РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 уч. год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Логика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logika12gruppy.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования Шушенского района»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора МБОУ ДО «Центр дополнительного образования Шушенского района» Киримова Н.А. _________________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2021 – 2022 уч. год
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Логика». ШРР.
Форма реализации программы – очная;
Год обучения – первый;
Номер группы – 1,2;
Возраст обучающихся – 4-6 лет.
Составитель:
Голуб Л. В.,
педагог дополнительного образования.
Приложение 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность ДОП | естественнонаучная | |
Вид ДОП | модифицированная | |
Уровень ДОП | средний и старший дошкольный возраст | |
Особенности обучения в текущем учебном году по ДОП: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация тематических программ, проектов, причины замены тем по сравнению с ДОП и т.д. Изменения необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части ДОП, обоснование изменений. | Каждому обучающемуся предоставлены все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его математических способностей развитие памяти внимания, развитие логического и абстрактного мышления. Так же в период учебного года дети приобретают огромный опыт коллективного общения не только на занятиях, но и на таких массовых мероприятиях, как: «Посвящение в ученики», «Новый год», «День именинника», «День здоровья» посвященный 23 февраля, «Праздник весны» посвященный 8 марта, экскурсия и участие в выставке ДПИ «Радуга творчества», «Выпускной». В 2021-2022 уч. году группа состоит из 12 человек среднего и старшего дошкольного возраста.
| |
Особенности организации образовательного процесса по ДОП с указанием:
|
| |
Цель рабочей программы на текущий учебный год | Развитие у детей среднего старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений. | |
Задачи на текущий учебный год, для конкретной учебной группы |
| |
Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснование выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа). | 1 учебный час в неделю продолжительностью 30 минут | |
Формы занятий и их сочетание, пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий. | Фронтальная, коллективная, групповая, по подгруппам, парная, индивидуальная работа в соответствии с тематикой и задачами учебного занятия. | |
Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году (результаты и способы измерения для текущего года обучения. Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации). | Адаптация учащихся к школе. Развитие внимания, мышления, памяти, умения сосредоточенно думать, рассуждать, способности к длительному умственному напряжению, мелкой моторики и координации движений рук; Знать и уметь
Воспитать уважение к национальным традициям через внедрение занятий затрагивающие важные даты нашей страны, района. Участие в конкурсах международного, всероссийского уровня, районной выставке ДПИ. Для оценки результативности занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль:
|
Приложение 2
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
по дополнительной общеразвивающей программе
«Логика»
на 2021-2022 учебный год
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Графа кор-ции | |
Теория | Практика | ||||||
| 4.09. 21 | «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи». Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Контрольно-проверочное занятие | |
| 11.09. 21 | «Вверх, вниз, право, лево.» Ориентировка в пространстве, на листе бумаги. Игры с конструктором. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Наблюдение | |
| 18.09. 21 | «Перед, после, между.» Ориентировка в пространстве, на листе бумаги. Игры с конструктором. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Контрольно-проверочное занятие | |
| 25.09. 21 | «Логические цепочки.» Группировка фигур, нахождение лишнего, прохождение лабиринтов. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
| 2.10. 21 | «Логические цепочки. Закрепление» Соотношение последовательностей, выполнение действий по заданной схеме, объединение и сравнение фигур, предметов. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
| 9.10. 21 | «Временные отношения.» Ориентация в частях суток. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
| 16.10. 21 | «Логические задачи.» Умение выявлять «подвох» в условии задачи, решение задачи. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Наблюдение | |
| 23.10. 21 | «Блоки Дьенеша.» Умение сравнивать предметы по признакам. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
| 30.10. 21 | «Блоки Дьенеша. Продолжение» Выстраивание фигур, картинок из блоков. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Наблюдение | |
| 6.11. 21 | «Блоки Дьенеша. Закрепление.» Математические и подвижные игры с блоками. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
13.11. 21 | «Конструирование.» Развитие мелкой моторики. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | ||
| 20.11. 21 | «Продолжи узор.» Развитие мышления. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Контрольно-проверочное занятие | |
| 27.11. 21 | «Квадрат из геометрических фигур.» Умение работать сообща, развитие усидчивости и внимания. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
| 4.12. 21 | «Домино.» Развитие внимания, памяти и усидчивости. | 0,2 | 0,8 | Фронтальная, индивидуальная работа | Наблюдение | |
| 11.12. 21 | «Превращение кругов.» Развитие логического мышления. | 0,2 | 0,8 | Фронтальная, индивидуальная работа | Наблюдение | |
| 18.12. 21 | «Раскрась по алгоритму.» Умение работать по алгоритму. | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 25.12. 21 | Конкурс “Лабиринт испытаний” Выявление уровня логического мышление Привлечение воспитанников к активному участию в конкурсах. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Контрольно-проверочное занятие | |
| 15.01.22 | «Лото. Домино.» Развитие логического мышления. | 0,2 | 0,8 | Работа в парах | Наблюдение | |
| 22.01.22 | «Закономерности.» Умение находить закономерности. | 0,2 | 0,8 | Фронтальная работа | Наблюдение | |
| 29.01.22 | «Где, чей домик?» Развитие логического мышления. | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 5.02.22 | «Собачка. Рисунок по клеточкам.» Умение ориентироваться на бумаги. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Контроль | |
| 12.02.22 | «Высокий, низкий. Большой, маленький.» Умение отличать по форме, размеру. | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 19.02.22 | «Найди клад» Умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину… | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 26.02.22 | «Превращение фигур» Аппликация Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий… | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Наблюдение | |
| 5.02.22 | Игра «Где, чей гараж?» Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов. | 0,2 | 0,8 | Работа в парах | Наблюдение | |
| 12.03.22 | Задачи-шутки Развитие внимания и логические рассуждения. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
| 19.03.22 | Игра «Назови соседей», «Засели дом» Развитие классификационных умений. | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 26.03.22 | Логическая игра «Четвёртый лишний» Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению. | 0,2 | 0,8 | Групповая | Наблюдение | |
| 2.04.22 | «Загадки без слов» Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Контроль | |
| 9.04.22 | «Где больше?». «Превращения из кругов» Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать её. Аппликация | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 16.04.22 | «Найди фигуру». Ребусы. Работа в тетради. Развитие логического мышления, внимания. | 0,2 | 0,8 | Фронтальная, индивидуальная работа | Наблюдение | |
| 23.04.22 | «Мозаика цифр» Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не» | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 30.04.22 | «Доскажи словечко», «Лабиринт» Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». | 0,2 | 0,8 | Фронтальная, индивидуальная работа | Наблюдение | |
| 14.05.22 | «Хитрые задачки». Викторина по сказкам Чуковского. Развитие умения самостоятельно мыслить, рассуждать, доказывать свою точку зрения, формулировать вопросы и отвечать на них | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 21.05.22 | «Танграм» древняя китайская игра Развитие логического мышления, | 0,2 | 0,8 | Коллективная работа | Наблюдение | |
| 28.05.22 | «Звёздный час». «Что? Где? Когда?» Математическая викторина. Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | 0,2 | 0,8 | Индивидуальная | Контрольно-проверочное занятие |
Приложение 3
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контроль (срок - сентябрь, форма контроля – педагогический мониторинг).
Текущий контроль будет проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого воспитанника.
Промежуточный контроль проводиться в декабре в виде практических заданий, конкурсов.
Итоговый контроль (срок - май, в форме итоговых игровых занятий).
Для проведения диагностики развития логического мышления используются следующие методики:
Методика «Нелепицы»
Методика «Времена года»
Методика «Найди отличия»
Методика «Нелепые картинки»
Методика «Перепутанные стихи»
Методика «Что здесь лишнее?»
Методика «Раздели на группы»
Цель: определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Оценка результатов проводиться по десятибалльной системе:
10 баллов – такая оценка ставится ребёнку в том случае, если за отведённое время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трёх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребёнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из них не успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла – за отведённое время ребёнок не успел заметить 1 – 4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше четырёх из восьми имеющихся нелепиц.
Методическое обеспечение программы.
Дидактический материал:
Геометрические фигуры и тела.
Наборы разрезных картинок.
Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
Полоски, ленты разной длины и ширины.
Цифры.
Игрушки
Фланелеграф,
мольберт.
Чудесный мешочек.
Знаки-символы.
Пластмассовый и деревянный строительный материал.
Геометрическая мозаика.
Счётные палочки.
Предметные картинки.
Блоки Дьенеша,
Палочки Кюизенера
Лото.
Дидактические и развивающие игры.
Работа с занимательным материалом
Работа с развивающими, дидактическими играми
Физкультминутки.
Работа с электронными дидактическими пособиями.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.
Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Литература.
Методические пособия
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
- Богомолова О. Б. Логические задачи / О. Б. Богомолова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 270 с.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
- Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / сост Т.С.Будько Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Верещагина ,Н. В., Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Старшая группа / сост. Н.В. Верещагина - Издательство Детство - Пресс, 2011.
- Верещагина ,Н. В., Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям Подготовительная к школе группа / сост. Н.В. Верещагина - Издательство Детство - Пресс, 2011.
- Козлова Е. Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. – М.: МИРОС, 1994. – 128 с.
- Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д.Комарова - М: Изд. Гном и Д, 2012.
- Математика и логика. Методические рекомендации для воспитателей. «Кайнар» «Просвещение – Казахстан» 2007г
- Методика оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ. Н.И.Бенеш 2004г
- Мониторинг в современном детском саду. Методическое пособие. Н.В.Микляева 2011г
- Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников/ сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. Библиотека программы Детство - СПб Детство – Пресс, 2002.
- Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Для работы с детьми 3–7 лет / сост. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова- М. Мозаика -Синтез, 2011.
- Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст Выпуск 1/ сост. Е.Н. Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Старший возраст Выпуск 2/ сост. Е.Н. Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007.
- Развитие мышления. Разработки занятий. З.А.Ефанова 2010г
- Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 77 с.
- Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей по специальности «Педагогика и методика начального образования». –М.: Академия, 2007.
- Тихонова Н. Б. Зарядка для ума. Учебно-методическое пособие для учащихся и студентов педагогических университетов. – Пенза: ПГПУ, 2006.
- Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» http://mathkang.ru/.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] - Режим доступа: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/
- Электронное дидактическое приложение к тетрадям на печатной основе «Учимся решать логические задачи», 1–2 класс, ttp://umkgarmoniya.ru/electronic_support/electronic_logic_1_2_class.php
Список использованной литературы
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В. Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
- Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Каугин М.А После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. 2000.
- Каугин М.А Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. 2000.
- Михайлова, Л.З., Иоффэ Э.Н. Математика от трех до шести /Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. – Изд. Детство - Пресс, 2006
- Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г
- Петерсон Л.Г Кочемасова., Е. Е.. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации» – М.: Ювента, 2014 г.
- Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г.
- Рылеева, Е.В. Вместе веселее Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет./ сост Е.В. Рылеева М. Айрис – Пресс, 2004.
- Тихомирова Л.Ф. Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем. Логика (дети 5 – 7 лет). 2001г
- Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
- Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
- Шалаева. Г.П. Большая книга логических игр. 2011г
- Фред Роджерс 80 веселых развивающих игр для вашего малыша. 2009г
- Янушко Е. А «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...