Программа "Глина"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Глина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glina_programma.docx | 52.4 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Направленность
Программа относится к художественной направленности. Программа объединения, учитывая уровень интересов и склонностей кружковцев, предусматривает формирование художественной культуры, творческой активности, развитие интересов к изобразительной, декоративно-прикладной деятельности, народному творчеству, его традициям и наследию, создание благоприятной среды для общения и творчества.
Актуальность программы в том, что она позволяет получить практические навыки работы с прикладным пластичным материалом различными профессиональными способами и приемами. Программа является доступной для различных категорий обучающихся и имеет тесную связь теории с практикой.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями декоративно- прикладного искусства и народного творчества, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, помогают выбрать профессию, дают представление о взаимодействии искусства с жизнью.
Отличительные особенности, новизна
Еще одной специфической особенностью лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней, и ещё привлекает то, что в конце занятия получается готовое изделие - результат собственного труда. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта особенность позволяет многие темы связать с игрой.
В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. При правильной организации работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания.
Изготовление поделок из глины требует ловких действий, такой труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно ребенок овладевает системой специальных навыков и умений.
Цель программы: – формирование личностной культуры воспитанников в сфере декоративно- прикладной деятельности.
Цель программы реализуется в следующих задачах:
Обучающие:
- обучить приемам работы с глиной;
- научить навыкам и умениям в области лепки, изготовлении глиняных игрушек в том числе в стиле дивеевской игрушки;
- познакомить детей с различными видами народных глиняных игрушек;
- познакомить детей с общими понятиями основ технологии керамического производства, с традициями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, их ролью в жизни общества.
Развивающие:
- создать для ребёнка эстетическую развивающую среду;
- организовать коллективную, творческую деятельность на основе взаимной поддержки;
- развить специальные и творческие способности сформировать у ребёнка установки на эстетическое восприятие мира;
- развивать внутренний творческий потенциал ребенка.
Воспитательные:
- сформировать у детей умение оценивать качество выполнения своей работы.
Адресат программы
Программа «Лепка» предназначена для детей от 5 лет.
На занятиях по лепке дети получают и определённую физическую нагрузку во время подготовки глины к занятию и в процессе работы с глиной. Лепка и обработка изделия выполняются при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, декорировка наноситься при помощи стеков - штампиков различной формы – вся эта деятельность положительно влияет на развитие мелких мышц кисти детей, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.
Режим занятий.
1-й год и 2 год обучения - групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
форма занятий – групповые, индивидуальные;
методы обучения – иллюстрационно –демонстрационные, словесные, наглядные, практические;
тип занятия – теоретический, практический, диагностический;
формы проведения занятий – беседы, практическая работа, самостоятельная работа, итоговое занятие.
Ожидаемые результаты:
- будут знать приемы работы с глиной;
-будут сформированы навыки и умения в области лепки, изготовлении глиняных игрушек в том числе в стиле дивеевской игрушки;
- будут знать различные виды народных глиняных игрушек;
-разовьют творческие способности;
- будут знать общие понятия основ технологии керамического производства, традиции декоративно-прикладного искусства и народного творчества, их роль в жизни общества;
- разовьется эстетическая среда ребенка;
будет развит внутренний творческий потенциал ребенка.
Учебный план
№ | Наименование учебного модуля | Количество часов | Форма промежуточной аттестации | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Учебный модуль первого года обучения | 14 | 130 | 144 | Зачет в форме организации и проведении выставки |
2. | Учебный модуль второго года обучения | 3 | 131 | 144 | Зачет в форме просмотра и защиты индивидуальных итоговых работ, тестирование |
Итого | 17 | 261 | 288 |
Рабочая программа учебного модуля первого года обучения
№ Раз- дела | Название раздела и темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение. | 9 | 1 | 10 |
- Инструктаж по ТБ. Знакомство с целью и задачами объединения. | 2 | 2 | ||
-«История происхождения народной глиняной игрушки». | 2 | 2 | ||
- Особенности глины. Роспись. Обжиг. | 1 | 1 | 2 | |
- Посещение музея «Дивеевская игрушка». | 2 | 2 | ||
- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости. | 2 | 2 | ||
2 | Малые скульптурные формы. | 1 | 33 | 34 |
-Лепка базовых форм. Скульптурный и конструктивный метод лепки. | 1 | 3 | 4 | |
-Лепка из глины «Улитка». | 4 | 4 | ||
- «Фрукты и овощи». | 4 | 4 | ||
- «Грибочки». | 4 | 4 | ||
- «Божья коровка». | 4 | 4 | ||
-«Ежик». | 4 | 4 | ||
- «Золотая рыбка». | 4 | 4 | ||
- Лепка корзины «Дары осени». | 4 | 4 | ||
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости. | 2 | 2 | ||
3 | Животный мир. Лепка по примеру Дивеевских мастеров. | 1 | 29 | 30 |
- «Котик». | 1 | 3 | 4 | |
- «Сова». | 4 | 4 | ||
-«Утенок». | 4 | 4 | ||
-« Курочка». | 4 | 4 | ||
-« Зайчик». | 4 | 4 | ||
-«Лошадка». | 4 | 4 | ||
-«Слоник». | 4 | 4 | ||
Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||
4 | Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий. | 1 | 13 | 14 |
-«Обучение навыкам росписи игрушки разноцветной глиной». | 1 | 1 | 2 | |
- «Украшение изделий налепом». | 2 | 2 | ||
-«Элементы растительного орнамента». | 2 | 2 | ||
- «Элементы геометрического орнамента». | 2 | 2 | ||
- Декорирование изделий по замыслу детей. | 4 | 4 | ||
- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости. | 2 | 2 | ||
5 | Знакомство с историей русской национальной культуры. | 1 | 31 | 32 |
-Дымковская игрушка. Знакомство с промыслом. | 1 | 1 | 2 | |
-Лепка по образцу «Два гуся». | 6 | 6 | ||
-Каргопольская игрушка. История промысла. | 2 | 2 | ||
-«Хозяин леса- медведь». | 6 | 6 | ||
-Филимоновская игрушка. Знакомство с промыслом. | 2 | 2 | ||
- Лепка по образцу. «Петушок». | 6 | 6 | ||
- «Зайчик». | 6 | 6 | ||
- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости. | 2 | 2 | ||
6 | Лепка декоративных сосудов. | 1 | 21 | 22 |
- Лепка из жгутов «Ваза». | 1 | 5 | 6 | |
- Лепка «Тарелки, чашки с пейзажем». | 6 | 6 | ||
-«Тарелка в форме листа». | 6 | 6 | ||
- Лепка сосудов по замыслу детей. | 2 | 2 | ||
-Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости. | 2 | 2 | ||
7 | - Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | |
Итого: | 14 | 130 | 144 |
Содержание рабочей программы 1-го года обучения
1 «Вводное занятие»
Теоретическая часть.
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения в объединении. Ознакомление детей с программой обучения. Оборудование, инструменты для работы с глиной. Показ лучших лепных изделий. Знакомство детей с происхождением глиняной игрушки.
2. Малые скульптурные формы.
Теоретическая часть. Свойства глины. Сведения о глине как о художественном материале, об организации рабочего места, назначении инструментов, приспособлений (стека, доска, губки для разглаживания изделия и т.д.).
Практическая часть. Знакомство детей с простейшими приемами техники лепки базовых форм (шара, жгута и др.) и лепка на основе их изделий. Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей. Освоение приемов скатывания, расплющивания, стягивания, защипывания, прижимания, примазывания.
3. Животный мир. Лепка по примеру Дивеевских мастеров.
Теоретическая часть.
Знакомство обучающихся с алгоритмом исполнения дивеевской игрушки. Показ готовых работ, иллюстраций.
Практическая часть. Освоение этапов и приемов лепки дивеевской игрушки. Освоение приемов вытягивания из целого куска и соединение отдельных деталей. Лепка животных из глины.
4. Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий.
Теоретическая часть. Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций. Приемы налепа деталей для украшения, декорирование стеками, подручными инструментами (колпачки, кисти). Знакомство с элементами растительного и геометрического орнамента.
Практическая часть. Разведение глины для рисования. Выполнение мазка. Самостоятельные упражнения обучающихся в выполнении мазков и способах держания кисти. Украшение изделий.
5. Знакомство с историей русской национальной культуры.
Теоретическая часть. Ознакомление детей с глиняной игрушкой (с одним из видов народного творчества), с историей возникновения. Изучение особенностей игрушек из различных ремесленно-художественных центров. Типичные черты изделий, выразительность пластики, разнообразные сюжеты, приемы и особенности росписи.
Дымковская игрушка – Киров-центр производства дымковской игрушки. Глиняные фигурки зверей, птиц, людей, домашней утвари.
Снежно-белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски.
Насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, фиолетовый, золотисто-желтый.
Филимоновская игрушка– Центр народного промысла – Филимоново. Фигурки этой игрушки характерно вытянуты вверх, устремлены ввысь, к солнцу. В раскрасе филимоновской игрушки доминируют красный, малиновый, темно-синий и зеленый цвета. Орнамент росписи также простой: узкие черточки, полоски, еловые веточки, розетки (графический древний символ солнца), круги, ромбы.
Каргапольская игрушка – художественный промысел в районе города Каргополь, Архангельской области. Изображали в основном одиночные фигурки людей, животных.
Практическая часть. Освоение приемов лепки данных ремесел.
6. «Лепка декоративной посуды»
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с декоративной посудой. Анализ формы различных видов посуды. Сведения о старинных сосудах, назначение, форма, эстетика, детали и роспись. Неповторимость технических приемов народных мастеров.
Практическая часть. Освоение приема лепки посуды из жгутов и пласта глины способом загибания краев. Лепка посуды способом вдавливания и растягивания краев. Украшение посуды налепом, рельефом, окрашивание глиной контрасного цвета. Лепка тарелки, блюдца, чашки, чайника, горшочка, солонки. Украшение посуды.
Рабочая программа учебного модуля 2-го года обучения
№ Раз- дела | Название раздела и темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Введение. Сюжетные горки. | 1 | 27 | 28 |
- Инструктаж по ТБ. Правила создания сюжетных горок. | 1 | 1 | 2 | |
- «На лесной опушке». | 8 | 8 | ||
- «Зимние забавы» | 8 | 8 | ||
- «Создание сюжетных горок на различные темы». | 8 | 8 | ||
Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости . | 2 | 2 | ||
2. | Сувениры, подарки. | 1 | 63 | 64 |
-«Веселый колокольчик». | 1 | 7 | 8 | |
- Панно из глины «Рыбки». | 8 | 8 | ||
- «Ангелочек». | 8 | 8 | ||
- Лепка посвечника. | 8 | 8 | ||
- Лепка свистулек. | 8 | 8 | ||
- Лепка погремушек. | 8 | 8 | ||
- Лепка шкатулок из глины | 8 | 8 | ||
- Лепка изделий по собственному замыслу. | 4 | 4 | ||
Итоговое занятие текущий контроль успеваемости. | 2 | 2 | ||
3 | Лепка тематических композиций по мотивам русских сказок. | 1 | 51 | 52 |
- Лепка декоративных деревьев». | 1 | 7 | 8 | |
- Различные способы лепки декоративных птиц. | 6 | 6 | ||
- «Золотая рыбка» | 6 | 6 | ||
- «Репка». | 6 | 6 | ||
- «Курочка Ряба». | 6 | 6 | ||
- «Сказка про Емелю». | 6 | 6 | ||
- «Колобок». | 6 | 6 | ||
- Работы по замыслу детей. | 4 | 4 | ||
- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости. | 2 | 2 | ||
-Промежуточная аттестация. | 2 | 2 | ||
Итого: | 3 | 131 | 144 |
Содержание рабочей программы 2-го года обучения
1. «Сюжетная горка»
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с работами дивеевских мастеров по данной тематике. Продумывание сюжета. Разработка эскиза
Практическая часть. Создание сюжетных горок на различные темы: «Зимние забавы», «На лесной опушке», «Собственная задумка».
2. Сувениры, подарки.
Теоретическая часть. Показ готовых работ и их анализ. Разработка эскиза будущей работы.
Практическая часть. Изготовление фигурок с использованием полых форм и форм на основе колокола.
2 Лепка тематических композиций по мотивам русских сказок
Теоретическая часть. Беседа о любимых детских героях. Создание положительной эмоциональной атмосферы. Чтение сказок. Просмотр иллюстраций к сказкам. Продумывание композиции, разработка эскиза.
Практическая часть. Создание смыслового центрального персонажа, расположение в пространстве центрального и второстепенных объектов. Применение приемов и этапов лепки дивеевской игрушки. Создание композиции.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего недель/ часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09.-05.09. | 06.09.-12.09. | 13.09.-19.09. | 20.09.-03.10 | 04.10.-10.10. | 11.10.-17.10. | 18.10.-24.10. | 25.10.-31.10. | 01.11.-07.11. | 08.11.-14.11. | 15.11.-21.11. | 22.11.-28.11 | 29.11.-05.12. | 06.12.-12.12. | 13.12 .-19.12. | 20.12.-26.12. | 27.12.-02.01. | 03.01.-09.01. | 10.01.-16.01. | 17.01.-23.01. | 24.01.-30.01. | 31.01.-06.02. | 07.02.-13.02. | 14.02.-20.02. | 21.02.-27.02 | 28.02.-06.03. | 07.03.-13.03. | 14.03.-20.03. | 21.03.-27.03. | 28.03.-03.04 | 04.04.-10.04. | 11.04.-17.04. | 18.04.-24.04. | 25.04.-01.05 | 02.05.-08.05. | 09.05.-15.05. | 16.05.-22.05. | 23.05.-29.05. | 30.05.-05.06. | 06.06.-12.06. | 13.06.-19.06. | 20.06.-26.06. | 27.06.-03.07 | 04.07.-10.07. | 11.07.-17.07. | 18.07.-24.07. | 25.07.-31.08 | 01.08.-07.08. | 08.08.-14.08. | 15.08.-21.08. | 22.08.-28.08. | 29.08.-31.08. | |||||||||||||
1-й | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 36/144 | ||||||||||||||||||||||||||
2-й | 36/144 |
Условные обозначения:
промежуточная аттестация
ведение занятий по расписанию
каникулярный период
общая нагрузка часов в неделю
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
– Соответствующее помещение оборудованное учебной мебелью;
- муфельная печь;
- глина;
-ангобы;
- глазурь;
- стеки.
Информационно – методическое:
– Наглядные пособия;
– методический материал по предлагаемым темам работы;
Кадровое обеспечение: Работу по данной программе организует педагог дополнительного образования, имеющий высшую категорию и прошедший профессиональную переподготовку по программе «Педагогика дополнительного образования», владеющий методикой обучения декоративно-прикладному творчеству.
Форма аттестации в доп. образовании – зачет.
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение
- анкетирование, тестирование, опрос.
Список литературы для педагога
1.Дурасов Г.П « Каргапольская глиняная игрушка-Л 1986
2.ДайнГ.Л. «Игрушечных дел мастер»- М 1994.
3.Богуславская И.Я. «Русская глинная игрушка»- М ,1975
4.Некрасов М.А. «Современное народное искусство»-Л. 1980
5.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла» - Л.1980.
6.Алексахин Н.Н. «Волшебная глина» -М.,1987
7.Дайн Г.Л. «Русская игрушка» - М.1987
Литература для обучающихся:
1.Неменский Б.М. – просвещение,1991г. «Изобразительное искусство и художественный труд.
2.Федотов Г.Н. «Основы художественного ремесла»,Послушная глина.
3. «Народное творчество» журнал №5
4.Шевчук В.А. «Дети и народное творчество»- М,1985г.