Статья по теме: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
статья
Ни для кого не секрет, что в России с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И перед всем обществом стоит задача если не в снижении этой тенденции, то в создании условий для обучения и развития таких детей, чтобы, по возможности, помочь им реализоваться и быть значимыми.
*/ /*-->*/ Хореографическое воспитание обучающихся с ОВЗ должно быть ориентировано на создание у них положительного эмоционального настроения. Многие дети с ОВЗ видят в занятиях танцами первобытный смысл движения, для них не важно, как они двигаются, главенствующую роль играют ощущения, чувства и мысли, навеянные танцем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorch_sposobnostey_obuchayushchihsya_s_ovz_v_horeograf_iskusstve.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ
Жестова Евгения Валерьевна
педагог дополнительного образования МАОУ ДО
Дом детского творчества «Созвездие», город Томск
Ни для кого не секрет, что в России с каждым годом увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И перед всем обществом стоит задача если не в снижении этой тенденции, то в создании условий для обучения и развития таких детей, чтобы, по возможности, помочь им реализоваться и быть значимыми.
Под термином ОВЗ обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра. Но нужно понимать, что ОВЗ — не равно инвалидность. Это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинский термин. Статус ОВЗ даёт психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), а инвалидность устанавливают врачи на медико-социальной экспертизе. У ребёнка может быть инвалидность без статуса ОВЗ. Например, у ребят с сахарным диабетом. И наоборот: ребёнок с задержкой развития может не иметь инвалидности.
Чем же осложнено эстетическое воспитание детей с ОВЗ? Такие дети, как правило, физически слабы, у них зачастую есть проблемы с нарушением координации движений, речевого развития, мелкая моторика недостаточно развита, повышена утомляемость, низкая эмоциональная и мотивационная активность. Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, хореографическое искусство даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Хореографическое искусство способствует у детей с ОВЗ:
- укреплению и тренировке двигательного аппарата (развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости).
- нормализации психических процессов и свойств (памяти, внимания, мышления), регуляции процессов возбуждения и торможения, тренировке органов слуха
- оздоровлению психики (воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера).
- развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления.
Выдающийся психолог Выготский Л.С. писал: «Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [2, с. 40]. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ. В.В. Давыдов считал, что «основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать». Созидание личности учащегося может происходить только в такой деятельности, которая предназначена «…созидать человеческий мир самим человеком, творить собственные общественные отношения и самого себя». [4, с.82] Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности и характеризуется как высшая форма деятельности личности. [6, с. 5]
Различные художественные формы танца (наряду с живописью, музыкой, драмой) заключают в себе элемент игры и работают на развитие креативности человека, рождают в нем свободные чувства, которые развивают его силу, укрепляют его «Я» и делают его способность чувствовать и переживать
более глубокой. [3, с.31] Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом, в т.ч. и таких качеств, как подвижность и гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, уверенность, сильная воля, умение отстоять собственную точку зрения.
Именно занятия хореографией формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений. Через танцевальные движения у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир. Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию.
Хореографическое воспитание обучающихся с ОВЗ должно быть ориентировано на создание у них положительного эмоционального настроения. Многие дети с ОВЗ видят в занятиях танцами первобытный смысл движения, для них не важно, как они двигаются, главенствующую роль играют ощущения, чувства и мысли, навеянные танцем. Занятия хореографией в обязательном порядке должны проводится не только индивидуально, но и в группе для того, чтобы дети как можно больше общались между собой. Работа с такими обучающимися может проводится в форме постановки танцевальных композиций и импровизации. Замечательно, если некоторые занятия проводятся в форме игры. Учащимся предлагается ряд обстоятельств, которые они должны обыграть. Им может быть поставлена задача изобразить то или иное животное, или же в ритмопластике инсценировать стихотворение. Занятия могут быть дифференцированы с учетом возрастной категории, индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка, а могут носить инклюзивный характер, где дети с ОВЗ занимаются в одной группе (а порой и по одной программе) с детьми без отклонений в развитии. Занятия, где обучающимся с ОВЗ дается возможность импровизировать, как правило, вдохновляют учащихся, и они старательно вспоминают и воспроизводят весь изученный материал, и даже пытаются на его основе создать свой собственный танец. В результате дети учатся анализировать полученные знания, синтезировать их.
Таким образом, можно утверждать, что занятие хореографией играет значительную роль в становлении художественно-творческих способностей обучающихся. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Для обучающихся с ОВЗ хореография корректирует недостатки в эмоционально-волевой сфере, а также способствует преодолению физических отклонений. Танец дополняет потребности ребенка с ОВЗ в творчестве, умении творить по законам красоты, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием его нравственных норм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития [Текст] / Ю.П.Азаров. - Москва: Политиздат, 1989. – 333 c.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст]/ Л.С.Выготский. - Москва: Просвещение, 1991. - 93 с.
- Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика [Текст]/ Н.Ю. Оганесян. – СПб.: Речь, 2004. – 288с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В.Давыдов. – Москва: Педагогика, 1986. – 240 с. – (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР), с.82
- Дёмина А. Танец как средство реабилитации и социализации [Электронный ресурс] / Растим детей. – 2020. - URL: https://растимдетей.рф/articles/tanec-kak-sredstvo-reabilitacii-i-socializacii (дата обращения 17.02.2022)
- Иванов, И.П. Педагогика коллективной творческой жизни [Текст] / И.П.Иванов. – Псков: ПОИПКРО, 1998. - 97 с.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие./ [М.С. Староверова и др.]; под ред. М.С. Староверовой — Москва: Владос, 2011. – 167с.
Рязанцева Ю.С., Гурова Я.Ю. Коррекционная хореография как новый этап развития педагогического образования «особенных детей». [Электронный ресурс] /Ваш психолог. – Омск, 2015. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/171-psixoterapiya/2215-2016-02-26-08-46-44 (дата обращения 20.02.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Развитие творческих способностей детей средствами современных художественных технологий"
информация о видах современных художественных технологий...
Статья по теме: "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ"
Статья содержит рекомендации по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ. Из опыта работы....
статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках технологии"
Статья на тему: "Развитие творческих способностей школьников на уроках техноллогии"...
Статья на тему: "Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время".
Развитие творческих способностей обучающихся через использование проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время...
Научная статья по теме "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы"
Статья содержит советы,основанные на личном опыте работы,как сделать так,чтобы ученик на уроке смог проявить свой потенциал через выполнение творческих заданий....
Научная статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"
Научная статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"...
Статья на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами компьютерной графики»
Использование на занятиях по пошиву одежды средств компьютерной графики позволяет развивать детям свой творческий потенциал и способности, независимо от владения навыками рисования. Работая в гр...