Программа "Скорочтение"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает развитие навыка чтения учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, направлена на облегчение усвоения учебного материала путём повышения скорости чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrovyh_t.v._skorochtenie.docx | 651.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ГАРМОНИЯ»
ПРИНЯТА на заседании программно-методического совета от «___» _________ 2020 г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУДО ДТДМ «Гармония» _________Е.Н. Барышева Приказ №___«__» _______2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Скорочтение»
Уровень освоения программы: базовый
Возраст учащихся: 6-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Петровых Татьяна Владиславовна,
педагог дополнительного образования
Курган
2020
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка 4
1.2 Цель и задачи программы 6
1.3 Планируемые результаты 7
1.4 Учебно-тематический план 7
1.5 Содержание программы 9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарно-тематический план 14
2.2 Условия реализации программы 15
2.3 Формы аттестации / контроля 15
2.4 Оценочные материалы 16
2.5 Методические материалы 16
2.6 Список литературы и источников 17
Приложения
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора / авторов | Петровых Татьяна Владиславовна |
Учреждение | МБОУДО ДТДМ «Гармония» города Кургана |
Наименование программы | «Скорочтение» |
Объединение | «Скорочтение» |
Тип программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
Направленность | Социально-педагогическая |
Образовательная область | Познание |
Вид программы | Модифицированная |
Возраст учащихся | 6-8 лет |
Срок обучения | 1 год |
Объем часов обучения | 72 часа |
Уровень освоения программы | Базовый |
Цель программы | Создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного |
С какого года реализуется программа | 2020 год |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает развитие навыка чтения учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, направлена на облегчение усвоения учебного материала путём повышения скорости чтения.
Программа разработана в соответствии с основными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1040 от 22 сентября 2015 года «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован министерством юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2018 года, регистрационный номер № 52831);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 № 41);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Приказ Росстата от 13 сентября 2016 года № 501 «Об утверждении статистического инструментария федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Концепция развития системы дополнительного образования детей и молодежи в Курганской области от 17.06. 2015 г.;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613 н);
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ по Курганской области от 21.07.2017 г. №1661\9;
- Государственная программа «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи» (постановление правительства Курганской области от 21.01.2016 года № 9);
- Устав, Лицензия на образовательную деятельность, локальные акты и иные нормативные правовые документы;
- Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах МБОУДО ДТДМ «Гармония».
Актуальность программы
Часто первоклассники при чтении допускают ошибки: пропускают, заменяют буквы, искажают окончания, не дочитывают их, переставляют слоги, прочитав задание, не понимают, что нужно выполнить, не могут пересказать текст. Нередко дети с родителями весь вечер выполняют домашние задания. Хорошо читающий ребёнок самостоятельно и быстро выполнит любое задание.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Необходимо на начальном этапе обучения в школе научить ребёнка читать правильно, осознанно, выразительно.
Отличительные особенности программы
Преемственность – содержание основывается на учете имеющихся у учащихся знаниях, дополняя и совершенствуя их. Учащиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить слуховую и зрительную память, а также улучшить свою речь.
Адресат программы – учащиеся возраста 6-8 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Объем программы – 72 часа.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма организации образовательного процесса – групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Виды занятий по программе:
- занятия на освоение техник и приёмов скорочтения;
- игры на развитие внимания и памяти;
- игры на развитие речевого аппарата;
- чтение текстов по ролям;
- подвижные игры и др.
Особенности организации образовательного процесса
Комплектование учебных групп осуществляется с 1 августа, по личному заявлению родителей (законных представителей). Доукомплектование осуществляется в течение всего учебного года при наличии вакантных мест в объединении, согласно учебному плану ДТДМ «Гармония».
Уровень освоения программы – базовый уровень, который включает в себя специализированные знания и обеспечивает обучение детей скоростному и осознанному чтению.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного.
Задачи
Образовательные:
- способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;
- формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи;
- расширение знаний об окружающем мире;
- ознакомление с художественной литературой;
- обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.
Развивающие:
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;
- развитие речи;
- развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;
- способствование развитию мотивации к процессу обучения.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым;
- формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;
- воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни.
1.3 Планируемые результаты
При реализации программы «Скорочтение» учащимися будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- готовность и способность к усвоению новых знаний.
Познавательные универсальные учебные действия:
- способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и обобщение полученных знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог;
- умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка;
- умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки.
Предметные результаты:
Будут знать:
- зачем нужно уметь читать быстро;
- какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения.
Будут уметь:
- самостоятельно читать тексты;
- запоминать содержание текста;
- выделять основную мысль;
- пересказывать прочитанное;
- рассказывать о прочитанном своими словами.
1.4 Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма и методы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Входящая диагностика | 2 | 1 | 1 | Контрольное занятие: устный опрос, выполнение практического задания | |
«Мир общения» | 2 | 1 | 1 | ||
«Чистоговорки» | 2 | - | 2 | ||
«Скороговорки» | 2 | - | 2 | ||
«Песенка гномов» | 2 | - | 2 | ||
«Добавь словечко» | 2 | - | 2 | ||
Игры со словами: «Составь слово», «Кто больше», «Подскажи словечко» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Осенние перелёты» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Летающая лягушка» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Енот» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Загадки» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Змеиная раздевалка» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Нарвалы» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Як» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Ежата» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Умные обезьяны» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Новый хвост» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Песец» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Лев» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «В разведке» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Сурок» | 2 | - | 2 | ||
Чтение по ролям сказки «Как лиса училась летать» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Хобот» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Тушканчик» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Загадки» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Ястреб» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Птичьи гнёзда» | 2 | - | 2 | ||
Чтение по ролям сказки «Лиса и дрозд» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Голубь – спасатель» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Жаворонок» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Кукушка» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текстов «Рыбы», «Голоса рыб» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Муравьи» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текстов «Бабочки», «Божья коровка» | 2 | - | 2 | ||
Чтение текста «Загадки» | 2 | - | 2 | ||
36. | Итоговое занятие. Итоговая аттестация | 2 | 1 | 1 | Контрольное занятие: устный опрос, выполнение практического задания |
Итого | 72 | 3 | 69 |
1.5 Содержание программы
1. Вводное занятие. Входящая диагностика (2 часа: теория – 1 час, практика – 1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Входящая диагностика: выявление уровня знаний и умений детей.
2. «Мир общения» (2 часа: теория – 1 час, практика – 1 час)
Понятия: «буква, звук, слог, слово, предложение». Деление слов на слоги. Составление предложений из наборов слов. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти. Чтение таблицы звуков. Чтение слоговых таблиц. Упражнение «Впиши букву». Раскрашивание картинки.
3. «Чистоговорки» (2 часа – практика)
Работа с чистоговорками. Чтение таблицы звуков. Упражнение на развитие внимания «Зачеркни разными способами». Чтение слоговых таблиц. Игра «Весёлый попугай» – повторить последний слог слова несколько раз. Упражнения на развитие речевого дыхания. Игра «Составь слово» – из набора букв составить слово. Упражнение «Впиши букву». Раскрашивание картинки.
4. «Скороговорки» (2 часа – практика)
Работа со скороговоркой. Чтение таблицы звуков. Упражнение «Пройди лабиринт». Чтение слоговых таблиц. Знакомство с «Таблицами Шульте», найти и назвать числа в порядке возрастания, убывания. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на развитие речевого дыхания. Работа с таблицами «Впиши недостающие слоги». Упражнение «Прочитай слоги парами». Раскрашивание картинки.
5. «Песенка гномов» (2 часа – практика)
Речевая разминка, формирование фонематического слуха. Чтение таблицы звуков. Чтение слоговых таблиц. Чтение слов. Работа с таблицами «Впиши недостающие слоги». Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнение «Прочитай слоги парами». Раскрашивание картинки.
6. «Добавь словечко» (2 часа – практика)
Игра на развитие внимания, памяти. Проговаривание чистоговорки. Чтение таблицы звуков. Чтение слоговых таблиц. Чтение слов. Игра «Догонялки» – увидеть и прочитать как можно больше слов, не закрытых «шторкой». Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Игра «Назови первый звук». Работа с таблицами «Впиши недостающие слоги». Упражнение «Прочитай слоги парами». Составление рассказа по картинкам на запоминание.
7. Игры со словами: «Составь слово», «Кто больше», «Подскажи словечко» (2 часа – практика)
Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорки. Чтение слов. Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Прочитай слоги парами». Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Раскрашивание картинки.
8. Чтение текста «Осенние перелёты» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Чтение таблиц слов. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». «Весёлые ёлки» – подбираем слова от коротких к длинным. Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Поиск закономерностей».
9. Чтение текста «Летающая лягушка» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Стрелки». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
10. Чтение текста «Енот» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорки. Чтение таблиц слов. Упражнение «Найди слова». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Кольца».
11. Чтение текста «Загадки» (2 часа – практика)
Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Игра «Первый звук потерялся». Упражнение «Зачёркивание букв». Раскрашивание картинки.
12. Чтение текста «Змеиная раздевалка» (2 часа – практика)
Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Чтение таблиц слов. Игра «Первый звук потерялся». Упражнение «Найди слова». Упражнение «Ноты».
13. Чтение текста «Нарвалы» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Упражнение «Назови последний звук». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Поиск закономерностей». Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
14. Чтение текста «Як» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Чтение таблиц слов. Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Найди слова». Упражнение «Кольца».
15. Чтение текста «Ежата» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Чтение таблиц слов. Игра «Первый звук потерялся». Упражнение «Найди слова». Упражнение «Зачёркивание букв». Упражнение «Стрелки».
16. Чтение текста «Умные обезьяны» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Чтение таблиц слов. Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Упражнение «Назови последний звук». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнение «Ноты».
17. Чтение текста «Новый хвост» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Чтение таблиц слов. Игра «Первый звук потерялся». Упражнение «Поиск закономерностей». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
18. Чтение текста «Песец» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Чтение таблиц слов. Упражнение «Назови последний звук». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнение «Зачёркивание букв».
19. Чтение текста «Лев» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Чтение таблиц слов. Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Упражнение «Кольца».
20. Чтение текста «В разведке» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Проговаривание скороговорки Чтение таблиц слов. Упражнения на развитие речевого дыхания. Игра «Первый звук потерялся». Упражнение «Найди слова». Упражнение «Ноты».
21. Чтение текста «Сурок» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с «Таблицами Шульте». Проговаривание скороговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц слов. Упражнения на развитие речевого дыхания. Упражнение «Назови последний звук». Разгадывание анаграммы «Еда». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Стрелки». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
22. Чтение по ролям сказки «Как лиса училась летать» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц слов. Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Упражнение «Назови последний звук». Работа с «Таблицами Шульте». Упражнение «Зачёркивание букв».
23. Чтение текста «Хобот» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц слов. Игра «Первый звук потерялся». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Найди слова». Упражнение «Ноты».
24. Чтение текста «Тушканчик» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Чтение таблиц слов. Упражнение «Назови последний звук». Разгадывание анаграммы «Отдых». Упражнение «Поиск закономерностей». Упражнение «Кольца».
25. Чтение текста «Загадки» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Проговаривание скороговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Чтение таблиц слов. Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Упражнение «Стрелки». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
26. Чтение текста «Ястреб» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Чтение таблиц слов. Игра «Первый звук потерялся». Упражнение «Найди слова». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Зачёркивание букв».
27. Чтение текста «Птичьи гнёзда» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Чтение таблиц слов. Упражнение «Назови последний звук». Разгадывание анаграммы «Животные». Упражнение «Найди слова». Упражнение «Ноты».
28. Чтение по ролям сказки «Лиса и дрозд» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание скороговорки. Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Упражнение «Назови последний звук». Чтение таблиц слов. Упражнение «Поиск закономерностей». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
29. Чтение текста «Голубь-спасатель» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнение «Буквы перепутались» (сказка «Три медведя»). Чтение таблиц слов. Упражнение «Кольца».
30. Чтение текста «Жаворонок» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц слов. Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слоги, слова. Разгадывание анаграммы «Погода». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Зачёркивание букв».
31. Чтение текста «Кукушка» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Упражнение «Путаница». Игра «Первый звук потерялся». Чтение таблиц слов. Упражнение «Ноты». Упражнение «Найди слова».
32. Чтение текстов «Рыбы», «Голоса рыб» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание скороговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц слов. Игра «Первый звук потерялся». Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слова. Упражнение «Поиск закономерностей». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Стрелки». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
33. Чтение текста «Муравьи» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание скороговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц словосочетаний. Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слова. Упражнение «Назови последний звук». Разгадывание анаграммы «Сказки». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Ноты».
34. Чтение текстов «Бабочки», «Божья коровка» (2 часа – практика)
Сосчитать слова в тексте, раскрасить картинку. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц словосочетаний. Упражнение «Назови последний звук». Упражнение «Вверх тормашками» – читаем перевёрнутые слова. Работа с «Таблицами Шульте». Составление рассказа по серии картинок, пересказ по памяти.
35. Чтение текста «Загадки» (2 часа – практика)
Работа с «Таблицами Шульте». Упражнения на развитие речевого дыхания. Проговаривание чистоговорки. Работа с таблицей на расширение поля зрения. Чтение таблиц словосочетаний. Упражнение «Назови последний звук». Разгадывание анаграммы «Школа». «Лабиринт» проходим без указки, находим путь глазами. Упражнение «Найди слова». Упражнение «Зачёркивание букв».
36. Итоговое занятие. Итоговая аттестация (2 часа: теория – 1 час, практика – 1 час)
Устный опрос учащихся. Выполнение практического задания. Оценка уровня достижений учащихся, заявленных в общеобразовательной общеразвивающей программе по завершению всего образовательного курса программы.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарно-тематический план
Календарно-тематический план – это составная часть дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебно-тематическим планом программы, календарным учебным графиком МБОУДО ДТДМ «Гармония» и расписанием учебных занятий по программе.
В календарно-тематическом плане должны быть отражены: даты занятий; темы занятий и их последовательность; количество часов (всего, теория, практика); формы и методы аттестации (контроля).
Корректировка учебно-тематического плана при необходимости проводится в течение всего учебного года. На невыполнение полного объема календарно-тематического плана влияет временная нетрудоспособность педагога, учебный отпуск.
Последовательность наименований разделов и тем учебно-тематического плана может не совпадать с календарно-тематическим планом с учетом процесса освоения учащимися программы и поддержания устойчивого интереса учащихся в процессе реализации программы
Календарно-тематический план является приложением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период обучения для каждой учебной группы. (Приложение 1).
2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации программы используются следующие дидактические пособия: рисунки, презентации, тематические картинки, видеоматериалы, учебные пособия.
Материально-техническое оснащение для реализации программы предусматривает:
- оборудование: столы, стулья, телевизор;
- инструменты: тексты, таблицы, карандаши, линейки, ластики, ручки, ножницы;
- материалы: цветная бумага, клей, картон.
2.3 Формы аттестации / контроля
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Для выявления уровня теоретической и практической деятельности учащихся проводится входящая диагностика. Формой проведения входящей диагностики является теоретическое и практическое задание на знание базовых знаний и умений (Приложение 2). Формой проведения итоговой аттестации является контрольное занятие, которое включает устный опрос учащихся по пройденным темам, а также выполнение практического задания.
Год обучения | Вид и дата проведения | ||
Входящая | Промежуточная | Итоговая | |
1 | Сентябрь | - | По итогам реализации программы |
Формы проведения аттестации/контроля: контрольное занятие.
Методы проведения аттестации:
Теория – устный опрос.
Практика – выполнение практического задания.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие.
2.4 Оценочные материалы
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Скорочтение» контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и проводится на каждом занятии. Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого обучающегося с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, формах и видах деятельности, которые соответствовали бы их индивидуальным потребностям.
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Скорочтение» разработаны:
- вопросы для устного опроса;
- задания для выполнения практической части в программе (Приложение 2).
2.5 Методические материалы
Пособия по работе с учащимися: книги, журналы.
Учебные пособия для учащихся: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, схемы, раздаточный материал, рисунки для запоминания.
Методические пособия для педагога: таблицы, схемы, образцы, интернет - ресурсы.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Реализация программы или ее частей может реализовываться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- самостоятельное изучение учебного материала;
- учебные занятия (теоретические и практические);
- консультации и др.
2.6 Список литературы и источников
- 200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный.
- Абдулова, Г.Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный.
- Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. – 97 с. – Текст: непосредственный.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный.
- Воронина, Т.П. Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 96 с. – Текст: непосредственный.
- Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный.
- Зотов, С.Г. Повышение скорости чтения / С.Г. Зотов, М.А. Зотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 124 с. – Текст: непосредственный.
- Узорова, О.В. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный.
- Чистякова, О.В. Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
- Чистякова, О.В. Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст: непосредственный.
- Чурсина, Л.В. Тренажёр по чтению 1 класс / Л.В. Чурсина. – Москва: ВАКО, 2020. – 64 с. – Текст: непосредственный.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. – Текст: непосредственный.
Электронные ресурсы
- Курсы «Скорочтение»: [сайт]. – URL: https://new.in-texno.ru/?cid=58396&to=claim1 (дата обращения 17.08.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
- Скорочтение для детей: [сайт]. – URL: https://cepia.ru/speedreading/skorochtenie-dlya-detej (дата обращения 17.08.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
- Скорочтение для детей: методики обучения, упражнения в домашних условиях: [сайт]. – URL: https://orechi.ru/razvitie-rechi/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya (дата обращения 17.08.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
- Осваиваем скорочтение на дому. Делаем полезные упражнения: [сайт]. – URL: https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-skorochteniya/ (дата обращения 17.08.2020). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.
Приложение 1
Календарно-тематический план
В 2020-2021 учебном году дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение» будет реализована на 74 часа из запланированных 72 часов на основании утвержденных документов: учебного плана МБОУДО ДТДМ «Гармония» платные образовательные услуги на 2020-2021 учебный год (приказ №48 от 28 августа 2020 г.) и расписания учебных занятий по программе.
За счет дополнительных двух часов была расширена тема «Итоговое занятие» – 2 часа.
№ п/п | Дата занятия | Тема занятия | Количество часов | Формы и методы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Сентябрь | ||||||
1. | 04.09 | Вводное занятие. Входящая диагностика | 2 | 1 | 1 | Контрольное занятие: устный опрос, выполнение практического задания |
11.09 | «Мир общения» | 2 | 1 | 1 | ||
18.09 | «Чистоговорки» | 2 | - | 2 | ||
25.09 | «Скороговорки» | 2 | - | 2 | ||
Октябрь | ||||||
02.10 | «Песенка гномов» | 2 | - | 2 | ||
09.10 | «Добавь словечко» | 2 | - | 2 | ||
16.10 | Игры со словами. «Составь слово», «Кто больше», «Подскажи словечко» | 2 | - | 2 | ||
23.10 | Чтение текста «Осенние перелёты» | 2 | - | 2 | ||
30.10 | Чтение текста «Летающая лягушка» | 2 | - | 2 | ||
Ноябрь | ||||||
06.11 | Чтение текста «Енот» | 2 | - | 2 | ||
13.11 | Чтение текста «Загадки» | 2 | - | 2 | ||
20.11 | Чтение текста «Змеиная раздевалка» | 2 | - | 2 | ||
27.11 | Чтение текста «Нарвалы» | 2 | - | 2 | ||
Декабрь | ||||||
04.12 | Чтение текста «Як» | 2 | - | 2 | ||
11.12 | Чтение текста «Ежата» | 2 | - | 2 | ||
18.12 | Чтение текста «Умные обезьяны» | 2 | - | 2 | ||
25.12 | Чтение текста «Новый хвост» | 2 | - | 2 | ||
Январь | ||||||
15.01 | Чтение текста «Песец» | 2 | - | 2 | ||
22.01 | Чтение текста «Лев» | 2 | - | 2 | ||
29.01 | Чтение текста «В разведке» | 2 | - | 2 | ||
Февраль | ||||||
05.02 | Чтение текста «Сурок» | 2 | - | 2 | ||
12.02 | Чтение по ролям сказки «Как лиса училась летать» | 2 | - | 2 | ||
19.02 | Чтение текста «Хобот» | 2 | - | 2 | ||
26.02 | Чтение текста «Тушканчик» | 2 | - | 2 | ||
Март | ||||||
05.03 | Чтение текста «Загадки» | 2 | - | 2 | ||
12.03 | Чтение текста «Ястреб» | 2 | - | 2 | ||
19.03 | Чтение текста «Птичьи гнёзда» | 2 | - | 2 | ||
26.03 | Чтение по ролям сказки «Лиса и дрозд» | 2 | - | 2 | ||
Апрель | ||||||
02.04 | Чтение текста «Голубь-спасатель» | 2 | - | 2 | ||
09.04 | Чтение текста «Жаворонок» | 2 | - | 2 | ||
16.04 | Чтение текста «Кукушка» | 2 | - | 2 | ||
23.04 | Чтение текстов «Рыбы», «Голоса рыб» | 2 | - | 2 | ||
30.04 | Чтение текста «Муравьи» | 2 | - | 2 | ||
Май | ||||||
07.05 | Чтение текстов «Бабочки», «Божья коровка» | 2 | - | 2 | ||
14.05 | Чтение текста «Загадки» (о животных) | 2 | - | 2 | ||
36 | 21.05 | Итоговая аттестация | 2 | 1 | 1 | |
37 | 28.05 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Контрольное занятие: устный опрос, выполнение практического задания |
Итого: | 74 | 3 | 71 |
Приложение 2
Аттестация учащихся
Пояснительная записка
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Аттестация проходит в два этапа: входящая диагностика и итоговая аттестация.
Входящая диагностика
Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения.
Задачи:
- выявить уровень теоретических знаний;
- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.
Срок проведения: сентябрь.
Форма проведения: контрольное занятие.
Теоретическая часть:
1. Назови отличия гласных и согласных звуков.
2. Назови слово с заданным звуком.
3. Определи и назови первый звук в заданном слове.
Практическая часть:
1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.
2. Найди слова в предложенной таблице.
3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.
Критерии оценки:
Высокий уровень развития – все задания учащийся выполняет самостоятельно, без ошибок.
Средний уровень развития – учащийся выполняет два задания самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.
Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом делает больше 2 ошибок.
Итоговая аттестация
Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;
- выявить уровень усвоения теоретических знаний;
- проанализировать полноту реализации программы.
Срок проведения: по итогам реализации программы.
Форма проведения: контрольное занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
- Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие.
- Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор).
Практическая часть:
- Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук.
- Прочитать наизусть любое стихотворение.
- Прочитать текст на время.
Критерии оценки
Низкий уровень – учащийся прочитал менее 20 слов за минуту, не смог выполнить задание или выполнил только с помощью педагога.
Средний уровень – учащийся прочитал 20-30 слов за минуту, выполнил задание с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.
Высокий уровень – учащийся прочитал более 30 слов за минуту, выполнил задание самостоятельно и без ошибок.
Приложение 3
Задания для практической части входящей диагностики
Фамилия, имя _________________________________________________
АХ УС ОН ИР РИ ДЫ ЭК
НОС РУКА ЛУЖА СЫНОК МАШИНА СНЕГ
Задания для практической части итоговой аттестации
Вариант 1
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Слов 66, за минуту_______
Отметь слова, в которых есть буква «А»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Вариант 2
Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
Слов 86, за минуту______
Отметь слова, в которых есть буква «И»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА