Педагогические аспекты в системе дополнительного образования
методическая разработка
Организации деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно – установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_aspekty_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мусаев Тимур Курманалиевич
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. Лицей № 211 имени Пьера де Кубертена
«Педагогические аспекты в системе дополнительного образования»
Основная цель профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, формулировка которой дана в
«Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых», состоит в: «Организации деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно – установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ».
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам– обобщенная трудовая функция для нас является наиболее значимой, т.к. на ее основе строится практически весь образовательно – воспитательный процесс.
Данная функция конкретизирована следующими трудовыми функциями:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы (план воспитательной работы, который мы составляем вначале учебного года);
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу (план работы с родителями, анкетирование в конце учебного года, т.к. родители и учащиеся являются основными заказчиками наших услуг);
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы (контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации);
- разработка программно – методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы (разработка системы достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ – разработка УМК, диагностики).
Суть педагогической профессии определяется не только совокупностью заданий и предъявляемых ими требований.
Профессиональную культуру педагога нельзя представлять как набор компонентов. Прежде всего, это комплексная характеристика, в которой как единое целое проявляется: индивидуально – творческие способности педагога, его культурный, социальный и педагогический опыт.
Сегодня мы с полным правом можем констатировать – учреждения дополнительного образования – культурная модель образовательного учреждения, объединяющего детей, родителей, педагогов, администрацию. В учреждении дополнительного образования создана своя система направлений
деятельности, которая особым образом влияет на образование детей, их интересы, мышление.
Дополнительное образование не является обязательным, необязательность проявляется в добровольности.
Добровольность характеризуется:
- правом свободного выбора ребенком вида деятельности;
- и характером взаимоотношений педагога и ребенка.
Взаимоотношения педагога и детей в дополнительном образовании – это особый вид личностных отношений, демократичный по сути, эти взаимоотношения зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога.
Согласно требованиям «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых» – педагог дополнительного образования детей проявляет необходимые умения в: «установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с учащимися, создает педагогические условия для формирования на учебных занятиях психологического климата, использует различные средства педагогической поддержки учащихся», а также применяет «методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся».
В учреждении дополнительного образования нет строго регламентированных образовательных стандартов. Результат обучения – это прежде всего заслуга педагога. Миссия педагога дополнительного образования состоит в умении пройти с ребенком индивидуальный путь познания и образования, это определенный путь поддержки каждого ребенка. И эта поддержка проявляется в достижении такого качества совместной деятельности с детьми, которая обеспечивает возможность для их ценностно значимых личностных проявлений и обогащение их личного опыта жизненно необходимым содержанием.
Для ребенка должны быть созданы такие условия, которые бы способствовали раскрытию его индивидуальности, его лучших личных качеств. Ребенок, усвоив знания, получив определенные навыки, смог реализовать себя в социуме, в своей повседневной жизни, а возможно это повлияет и на выбор будущей профессии.
Не является секретом тот факт, что на учебные занятия ребенок приходит по доброй воле, и, тот заветный «золотой ключик», который найдет педагог к ребенку, примет его таким, каким ребенок по своей сути является, и есть залог успеха совместной деятельности.
В этом особо ярко проявляются индивидуально – творческие способности педагога дополнительного образования, которые в педагогической литературе рассматриваются как единство интуиции и знаний, авторитетного руководства, способности преодолевать педагогические трудности и обладать даром чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок. Мастерство педагога заключается также в человеческой мудрости, творческой смелости, способности к аналитической деятельности, фантазии и воображения. Педагог дополнительного образования, как показывает практика, не ограничивается достигнутым результатом, старается выйти за пределы достигнутого в рамках усвоения дополнительной общеобразовательной программы.
Личный профессиональный успех педагога зависит во многом и от понимания ним тех задач, которые стоят перед педагогическим коллективом и образовательным учреждением в целом.
В своей деятельности педагоги взаимодействуют и с членами педагогического коллектива, родителями учащихся, иными заинтересованными лицами, организациями. Соблюдение правил норм человеческого поведения и общения способствует формированию позитивного имиджа учреждения.
Основу профессиональной культуры составляют не только профессиональные знания и умения, но и общечеловеческие ценности. Выдающийся ученый Д.С. Лихачев считал, что интеллигентность, как характерная черта культурного человека, не сводится к получению высшего образования и интеллигентной профессии: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способности понимать другого человека. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей…».
Основу этого понимания составляет профессиональное и человеческое общение.
Личные качества, необходимые ПДО
- быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей,
- связанных с обучением одаренных детей и детей с ОВЗ;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора (но без сарказма);
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и
- постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно нетрадиционное, личное мировоззрение.
Профессиональные качества, необходимые педагогу ДО, проявляются в умении:
- строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования учащихся;
- работать по специальному учебному плану;
- стимулировать творческие способности учащихся;
- модифицировать образовательные программы;
- консультировать учащихся.
Педагог ДО выступает главным субъектом-организатором ДО способным на:
- самооценку;
- самопознание;
- самоопределение;
- саморегуляцию;
- саморазвитие;
- самоутверждение и проявляющий ответственность, активность.
Педагогу ДО необходимо владеть:
- Знанием психолого-педагогических основ теории творчества;
- Знанием современных методик исследования, умением проводить творческий анализ литературы, организовать и осуществить собственный эксперимент, обобщить и оценить его результаты;
- Умение анализировать учебную и воспитательную работу с детьми;
- Умением находить в ней свои оригинальные подходы, обосновано и компетентно вносить усовершенствования в уже имеющуюся технологию, формы, методы, средства обучения и воспитания детей;
- Умение управлять своим психическим состоянием, находить оптимальные решения, рационально использовать индивидуальный стиль, эрудицию,
- воображение, импровизацию;
- Умение видеть в ребенке творческое начало, оригинальность видение мира, его интересы, особенности и увлечения, тактично направлять их творческое
- развитие.
Умения ПДО создавать «Ситуацию успеха» для ребенка
Помочь ребенку раскрыть его способности, нацелить на личное саморазвитие.
Перевести педагогическую цель в личную цель для ребенка, заинтересовать его.
Создать педагогическую поддержку каждому ребенку на общечеловеческом и профессиональном уровне.
Определить этапы совместной деятельности педагога и ребенка и продиагностировать каждый из них.
Работать в поисковом режиме и стремиться к его совершенствованию.
Профессиональная культура ПДО базируется на знаниях:
- Закономерностей педагогики как науки;
- Возрастной психологии и физиологии;
- Основ гигиены и медицины;
- Этики и эстетики;
- Практической экономики и экологии;
- Социологии и философии образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».
II. Краткая справка – аннотация к проекту. «Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство,свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский Актуальность проекта. В сов...
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования
В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических ра...
Педагогические возможности современной системы дополнительного образования
Система дополнительного образования на современном этапе....
Социально – педагогический кластер в системе дополнительного образования.
Методическая разработка по обучению краеведению...
Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.
Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях дополнительного образования....
Применение игровых педагогических технологий в системе дополнительного образования
Педагогические технологии (Б.Т.Лихачев)- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагог...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.Задачи:- Рассмотреть теоретиче...