Статья по теме: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
статья

 

Ни для кого не секрет, что в России с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И перед всем обществом стоит задача если не в снижении этой тенденции, то в создании условий для обучения и развития таких детей, чтобы, по возможности, помочь им реализоваться и быть значимыми.

*/ /*-->*/              Хореографическое воспитание обучающихся с ОВЗ должно быть ориентировано на создание у них положительного эмоционального настроения. Многие дети с ОВЗ видят в занятиях танцами первобытный смысл движения, для них не важно, как они двигаются, главенствующую роль играют ощущения, чувства и мысли, навеянные танцем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

Жестова Евгения Валерьевна

педагог дополнительного образования МАОУ ДО

Дом детского творчества «Созвездие», город Томск

   Ни для кого не секрет, что в России с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И перед всем обществом стоит задача если не в снижении этой тенденции, то в создании условий для обучения и развития таких детей, чтобы, по возможности, помочь им реализоваться и быть значимыми.

Под термином ОВЗ обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. Но нужно понимать, что ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе.  У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с  задержкой развития может не иметь инвалидности. 

Чем же осложнено эстетическое воспитание детей с ОВЗ? Такие дети, как правило, физически слабы, у них зачастую есть проблемы с нарушением координации движений, речевого развития, мелкая моторика недостаточно развита, повышена утомляемость, низкая эмоциональная и мотивационная активность. Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, хореографическое искусство даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

Хореографическое искусство способствует у детей с ОВЗ:

  • укреплению и тренировке двигательного аппарата (развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений;   развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости).
  • нормализации психических процессов и свойств (памяти, внимания, мышления), регуляции процессов возбуждения и торможения, тренировке органов слуха
  • оздоровлению психики (воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера).
  • развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления.

Выдающийся психолог Выготский Л.С. писал: «Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [2, с. 40]. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. В.В. Давыдов считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя». [4, с.82] Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности и характеризуется как высшая форма деятельности личности. [6, с. 5]

Различные художественные формы танца (наряду с живописью, музыкой, драмой) заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его «Я» и делают его способность чувствовать и переживать
более глубокой. [3, с.31] Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом, в т.ч. и таких качеств, как подвижность и гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, уверенность, сильная воля, умение отстоять собственную точку зрения.

Именно занятия хореографией формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений. Через танцевальные движения у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир. Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию.

Хореографическое воспитание обучающихся с ОВЗ должно быть ориентировано на создание у них положительного эмоционального настроения. Многие дети с ОВЗ видят в занятиях танцами первобытный смысл движения, для них не важно, как они двигаются, главенствующую роль играют ощущения, чувства и мысли, навеянные танцем. Занятия хореографией в обязательном порядке должны проводится не только индивидуально, но и в группе для того, чтобы дети как можно больше общались между собой. Работа  с такими обучающимися может проводится в форме постановки танцевальных композиций и импровизации. Замечательно, если некоторые занятия проводятся в форме игры. Учащимся предлагается ряд обстоятельств, которые они должны обыграть. Им может быть поставлена задача изобразить то или иное животное, или же в ритмопластике инсценировать стихотворение. Занятия могут быть дифференцированы с учетом возрастной категории, индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка, а могут носить инклюзивный характер, где дети с ОВЗ занимаются в одной группе (а порой и по одной программе) с детьми без отклонений в развитии. Занятия, где обучающимся с ОВЗ дается возможность импровизировать, как правило, вдохновляют учащихся, и они старательно вспоминают и воспроизводят весь изученный материал, и даже пытаются на его основе создать свой собственный танец. В результате дети учатся анализировать полученные знания, синтезировать их.

Таким образом, можно утверждать, что занятие хореографией играет значительную роль в становлении художественно-творческих способностей обучающихся. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Для обучающихся с ОВЗ хореография корректирует недостатки в эмоционально-волевой сфере, а также способствует преодолению физических отклонений. Танец дополняет потребности ребенка с ОВЗ в творчестве, умении творить по законам красоты, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием его нравственных норм.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития [Текст] / Ю.П.Азаров.  - Москва: Политиздат, 1989. – 333 c. 
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст]/ Л.С.Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. - 93 с.
  3. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика [Текст]/ Н.Ю. Оганесян. – СПб.: Речь, 2004. – 288с.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В.Давыдов. – Москва: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР), с.82
  5. Дёмина А. Танец как средство реабилитации и социализации [Электронный ресурс] / Растим детей. – 2020. - URL: https://растимдетей.рф/articles/tanec-kak-sredstvo-reabilitacii-i-socializacii  (дата обращения 17.02.2022)
  6. Иванов, И.П. Педагогика коллективной творческой жизни [Текст] / И.П.Иванов.  – Псков: ПОИПКРО, 1998. - 97 с.
  7. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие./ [М.С. Староверова и др.]; под ред. М.С. Староверовой — Москва: Владос, 2011. – 167с.

Рязанцева Ю.С., Гурова Я.Ю. Коррекционная хореография как новый этап развития педагогического образования «особенных детей». [Электронный ресурс] /Ваш психолог. – Омск, 2015. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/171-psixoterapiya/2215-2016-02-26-08-46-44 (дата обращения 20.02.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме " Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии" в сборнике управления образования Еткульского муниципального района №7         ...

Статья по теме: "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ"

Статья содержит рекомендации по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ. Из опыта работы....

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей обучающихся"

В тезисах к опыту работы учитель раскрывает цели и задачи опыта работы по данной теме, указывает на наиболее эффективные, с его точки зрения, педагогические технологии, делится результатами...

статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии"

Статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках техноллогии"...

Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".

Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами компьютерной графики»

Использование на занятиях по пошиву одежды средств компьютерной графики позволяет развивать детям свой творческий потенциал и способности, независимо от владения навыками рисования. Работая в гр...