Школа шерлока
план-конспект занятия (5, 6 класс)

Тимченко Елена Васильевна

Конспект занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_sherloka.doc608.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия кружка «Умники и умницы»

Тема: Школа  Шерлока Холмса.

Задачи:

  • образовательная - познакомить с нестандартными формами заданий;

  • развивающая - способствовать развитию интереса к интеллектуальной деятельности, способствовать развитию быстроты мышления, внимания, расширению кругозора, развитию коммуникативных качеств, умению работать в команде;

  • воспитательная  - воспитывать этику общения, умение слышать одноклассников, уважать мнение друг друга.

Оборудование:

  • портрет Шерлока Холмса;
  • разрезные карточки;
  • опорные листы для учащихся;
  • цветные карандаши.

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Организационный момент

- Здесь сегодня собрались те, кто хочет попробовать свои силы в решении непростых задач. Улыбнитесь гостям и поприветствуйте их.

- Занимайте свои места.

Вступительное слово. Выход на интеллектуальную игру.

Звучит отрывок из «Песни гениального сыщика»

Я гениальный сыщик,

Мне помощь не нужна!

Найду я даже прыщик

На теле у слона.

Как лев сражаюсь в драке,

Тружусь я, как пчела,

А нюх, как у собаки,

А глаз, как у орла.

-Кто главный герой этой песни?

- Что у него развито очень хорошо для того, чтобы быть успешным в розыске? (внимание, зрение, «нюх» - т.е. чутье профессиональное и т.д.)

- Я хочу сегодня познакомить вас с очень известным литературным героем, тоже сыщиком по призванию. Его очень любят взрослые, про него написано много книг, снят фильмы. Это Шерлок Холмс. Это выдуманный герой,  в фильмах его сыграл не один артист. Я предлагаю вам увидеть портрет Шерлока Холмса. Но для этого надо собрать его из разрезных карточек.

Дети составляют картинку.

- Проверьте, такой ли портрет у вас получился (на доске вывешивается увеличенное изображение).

Интеллектуальный этап.

- Шерлок Холмс был гениальным сыщиком, потому что у него были очень хорошо развиты внимание, память, воображение, мышление. Сегодня я предлагаю вам проверить, смогли бы вы справиться с ролью сыщика или нет, выполнив некоторые интересные задания.

Задание № 1.

На столе лежит книга. По команде учителя дети открывают её по закладке и в течение одной минуты рассматривают. По истечении отведенного времени  книги закрываются, а дети по вопросам учителя вспоминают то, что видели.

Примерные вопросы:

- На какой странице была раскрыта книга?

- Какой заголовок прочитали?

- Кто изображен на иллюстрации? и т..д.

- Молодцы, внимательны были, не упустили ни одной важной детали.

Задание № 2.

Шерлок Холмс, распутывая разные сложные загадки, всегда включал воображение. Это помогало ему сосредоточиться и представить то, что было скрыто в мелких деталях дела. Предлагаю вам тоже немного пофантазировать.

Игра «На что это похоже?».

- У вас на столе лежат карточки с непонятными изображениями. Придумайте, на что это может быть похоже. Дорисуйте недостающие детали. Придумайте несколько вариантов.

Оценка работ учащихся.

- Замечательно, воображение у вас развито хорошо.

Задание № 3.

- Любому сыщику важно иметь очень хорошую память. Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок на подготовленном листе бумаги. Условие – слово писать нельзя, только рисовать.

Слова для запоминания:

Грузовик

Умная кошка

Гнев    

Мальчик-трус

Веселая игра    

Капризный ребенок

Дерево  

Хорошая погода

Наказание

Интересная сказка

- Теперь давайте проверим, сколько слов вы с помощью рисунков запомнили.

Задание № 4.

- Любой сыщик в своем деле не обходится без определенных инструментов.    Разгадайте ребусы и узнайте, что нужно иметь при себе сыщику. Но сначала потренируемся с помощью презентации в разгадывании ребусов (использование только нескольких слайдов прилагаемой презентации, так как она большая)

Загаданные слова: ЛУПА, БЛОКНОТ, КАРАНДАШ.

      К = ПА  (лупа)                  

      , , ,(блокнот)

,,, М=Д, (карандаш)

       

 Задание № 5 (дополнительное, если осталось время)

- Сыщик иногда должен видеть не только глазами, но и …руками.

Игра «Угадай, кто это». Ребенок с завязанными глазами определяет, кто перед ним из одноклассников»

           

Итог занятия. Рефлексия.

- Ну что же, вы сегодня справились со всеми заданиями. Я хотела бы узнать, что вам понравилось больше всего.    

На доске у нас воображаемая лестница. Каждый из вас возьмет магнит и поставит его на ту ступеньку, где, по его мнению, он в своих возможностях находится. Если было легко выполнять задания, взбирайтесь смело на самый верх. Если испытывали трудности – на среднюю ступеньку становитесь. А кому было трудно или не интересно, пока останьтесь внизу.    

- Всем спасибо за работу и внимание.

Театрализованная игра

«В гостях у Шерлока Холмса»

Под музыку из к/ф входят Шерлок Холмс и доктор Ватсон.

Шерлок Холмс: Приветствую Вас, дорогие друзья,  уважаемые гости! И вы, Ватсон, здравствуйте. Мне очень приятно, что сегодня в этом зале собралось так много наших помощников.

Доктор Ватсон: Помощников?

Шерлок Холмс: Да, да, Ватсон, вы не ослышались, именно помощников! Разве мы когда-нибудь сидели без дела?

Доктор Ватсон: Ах, вот в чем дело, Холмс! Тогда понятно, почему вы пригласили в гости этих юных созданий – любителей детективов.

Шерлок Холмс: Да, Ватсон, сегодня мы должны подобрать себе отличную команду. Можно сказать, создать СЮД

        Входит мисс Хадсон.

Мисс Хадсон: О, опять эти загадочные названия! От ваших тайн и неизвестности голова идет кругом! Добрый день, мистер Холмс, добрый день, доктор Ватсон! Кто эти милые ребята? Вы пригласили их к нам на обед?

Шерлок Холмс: Нет, успокойтесь, мисс Хадсон. Я пригласил их на состязание. Кстати, вас хочу попросить помочь нам сегодня.

Мисс Хадсон: Я боюсь не справиться с этой трудной миссией, хотя предложение довольно заманчивое.

Доктор Ватсон: Соглашайтесь, мисс Хадсон! Ведь лучшая команда войдет в СЮД!

Мисс Хадсон: СЮД? А что это такое?

Шерлок Холмс: А вот пусть это и будет первым заданием для команд – расшифровать аббревиатуру СЮД.

Доктор Ватсон: Сейчас ваши ответы мы передаем нашему уважаемому жюри. Прежде, чем они объявят о ваших результатах, позвольте вам представить членов жюри:

Мисс Хадсон: Итак, юные джентльмены, мистер Холмс считает, что СЮД – союз юных детективов. Все команды успешно справились с первым испытанием. Молодцы! И добро пожаловать в мир детективов!

                        Звучит музыка.

Шерлок Холмс: Скажите, друзья, а какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий сыщик? (Подходит к каждой команде – просит предложить одно - два главных качества, чтобы все высказались)

Мисс Хадсон: Правильно! Сыщик должен быть наблюдательным, обладать хорошей памятью, быстро ориентироваться в сложных ситуациях. И, естественно, он должен быть эрудированным и разбираться в вопросах законодательства. Наше следующее задание поможет выяснить ваши знания по праву. На столах у команд лист с вопросами, на которые нужно ответить письменно.

          Включается музыка.

Доктор Ватсон: А теперь проверим наблюдательность наших детективов. Для этого мне потребуется по одному представителю от каждой команды. Задача – посмотрите внимательно на него и постарайтесь запомнить внешность.

       Представители покидают зал, с консультантом меняют детали своего гардероба.  Участники команд должны определить, что поменялось во внешности.

Можно дать слово жюри с промежуточными результатами, ошибки комментируются.

Шерлок Холмс: Чтобы успешно выполнить следующее задание, вы должны быть очень внимательны. Оно заключается в следующем: по описанию узнать известного персонажа или киногероя. По очереди командам предлагается ответить вслух, остальные делают письменно.

           Читают по очереди.

       1.  Его никогда не воспринимают серьезно, считают простаком. Он ходит в одном и том же плаще, курит сигары, ездит в старом автомобиле. При каждом удобном случае вспоминает о своей жене и собаке.                                ( Коломбо)

        2.  Его клиентами были Кирпич, Фокс, Манька Облигация. Он очень не любит черных кошек. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме.   (Глеб Жиглов)

        3.  Свои донесения он подписывал Юстос. От напряжения и усталости иногда засыпал в машине. Своим друзьям он помогал перебраться в Швейцарию.  ( Штирлиц)

        4.  Она первая женщина-детектив. Немолода, но очень наблюдательна и проницательна, может распутать любое, даже «чисто английское убийство».  (Миссис Марпл)

         5. По национальности он бельгиец. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов, Особенно впечатляют его внимательные глаза и гигантские усы. (Эркюль Пуаро)

         6. Его адрес на Бейкер-стрит хорошо знают  жители Лондона. Им восхищаются многие, особенно его друг. В свободное время играет на скрипке.   (Шерлок Холмс)

           7. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. Любое препятствие для него пустяк, его личный номер известен всему миру.       (Джеймс Бонд)

            8. Ему известно все, что происходит в деревне, поэтому его часто называли «деревенский детектив». Ему удалось распутать многие преступления и даже «дело Фантомаса»                                   (Капитан Анискин)

Мисс Хадсон: Мы говорили, что настоящий детектив должен обладать многими качествами, в том числе эрудицией. А проверить ее нам поможет конкурс «Перевертыши». Я буду называть телевизионную передачу с «перевернутым» смыслом, а вы должны написать ее правильное название.

1. «Доброе утро, старушки»     («Спокойной ночи, малыши»)

2. «Из войны животных»     ( «В мире животных»)

3. «Минута Линча»          (« Час суда»)

4. «Уже никого нет»      («Пока все дома»)

5. «Уймись, балалайка ненавистная»            («Играй гармонь любимая»)

6. «Мирная Америка»               («Криминальная Россия»)

7. «Эпоха лжи»      («Момент истины»)

8 « С помощью другого оператора»        («Сам себе режиссер»)

Доктор Ватсон: Опытный детектив должен уметь грамотно оформить протокол осмотра места преступления, по показаниям свидетелей составить фоторобот преступника. Сейчас команды будут тренироваться в характеристике подозреваемых, но при условии использования юридического языка. Например, «Некий спортсмен без достаточной физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности погибает» Вы догадались, о каком сказочном герое идет речь?    Конечно, это колобок.  Итак, команды получают своего героя сказки и в течение 3-х минут составляют описание – портрет.

   Звучит музыка.

Прослушивание проводится в порядке очередности. Команда читает, следующая должна отгадать, если не получается – кто первый поднял руку. За правильный ответ – один балл, за характеристику – максимально до двух баллов.

Задания :

Красная шапочка

Курочка Ряба

Волк и семеро козлят

Кощей Бессмертный

Шерлок Холмс: А сейчас мое блиц-задание. Я расскажу вам случай из своей практики, вы должны будете догадаться, что помогло мне решить ситуацию.

Однажды ко мне пришел необычный посетитель. Вот его рассказ.

« Вчера вечером я вернулся домой со службы несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате жены что-то упало. Я бросился туда и увидел на полу разбитую вазу, которой моя жена очень дорожит. В тот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним, но как только оказался на улице, стекла моих очков запотели. Вы ведь знаете, что у нас часто стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Очень прошу разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же как я объясню жене, - а она сегодня возвращается от своих родителей , - каким образом ваза оказалась разбитой?»

На этот рассказ я ответил так: «Не могу понять, господин Вальдемар, почему вы так боитесь своей жены? Вот вы пытаетесь ввести в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы сами расскажите жене как все произошло». Почему я отказался расследовать это дело?

Ответ: Очки запотевают при входе в помещение с мороза , а не наоборот.

Доктор Ватсон: Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится особо опасный правонарушитель. В нашем распоряжении только его словесный портрет. Послушайте!

« Рост                    Волосы                           Глаза                            Особые приметы  

                                           

Легко входит в доверие к людям»

Команда, которая первой задержит «правонарушителя», заработает дополнительный балл.

Мисс Хадсон: Ну что ж, джентльмены, я думаю, на сегодня достаточно испытаний. Пока наше жюри подводит итоги, предлагаю еще одну последнюю задачку на внимание. Какие песни прозвучали в течении нашей встречи? Из каких они кинофильмов или произведений? Победит тот, кто назовет все мелодии!

Церемония награждения. Заключительное слово Шерлока Холмса. Вручение именного сертификата «Школы Шерлока Холмса»

Задание на знание уголовного законодательства.

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды преступлений?
  1. Место, где происходят конспирированные встречи?
  1. Лицо, приглашенное для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий?
  1. Обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте?
  1. Уголовное преступление, описанное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»?
  1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого?
  1. Старое русское название разбойника с большой дороги?
  1. Мошенничество, обман, сомнительная сделка?
  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие виды преступлений?
  1.  Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз  и насилия?
  1. Лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права?
  1. Историческая родина мафиозной группировки, прославившейся на весь мир?

        

Задание на знание уголовного законодательства.

  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды преступлений?                         С 16 лет
  1. Место, где происходят конспирированные встречи?        Явка
  1. Лицо, приглашенное для участия в производстве осмотра, обыска, выемки и других следственных действий?         Понятой
  1. Обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте?          Алиби
  1. Уголовное преступление, описанное в рассказе О.Генри «Вождь краснокожих»?                   Киднеппинг
  1. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого?  Приговор
  1. Старое русское название разбойника с большой дороги?    Тать
  1. Мошенничество, обман, сомнительная сделка?    Афера
  1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие виды преступлений?       С 14 лет
  1. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз  и насилия?            Рэкет
  1. Лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права?  Истец
  1. Историческая родина мафиозной группировки, прославившейся на весь мир?         Сицилия, Италия

Цель занятия: познакомить детей с логическими задачами, учить прослеживать взаимосвязи и делать выводы.

Задачи: 

Образовательные:

Познакомить с понятием логические задачи, тренировать в решении логических задач.

Закрепить геометрические представления.

Повторить прямую и обратную последовательность ряда цифр до 10 и устные вычисления в пределах 10.

Развивающие:

Формировать умение анализировать и делать выводы.

Развивать мышление, память и речь.

Развивать собранность и внимательность.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи при работе в команде.

Стимулировать интерес к математике.

Воспитывать навыки культурного поведения в обществе.

Форма проведения – сюжетно-ролевая игра.

Оборудование для педагога: гонг, флажки- 10 шт., 9 конвертов с заданиями, несколько пустых конвертов – по количеству детей, диск со стрелкой для эмитации игры «Что? Где? Когда?», картинки и геометрические фигуры на картоне,

Оборудование для детей: чистые листы бумаги в крупную клетку, фломастеры и простые карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент: Звучит музыка из телепередачи “КВН”.

  Педагог: – Здравствуйте!

      Друзья, сегодня вы пришли

      На наш веселый КВН

      Мы вам улыбку принесли

      Чтоб улыбались каждый день.

Итак. Сегодня в клубе веселых и находчивых впервые в этом сезоне выступает команда «Эрудиты». Вся наша группа будет соревноваться с телезрителями, которые прислали нам свои вопросы (демонстрирует конверты с вопросами). За правильные ответы вы получите флажок, а за нарушения дисциплины – придётся флажок вернуть, но, будем надеяться, что такого не произойдёт.

Основная часть

- А теперь я вам объясню правила игры. После заданного мною задания у команды будет время обсудить и прийти к правильному ответу, после чего ударить в гонг, который находится на ваших игровых столах. За правильно выполненное задание команда получает балл (флажок).

Первое задание. «Разминка».

Открывается первый конверт. Задание:

Вспомнить и называть сказки, в названии которых есть число семь или число три.

За выполнение задания команда получает флажок.

  Второе задание. «Собери узор».

- В правом верхнем углу положите два больших треугольника разного цвета;

- в левом нижнем углу положите два больших круга одного цвета;

- в правом нижнем углу две геометрической фигуры разной формы и разного цвета;

- в верхнем левом два маленьких треугольника одного цвета;

- в середине – маленький круг.

Посчитайте, сколько всего получилось геометрических фигур.

Команда получает флажок.

  Третье задание. «Эстафета». Задание из следующего письма.

На полу раскладываются различные фигуры картинки из картона.

Команда собирает в свою корзину только геометрические фигуры.

За правильное выполнение задания команда получает флажок.

  Четвертое задание. «Блицтурнир».

Давайте немного подготовимся к заданию. Ответьте на вопросы:

- если стол выше стула, то стул…? (ниже)

- если река шире ручья, то ручей…? (уже)

- если штанга тяжелее подушки, то подушка…? (легче)

- если сестра младше брата, то брат…? (старше)

- Если в банке воды больше, чем в кружке, то в кружке…? (меньше)

Какой вывод мы можем сделать? (Если нам известно что-либо об одном предмете, который связан с другим, то мы можем догадаться и о втором)

Обратите внимание – такие связи называются логическими. Можете ли вы, сами привести примеры каких-либо зависимостей? (Дети отвечают)

Далее по очереди задаются вопросы достаточно в быстром темпе (за правильный ответ бал):

- сколько хвостов у четырех котов?

- сколько ног у воробья?

- сколько ушей у пяти журавлей?

- сколько лап у двух ежат?

- чего на поле больше ромашек или цветов?

- кого в лесу больше медведей или зверей?

- снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?

- что в суп кладут, а не едят?

Если команда ответила на большинство вопросов правильно, то получает флажок.

Пятое задание

  Педагог:

- Для участия следующем конкурсе приглашаются двое желающих.

А задание такое – графический диктант. Поставьте маркер на красную точку, будьте внимательны, начинаем: Две клеточки вверх, одна вправо, две вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вниз, одна вправо, три вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, две вниз, десять влево.

Остальным детям предлагается попробовать выполнить это задание на своём листе бумаги в клетку. Полученные изображения сравниваются, определяются ошибки и их причины. Команды получает флажок за выполнение задания.

Шестое задание.

Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”

- Внимание, “Черный ящик”.

Какая фигура в Черном ящике вы увидите, если отгадаете загадку:

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок. (Шар)

Вручение флажка.

Физ.минутка.

Встаньте на одной ноге в большой круг, руки “в замок” – за голову, вторую ногу прижмите к колену. Если коснетесь ногой пола или расцепите руки – вы уходите. Выигрывает последний устоявший на одной ноге.

 Седьмое задание. 

      Марафонцы вперед идут

      Математику с собой ведут

      Без неё никак нельзя!

      Открываем конверт друзья!

В конверте гусеница с цифрами. Предлагается детям собрать двух гусениц. Одну из чисел от 0 до 10; другую от 10 до 0

  Восьмое задание. «Кто быстрее?»

Из 7 палочек составить 3 равных квадрата.

  Девятое задание. 

Логические задачи. Отвечает каждый участник по очереди, если ответа нет, то отвечает следующий. Флажок вручается победителю, ответившему на большее количество вопросов. Он приносит флажок в команду.

  1. На забор взлетел петух,

      Повстречал ещё там двух.

      Сколько стало петухов?

  2. Шесть веселых медвежат

      За малиной в лес спешат

      Но один из них устал,

      А теперь ответ найди:

      Сколько мишек впереди?

  3. Четыре гусёнка и двое утят

      В озере плавают, громко кричат.

      А ну, посчитай поскорей –

      Сколько всего в воде малышей?

  4. Пять цветочков у Наташи,

      И ещё два дал ей Саша.

      Кто тут сможет посчитать,

      Сколько будет два и пять?

  5. Четыре спелых груши

      На веточке качалось

      Две груши снял Павлуша,

      А сколько груш осталось?

  6. Внуку Шуре добрый дед

      Дал вчера семь штук конфет.

      Съел одну конфету внук.

      Сколько же осталось штук?

Заключительная часть.

- Итак, ребята, давайте подсчитаем на сколько же вопросов телезрителей мы ответили (считают открытые конверты – 9), а сколько флажков получили (считают и сравнивают с кол-вом конвертов) Какой вывод мы можем сделать? Справились ли мы с заданием?

(Да) Молодцы ребята! И последнее пожелание вам: если вы сами придумаете задание или задачу, то нарисуйте или запишите его и положите в конверт(каждому ребёнку раздаются конверты), а потом принесите к нам на занятие, мы все вместе попробуем его выполнить, договорились?

Дети награждаются сладкими призами или воздушными шарами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "По следам Шерлока Холмса

Игру возможно проводить во время недели английского языка. Она расчитано на учащихся, которые занимаются по УМК VI Афанасьевой. Учащи еся решают забавные головоломки, основанные на лексике учебника....

Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

     Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона" для 6 класса был написан мною в декабре 2007 года по рассказам Артура Конан Дойля, по их экранизации (р...

Интеллектуальное шоу" Шерлок Холмс и черный ящик"

Внеклассное мероприятие для 9-11 классов , в рамках проведения недели математики.Цель: развитие логического мышления и познавательной  деятельности;развитие интереса к предмету;    ...

Задачи Шерлока Холмса

 Интерактивная игра-путешествие по маршруту (для интерактивной доски)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3209051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336"...

Интерактивная игра для учащихся 8-х классов "Турнир Шерлоков Холмсов"

В сфере воспитания коллективные творческие дела занимают особое место. Эта замечательная технология учитывает психологию ребят разного возраста, предполагает активное участие каждого в разработке и пр...

интеллект-шоу "Шерлок Холмс и чёрный ящик"

Внеклассное мероприятие по математике,призванное заинтересовать учащихся предметом...

Интеллектуальная игра. «Шерлок Холмс вновь идет по следу»

Сценарий заключительного мероприятия "Неделя информатики"...