Музыка и компьютер
статья

Исаева Екатерина Олеговна

           Внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволяет сделать обучение более эффективным и разнообразным. Применение информационных технологий на занятиях становится все более актуальным и значимым. Из-за своей загруженности педагоги часто не успевают следить за множеством компьютерных программ. Цель данной статьи – познакомить педагогов дополнительного образования музыкальных дисциплин с частью полезных и оригинальных, на взгляд автора, средств обучения музыке, которые помогут сделать занятия более интересными и познавательными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_kompyuter.docx26.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Музыка и компьютер».

Исаева Екатерина Олеговна,

педагог дополнительного образования ГБОУ Гимназии № 227

г. Санкт-Петербург.

           Внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволяет сделать обучение более эффективным и разнообразным. Применение информационных технологий на занятиях становится все более актуальным и значимым. Из-за своей загруженности педагоги часто не успевают следить за множеством компьютерных программ. Цель данной статьи – познакомить педагогов дополнительного образования музыкальных дисциплин с частью полезных и оригинальных, на взгляд автора, средств обучения музыке, которые помогут сделать занятия более интересными и познавательными.

                  Информационные технологии в музыке.

    Современное музыкальное занятие – это занятие, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, в том числе компьютерные. Сейчас большинство педагогов музыкальных дисциплин, в том числе и автор статьи, считают, что одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Компьютерные программы   используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. С точки зрения автора, они облегчают и сокращают время подготовки педагога к занятию. Обучающиеся могут быстро и качественно познакомиться и закрепить новый материал, узнать много интересного и неизвестного о музыке и музыкантах, поиграть в музыкальные игры, проверяя свои знания и вовлекая в музыкальное творчество родителей. На взгляд автора, в  XXI веке музыкальные занятия должны быть современными, педагоги должны широко использовать современные компьютерные программы, что делает занятие более интересным и познавательным, а воспитанники – больше использовать компьютер в подготовке к занятиям, закреплении материала, ответах на интересующие вопросы по музыкальным предметам.

                   В программах, предназначенных для обучения музыки, можно найти следующие материалы:  

  • учебные пособия,
  • музыкальные энциклопедии,
  • музыкальные проигрыватели,
  • программы для пения караоке,
  • музыкальные конструкторы,
  • программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

                     Рассмотрим некоторые музыкальные компьютерные программы.

Программа «Музыкальный класс»

Включает в себя разделы:

  • Сольфеджио
  • Музыкальные игры
  • Теория музыки
  • История музыкальных инструментов
  • Электронное пианино
  • Киберсинтезатор

                 Программа «Музыкальный класс», позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов. "Музыкальный класс" предполагает самое первое знакомство ученика с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония". Музыкальные игры, которые построены на запоминании и повторении простых детских мелодий, помогут начать формировать у ребенка музыкальный слух и музыкальную память.
                Учащийся может испробовать свои силы и как исполнитель, он может наиграть понравившуюся ему мелодию, и как композитор, он может сочинить свою песенку. Сочинить и тут же прослушать, записать при помощи нотных знаков, о которых рассказывается на компакт-диске, распечатать и подарить маме. В программе имеется также раздел «Теория музыки», в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики», «Музыкальные кубики». Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей, длительностей нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков. Игра в крестики-нолики построена на вопросах по содержанию компакт-диска, правильные ответы дают возможность усложнять прохождение игры. Игра в кубики тоже музыкальная. На каждом кубике записан фрагмент песенки, несколько кубиков выпадают и нужно восстановить запись, правильно определив место выпавших кубиков. При этом у ребенка будет возможность прослушать мелодию полностью и каждый фрагмент отдельно. Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы
«Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов.  Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором». Получить представление о различных музыкальных стилях и жанрах: джаз, самба, полька, вальс, рок, популярная музыка, техно, рэп можно, прослушивая музыкальные фрагменты с помощью киберсинтезатора. Заданная мелодия может звучать в любом, выбранном учащимся, стиле и жанре. Выбрав песню из предлагаемого перечня, можно исполнить ее под фонограмму, записать на компьютер с помощью микрофона, а затем прослушать результат.
             Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях.

Программа «Шедевры музыки»

              Включает в себя разделы:

  • Направления в музыке
  • Биографии композиторов
  • Истории создания известных произведений
  • Аудио записи музыкальных произведений
  • Видеофрагменты театральных постановок
  • Словарь

                В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.  Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс создания собственной музыки.

«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»

Включает в себя разделы:

  • Истории создания и развития современных групп
  • Биографии современных исполнителей
  • Информация о современных музыкальных альбомах
  • История развития современных музыкальных стилей
  • Аудиозаписи современных музыкальных исполнителей
  • Видеоклипы
  • Игра «Музыкальная викторина»

              Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

Игра «Репетитор по началам нотной грамоты»

                Очень важно вовлекать родителей в образовательный процесс. Для определения знаний детей родители могут использовать музыкальную игру  «Репетитор по началам нотной грамоты». Она осуществляет контроль знаний и обучения учеников. «Репетитор» позволяет изучить расположение нот на нотном стане и на фортепианной клавиатуре, диезы, бемоли, длительность нот, пауз, тактов, интервалы, аккорды и тональности. Даже если родители не владеют музыкальными знаниями, они всегда могут определить уровень подготовки и знаний своих детей, находить ответы и объяснения на интересующий вопрос при помощи  увлекательной игры, принимать участие в игре вместе с детьми. 

               Все упомянутые  программные средства обучения музыки можно купить в интернет – магазине, набрав в поисковике системы Yandex или Google название программы.

                  Современные компьютерные технологии обеспечивают разнообразие, доступность и оригинальность учебной информации в отличие от традиционных средств обучения музыки. Они помогают педагогу сделать процесс обучения более эффективным и качественным.

                Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.  

Литература

  1. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Учебник Сочинение и аранжировка музыки на компьютере,  СПб.: Изд. БХВ-Петербург,  2009
  2. Живайкин П. А. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным     компьютерным программам, М.: Изд. ИП Живайкин А.П., 2009
  3. Нельсон М. Запись и обработка звука на компьютере, М.: Изд. Эксмо, 2007
  4. Медников В. Основы компьютерной музыки, СПб.: Изд. БХВ-Петербург,   2002
  5. Загуменнов А.  Компьютерная обработка звука, М.: Изд. НТ Пресс, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИННОВАЦИИ В ПРИКЛАДНОМ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРА: МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «КОМПЬЮТЕР, Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в...

Компьютер в жизни школьника. Влияние компьютера на здоровье наших детей.

Компьютер - "двуликий Янус". Что он в себе таит? Угрозу? Помощь? Как влияет постоянное "общение" с компьютером на здоровье наших детей?... Над этими вопросами  стоит задуматься......

Музыка и компьютер. Что такое "MIDI"?

Данная методическая разработка предназначена для использования ее как дополнительного материала на музыкальных занятиях, занятиях с использованием компьютера, призвана оказать помощь школьным учителям...

Эксплуатация устройств компьютера. Защита от недостатков электропитания. Чистка компьютера

Предлагаю ознакомиться с некоторыми рекомендациями по безопасному обеспечению и рациональному использованию устройств компьютера.Бывает, что напряжение в электросети сильно колеблется. Для компьютера ...

Компьютер в жизни ребёнка. Правила компьютерной безопасности. Компьютер - помощник в учёбе.

Компьютер в жизни ребёнка. Правила компьютерной безопасности. Компьютер - помощник в учёбе....

К уроку информатики: Создание музыки на компьютере

Рассматриваются возможности создания музыки на компьютере. Представлена как история развития программ для создания музыки на компьютере, так и современное программное обеспечение, которое используется...