«Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания»
план-конспект

Храмова Елена Сергеевна

Конспект занятия в группе 1 года обучения «Маленькие звездочки»

5-7 лет (вокальная деятельность).

Тема: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания». 

Данный материал можно использовать с детьми младшего школьного возраста и просто для занятий вокальным творчеством с начинающими

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр детского творчества «Дагомыс» г. Сочи

Конспект занятия в группе 1 года обучения «Маленькие звездочки»

5-7 лет (вокальная деятельность).

Тема: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания».

Автор: Педагог дополнительного образования

Храмова Елена Сергеевна.

Сочи 2021 год.

Конспект занятия в группе 1 года обучения «Маленькие звездочки»

 (вокальная деятельность).

Тема: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания».

Возраст учащихся: 5-7 лет

Автор: Педагог дополнительного образования Храмова Елена Сергеевна.

 Данный материал можно использовать с детьми младшего школьного возраста и просто для занятий вокальным творчеством с начинающими.

Цель: Познакомить учащихся с голосовым аппаратом, «разогреть его» при помощи распевания.

Задачи:

- расширить знания о строении голосового аппарата;

- формировать вокально-певческие навыки: певческую дикцию, артикуляцию, дыхание;

- развивать способность к быстрому переключению и перевоплощению в различные образы;

- развивать слуховое, зрительное воображение, ассоциативное мышление;

- воспитать доброжелательных отношений в процессе певческой деятельности, обогащение внутреннего мира, чувств, нравственных качеств участников яркими музыкальными впечатлениями;

- способствовать самовыражению участников.

Форма проведения: учебное занятие.

Форма обучения: практическая.

Методы проведения: информационно-побуждающие, словесные, практические, наглядные.

Условия реализации:

 Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий с хорошей акустикой, и вентиляцией;

Перечень оборудования, инструментов и материалов,

необходимых для реализации занятия: инструмент синтезатор; доска, компьютер, проектор и звукоусилительная аппаратура с микрофонами,  стойки.

Информационное обеспечение аудио и видео с песенным репертуаром, слайды по теме.

Алгоритм учебного занятия:

1.        Организационный момент. Приветствие. Указание темы (цели) занятия. Актуализация опорных знаний. Беседа.

2.        Артикуляционная гимнастика

3.        Выполнение упражнений на дыхание

4.        Выполнение комплекса вокальных упражнений по развитию голосового аппарата – распевание.

5.        Работа над песенным репертуаром.

6.        Разучивание сценических движений и актерской подачи.

7.         Подведение итогов занятия.

Занятие состоит из двух «частей» - по программе 2 академических часа (2 по 30 минут по СанПиНу, так как возраст детей 5-7 лет). После первых 30 минут пятиминутная перемена.

Название темы из раздела «Пение учебно-тренировочного материала». 

Тема №12: «Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания».

Первые 30 минут

  1. Организационный момент. Приветствие.

Указание темы занятия – Сегодня у нас с вами занятие будет на тему «Разогрев голосового аппарата - распевания. Занятие будет не простое, мы с вами проведём целый эксперимент с голосовым аппаратом, с его разогревом и распеванием.

Актуализация опорных знаний. Беседа.

Давайте вспомним, что такое голосовой аппарат?

Ответы детей.

Детям предлагается взглянуть на доску. Картинка с проектора: показываю и зачитываю.

Слайд№1.

https://present5.com/presentation/3/116022626_141037652.pdf-img/116022626_141037652.pdf-2.jpg

Слайд№2

http://images.myshared.ru/4/217676/slide_2.jpg

На достаточно понятном языке детям 5-7 лет рассказываю и показываю на себе, а дети – на себе (экспериментируют), строение и расположение голосового аппарата.

И так, голосовой аппарат состоит из:

- носа;

А теперь наш эксперимент: Давайте пытаемся закрыть, зажать нос и издать звук, что то «проголосить»… После спрашиваю: Получился ли звук и какой он (красивый ли)…?

Ответы детей.

Ещё голосовой аппарат состоит из:

- артикуляционного аппарата – щёки, рот, губы, язык, зубы… Также экспериментируем, пытаясь с издать звук не открывая рот, не разжимая челюсть, не шевеля языком… После, так же спрашиваю: Получился ли звук и какой он (красивый ли)…?

Затем всё тоже самое с отрытым ртом, с активным язычком…

И после опять опрос – когда звук был лучше?

Делаем выводы с детьми, что звук лучше, ярче, понятнее тогда, когда рот широко открыт, активный язык и губы, подняты щёки…

2.        Артикуляционная гимнастика

В этом месте уместно провести 2 пункт алгоритма учебного занятия - артикуляционную гимнастику и после продолжить начатый эксперимент по изучению и звучанию голосового аппарата.

Дети, давайте сейчас сделаем артикуляционную гимнастику и проверим, улучшится ли у нас звучание  нашего голосового аппарата.

Выполняем упражнения (Все упражнения повторяем по3-4 раза):

  • «Буратино» - улыбнулись и «Пьеро» – погрустили.
  • «Чистка зубов» - делаем круговые движение языком по зубам по передней стенки с закрытыми губами в одну сторону, затем в другую.
  • «Конфетки» - языком вытягиваем щёки, как будто конфетка за щекой.
  • Затем высовываем язык как можно длиннее вперёд, затем, покусывая, втягиваем назад.
  • «Качели» -  языком пытаемся достать то кончик подбородка, то языка.
  • Делаем круговые движения  губами то в одну, то в другую сторону.
  • «Пятачок» - вытягиваем губы, как можно больше вперёд изображая пятачок хрюшки.

После опять проводим эксперимент: стал ли звук чётче после вокальной гимнастики. Делаем вывод, что голосовой аппарат разогревается.

После артикуляционной гимнастики продолжаем изучать голосовой аппарат:

После, ниже артикуляционного аппарата у нас находится:

- гортань, трахея и бронхи показываю на слайде. (В силу возрастных особенностей на этом пока заострять внимание нет смысла).

- лёгкие.

Прошу показать детей, где у них находятся лёгкие и для чего они?

3.        Выполнение упражнений на дыхание

Сейчас мы с вами сделаем несколько упражнений на дыхание.

Спрашиваю, какие они уже знают упражнения на дыхание.

Ответы детей.

После ответов выполняем упражнения:

Предлагаю изобразить собачку, надуть шарик, сходить в лес и нарубить дрова.

  • «Собачка» - (изображаем уставшую собачку после бега) далеко высовываем язык и часто-часто дышим животом.
  • «Воздушный шарик» - (имитируем то, как мы надуваем шар) берём шар, заживаем его губами, делаем глубокий вдох носом и выдыхаем в шар набранные воздух, «надуваем» шар до тех пор, пока он не «лопнет». Руками изображаем процесс надувания шарика.
  • «Лесоруб»  - ноги на ширине плеч. (Имитируем процесс рубки дров) берём в руки в топорик, делаем глубокий вдох через нос животом, замахиваемся топориком над головой, и резко опускаем руки вниз, как будто мы рубим полено, при этом громко и резко выдыхаем воздух через рот. Проделываем это упражнение 3-4 раза.

После проделанных упражнений предлагаю провести очередной эксперимент и издать ещё раз звук, и затем вновь сравнить, какой звук лучше: перед упражнениями или после всех упражнений?

Ответы детей.

Теперь наш голосовой аппарат готов к разогреву и распеванию

4.        Выполнение комплекса вокальных упражнений по развитию голосового аппарата – распевание.

Сейчас мы с вами будем выполнять упражнения, а вы обратите внимание – разогревается ли ваш голосовой аппарат, ваше горлышко?

Прошу, чтоб во время распевок следили за правильной осанкой и дыханием (это основы, которые они уже прошли на предыдущих занятиях).

  • «Моторчики» - имитация губами игры в машинки или звука мотора.

Выполняем трель губами.

Несколько вариантов: 1) заводим моторчик. 2) изображаем гоночную машину – трель губами то громко, то тихо с круговым махом рукой (изображаем машину на гонках).3) едем в гору и с горы (звуковое глиссандо губами снизу вверх и сверху вниз).

После упражнения трогаем губки и горлышко. Они тёплые. Делаем вывод с детьми, что наш аппарат греется.

  • «Зевок» - делаем глубокий вдох через нос, широко открываем рот, (изображаем зевочки, прикрывая ладошкой) при этом выдыхаем плотный звучный выдох похожий на академическое пение (глиссандо голосом сверху вниз).

В это время детям предлагается почувствовать на ладошки дыхание, какое оно? 

Ответ детей однозначный – тёплое! Дети делают вывод, что данное упражнение согревает наше горлышко, а значит и наш голосовой аппарат.

  • «Индейцы» - имитируем клич индейца вместе с жестом в разной звуковысотности: на низких звуках, средних и высоких.

После упражнения по аналогу «Зевка» обсуждаем ощущения.

Следующее наше упражнение Моторчики.

  •  «Коровки» - закрытым ртом пропеваем звук «М» по нотам «До-Ре-До-Ре-Доооо». Обращаем внимание, чтоб дети не зажимали челюсть, гортань (горлышко) свободная – как при зевке. Поём на дыхание.

Пропеваем это упражнение с постоянной сменой тональностей по полутонам от «До» до «Соль» и обратно.

После упражнения опять спрашиваю, ощутили ли они тепло в горле?

Ответы детей. (Однозначные.)))

  • «Смешинки». Пропеваем по трезвучию Т5/3 – «До-Ми-Соль-Ми-До» на стаккато слоги «Зи-(х)и-(х)и-(х)и-(х)и» (букву Х не произносим, а лишь делаем выдох к звуку И). Следим за осанкой, опорой, правильным дыхание (живот «прыгает»), правилами извлечения гласных. Звук «И» на улыбке, видны зубки и расстояние между зубами палец (чем выше звук, тем шире рот). Упражнение пропевается от ноты Ля малой октавы до Ля первой октавы и обратно.

Опрос детей. Какие у них сейчас ощущения в голосовом аппарате? И их ответы.

Итог, что после распевания голосовой аппарат разогрелся лучше всего.

После объявляется перемена на 5 минут.

В следующие 30 минут работа идёт по заданному алгоритму.

Продолжаем распеваться: Пропеваем упражнение с постоянной сменой тональностей по полутонам от «До» до «Соль» и обратно.

Упражнения на артикуляцию – «Миля – Бэля» по нотам «Да-Ре-Ми-Фа-Соль-Фа-Ми-Ре-До»;

Пропевание скороговорок на одном тоне «Бык тупогуб», «Ехал Грека», «Шла Саша».

Упражнение (низходящее) на снятие зажима и страха исполнения высоких нот, на верхнюю атаку звука, развитие диапазона совместно со сценическими движениями (выполняется от 3 до 6 раз):

На слоги «Три-Тра» от Ля первой октавы спускаемся до Ля малой октавы:

  1. «Три» – делаем пружинку, руки прижаты к себе на уровни груди; «Тра» - встаём, руки перед собой. В этой закономерности пропеваем весь первый вариант.
  2. «Три» - шаг вправо, «Тра» - тихий хлопок; «Три» - шаг влево, «Тра» - тихий хлопок; В этой закономерности пропеваем весь второй вариант.
  3. «Три» - руки на уровни груди согнутые в локтях, шаг вперёд правой ногой, «Тра» - пружинка на эту ногу и выставление правого плеча вперёд; «Три» - шаг назад, «Тра» - пружинка на эту ногу с плечом назад. В этой закономерности пропеваем весь вариант.

После блока упражнений на распевание проговариваю о том, что мы полностью разогрели весь голосовой аппарат и переходим к исполнения песенного репертуара.

5.        Работа над песенным репертуаром.

В связи с тем, что в репертуар беру известные детские вокальные произведения и выбираю их в интернете, то всегда есть видео материал с выбранным песенным репертуаром. Просматриваем его на экране и прослушиваем с детьми. Далее:

Работа с текстом: повторяем пройденный материал, доучиваем и разучиваем новый. Обращаем внимание на ударения в словах. Проговариваем о том, о чём говорится в тексте и в каждом отдельном кусочке (куплет – припев).

Затем переходим к мелодии. Прослушиваем ещё раз фонограмму «+». Проигрываю и пропеваю мелодию, прошу деток нимательно слушать. Обращаем внимание на «трудные» кусочки, пропеваем их, затем пропеваем отдельно куплет и припев. После соединяем куплет с припевом. Выученный момент сразу разучиваем и закрепляем с фонограммой « - ».

6.        Разучивание сценических движений и актерской подачи.

После закрепления и разучивания песенного материала начинаем подключать сценические движения: подключаем пружинки и шаги, выученные во время распевки «Три – Тра». И актёрской подачи – «подключаем» щёчки и глазки, эмоции в соответствии тексту песни. Как в известной советской комедии «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» - «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как? – Веселее. – Молодец, понял».

7.         Подведение итогов занятия.

В конце занятие спрашиваю детей, узнали ли они что-то нового, удалось ли нам разогреть голосовой аппарат с помощью распевания. Что нового мы выучили в нашей песни и всё ли они запомнили. Если кто то, что то не запомнил, говорю, чтоб не переживали, что они смогут дома с мамой повторить.

Занятие окончено.

Провожаю детей. Даю домашнее задание в родительской группе в Ватсап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Строение голосового аппарата"

Цель данной работы - достижение более полного понимания вопросов вокальной методики....

Рекомендации по охране голосового аппарата

Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быт...

Голосовой аппарат как живой акустический инструмент.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: ч...

Статья "Голосовой аппарат.Устройство и функционирование."

Статья поможет педагогам вспомнить устройство голосового аппарата,его особенности и уникальность....

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, КАК ГЛАВНОГО РЕГУЛЯТОРА ПЕВЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методическая разработка)

Развитие музыкального слуха и  музыкальности детей вообще. Часто из-за нерационального использования «механической» музыки у них снижается музыкальный слух, восприятие, память. Как этого из...