"Квиллинг"
рабочая программа

Галина Борисовна Сафронова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Квиллинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvilling_2.docx56.69 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Дивеевского муниципального округа

Нижегородской области

МБОУ ДО «Дом творчества»

Согласована:

на заседании педсовета МБОУ ДО «Дом творчества»

Протокол №__ от ____________ г.


Утверждена

приказом и.о. директора МБОУ ДО «Дом творчества»

№ ___ от __________ г.

И.о. директора _________ С.С. Шимарова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Квиллинг»

Нормативный срок реализации – 2 года

Возраст – с 7 лет

Педагог – составитель – Сафронова Г.Б.

Пояснительная записка

Направленность.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутреннем состоянии.Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

 Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.

Отличительные особенности,новизна.

Техника «Бумажная филигрань» (квиллинг) является  современным направлением декоративно–прикладного искусства. Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:

 - относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);

 - легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);

 - легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;

 - большая возможность для самовыражения учащихся и проявления творческих способностей;

 - изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

 Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение квиллингом становится любимым занятием в свободное время.

 Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.

        

 Программа построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

 Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

  Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

 Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:

Задачи:

Обучающие:

-познакомить с историей возникновения квиллинга;

- научить практическим навыкам работы с бумагой в технике «квиллинг»;

- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;

- обучить обращаться с простейшими орудиями труда;

-научить создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.

Развивающие:

- развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

- развить у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

- развить сенсорные и умственные способности;

- развить пространственное воображение.

Воспитательные:

- воспитать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;

- совершенствовать трудовые навыки;

- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Адресат программы

Программа «Квиллинг» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (7-15 лет). Программа рассчитана на 2 года обучения. 1-й год обучения - 144 часа.  2-й год обучения – 216 часов.

Режим занятий.

1-й год обучения - групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

2-й год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа

форма занятий – групповые, индивидуальные;

методы обучения – словесные, наглядные, практические;

тип занятия – теоретический, практический, диагностический;

формы проведения занятий – беседы, практическая работа, самостоятельная работа, итоговое занятие.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения у учащихся:

- Будут знать историю возникновения квиллинга,

- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,

- будут знать практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,

- будут уметь обращаться с простейшими орудиями труда,

- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,

- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,

- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,

- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Учебный план

Наименование учебного модуля

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

теория

практика

всего

1.

Учебный модуль первого года обучения

5

139

144

Зачет в форме организации и проведении выставки

2.

Учебный модуль второго года обучения

5

211

216

Зачет в форме просмотра и защиты индивидуальных итоговых работ, тестирование

Итого

10

350

360

Рабочая программа учебного модуля первого года обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

        18

        3

15

- Правила ТБ. Правила поведения в здании Дома творчества. Организация рабочего места.

- Знакомство с историей возникновения квиллинга. Знакомство с инструментами и приспособлениями.

.

2

2

1

1

1

1

 Базовые основы квиллинга.

- Основные элементы квиллинга: плотный ролл.

- Изготовление роллов – капля, круг, овал,

 треугольник, глаз, ромб и т. д.

-Ажурные детали, листья.

- Составление композиции из роллов.

2

2

2

2

-

-

-

1

2

2

2

1

- Изготовление  цветов.Заготовка элементов. Сборка цветов.

2

-

2

-Изготовление бахромчатых цветов.

Заготовка элементов. Сборка цветов.

-Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

2

-

-

2

2

2

Изготовление животных на плоскости.

22

-

22

- Сова

4

-

4

- Кот.

4

-

4

- Собака.

4

-

4

- Лев.

4

-

4

- Павлин.

4

-

4

-Итоговое занятие .Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

3

Работа по схемам. Приемы мозаичного квиллинга.  Заполнение полотна мозаики базовыми элементами квиллинга.

26

-

26

- Медвежонок с шариком

8

-

8

- Кот на рыбалке

8

-

8

- Дельфины

8

-

8

Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

4

Подарки и сувениры. Изготовление сувениров, объёмных фигур, открыток, шкатулки,  рамок для фотографий.

62

1

61

- Открытка к дню учителя

6

1

5

- С днём рождения

6

-

6

- С новым годом

6

-

6

- С 8 марта

6

-

6

- Валентинка

6

-

6

- С 23 февраля

6

-

6

- Рамка  для фотографии

6

-

6

-Дед Мороз

6

-

6

-Снегурочка

6

-

6

-Пасхальное яйцо

6

-

6

-Итоговое занятие .Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

5

Создание композиции

14

1

13

- Панно из полевых цветов. Коллективная работа.

4

1

3

- Индивидуальная работа по замыслу детей.

6

-

6

- Итоговое занятие.Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

- Промежуточная аттестация.

2

-

2

Итого:

144

5

139

Содержание рабочей программы

Тема 1 Введение в образовательную программу.

Теория:Правила ТБ.

Знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Общие сведения о квиллинге и его особенностях. Организация рабочего места.

 Знакомство с инструментами и приспособлениями. Особенности изготовления основных форм.

Практика: Изготовление роллов базовых форм, их комбинирование их склеивание.

 Просмотр инструкционных карт и рабочих схем.  Изготовление бахромчатых полосок и их использование с помощью различных инструментов. Создание бахромчатых цветов.

Тема 2. Изготовление животных на плоскости (Сова, Кот, Собака, Лев, Павлин)

Теория: Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Показ приемов и особенностей изготовления животных. Показ приемов работы, последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.

Практика. Изготовление фигур. Сборка фигур. Оформление  композиции на плоскости.

Тема 3. Работа по схемам. (Медвежонок с шариком, Кот на рыбалке, Дельфины)

Теория: Показ приемов и особенностей изготовления квиллинговой  мозаики. Показ приемов работы, последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.  Просмотр примеров.

Практика: Изготовление деталей, придание им форм. Подбор цветового решения и сборка картины.

Тема 4. Подарки и сувениры. (Открытка к дню учителя, С днём рождения, С новым годом, С 8 марта, Валентинка, С 23 февраля, Рамка  для фотографии, Дед Мороз, Снегурочка, Яйцо)

Теория: Рассказ и показ приемов изготовления сувениров в технике квиллинг.

Практика: Выполнение объемных фигур, открыток, рамок для фотографий и ёлочных игрушек в технике квиллинг.

Тема 5. Создание композиций. (Панно из полевых цветов коллективная работа, работы по замыслу детей)

Теория: Рассматривание образцов, показ приемов работы. Принципы и особенности работы в команде.

Практика: Проектирование и создание коллективного панно. Совместное изготовление деталей, форм и сборка. Индивидуальная работа.

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

Рабочая программа учебного модуля 2 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная беседа

Техника безопасности.

2

1

1

2

Знакомство с контурным квиллингом.

50

1

49

-Техника контурного квиллинга. Работа с эскизами.

8

1

7

-Силуэты людей.

8

-

7

- Цветочные композиции.

8

-

5

-Сюжетные композиции.

8

-

7

-Образы животных.

8

-

5

-Самостоятельные работы детей.

8

-

7

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

3

Петельчатый квиллинг.

38

1

37

- Знакомство с петельчатым квиллингом.

6

1

5

-Панно «Ирисы»

6

-

6

-«Веер».

6

-

6

-«Астры».

6

-

6

-«Фиалки»

6

-

6

-«Снежинки».

6

-

6

- Итоговое занятие . текущий контроль успеваемости.

2

-

2

4

Художественное моделирование. Изготовление шкатулок и ваз.

34

1

33

- Шкатулка с секретом.

8

1

8

- Шкатулка в виде сердца.

8

-

8

- Ваза на подставке.

8

-

8

- Ваза с цветами.

8

-

8

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

5

Составление  композиций на плоскости.

48

0

48

- Цветочное панно.

8

-

8

- Фруктовое панно.

8

-

8

- Композиция на дне.

8

-

8

- Орхидеи.

8

-

8

- Ромашки.

8

-

8

- Корзина с цветами. Коллективная работа.

6

-

6

- Итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

6

Изготовление и декорирование открыток в технике квиллинг,сувениров.

44

1

43

-«Рябинка»  на основе из джута.

8

1

7

-Пасхальное яйцо.

8

-

8

-Открытки к праздникам.

8

-

8

-Магнитики.

8

-

8

-«Парящая чашка» из квиллинга.

8

-

8

-Итоговое занятие .Текущий контроль успеваемости.

2

-

2

Промежуточная аттестация.

2

2

Итого:

216

5

211

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Теория: Знакомство с учебным планом работы объединения, задачами. Общие сведения о квиллинге и его особенностях. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Тема 2. Контурный квиллинг.

Теория:Знакомство с техникой и технологией контурного квиллинга.

  Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Практика.Работа  с эскизами, заготовка деталей.Оформление  композиций.

Тема 3. Петельчатый квиллинг.

Теория: Знакомство с петельчатой техникой квиллинга, ее виды.

Практика. Изготовление панно петельчатым способом. Оформление композиции.

Тема 4. Художественное моделирование. Изготовление шкатулок и ваз. (Шкатулка с секретом, Шкатулка в визе сердца, Ваза на подставке, Ваза с цветами)

Теория. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Методическая подборка «шкатулки и вазы».

Практика. Изготовление основы. Заготовка декора. Составление композиции. Декоративное оформление изделий в технике квиллинг.

Тема 5. Составление  композиций  на плоскости. (Цветочное панно, фруктовое панно, композиция на дне, Орхидеи, Ромашки, Корзина с цветами)

Теория.  Способы составления композиций. Методическая подборка.

Практика. Изготовление композиции  группой воспитанников разных возрастов и разным уровнем владения необходимыми навыками или индивидуально.

Тема 6. Изготовление открыток, сувениров в технике квиллинг.

Теория: Показ готовых работ, иллюстраций.

Практика: Изготовление открыток,сувениров. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Итоговое занятие. (2 часа)

Подведение итогов.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего недель/

часов

01.09.-05.09.

06.09.-12.09.

13.09.-19.09.

20.09.-03.10

04.10.-10.10.

11.10.-17.10.

18.10.-24.10.

25.10.-31.10.

01.11.-07.11.

08.11.-14.11.

15.11.-21.11.

22.11.-28.11

29.11.-05.12.

06.12.-12.12.

13.12 .-19.12.

20.12.-26.12.

27.12.-02.01.

03.01.-09.01.

10.01.-16.01.

17.01.-23.01.

24.01.-30.01.

31.01.-06.02.

07.02.-13.02.

14.02.-20.02.

21.02.-27.02

28.02.-06.03.

07.03.-13.03.

14.03.-20.03.

21.03.-27.03.

28.03.-03.04

04.04.-10.04.

11.04.-17.04.

18.04.-24.04.

25.04.-01.05

02.05.-08.05.

09.05.-15.05.

16.05.-22.05.

23.05.-29.05.

30.05.-05.06.

06.06.-12.06.

13.06.-19.06.

20.06.-26.06.

27.06.-03.07

04.07.-10.07.

11.07.-17.07.

18.07.-24.07.

25.07.-31.08

01.08.-07.08.

08.08.-14.08.

15.08.-21.08.

22.08.-28.08.

29.08.-31.08.

1-й

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

36/144

2-й

36/144

                                                   Условные обозначения:

                                 промежуточная  аттестация

                               ведение занятий по расписанию

                               каникулярный период

                              общая нагрузка часов в неделю

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

–  Соответствующее помещение оборудованное учебной мебелью;

- бумага для оригами или офисная двусторонне окрашенная, или специальные полоски для квиллинга;

- клей ПВА;

- картон;

- бархатная бумага;

- двусторонний скотч;

- бумага цветная;

- ножницы, карандаши, зажимы канцелярские, булавки для квиллинга;

- инструмент для квиллинга.

Информационно – методическое:

–  Наглядные пособия;

– методический материал по предлагаемым темам работы;

Кадровое обеспечение: Работу по данной  программе  организует  педагог дополнительного образования, имеющий высшую категорию и  прошедший  профессиональную переподготовку по программе «Педагогика дополнительного образования»,  владеющий методикой обучения  декоративно-прикладному творчеству.

Форма аттестации в доп. образовании –зачет.

Методы отслеживания результативности:

- наблюдение

- анкетирование, тестирование, опрос.

Календарный план воспитательной работы

Наименование мероприятия

Срок проведения

1

 Неделя безопасности

сентябрь

2

 Беседа «Спешите делать добро»

октября

3

Тематический информационно – позновательный час «День народного единства»

ноябрь

4

Акция «Новогодний подарок другу»

декабрь

5

Акция «Помоги птицам зимой»

январь

6

Патриоты России

февраль

7

 Всероссийская неделя детской и юношеской книги . Беседа- диалог «Моя домашняя библиотека»

март

8

Гагаринский урок «Космос – это мы»

апрель

9

 Беседа «Расскажем детям о войне»

май

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.

Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.

  1. Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
  2. Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
  3. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
  4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
  5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007

6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер-класса по квиллингу

Данная презентация использовалась для проведения открытого муниципального внеклассного мероприятия....

Презентация занятия в технике "Квиллинг"

Знакомство с помощью презентации с техникой "Квиллинг"...

Искусство Квиллинга

Презентация содержит мастер - класс о создании открыток  в этой технике....

Презентация к уроку технологии: Квиллинг

Дидактический материал к урокам технологии....

Квиллинг. Выполнение кота в технике квиллинг.

Поэтапное описание  изготовления кота в технике квиллинг....

Конспект занятия «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга»

Конспект вводного занятия по теме: «Квиллинг – искусство бумагокручения. История квиллинга» может быть использован на занятиях кружка или внеурочной деятельности....

Новогодние игрушки в технике квиллинг. Часть 1. Контурный (плоский) квиллинг. Рождественский ангел.

В презентации представлена подробная инструкцияя по изготовлению новогодней игрушки Рождественский ангел в технике контурного квиллинга....