Географическое положение Тамбовской области.
план-конспект урока

Манаенкова МарияЭдуардовна

Конспект занятия на тему "Географическое положение Тамбовской области".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма»

Конспект занятия на тему:

«Географическое положение Тамбовской области»

Разработала

педагог дополнительного образования

Манаенкова Мария Эдуардовна.

Цель занятия: 

Сформировать системное знание о Тамбовской области, природных условиях и ресурсах. Продолжить формирование ОУ компетенций: умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с картой.

Тип занятия: комбинированный.

План: 

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.
  3. Рассказ по теме.
  4. Рекомендации по работе с картой.
  5. Самостоятельная работа учащихся по карте.
  6. Обобщение.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного материала. Занесите в тетрадь тему занятия. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

3. Рассказ на тему «Географическое положение Тамбовской области».  Знакомство с     географическим положением нашего края, дать краткие сведения о климатической зоне.

Используется компьютерная презентация.

Педагог:

Ребята сегодня мы с вами начинаем путешествие по родному краю.

Цель нашего урока:

Закрепить и обобщить знания особенностей природы Тамбовщины, дать общую характеристику Тамбовской области. Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.

Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока

«Земля моя родная – Тамбовский край».

Эпиграф урока:

«У каждого есть своя Родина, у каждого есть свой дом, где он родился…» Николай Дружков (Записать)

(Педагог обращает внимание на план урока, записанный на доске)                             

  Между Волгой и Москвою край раскинулся родной

Над степною речкой Цною, над Вороною лесной

 На просторах бескрайних и синих,

Где березы любуются Цной,

В самом сердце великой России

Ты раскинулся край мой родной.

Край мой Тамбовский, смольные сосны.

Край мой отцовский, юные весны…

Разные знаю земли Союза,

К отчему краю тянется муза.

Где я ни буду, сколько б не прожил,

Я не забуду край свой хороший.

Воздух тамбовский светлые реки…

С краем отцовским связан на веки.

 Педагог: Родная Тамбовщина. Ты – частица моей необъятной Родины, один из живописных районов среднерусской полосы. Ты не можешь удивить путешественника высокими горами, большими реками с горными водопадами. Всё здесь скоромно и неповторимо красиво.

  • Тамбовский край – небольшой уголок нашей необъятной Родины, часть русской земли, неповторимый островок России.
  • Тамбовская область уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край. 

 «Пологие холмы там чуть поднимаются. Пригорок, ложбинка – все живет и уходит в даль просторную, синеющую, всегда на краю земли очерченную лесом. Супеси да суглинки, кашка, одуванчик, невидимый жаворонок в небе, картофельное поле, луг с излучиной реки…

Современный рельеф Тамбовской области – это рельеф центральной части Окско-Донской низменности, которая называется Тамбовской равниной. Это не означает, что формы рельефа на всей территории области одинаковы. Средняя высота над уровнем моря составляет 157 метров. Рельеф повышается при движении с запада на северо-восток. В северо-восточной и восточной части нашей области рельеф представлен высотами около 200м над уровнем моря. Самая высокая точка нашей области расположена на юго-западе города Тамбова. Ее абсолютная высота 219 м. Самое низкое место – урез реки Цны на севере области – 95 метров над уровнем моря. В целом характер рельефа удобен для развития земледелия. Населенные пункты в большей своей части располагаются вдоль рек. Равнинность  поверхности области благоприятствует развитию всех отраслей сельского хозяйства, строительству дорог и промышленных сооружений.

Педагог: Ребята мы переходим к следующему разделу нашего плана  «Погода и климат нашей области». Давайте вспомним

1. Что такое погода?  (Это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время  в данной местности)

2. Какие показатели характеризуют состояние погоды?  (температура воздуха, атмосферное давление, влажность, сила и направление ветра, атмосферные осадки.)

3. Что такое климат? (Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется климатом этой местности.)

4. В каком климатическом поясе находиться наша область?  (В умеренно-континентальном)

5. Почему на территории Тамбовской области четко различаются все 4 сезона года? (Потому, что наша область расположена в умеренных широтах)

Педагог: Наша область расположена в умеренных широтах, поэтому имеет хорошо выраженные четыре времени года: зиму, лето, весну, осень. Продолжительность их неодинакова в различных местах области и в отдельные годы может меняться. Каждый сезон года имеет свои отличительные особенности.

 Зима

Зимой у нас преобладает умеренно-морозная погода, облачная, с умеренными ветрами южного и юго-западного направлений. Иногда с Атлантического океана приходят массы теплого воздуха, и погода меняется, выпадает снег, а иногда и дождь. После оттепелей часто усиливаются ясные морозные дни.

Весна

Весна – период времени с момента перехода средней суточной температуры воздуха через 0 градусов С к положительным значениям и разрушения устойчивого снежного покрова до даты перехода средней суточной температуры через плюс 15 градусов и окончания заморозков. В начале весны днем стоит ясная солнечная погода, а ночью – морозная. Это обычно бывает в начале апреля. С середины апреля устанавливается малооблачная погода с умеренным ветром и кучевыми облаками. Нов конце апреля, начале мая часто бывают заморозки, хотя среднесуточные температуры держатся на отметке плюс 10 градусов С и выше.

 

Лето

Лето – период со средней суточной температурой вышке плюс 15 градусов С, На территории области этот сезон года наступает 17-25 мая. Лето в области достаточно теплое и ясное, даже иногда жаркое, а на юге засушливое. Максимальные температуры летом поднимаются до плюс 40 градусов С. Дожди летом выпадают кратковременные, ливневые, с грозами во второй половине дня. Такие климатические условия лета благоприятно влияют на развитие сельского хозяйства

Осень

Осень начинается с перехода средней суточной температуры воздуха через плюс 10 градусов С в сторону понижения. В это время сеют озимые культуры. Окончание осени определяется переходом средней суточной температуры через 0 градусов С и установлением устойчивого снежного покрова. В октябре преобладает пасмурная дождливая погода. В начале ноября температура опускается ниже 0 градусов С.

На основе сравнения различных погод своей местности можно сделать вывод: погода непостоянна, она изменяется в течение месяца, недели, но может меняться несколько раз в течение суток и даже одного часа.

Педагог: Обращаю ваше внимание, что годовое количество осадков выпадает на территории Тамбовской области - 503  мм. год

Сейчас мы с вами поговорим о водах нашего края.

Рад посвятить стихов страницу тебе, тамбовская река.

Тебе с другими не сравниться: не Волга ты и не Ока.

Но я живу с тобою рядом, я слышу твой весенний шум.

Твоею свежестью, отрада, в погоду знойную дышу…

Тебя лучами день ласкает, в ночи любуется луна.

Тобой, спокойная, простая, чуть-чуть задумчивая Цна.

Если взглянуть на карту области, то можно увидеть, что вся она «рассинелась речками». В Тамбовской области насчитывается около1400 рек и речушек.

Педагог:Ребята, перед вами реки Тамбовской области, которые относятся к двум бассейнам рек Волги и Дона. Давайте откроем атласы Тамбовской области и найдем эти реки. (Работа по картам атласа Тамбовской  области и у доски). По территории Кирсановского района протекает река Ворона. Река Ворона является правым притоком Хопра. Исток ее в Пензенской области на склоне Приволжской возвышенности. Ворона,  - самая красивая река по мнению многих краеведов, которая протекает среди леса и является одним из заповедных уголков Тамбовского края.  Длина её 454 км., из 234 км в Тамбовской области. В 1994 году на реке Ворона выше поселка Инжавино создан в области государственный заповедник «Воронинский»

Педагог: Воды это не только реки, но и озера, пруды, водохранилища. Число озер на территории Тамбовской области достигает 2900. Наиболее крупные озера нашей области:
Рамза в Кирсановском районе;
Красное в Моршанском районе;
Чистоозерное, Святовское, Чистое и Княжное в Тамбовском районе.

Постепенно мы переходим к разделу «Почвы  Тамбовщины». Почва -  особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойством – плодородием. Природа щедро наградила Тамбовскую область, подарив ей самые плодородные почвы – чернозёмы, которые дают нам  урожаи зерновых и технических культур. Климатические условия, органический мир области способствуют накоплению в почве перегноя, который придает им черную окраску.

Педагог:Следующий раздел нашего плана это «Растительный и животный мир нашей области»

Природа Тамбовщины – леса, реки, озера, овраги, родники, просторные разнотравно-злаковые луга. Эти пейзажи как нельзя больше подходят для неспешного  отдыха с рыбалкой, купанием, прогулками на велосипеде… Диковинных мест здесь немало.

Тамбовская область расположена  в лесостепной зоне. На территории  нашего края расположились различные сообщества: леса, степи, болота, водные сообщества, культурные растения, а также сообщества сорных растений, сопутствующие человеку. Все они образуют непрерывный, сплошной растительный покров. Видовой состав представлен более чем 1500 видами.  Согласно геоботаническому районированию, выделено 2 подзоны: Северная лесостепь и Типичная лесостепь. Глядя на карту слайда, что мы можем сказать?

Ответ: Территория севера Тамбовской области находиться в северной лесостепи, а южная территория в типичной лесостепи. 

2.Какие типы лесов встречаются на территории Тамбовской области?

Ответ: Сосновые, сосново-широколиственые, березняки, дубравы.

В твоих лесах наливиста малина,

В твоих лесах смородина крупна.

Равнина, среднерусская равнина.

Просторна, солнцем вся освещена!

Педагог: Непередаваемо живописны леса нашей области В них мы находим тишину и отдых от городского шума.

Вопрос:

Что мы с вами знаем о лесе?

Ответы:

- Лес – это наше богатство

- Там, где лес – воздух всегда чистый!

- Лес – это дом для зверей и птиц!

- Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные травы и ценные породы древесины

- В нашей области насчитывается 360 тысяч гектар леса. Это очень мало и лес надо обязательно беречь.

Что представляют собой луга тамбовщины?

Ответ: Представляют собой сообщества травянистых многолетних растений, характерных для пойм рек и опушек леса.

Педагог:Животный мир нашего края богат и разнообразен и обладает смешанным характером.

       По его территории проходит граница распространения лесных и степных видов.

Животный мир Тамбовщины представлен:

 - 7 видов пресмыкающихся;

- 67 видов млекопитающих,

- 11 видов земноводных,

- 287 видов птиц,

- 39 видов рыб.

Педагог: Животный мир Тамбовского края представлен:

- представителями лесов;

- представителями степей;

- представителями лугов;

-представителями болот.

Педагог: А сейчас мы поговорим об охране Тамбовской области

Сохранение разнообразного животного и растительного мира на территории области – одна из основных задач природоохранных служб области. Оберегать и восстанавливать разнообразие флоры и фауны нашей области можно путем создания особо охраняемых территорий, внесения редких видов растений и животных в красную книгу.

В связи с этим на территории Тамбовской области создана сеть особо охраняемых территорий – заповедников, заказников, памятников природы.

Необходимо соблюдать правила поведения в природе:

- Не допускайте самовольную вырубку леса;

- Не загрязняйте воду в реке, озере – это приводит к гибели рыбы!

- Не оставляйте мусор в лесу!

- Не ломайте зеленые ветки и деревья!

- Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники!

- Берегите лес от пожара!

- Радуйтесь красоте природы, защищайте её от вредителей и неосознанных туристов.

Обучающиеся читают по одной строчки

-  Пускай растет зеленый терем,

-  Просторный, мирный дом зверей.

 - Входи в него не диким зверем,

 - А самым лучшим из друзей.

Охраняйте природу нашего родного края!

 4.Рекомендации по работе картой. Предложить учащимся рассмотреть карту Тамбовской области. Определить границы области, установить, с какими областями граничит. Дать понятия о лесе, лесостепи, равнине и др. Указать на карте наличие и расположение  рек, болот, оврагов. Познакомить с крупными реками области.

 5.Самостоятельная работа учащихся с  картой. В ходе работы учащиеся находят  на карте Тамбовской области города и крупные населённые пункты, крупные реки, лесные массивы. По карте определяют, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые? Выясняют  положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.

Педагог отвечает на вопросы учеников, корректирует их работу, при необходимости направляет деятельность учащихся.

Подведение итогов занятия.

Информационные ресурсы.

 

Для детей.

  1. География тамбовской области. – Тамбов, 1993.
  2. Памятники природы тамбовской области. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1983.
  3. Хомякова И. М. Живая краса родного края. – Воронеж: Цент.-Черноз. кн. изд-во, 1990.

Для педагога.

  1. География тамбовской области. – Тамбов, 1993.
  2. Наш край Тамбовский. – Тамбов, 1999.
  3. Памятники природы тамбовской области. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1983.
  4. Прохоров В. А. Надпись на карте. – Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1997.
  5. Хомякова И. М. Живая краса родного края. – Воронеж: Цент.-Черноз. кн. изд-во, 1990.
  6. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия – современная электронная универсальная энциклопедия, 2008.
  7. http: // www skitalets.ru
  8. http: //www tambovmuseum.ru    
  9.  http://weter-peremen.ru


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма»

Конспект занятия на тему:

«Географическое положение Тамбовской области»

Разработала

педагог дополнительного образования

Манаенкова Мария Эдуардовна.

Цель занятия: 

Сформировать системное знание о Тамбовской области, природных условиях и ресурсах. Продолжить формирование ОУ компетенций: умение систематизировать полученную информацию, умение делать выводы. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с картой.

Тип занятия: комбинированный.

План: 

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.
  3. Рассказ по теме.
  4. Рекомендации по работе с картой.
  5. Самостоятельная работа учащихся по карте.
  6. Обобщение.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение ранее изученного материала. Занесите в тетрадь тему занятия. Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

3. Рассказ на тему «Географическое положение Тамбовской области».  Знакомство с     географическим положением нашего края, дать краткие сведения о климатической зоне.

Используется компьютерная презентация.

Педагог:

Ребята сегодня мы с вами начинаем путешествие по родному краю.

Цель нашего урока:

Закрепить и обобщить знания особенностей природы Тамбовщины, дать общую характеристику Тамбовской области. Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.

Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока

«Земля моя родная – Тамбовский край».

Эпиграф урока:

«У каждого есть своя Родина, у каждого есть свой дом, где он родился…» Николай Дружков (Записать)

(Педагог обращает внимание на план урока, записанный на доске)                             

  Между Волгой и Москвою край раскинулся родной

Над степною речкой Цною, над Вороною лесной

 На просторах бескрайних и синих,

Где березы любуются Цной,

В самом сердце великой России

Ты раскинулся край мой родной.

Край мой Тамбовский, смольные сосны.

Край мой отцовский, юные весны…

Разные знаю земли Союза,

К отчему краю тянется муза.

Где я ни буду, сколько б не прожил,

Я не забуду край свой хороший.

Воздух тамбовский светлые реки…

С краем отцовским связан на веки.

 Педагог: Родная Тамбовщина. Ты – частица моей необъятной Родины, один из живописных районов среднерусской полосы. Ты не можешь удивить путешественника высокими горами, большими реками с горными водопадами. Всё здесь скоромно и неповторимо красиво.

  • Тамбовский край – небольшой уголок нашей необъятной Родины, часть русской земли, неповторимый островок России.
  • Тамбовская область уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край. 

 «Пологие холмы там чуть поднимаются. Пригорок, ложбинка – все живет и уходит в даль просторную, синеющую, всегда на краю земли очерченную лесом. Супеси да суглинки, кашка, одуванчик, невидимый жаворонок в небе, картофельное поле, луг с излучиной реки…

Современный рельеф Тамбовской области – это рельеф центральной части Окско-Донской низменности, которая называется Тамбовской равниной. Это не означает, что формы рельефа на всей территории области одинаковы. Средняя высота над уровнем моря составляет 157 метров. Рельеф повышается при движении с запада на северо-восток. В северо-восточной и восточной части нашей области рельеф представлен высотами около 200м над уровнем моря. Самая высокая точка нашей области расположена на юго-западе города Тамбова. Ее абсолютная высота 219 м. Самое низкое место – урез реки Цны на севере области – 95 метров над уровнем моря. В целом характер рельефа удобен для развития земледелия. Населенные пункты в большей своей части располагаются вдоль рек. Равнинность  поверхности области благоприятствует развитию всех отраслей сельского хозяйства, строительству дорог и промышленных сооружений.

Педагог: Ребята мы переходим к следующему разделу нашего плана  «Погода и климат нашей области». Давайте вспомним

1. Что такое погода?  (Это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время  в данной местности)

2. Какие показатели характеризуют состояние погоды?  (температура воздуха, атмосферное давление, влажность, сила и направление ветра, атмосферные осадки.)

3. Что такое климат? (Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется климатом этой местности.)

4. В каком климатическом поясе находиться наша область?  (В умеренно-континентальном)

5. Почему на территории Тамбовской области четко различаются все 4 сезона года? (Потому, что наша область расположена в умеренных широтах)

Педагог: Наша область расположена в умеренных широтах, поэтому имеет хорошо выраженные четыре времени года: зиму, лето, весну, осень. Продолжительность их неодинакова в различных местах области и в отдельные годы может меняться. Каждый сезон года имеет свои отличительные особенности.

 Зима

Зимой у нас преобладает умеренно-морозная погода, облачная, с умеренными ветрами южного и юго-западного направлений. Иногда с Атлантического океана приходят массы теплого воздуха, и погода меняется, выпадает снег, а иногда и дождь. После оттепелей часто усиливаются ясные морозные дни.

Весна

Весна – период времени с момента перехода средней суточной температуры воздуха через 0 градусов С к положительным значениям и разрушения устойчивого снежного покрова до даты перехода средней суточной температуры через плюс 15 градусов и окончания заморозков. В начале весны днем стоит ясная солнечная погода, а ночью – морозная. Это обычно бывает в начале апреля. С середины апреля устанавливается малооблачная погода с умеренным ветром и кучевыми облаками. Нов конце апреля, начале мая часто бывают заморозки, хотя среднесуточные температуры держатся на отметке плюс 10 градусов С и выше.

 

Лето

Лето – период со средней суточной температурой вышке плюс 15 градусов С, На территории области этот сезон года наступает 17-25 мая. Лето в области достаточно теплое и ясное, даже иногда жаркое, а на юге засушливое. Максимальные температуры летом поднимаются до плюс 40 градусов С. Дожди летом выпадают кратковременные, ливневые, с грозами во второй половине дня. Такие климатические условия лета благоприятно влияют на развитие сельского хозяйства

Осень

Осень начинается с перехода средней суточной температуры воздуха через плюс 10 градусов С в сторону понижения. В это время сеют озимые культуры. Окончание осени определяется переходом средней суточной температуры через 0 градусов С и установлением устойчивого снежного покрова. В октябре преобладает пасмурная дождливая погода. В начале ноября температура опускается ниже 0 градусов С.

На основе сравнения различных погод своей местности можно сделать вывод: погода непостоянна, она изменяется в течение месяца, недели, но может меняться несколько раз в течение суток и даже одного часа.

Педагог: Обращаю ваше внимание, что годовое количество осадков выпадает на территории Тамбовской области - 503  мм. год

Сейчас мы с вами поговорим о водах нашего края.

Рад посвятить стихов страницу тебе, тамбовская река.

Тебе с другими не сравниться: не Волга ты и не Ока.

Но я живу с тобою рядом, я слышу твой весенний шум.

Твоею свежестью, отрада, в погоду знойную дышу…

Тебя лучами день ласкает, в ночи любуется луна.

Тобой, спокойная, простая, чуть-чуть задумчивая Цна.

Если взглянуть на карту области, то можно увидеть, что вся она «рассинелась речками». В Тамбовской области насчитывается около1400 рек и речушек.

Педагог:Ребята, перед вами реки Тамбовской области, которые относятся к двум бассейнам рек Волги и Дона. Давайте откроем атласы Тамбовской области и найдем эти реки. (Работа по картам атласа Тамбовской  области и у доски). По территории Кирсановского района протекает река Ворона. Река Ворона является правым притоком Хопра. Исток ее в Пензенской области на склоне Приволжской возвышенности. Ворона,  - самая красивая река по мнению многих краеведов, которая протекает среди леса и является одним из заповедных уголков Тамбовского края.  Длина её 454 км., из 234 км в Тамбовской области. В 1994 году на реке Ворона выше поселка Инжавино создан в области государственный заповедник «Воронинский»

Педагог: Воды это не только реки, но и озера, пруды, водохранилища. Число озер на территории Тамбовской области достигает 2900. Наиболее крупные озера нашей области:
Рамза в Кирсановском районе;
Красное в Моршанском районе;
Чистоозерное, Святовское, Чистое и Княжное в Тамбовском районе.

Постепенно мы переходим к разделу «Почвы  Тамбовщины». Почва -  особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойством – плодородием. Природа щедро наградила Тамбовскую область, подарив ей самые плодородные почвы – чернозёмы, которые дают нам  урожаи зерновых и технических культур. Климатические условия, органический мир области способствуют накоплению в почве перегноя, который придает им черную окраску.

Педагог:Следующий раздел нашего плана это «Растительный и животный мир нашей области»

Природа Тамбовщины – леса, реки, озера, овраги, родники, просторные разнотравно-злаковые луга. Эти пейзажи как нельзя больше подходят для неспешного  отдыха с рыбалкой, купанием, прогулками на велосипеде… Диковинных мест здесь немало.

Тамбовская область расположена  в лесостепной зоне. На территории  нашего края расположились различные сообщества: леса, степи, болота, водные сообщества, культурные растения, а также сообщества сорных растений, сопутствующие человеку. Все они образуют непрерывный, сплошной растительный покров. Видовой состав представлен более чем 1500 видами.  Согласно геоботаническому районированию, выделено 2 подзоны: Северная лесостепь и Типичная лесостепь. Глядя на карту слайда, что мы можем сказать?

Ответ: Территория севера Тамбовской области находиться в северной лесостепи, а южная территория в типичной лесостепи. 

2.Какие типы лесов встречаются на территории Тамбовской области?

Ответ: Сосновые, сосново-широколиственые, березняки, дубравы.

В твоих лесах наливиста малина,

В твоих лесах смородина крупна.

Равнина, среднерусская равнина.

Просторна, солнцем вся освещена!

Педагог: Непередаваемо живописны леса нашей области В них мы находим тишину и отдых от городского шума.

Вопрос:

Что мы с вами знаем о лесе?

Ответы:

- Лес – это наше богатство

- Там, где лес – воздух всегда чистый!

- Лес – это дом для зверей и птиц!

- Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные травы и ценные породы древесины

- В нашей области насчитывается 360 тысяч гектар леса. Это очень мало и лес надо обязательно беречь.

Что представляют собой луга тамбовщины?

Ответ: Представляют собой сообщества травянистых многолетних растений, характерных для пойм рек и опушек леса.

Педагог:Животный мир нашего края богат и разнообразен и обладает смешанным характером.

       По его территории проходит граница распространения лесных и степных видов.

Животный мир Тамбовщины представлен:

 - 7 видов пресмыкающихся;

- 67 видов млекопитающих,

- 11 видов земноводных,

- 287 видов птиц,

- 39 видов рыб.

Педагог: Животный мир Тамбовского края представлен:

- представителями лесов;

- представителями степей;

- представителями лугов;

-представителями болот.

Педагог: А сейчас мы поговорим об охране Тамбовской области

Сохранение разнообразного животного и растительного мира на территории области – одна из основных задач природоохранных служб области. Оберегать и восстанавливать разнообразие флоры и фауны нашей области можно путем создания особо охраняемых территорий, внесения редких видов растений и животных в красную книгу.

В связи с этим на территории Тамбовской области создана сеть особо охраняемых территорий – заповедников, заказников, памятников природы.

Необходимо соблюдать правила поведения в природе:

- Не допускайте самовольную вырубку леса;

- Не загрязняйте воду в реке, озере – это приводит к гибели рыбы!

- Не оставляйте мусор в лесу!

- Не ломайте зеленые ветки и деревья!

- Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники!

- Берегите лес от пожара!

- Радуйтесь красоте природы, защищайте её от вредителей и неосознанных туристов.

Обучающиеся читают по одной строчки

-  Пускай растет зеленый терем,

-  Просторный, мирный дом зверей.

 - Входи в него не диким зверем,

 - А самым лучшим из друзей.

Охраняйте природу нашего родного края!

 4.Рекомендации по работе картой. Предложить учащимся рассмотреть карту Тамбовской области. Определить границы области, установить, с какими областями граничит. Дать понятия о лесе, лесостепи, равнине и др. Указать на карте наличие и расположение  рек, болот, оврагов. Познакомить с крупными реками области.

 5.Самостоятельная работа учащихся с  картой. В ходе работы учащиеся находят  на карте Тамбовской области города и крупные населённые пункты, крупные реки, лесные массивы. По карте определяют, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые? Выясняют  положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.

Педагог отвечает на вопросы учеников, корректирует их работу, при необходимости направляет деятельность учащихся.

Подведение итогов занятия.

Информационные ресурсы.

 

Для детей.

  1. География тамбовской области. – Тамбов, 1993.
  2. Памятники природы тамбовской области. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1983.
  3. Хомякова И. М. Живая краса родного края. – Воронеж: Цент.-Черноз. кн. изд-во, 1990.

Для педагога.

  1. География тамбовской области. – Тамбов, 1993.
  2. Наш край Тамбовский. – Тамбов, 1999.
  3. Памятники природы тамбовской области. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1983.
  4. Прохоров В. А. Надпись на карте. – Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1997.
  5. Хомякова И. М. Живая краса родного края. – Воронеж: Цент.-Черноз. кн. изд-во, 1990.
  6. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия – современная электронная универсальная энциклопедия, 2008.
  7. http: // www skitalets.ru
  8. http: //www tambovmuseum.ru    
  9.  http://weter-peremen.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географическое положение Волгоградской области

Характеристика ЭГП Волгоградской области...

План занятия для группы второго года обучения по программе «Мичуринск мой – ты часть большой России» по теме "Географическое положение Тамбовской области"

План занятия для группы второго года обученияпо программе «Мичуринск мой – ты часть большой России»по теме "Географическое положение Тамбовской области"...

Географическое положение Тульской области и Плавского района. Административно-территориальное деление Тульской области.

Данный урок является первым при изучении темы "Своя область" в рамках курса "Физическая география России"...

Географическое положение Саратовской области.Географическое краеведение, 6 класс

Изучить особенности географического положения Саратовской области, дать знания о границах Саратовской области и пограничных областях, учить работать с географической картой, познакомить с администрати...

«Особенности географического положения Кемеровской области. Символика Кемеровской области»

laquo;Особенности географического положения Кемеровской области. Символика Кемеровской области»...