Альтернативная методика оценки деятельности ребенка в системе дополнительного образования
методическая разработка
Методика предлагает способ оценивания деятельности ребенка с помощью наблюдения.
Предположим, что на занятии по компьютерному дизайну выполняют задание и ребенок, который давно увлекается этим предметом, у которого дома есть хороший компьютер, который много рисует дома, и ребенок, который пришел на занятие первый раз, который до этого никогда в дизайнерских программах не работал. Первый ребенок, быстро сделал минимум задания, но больше стараться не стал, начал мешать другим, играть, шуметь и т.д. Второй же ребенок упорно начал выполнять задание, слушать замечание преподавателя, исправлять и в конце занятиях получил такой же результат, как и первый ребенок.
По обычной методике дети должны получить одинаковую оценку, но, понятно, что второй ребенок работал лучше. Предложенная методика позволяет исправить эту несправедливость. Методика и базируется на таком сравнении - каждый сравнивается с каждым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnoe_otsenivanie.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского (юношеского) технического творчества Кировского района Санкт-Петербурга
Альтернативная методика оценки деятельности ребенка в системе дополнительного образования
Авторская разработка
подготовила
педагог дополнительного образования
Еременок Ольга Владимировна
Санкт-Петербург 2021
Оглавление
Проблемы оценки деятельности в дополнительном образовании 3
Проблемы оценки деятельности в дополнительном образовании
Проблема оценки деятельности ребенка в дополнительном образовании вытекает из особенностей этого образования. В отличие от школьного, четко регламентированного, дополнительное образование более вариативно. Это означает, что дополнительное образование более нацелено на практические технологии, которые, как правило, меняются достаточно быстро. Например, в отделах информационных технологий учебные программы меняются каждые 3-4 года. С одной стороны, это позволяет адаптировать технологические навыки к нуждам времени, с другой – делает почти невозможной создание постоянной объективной методики оценки деятельности ребенка, занимающегося по этим программам. Пока формируется определенный критерий, оценивающий знания и умения учащегося, эти знания и умения уже начинают устаревать.
Второе кардинальное отличие дополнительного образования - превалирование воспитательной составляющей над учебной. И вот тут, даже проверенные школьные методики чаще всего начинают сбой. Крайне сложно оценить такие качества как воспитанность, общительность, целеустремленность и т.д. Оценка таких качеств и деятельности, воспитывающие такие качества, имеют больше отношения к психологической, чем к педагогической оценке. Конечно, методики психологического тестирования, особенно в последнее время, перестали быть прерогативой только психологических центров, но большинство этих методик сложны, трудоемки, а главное, в большинстве случаев требуют больших усилий со стороны самих учащихся, что делает их неприемлемыми для частого использования.
Но, оказывается, есть методика, которая позволяет оценивать деятельность учащихся. Методика, относящаяся к наблюдению, т.е. без использования каких-либо психологических инструментов, и при этом достаточно объективная.
Основы методики
Методика разрабатывалась в конце 80-х годов и характеризуется двумя историческими фактами: первый – начало компьютеризации социологических исследований, использование методик приведения данных в двоичных метод счисления, шифрование данных для переноса их на перфокарты. Второй факт – перестройка, реформа образования, ведение новых методов в воспитательной системе. В частности введение, уже позабытое, и по большому счету не очень понятное - когда в рамках пионерской организации появляются старшие пионеры. В отличие от сложившейся системы пионерской организации, с развитой методикой и работы и оценки этой работы от конкретного пионера до работы всей пионерской дружины, оценка работы старших пионеров была непонятна и не успела даже, более-менее, сложится (как и сама работа). Но в это время стали появляться методики оценки деятельности, которую «не возможно оценить». Также начал проявляться серьезный интерес к психологии, появились в печати закрытые до этого работы по педагогике и педологии 20-х 30- годов. Большинство опубликованных в то время методических разработок, напечатанных небольшими тиражами, увы, уже потеряны. Но некоторые, которые в свое время были прочитаны и прошли, казалось бы, незамеченными, со временем всплыли в памяти и пригодились для практической работы.
К сожалению, не могу точно сказать авторов этого метода оценки, не могу даже быть уверена, что авторы разработки принадлежали к ленинградской школе.
Основной принцип методики - не оценка, а сравнение. Если мы не может поставить ребенку четкую оценку в какой-либо его деятельности, мы сравниваем деятельность двух детей. В этом случае можно оценить деятельность одного как «лучше», «хуже», или «также». Соответственно, мы легко получаем, как минимум, 3-х бальную систему. Если выбрать деятельность одного учащегося, совершенно необязательно лучшего, за единицу, то можно оценить деятельность других по любому количеству баллов. Выстраивается таблица: каждый учащийся занимает определенную строчку и соответствующий столбец. Таблица заполняется по строчкам, по ячейкам выставляется оценка данного учащегося по сравнению с другими учащимся.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | А-ев Камиль |
| Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | А-зи Роза |
|
| Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | В-ев Вова | Х | |||||||||||
5 | В-ов Руслан | Х |
|
|
|
|
|
|
| ||||
6 | Г-ва Оля |
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
|
|
7 | К-ов Стас |
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
|
8 | Л-ва Ирина |
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
9 | Л-ев Олег |
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
10 | Н-ин Миша |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
11 | Р-ов Игорь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
12 | Х-ва Полина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
Практика показывает, что наиболее удобно использование 2- или 3-балльной системы оценки. По этому принципу методика использовалась мной в двух вариантах.
Первый вариант
В первом варианте используется 3-х бальная система оценки, в данном случае возможные оценки – «0», «1», «2» (также, можно использовать оценки – «-1», «0», «1»).
Таблица строится по зеркальному принципу.
Сначала, удобнее оценить лучшего и худшего ученика.
1. Например, на этом занятии самым худшим мы считаем В. Вову. Соответственно, в 4-й строке проставляется оценка «0» по сравнению со всеми другими учениками.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | А-ев Камиль |
| Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | А-зи Роза |
|
| Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | Х |
|
|
|
|
|
|
| ||||
6 | Г-ва Оля |
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
|
|
7 | К-ов Стас |
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
|
8 | Л-ва Ирина |
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
|
9 | Л-ев Олег |
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
|
10 | Н-ин Миша |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
|
11 | Р-ов Игорь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
|
12 | Х-ва Полина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х |
2. Соответственно в 4-м столбце (сравнение других с Вовой) мы ставим «2» во всех ячейках.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | А-ев Камиль |
| Х |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | А-зи Роза |
| Х | 2 | |||||||||
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | 2 | Х | ||||||||||
6 | Г-ва Оля |
|
|
| 2 |
| Х |
|
|
|
|
|
|
7 | К-ов Стас |
|
|
| 2 |
|
| Х |
|
|
|
|
|
8 | Л-ва Ирина |
|
|
| 2 |
|
|
| Х |
|
|
|
|
9 | Л-ев Олег |
|
|
| 2 |
|
|
|
| Х |
|
|
|
10 | Н-ин Миша |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| Х |
|
|
11 | Р-ов Игорь |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| Х |
|
12 | Х-ва Полина |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| Х |
3. Определяем лучшего ученика. Предположим, что лучших у нас двое. Одним из преимуществ этой системы оценки является то, что необходимости четко определять занявшего 1-е место. Если у нас явно выделяются двое учеников, их надо так и оценивать. При этом эти могут быть лучшие по разным, но одинаково важным критериям. Например, Роза была лучшей в работоспособности, понимании учебного материала, умении применить его при выполнении задания. А Руслан был наиболее доброжелательным, больше всех помогал другим на занятиях. Определить, что более важно, конечно можно, но в данном случае необязательно. И в 3-й и в 5-й строке мы проставляем оценки «2» во всех ячейках, кроме перекрестных, т.е. 3-й для 5-й строки и 5-й для 3-й сроки. В этих ячейках мы проставляем оценку «1» (т.е. сравнение Руслана и Розы - 1:1).
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 | А-ев Камиль |
| Х |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | А-зи Роза | 2 | 2 | Х | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | 2 | 2 | 1 | 2 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Г-ва Оля |
|
|
| 2 |
| Х |
|
|
|
|
|
|
7 | К-ов Стас |
|
|
| 2 |
|
| Х |
|
|
|
|
|
8 | Л-ва Ирина |
|
|
| 2 |
|
|
| Х |
|
|
|
|
9 | Л-ев Олег |
|
|
| 2 |
|
|
|
| Х |
|
|
|
10 | Н-ин Миша |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| Х |
|
|
11 | Р-ов Игорь |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| Х |
|
12 | Х-ва Полина |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| Х |
4. Соответственно, в оставшихся ячейках 3-го и 5-го столбцов (сравнение других учеников и Розой и Русланом) мы ставим оценку «0».
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х |
| 0 | 2 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
2 | А-ев Камиль |
| Х | 0 | 2 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
3 | А-зи Роза | 2 | 2 | Х | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | 2 | 2 | 1 | 2 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Г-ва Оля |
|
| 0 | 2 | 0 | Х |
|
|
|
|
|
|
7 | К-ов Стас |
|
| 0 | 2 | 0 |
| Х |
|
|
|
|
|
8 | Л-ва Ирина |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
| Х |
|
|
|
|
9 | Л-ев Олег |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
|
| Х |
|
|
|
10 | Н-ин Миша |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
|
|
| Х |
|
|
11 | Р-ов Игорь |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
|
|
|
| Х |
|
12 | Х-ва Полина |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
|
|
|
|
| Х |
5. Далее оцениваем следующих учеников, которые показали себя хорошо, но хуже Руслана и Розы. Например, это Камиль, Оля и Полина (соответственно строки 2, 6, 12). Также, как и в пункте 3, трудно выбрать из них лучшего, поэтому по сравнению друг с другом они получают оценку «1», но оцениваются на «2» по сравнению с другими учениками, еще не получившими оценку.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х |
| 0 | 2 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
2 | А-ев Камиль | 2 | Х | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
3 | А-зи Роза | 2 | 2 | Х | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | 2 | 2 | 1 | 2 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Г-ва Оля | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
7 | К-ов Стас |
|
| 0 | 2 | 0 |
| Х |
|
|
|
|
|
8 | Л-ва Ирина |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
| Х |
|
|
|
|
9 | Л-ев Олег |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
|
| Х |
|
|
|
10 | Н-ин Миша |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
|
|
| Х |
|
|
11 | Р-ов Игорь |
|
| 0 | 2 | 0 |
|
|
|
|
| Х |
|
12 | Х-ва Полина | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Х |
6. Соответственно, другим учениками ставится оценка «0» в столбцы 2, 6, 12.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
|
|
|
|
| 0 |
2 | А-ев Камиль | 2 | Х | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
3 | А-зи Роза | 2 | 2 | Х | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | 2 | 2 | 1 | 2 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Г-ва Оля | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
7 | К-ов Стас |
| 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | Х |
|
|
|
| 0 |
8 | Л-ва Ирина |
| 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
| Х |
|
|
| 0 |
9 | Л-ев Олег |
| 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
|
| Х |
|
| 0 |
10 | Н-ин Миша |
| 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
|
|
| Х |
| 0 |
11 | Р-ов Игорь |
| 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
|
|
|
| Х | 0 |
12 | Х-ва Полина | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Х |
7. Таким же образом оцениваем и других учеников, пока таблица не заполнится полностью
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ва Саша | Х | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 |
2 | А-ев Камиль | 2 | Х | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
3 | А-зи Роза | 2 | 2 | Х | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | 2 | 2 | 1 | 2 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Г-ва Оля | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
7 | К-ов Стас | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | Х | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 |
8 | Л-ва Ирина | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | Х | 1 | 2 | 1 | 0 |
9 | Л-ев Олег | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | Х | 2 | 1 | 0 |
10 | Н-ин Миша | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 |
11 | Р-ов Игорь | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | Х | 0 |
12 | Х-ва Полина | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Х |
8. После этого мы просчитываем общие баллы, полученные тем или иным учеником.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Общий балл |
А-ва Саша | Х | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 8 | |
2 | А-ев Камиль | 2 | Х | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 16 |
3 | А-зи Роза | 2 | 2 | Х | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21 |
4 | В-ев Вова | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | В-ов Руслан | 2 | 2 | 1 | 2 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21 |
6 | Г-ва Оля | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | Х | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 16 |
7 | К-ов Стас | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | Х | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 8 |
8 | Л-ва Ирина | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | Х | 1 | 2 | 1 | 0 | 8 |
9 | Л-ев Олег | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | Х | 2 | 1 | 0 | 8 |
10 | Н-ин Миша | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Х | 0 | 0 | 2 |
11 | Р-ов Игорь | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | Х | 0 | 8 |
12 | Х-ва Полина | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | Х | 16 |
9. Теперь можно проранжировать учеников по успеваемости.
|
| Общий балл |
3 | А-зи Роза | 21 |
5 | В-ов Руслан | 21 |
2 | А-ев Камиль | 16 |
6 | Г-ва Оля | 16 |
12 | Х-ва Полина | 16 |
1 | А-ва Саша | 8 |
7 | К-ов Стас | 8 |
8 | Л-ва Ирина | 8 |
9 | Л-ев Олег | 8 |
11 | Р-ов Игорь | 8 |
10 | Н-ин Миша | 2 |
4 | В-ев Вова | 0 |
У нас сразу выделяются группы, в данном случае 3 группы – лучшие (от 16 до 21 балла) 5 человек, неуспевающие (0-2 балла) 2 человека, и средние (в данном случае у всех 8 баллов) – 5 человек.
Разделение на группы будет всегда, даже когда в группе нет «неуспевающих» в школьном смысле. Иногда, особенно в более старших возрастных группах, будет невозможно определить худших. В этом случае оценка идет от лучшего «вниз».
Можно также оценивать каждого ученика по списку, просто сравнивая его с другими. Но это гораздо более трудоемкий подсчет, более подходит второму варианту.
Вообще, первый вариант более трудоемкий по сравнению со вторым. Его трудно использовать на каждом уроке, гораздо реальнее проводить такую оценку в конце темы, четверти или в конце года.
Первый вариант характеризуется еще одним положительным качеством. В этом случае вполне реально сравнивать учащихся из разных учебных программ и возрастных групп. Например, можно сравнивать старшеклассников, которые занимаются программированием, и учеников начальных классов, посещающих группы «Мой друг – компьютер». Сравнение не будет некорректным, так как оценивается деятельность учащегося, а не полученные им знания. Единственной проблемой будет неравное количество учащихся в разных группах и как следствие максимальное количество возможных баллов. Чтобы решить эту проблему, необходимо использовать средний балл, т.е. разделить количество баллов на количество учащихся в группе.
В этом случае общая таблица баллов будет выглядеть так:
|
| Общий балл |
3 | А-зи Роза | 1,75 |
5 | В-ов Руслан | 1,75 |
2 | А-ев Камиль | 1,33 |
6 | Г-ва Оля | 1,33 |
12 | Х-ва Полина | 1,33 |
1 | А-ва Саша | 0,67 |
7 | К-ов Стас | 0,67 |
8 | Л-ва Ирина | 0,67 |
9 | Л-ев Олег | 0,67 |
11 | Р-ов Игорь | 0,67 |
10 | Н-ин Миша | 0,17 |
4 | В-ев Вова | 0 |
Второй вариант
В первом варианте используется 2-х бальная система оценки, возможны только оценки «0» и «1». Именно этот вариант и подразумевался когда-то в стандартизации оценки воспитательной работы для обработки данных на ЭВМ. С первого взгляда, этих баллов явно не достаточно для объективной оценки. Но это только на первый взгляд. Данная система полностью соответствует переходу к цифровому (digital) виду информации, который сейчас является более актуальным, чем аналоговый.
Базовая таблица в этом варианте такая же.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ов Стефан | Х | |||||||||||
2 | А-ва Беляна | Х | |||||||||||
3 | Б-т Артур | Х | |||||||||||
4 | Дж-в Рустам | Х | |||||||||||
5 | М-н Гарник | Х | |||||||||||
6 | М-ов Саша | Х | |||||||||||
7 | Р-ва Вика | Х | |||||||||||
8 | С-ов Игорь | Х | |||||||||||
9 | С-ва Маша | Х | |||||||||||
10 | Т-ва Лена | Х | |||||||||||
11 | Т-ов Вова | Х | |||||||||||
12 | Ю-ко Иван | Х |
Но учащиеся оцениваются по списку сверху вниз. Лучшие-худшие в этом случае не определяются, но заранее нужно определить критерий оценки, например, «1» может значить «лучше, чем», а может значить «не хуже, чем». При этом «зеркальной» таблицы уже не получится: если мы поставили Артуру в 5-й ячейке оценку «1», т.е. его работа на уроке была не хуже, чем у Гарника, то в 5-й строке в 3-й ячейке может стоять и «1» - работа Гарника не хуже чем у Артура, так и «0» - работа Гарника хуже чем у Артура.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | А-ов Стефан | Х | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
2 | А-ва Беляна | 1 | Х | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 |
3 | Б-т Артур | 0 | 1 | Х | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
4 | Дж-в Рустам | 1 | 0 | 0 | Х | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | М-н Гарник | 1 | 0 | 1 | 1 | Х | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
6 | М-ов Саша | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | Х | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
7 | Р-ва Вика | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | Х | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
8 | С-ов Игорь | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | Х | 0 | 1 | 1 | 0 |
9 | С-ва Маша | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | Х | 0 | 1 | 1 |
10 | Т-ва Лена | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | Х | 1 | 1 |
11 | Т-ов Вова | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | Х | 1 |
12 | Ю-ко Иван | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | х |
После баллы также подсчитываются.
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Общий балл |
1 | А-ов Стефан | Х | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 |
2 | А-ва Беляна | 1 | Х | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 |
3 | Б-т Артур | 0 | 1 | Х | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 |
4 | Дж-в Рустам | 1 | 0 | 0 | Х | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 |
5 | М-н Гарник | 1 | 0 | 1 | 1 | Х | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 7 |
6 | М-ов Саша | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | Х | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4 |
7 | Р-ва Вика | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | Х | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 7 |
8 | С-ов Игорь | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | Х | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 |
9 | С-ва Маша | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | Х | 0 | 1 | 1 | 7 |
10 | Т-ва Лена | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | Х | 1 | 1 | 8 |
11 | Т-ов Вова | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | Х | 1 | 5 |
12 | Ю-ко Иван | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | х | 7 |
И учащиеся также ранжируются по успеваемости.
| Общий балл |
А-ов Стефан | 8 |
Т-ва Лена | 8 |
Дж-в Рустам | 7 |
М-н Гарник | 7 |
Р-ва Вика | 7 |
С-ва Маша | 7 |
Ю-ко Иван | 7 |
А-ва Беляна | 6 |
С-ов Игорь | 6 |
Б-т Артур | 5 |
Т-ов Вова | 5 |
М-ов Саша | 4 |
Второй вариант гораздо менее объективен, чем первый. Но при этом он характеризуется меньшей трудоемкостью и более легкой оценкой. Его целесообразно проводить на каждом занятии, иногда даже на каждой части одного занятия. Таким образом, этот вариант является своеобразным мониторингом, и некоторые ошибки в объективности компенсируются количеством оценок. Можно также давать возможность учащимся самим оценить свою деятельность по сравнению с товарищами. Также этот вариант оценки можно предлагать проверяющим занятия, представителям родительского комитета и другим людям, которые могут присутствовать на занятиях. Все эти данные суммируются в оценки за четверть и за год. Как и в первом варианте можно использовать средний балл, но в отличие от первого варианта здесь нельзя использовать сравнение с другими учебными группами, так как в разных группах используется разный критерий оценки.
Выводы:
Главный недостаток данной методики: субъективность. Субъективно здесь все: и оценка важности критерия, по которому делается общая оценка и субъективность отношения педагога к конкретному ученику.
Но этот недостаток, в принципе, характерный для дополнительного образования, компенсируется простотой и возможностью частого использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Методика преподавания предмета квиллинг в системе дополнительного образования детей»
Содержание мастер-класса: Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с авторским подходом к методике преподавания предмета квиллинг, освоить специальные методы и приёмы создания творчески...
Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования.
Коллективное музицирование в кружках хорового пения, вокально-инструментальных ансамблях, оркестрах народных инструментов переоценить невозможно! В них формируются коллективизм, ответственность, товар...
Одаренный ребенок в системе дополнительного образования.
В настоящее время многие исследователи, писатели, ученые, педагоги занимаются проблемам одаренности ребенка. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «о...
Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опы...
Статья "Художественное творчество как фактор личностного роста ребенка в системе дополнительного образования"
В современный период простые человеческие чувства и эмоции теряют ценность, на них не остается сил и времени. Это предопределило отношение общества к тем видам деятельности человека, которые нацелены ...
Одаренный ребенок в системе дополнительного образования.
Одаренный ребенок в системе дополнительного образования.Доева В.С., ПДО МАУДО «ЦДО г. Владикавказа» «Oдapённocть чeлoвeкa — этo мaлeнький pocтoчeк, eдвa пpoклюнyвшийcя из ...