для создания простейших манипуляторов и их базовое программирование. Построение роботов, производящих манипуляции либо движение, реагируя на датчики касания, цвета и дистанции. Построение роботов и их программирование по готовым схемам сборки.

Раздел 4. Итоговая работа.

Теория.

Этапы выполнения проектной работы: постановка проблемы, определение цели и задач, составление плана выполнения самостоятельной работы, расчет количества необходимых материалов, выполнение работы, самоанализ выполненной работы.

Практика:

Разработка темы проекта. Конструирование модели, её программирование. Презентация модели. Подготовка итоговой выставки работ учащихся за учебный год. Рефлексия образовательных результатов учащихся

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

  •  основные и дополнительные компоненты конструктора Lego;
  •  основы программирования роботов в программе Lego Education Mindstorms EV3;
  •  специальную терминологию.

Обучающиеся будут уметь:

  •  конструировать роботов для решения различных задач;
  •  составлять программы с различными алгоритмами;
  •  использовать созданные программы для управления роботами.

Обучающиеся будут владеть:

  •  навыками работы с конструктором Lego;
  •  навыками работы в среде программирования Lego Education Mindstorms EV3;
  •  навыками программирования роботов на внутреннем языке микроконтроллера.

2. КОМПЛЕКС ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКХ УСЛОВИЙ

2.1. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

Проверка полученных умений, навыков и знаний осуществляется на контрольных занятиях, а также в процессе участие обучающихся в соревнованиях разного уровня, профильных конференциях и семинарах, внутренних соревнованиях.

Текущий контроль усвоения теоретического материала осуществляется с помощью опроса (зачета) по отдельным темам (разделам).

Основным результатом обучения является творческая работа – создание и программирование робототехнического устройства собственной конструкции.

Аттестация по итогам освоения программы проводится в форме итогового зачета по разделам программы и защиты творческого проекта (Приложение 3).

Формой итогового контроля также может являться результативное участие обучающегося в конкурсных мероприятиях муниципального, городского и более высокого уровней.

2.2. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для оценивания результатов текущей и промежуточной диагностики используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень. В начале учебного года проводиться собеседование, с целью выявления начальных умений и навыков, мотивации поступления в объединение. Во время всего периода обучения применяются тесты на развитие памяти, мышления, воображения.

Оценочный лист заполняется педагогом в конце учебного года по результатам наблюдений, тестирования и выполнения практических заданий.

Оценочный лист по итогам обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника»

Критерии оценки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Знают

правила безопасной работы;

основные компоненты конструкторов LEGO;

конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

Умеют

работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);

создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.

Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся

Параметры

оценивания

Уровни освоения программы

Высокий

Средний

Низкий

Практические навыки работы с конструктором.

Обучающийся самостоятельно собирает робота.

Обучающийся пытается самостоятельно собрать робота, прибегает к помощи педагога.

Обучающийся не знает основ конструирования роботов.

Программирование

типовых роботов с помощью

«внутреннего» языка

программирования.

Обучающийся

свободно ориентируется в

программном обеспечении.

Хорошо владеет навыками составления

программ. Последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы.

Обучающийся знает

основные элементы программного

обеспечения. Удовлетворительно

владеет навыками составления программ,

но не укладывается в заданные временные сроки.

С ошибками отвечает на поставленные вопросы.

Обучающийся

испытывает затруднения в нахождении требуемых

команд. С трудом демонстрирует навыки

составления программ. Не укладывается в заданные временные

рамки

2.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника» проводятся на базе МОУ «Эдучанская СОШ» в стационарном, типовом, освещенном и проветриваемом учебном кабинете, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений, где работают учащиеся, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся.

Материалы и инструменты.

Конструкторы LEGO Education Mindstorms EV3, компьютеры, проектор, экран.

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

При обучении по программе используются следующие технологии: группового обучения, проектного обучения, здоровьесберегающие, технология дистанционного обучения.

Групповые технологии – обучение проходит в разновозрастных группах, объединяющих старших и младших общим делом.

Технология проектного обучения - ребята учатся создавать проекты по решению доступных им проблем и умело защищать их перед другими. Поощряется смелость в поисках новых форм, проявление фантазии, воображения.

Технология дистанционного обучения - это способ обучения на расстоянии. Она позволяет решать задачи формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся. Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно. Благодаря современным информационным технологиям, учащиеся и педагог могут использовать различные информационные ресурсы.

Данные технологии применяются в случае болезни учащегося или для учащихся при консультировании по отдельным вопросам в соответствии с содержанием программы, а также при неблагоприятной социальной обстановке в образовательной организации, районе, стране по распоряжению вышестоящих органов управления образования.

Педагог обеспечивает регулярную дистанционную связь с учащимися и родителями (законными представителями) для информирования о ходе реализации программы с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля. Для родителей (законных представителей) учащихся разрабатываются инструкции/памятки о реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с указанием:

- адресов электронных ресурсов, с помощью которых организовано обучение;

- логин и пароль электронной образовательной платформы (при необходимости);

- режим и расписание дистанционных занятий;

- формы контроля освоения программы;

- средства оперативной связи с педагогом.

        Образовательная деятельность организовывается в соответствии с расписанием, Занятие с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения включают:

- разработанные педагогом презентации с текстовым комментарием;

- online-занятие, оnline-консультация;

- фрагменты и материалы доступных образовательных интернет-ресурсов;

- инструкции по выполнению практических заданий;

- дидактические материалы/ технологические карты;

- контрольные задания.

        Структура занятия с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения содержит основные компоненты, что и занятие в очной форме. При проведении занятия с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, перед учащимися обозначаются правила работы и взаимодействия.  В процессе занятия педагогу необходимо четко давать инструкции выполнения заданий.

        Для проведения занятий используются следующие способы:

- проведение занятий в режиме онлайн;

- размещение презентаций и текстовых документов в сети Интернет;

- проведение практических занятий: видеозапись мастер-класса педагога, видеозапись выполненной работы учащимися.

Оn-line консультации проводятся педагогом с помощью электронной почты. 

Здоровьесберегающие технологии. Важное значение в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких пауз (физкультминутки) в течение занятия зависит от возраста детей, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности. Занятия строятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, степени подготовленности, имеющихся знаний и навыков.

Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса, который проходи в комбинированной форме в двух частях: теоретической и практической.

Теоретическая часть проходит в виде лекций, где объясняется новый материал, практическая часть закрепление пройденного материала посредством выполнения практических заданий по разделам и темам программы. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, особенно при выполнении итоговой практической работы.

В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способов решения поставленной задачи, выбора инструментов. Комбинированная форма занятий обеспечивает смену видов деятельности и перерывы в работе за компьютером.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагогов

1. Добриборш Д.Э., Чепинский С.А., Артѐмов К.А. Основы робототехники на Lego® Mindstorms® EV3. Учебное пособие. – М.: Лань, 2019. – 108 с. Иванов А.А. Основы робототехники. Учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2019. – 223 с.

2. Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил

3. Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил.

4. 2. Корягин А.В. Образовательная робототехника Lego Wedo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. - М.: «ДМК-Пресс», 2016. – 254 с.

5. Огановская Е.Ю., Князева И.В., Гайсина С.В. Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование в дополнительном образовании. – М.: Каро, 2017. – 208 с.

6. Тарапата В.В., Самылкина Н.Н. Робототехника в школе. Методика, программы, проекты. – М.: Лаборотория знаний, 2017. – 109 с.

7. Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний, 2018. – 176 с.

8. Юревич Е.И. Основы робототехники. Учебное пособие. – М.: BHV, 2018. – 304 с.

Для учащихся

1. Белиовская Л., Белиовский Н. Использование Лего–роботов в инженерных проектах школьников. - М.: «ДМК Пресс», 2016. – 88 с.

2. Винницкий Ю.А. Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов. - М.: ВНV, 2019. – 240 с.

3. Русин Г.С., Иркова Ю.А., Дубовик Е.В. Привет, робот! Моя первая книга по робототехнике. – М.: Наука и Техника, 2018. – 304 с.

Ресурсы сети Интернет:

  1. www.int-edu.ru
  2. http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
  3. http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
  4. http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
  5. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=1948
  6. http://legomet.blogspot.com
  7. http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
  8. http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5
  9. http://www.school.edu.ru/int
  10. http://robosport.ru
  11. http://myrobot.ru/stepbystep/
  12. http://www.robotis.com/xe/bioloid_en
  13. http://www.prorobot.ru/lego/dvijenie_po_spiraly.php
  14. http://technic.lego.com/en-us/BuildingInstructions/9398%20Group.aspx
  15. http://www.nxtprograms.com/robot_arm/steps.html
  16. http://www.mos-cons.ru/mod/forum/discuss.php?d=472
  17. http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/modelgallery_a.html
  18. http://sd2cx1.webring.org/l/rd?ring=robotics;id=2;url=http%3A%2F%2Fwww%2Eandyworld%2Einfo%2Flegolab%2F
  19. http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=284&id=1080
  20. http://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график по дополнительной общеразвивающей

программе «Робототехника» на 2021-2022 год

Раздел / месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

6

Раздел 2

6

18

16

6

Раздел 3

10

12

16

16

18

14

Раздел 4

6

Промежуточная аттестация

проектная работа

Всего

12

18

16

16

12

16

16

18

20


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Календарный учебно-тематический план по дополнительной

общеразвивающей программе «Робототехника» на 2021-2022 год

Дата

Название разделов, тем

объем часов

форма занятия

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

Раздел №1. Введение в историю и идею робототехники

6

Входная аттестация, наблюдение

1

10.09.21

Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. Что такое робот?

Виды современных роботов. Информация, информатика, робототехника, автоматы.

2

теория

2

14.09.21

Идея создания роботов. Возникновение и развитие робототехники.

2

Теория/практика

3

17.09.21

Знакомство с технической деятельностью человека. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.

2

Теория/практика

Раздел №2. Первые шаги в робототехнику. Изучение технологий

46

4

21.09.21

Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось.

2

Теория/практика

5

24.09.21

Знакомство с конструктором LEGO Education Mindstorms EV3. Исследование элементов конструктора и видов их соединения. Мотор и ось.

2

Теория/практика

6

28.09.21

Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

2

Теория/практика

7

1.10.21

Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

2

Теория/практика

8

5.10.21

Зубчатые колёса. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

2

Теория/практика

9

8.10.21

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3.

2

Теория/практика

10

12.10.21

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3.

2

Теория/практика

11

15.10.21

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения EV3.

2

Теория/практика

12

19.10.21

Ременная передача.

2

Теория/практика

13

22.10.21

Ременная передача

2

Теория/практика

14

26.10.21

Ременная передача

2

Теория/практика

15

29.10.21

Снижение и увеличение скорости.

2

Теория/практика

16

2.11.21

Снижение и увеличение скорости.

2

Теория/практика

17

9.11.21

Снижение и увеличение скорости.

2

Теория/практика

18

12.11.21

Червячная зубчатая передача.

2

Теория/практика

19

16.11.21

Червячная зубчатая передача.

2

Теория/практика

20

19.11.21

Червячная зубчатая передача.

2

Теория/практика

21

23.11.21

Рычаги.

2

Теория/практика

22

26.11.21

Рычаги

2

Теория/практика

23

30.11.21

Рычаги

2

Теория/практика

24

3.12.21

Блок «Цикл». Блок «Переключатель».

2

Теория/практика

25

7.12.21

Блок «Цикл». Блок «Переключатель».

2

Теория/практика

26

10.12.21

Блок «Цикл». Блок «Переключатель».

2

Теория/практика

Раздел №3. Основы построения конструкций, устройства, приводы

86

Наблюдение, практические задания

27

14.12.21

Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции.

2

Теория

28

17.12.21

Конструкция: понятие, элементы. Основные свойства конструкции

2

Теория/практика

29

21.12.21

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

30

24.12.21

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

31

28.12.21

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

32

11.01.22

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

33

14.01.22

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

34

18.01.22

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

35

21.01.22

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

36

25.01.22

Манипуляционные системы роботов. Системы передвижения мобильных роботов. Сенсорные системы.

2

Теория/практика

37

28.01.22

Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов.

2

Теория/практика

38

1.02.22

Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов

2

Теория/практика

39

4.02.22

Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов

2

Теория/практика

40

8.02.22

Устройства управления роботов. Особенности устройства других средств робототехники. Классификация приводов

2

Теория/практика

41

11.02.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

42

15.02.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

43

18.02.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

44

22.02.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

45

25.02.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

46

1.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

47

4.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

48

11.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

49

15.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

50

18.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

51

22.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

52

25.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

53

29.03.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

54

1.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

55

5.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

56

8.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

57

12.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

58

15.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

59

19.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

60

22.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

61

26.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

62

29.04.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

63

3.05.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

64

6.05.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

65

10.05.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

66

13.05.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

67

17.05.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

68

20.05.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

69

23.05.22

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

2

Практика

Раздел 4. Итоговая работа

6

Творческая проектная работа по итогам года

70

25.05.22

Творческая проектная работа

2

Теория/практика

71

27.05.22

Творческая проектная работа

2

Практика

72

31.05.22

Творческая проектная работа

2

Практика

итого

144

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Индивидуальный и групповой творческий проект

«Создание моделей с использованием базовых конструкций»

Цель: определение уровня способностей учащихся по итогам обучения по программе.

Условия проведения:

1. Время выполнения – 90 мин.

Оборудование: LEGO-конструктор.

Порядок выполнения:

1. Придумать индивидуально или группой LEGO-конструкцию.

2. Выбрать базовые элементы конструкции.

3. Соблюдая технологическую последовательность, собрать базовые элементы конструкции.

4. Проверить основные узлы соединения.

5. Проверить движение механизмов.

6. Запустить конструкцию в движение.

Выполнение практической работы

«Конструкция из базовых элементов» по заданному чертежу

Цель: определение уровня способностей учащихся на начальном этапе обучения.

Условия проведения:

1. Время выполнения – 45 мин.

2. Самостоятельное выполнение практической работы.

Оборудование: дидактический материал «Конструкция из базовых элементов», LEGO-конструктор.

Порядок выполнения:

1. По заданному чертежу, соблюдая технологическую последовательность, собрать базовую конструкцию.

2. Проверить основные узлы соединения.

3. Проверить всю конструкцию в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Робототехника"

Программа курса расчитана на два года обучения....

Рабочая программа дополнительного образования по проектной деятельности «Робототехника» (для учащихся 8-15 лет)

Программа «Робототехника» рассчитана на 1 час в неделю на протяжении всего учебного года.     Успешность изучения «Робототехника»    обеспечивает результативно...

Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3

Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...

Программа дополнительного образования по робототехнике и 3Д - моделированию

Представленная программа дополнительного образования обучающихся среднего звена имеет цель развития творческих способностей посредством конструкторов нового поколения в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"

Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...

Программа дополнительного образования «Образовательная робототехника»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Организация досуга учащихся во внеурочное время: обучение с увлечением.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:1.    Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и ...

Рабочая программа дополнительного образования по Робототехнике. 2-й год обучения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» относит-ся к программам технической направленности.Уровень Программы – базовый.Актуальность данной программы:- необходимость ...