Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе
статья
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Проблемы сохранения здоровья детей и подростков стали особенно актуальными в нашей стране на современном этапе. Кризисные явления в обществе, падение уровня жизни, стрессы, неполноценное питание, плохая экология, а также безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей стали причинами резкого снижения их здоровья
По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков, более 30% курящих, причем, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте; около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна. Особую тревогу вызывает число детей с избыточной массой тела, что является, прежде всего, следствием нерационального питания и может привести к тяжелым заболеваниям.
Среди детей дошкольного возраста количество абсолютно здоровых детей - 15%, количество детей, имеющих хронические заболевания - 17,5 %, имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – 90% нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием около 50% детей.
Среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12% , а по окончании 11-го класса — 94% хронически больны. Особенную тревогу вызывает то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями.
Попыткой оздоровить обучающихся является введение элементов здоровьесберегающих технологий, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Каковы же приоритеты заботы о здоровье обучающихся?
- Прежде всего, соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (объем, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся).
- Очень важно помнить о том, что в любом поступке, действии обучающегося сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. Неудачи в деятельности, разочарования угнетают психологическое ребенка и, как следствие, ухудшают общее состояние здоровья.
- Не менее важный приоритет в вопросе здоровьесбережения детей - активность. Только активное включение обучающихся в процесс снижает риск переутомления.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические,
- психолого-педагогические,
- физкультурно-оздоровительные.
Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:
- Критерии санитарно-гигиенические- это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале.
- К психолого-педагогическим критериямпрежде всего относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
- Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – вот только некоторые моменты оздоровления, для которых педагог должен найти место и время в ходе проведения занятий. Так, например, точечный массаж поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть. На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз. Хорошо активизирует детей дыхательная гимнастика, она восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и активно включает в работу все части тела, повышая общий мышечный тонус. Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Можно привести пример использования здоровьесберегающей технологии на занятии по бисероплетению - проведение физкультминутки (сочетание простейших физических упражнений с гимнастикой для глаз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Правильное физическое развитие детей невозможно без анатомофизиологического познания возрастных особенностей детского организма. Убеждена, что основой гармонического развития физических и даже нр...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни
из обобщения опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ№20 с УИОП» Фоминой Оксаны Ивановны...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Главная задача учителя физической культуры - сохранен...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.
Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...
Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.
Применение здоровьесберегающих технологийна уроках физической культуры, занятиях ЛФКв специальной (коррекционной) школе....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся школы к своему физическому и психическому здоровью.
Данная статья будет полезна педагогам, учителям и родителям....