«Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания»
план-конспект
Конспект занятия в группе 1 года обучения «Маленькие звездочки»
5-7 лет (вокальная деятельность).
Тема: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания».
Данный материал можно использовать с детьми младшего школьного возраста и просто для занятий вокальным творчеством с начинающими
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества «Дагомыс» г. Сочи
Конспект занятия в группе 1 года обучения «Маленькие звездочки»
5-7 лет (вокальная деятельность).
Тема: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания».
Автор: Педагог дополнительного образования
Храмова Елена Сергеевна.
Сочи 2021 год.
Конспект занятия в группе 1 года обучения «Маленькие звездочки»
(вокальная деятельность).
Тема: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания».
Возраст учащихся: 5-7 лет
Автор: Педагог дополнительного образования Храмова Елена Сергеевна.
Данный материал можно использовать с детьми младшего школьного возраста и просто для занятий вокальным творчеством с начинающими.
Цель: Познакомить учащихся с голосовым аппаратом, «разогреть его» при помощи распевания.
Задачи:
- расширить знания о строении голосового аппарата;
- формировать вокально-певческие навыки: певческую дикцию, артикуляцию, дыхание;
- развивать способность к быстрому переключению и перевоплощению в различные образы;
- развивать слуховое, зрительное воображение, ассоциативное мышление;
- воспитать доброжелательных отношений в процессе певческой деятельности, обогащение внутреннего мира, чувств, нравственных качеств участников яркими музыкальными впечатлениями;
- способствовать самовыражению участников.
Форма проведения: учебное занятие.
Форма обучения: практическая.
Методы проведения: информационно-побуждающие, словесные, практические, наглядные.
Условия реализации:
Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий с хорошей акустикой, и вентиляцией;
Перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации занятия: инструмент синтезатор; доска, компьютер, проектор и звукоусилительная аппаратура с микрофонами, стойки.
Информационное обеспечение – аудио и видео с песенным репертуаром, слайды по теме.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный момент. Приветствие. Указание темы (цели) занятия. Актуализация опорных знаний. Беседа.
2. Артикуляционная гимнастика
3. Выполнение упражнений на дыхание
4. Выполнение комплекса вокальных упражнений по развитию голосового аппарата – распевание.
5. Работа над песенным репертуаром.
6. Разучивание сценических движений и актерской подачи.
7. Подведение итогов занятия.
Занятие состоит из двух «частей» - по программе 2 академических часа (2 по 30 минут по СанПиНу, так как возраст детей 5-7 лет). После первых 30 минут пятиминутная перемена.
Название темы из раздела «Пение учебно-тренировочного материала».
Тема №12: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания».
Первые 30 минут
- Организационный момент. Приветствие.
Указание темы занятия – Сегодня у нас с вами занятие будет на тему «Разогрев голосового аппарата - распевания. Занятие будет не простое, мы с вами проведём целый эксперимент с голосовым аппаратом, с его разогревом и распеванием.
Актуализация опорных знаний. Беседа.
Давайте вспомним, что такое голосовой аппарат?
Ответы детей.
Детям предлагается взглянуть на доску. Картинка с проектора: показываю и зачитываю.
Слайд№1.
Слайд№2
На достаточно понятном языке детям 5-7 лет рассказываю и показываю на себе, а дети – на себе (экспериментируют), строение и расположение голосового аппарата.
И так, голосовой аппарат состоит из:
- носа;
А теперь наш эксперимент: Давайте пытаемся закрыть, зажать нос и издать звук, что то «проголосить»… После спрашиваю: Получился ли звук и какой он (красивый ли)…?
Ответы детей.
Ещё голосовой аппарат состоит из:
- артикуляционного аппарата – щёки, рот, губы, язык, зубы… Также экспериментируем, пытаясь с издать звук не открывая рот, не разжимая челюсть, не шевеля языком… После, так же спрашиваю: Получился ли звук и какой он (красивый ли)…?
Затем всё тоже самое с отрытым ртом, с активным язычком…
И после опять опрос – когда звук был лучше?
Делаем выводы с детьми, что звук лучше, ярче, понятнее тогда, когда рот широко открыт, активный язык и губы, подняты щёки…
2. Артикуляционная гимнастика
В этом месте уместно провести 2 пункт алгоритма учебного занятия - артикуляционную гимнастику и после продолжить начатый эксперимент по изучению и звучанию голосового аппарата.
Дети, давайте сейчас сделаем артикуляционную гимнастику и проверим, улучшится ли у нас звучание нашего голосового аппарата.
Выполняем упражнения (Все упражнения повторяем по3-4 раза):
- «Буратино» - улыбнулись и «Пьеро» – погрустили.
- «Чистка зубов» - делаем круговые движение языком по зубам по передней стенки с закрытыми губами в одну сторону, затем в другую.
- «Конфетки» - языком вытягиваем щёки, как будто конфетка за щекой.
- Затем высовываем язык как можно длиннее вперёд, затем, покусывая, втягиваем назад.
- «Качели» - языком пытаемся достать то кончик подбородка, то языка.
- Делаем круговые движения губами то в одну, то в другую сторону.
- «Пятачок» - вытягиваем губы, как можно больше вперёд изображая пятачок хрюшки.
После опять проводим эксперимент: стал ли звук чётче после вокальной гимнастики. Делаем вывод, что голосовой аппарат разогревается.
После артикуляционной гимнастики продолжаем изучать голосовой аппарат:
После, ниже артикуляционного аппарата у нас находится:
- гортань, трахея и бронхи показываю на слайде. (В силу возрастных особенностей на этом пока заострять внимание нет смысла).
- лёгкие.
Прошу показать детей, где у них находятся лёгкие и для чего они?
3. Выполнение упражнений на дыхание
Сейчас мы с вами сделаем несколько упражнений на дыхание.
Спрашиваю, какие они уже знают упражнения на дыхание.
Ответы детей.
После ответов выполняем упражнения:
Предлагаю изобразить собачку, надуть шарик, сходить в лес и нарубить дрова.
- «Собачка» - (изображаем уставшую собачку после бега) далеко высовываем язык и часто-часто дышим животом.
- «Воздушный шарик» - (имитируем то, как мы надуваем шар) берём шар, заживаем его губами, делаем глубокий вдох носом и выдыхаем в шар набранные воздух, «надуваем» шар до тех пор, пока он не «лопнет». Руками изображаем процесс надувания шарика.
- «Лесоруб» - ноги на ширине плеч. (Имитируем процесс рубки дров) берём в руки в топорик, делаем глубокий вдох через нос животом, замахиваемся топориком над головой, и резко опускаем руки вниз, как будто мы рубим полено, при этом громко и резко выдыхаем воздух через рот. Проделываем это упражнение 3-4 раза.
После проделанных упражнений предлагаю провести очередной эксперимент и издать ещё раз звук, и затем вновь сравнить, какой звук лучше: перед упражнениями или после всех упражнений?
Ответы детей.
Теперь наш голосовой аппарат готов к разогреву и распеванию
4. Выполнение комплекса вокальных упражнений по развитию голосового аппарата – распевание.
Сейчас мы с вами будем выполнять упражнения, а вы обратите внимание – разогревается ли ваш голосовой аппарат, ваше горлышко?
Прошу, чтоб во время распевок следили за правильной осанкой и дыханием (это основы, которые они уже прошли на предыдущих занятиях).
- «Моторчики» - имитация губами игры в машинки или звука мотора.
Выполняем трель губами.
Несколько вариантов: 1) заводим моторчик. 2) изображаем гоночную машину – трель губами то громко, то тихо с круговым махом рукой (изображаем машину на гонках).3) едем в гору и с горы (звуковое глиссандо губами снизу вверх и сверху вниз).
После упражнения трогаем губки и горлышко. Они тёплые. Делаем вывод с детьми, что наш аппарат греется.
- «Зевок» - делаем глубокий вдох через нос, широко открываем рот, (изображаем зевочки, прикрывая ладошкой) при этом выдыхаем плотный звучный выдох похожий на академическое пение (глиссандо голосом сверху вниз).
В это время детям предлагается почувствовать на ладошки дыхание, какое оно?
Ответ детей однозначный – тёплое! Дети делают вывод, что данное упражнение согревает наше горлышко, а значит и наш голосовой аппарат.
- «Индейцы» - имитируем клич индейца вместе с жестом в разной звуковысотности: на низких звуках, средних и высоких.
После упражнения по аналогу «Зевка» обсуждаем ощущения.
Следующее наше упражнение Моторчики.
- «Коровки» - закрытым ртом пропеваем звук «М» по нотам «До-Ре-До-Ре-Доооо». Обращаем внимание, чтоб дети не зажимали челюсть, гортань (горлышко) свободная – как при зевке. Поём на дыхание.
Пропеваем это упражнение с постоянной сменой тональностей по полутонам от «До» до «Соль» и обратно.
После упражнения опять спрашиваю, ощутили ли они тепло в горле?
Ответы детей. (Однозначные.)))
- «Смешинки». Пропеваем по трезвучию Т5/3 – «До-Ми-Соль-Ми-До» на стаккато слоги «Зи-(х)и-(х)и-(х)и-(х)и» (букву Х не произносим, а лишь делаем выдох к звуку И). Следим за осанкой, опорой, правильным дыхание (живот «прыгает»), правилами извлечения гласных. Звук «И» на улыбке, видны зубки и расстояние между зубами палец (чем выше звук, тем шире рот). Упражнение пропевается от ноты Ля малой октавы до Ля первой октавы и обратно.
Опрос детей. Какие у них сейчас ощущения в голосовом аппарате? И их ответы.
Итог, что после распевания голосовой аппарат разогрелся лучше всего.
После объявляется перемена на 5 минут.
В следующие 30 минут работа идёт по заданному алгоритму.
Продолжаем распеваться: Пропеваем упражнение с постоянной сменой тональностей по полутонам от «До» до «Соль» и обратно.
Упражнения на артикуляцию – «Миля – Бэля» по нотам «Да-Ре-Ми-Фа-Соль-Фа-Ми-Ре-До»;
Пропевание скороговорок на одном тоне «Бык тупогуб», «Ехал Грека», «Шла Саша».
Упражнение (низходящее) на снятие зажима и страха исполнения высоких нот, на верхнюю атаку звука, развитие диапазона совместно со сценическими движениями (выполняется от 3 до 6 раз):
На слоги «Три-Тра» от Ля первой октавы спускаемся до Ля малой октавы:
- «Три» – делаем пружинку, руки прижаты к себе на уровни груди; «Тра» - встаём, руки перед собой. В этой закономерности пропеваем весь первый вариант.
- «Три» - шаг вправо, «Тра» - тихий хлопок; «Три» - шаг влево, «Тра» - тихий хлопок; В этой закономерности пропеваем весь второй вариант.
- «Три» - руки на уровни груди согнутые в локтях, шаг вперёд правой ногой, «Тра» - пружинка на эту ногу и выставление правого плеча вперёд; «Три» - шаг назад, «Тра» - пружинка на эту ногу с плечом назад. В этой закономерности пропеваем весь вариант.
После блока упражнений на распевание проговариваю о том, что мы полностью разогрели весь голосовой аппарат и переходим к исполнения песенного репертуара.
5. Работа над песенным репертуаром.
В связи с тем, что в репертуар беру известные детские вокальные произведения и выбираю их в интернете, то всегда есть видео материал с выбранным песенным репертуаром. Просматриваем его на экране и прослушиваем с детьми. Далее:
Работа с текстом: повторяем пройденный материал, доучиваем и разучиваем новый. Обращаем внимание на ударения в словах. Проговариваем о том, о чём говорится в тексте и в каждом отдельном кусочке (куплет – припев).
Затем переходим к мелодии. Прослушиваем ещё раз фонограмму «+». Проигрываю и пропеваю мелодию, прошу деток нимательно слушать. Обращаем внимание на «трудные» кусочки, пропеваем их, затем пропеваем отдельно куплет и припев. После соединяем куплет с припевом. Выученный момент сразу разучиваем и закрепляем с фонограммой « - ».
6. Разучивание сценических движений и актерской подачи.
После закрепления и разучивания песенного материала начинаем подключать сценические движения: подключаем пружинки и шаги, выученные во время распевки «Три – Тра». И актёрской подачи – «подключаем» щёчки и глазки, эмоции в соответствии тексту песни. Как в известной советской комедии «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» - «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как? – Веселее. – Молодец, понял».
7. Подведение итогов занятия.
В конце занятие спрашиваю детей, узнали ли они что-то нового, удалось ли нам разогреть голосовой аппарат с помощью распевания. Что нового мы выучили в нашей песни и всё ли они запомнили. Если кто то, что то не запомнил, говорю, чтоб не переживали, что они смогут дома с мамой повторить.
Занятие окончено.
Провожаю детей. Даю домашнее задание в родительской группе в Ватсап.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-40190-1581317538.jpg)
Презентация на тему "Строение голосового аппарата"
Цель данной работы - достижение более полного понимания вопросов вокальной методики....
Рекомендации по охране голосового аппарата
Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быт...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/15/picture-130354-1726429189.jpg)
Голосовой аппарат как живой акустический инструмент.
Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: ч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-267041-1371669013.jpg)
Статья "Голосовой аппарат.Устройство и функционирование."
Статья поможет педагогам вспомнить устройство голосового аппарата,его особенности и уникальность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495342-1412956304.jpg)
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)
Развитие музыкального слуха и музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого из...