Автономное пребывание человека в природных условиях
статья

Домнин Андрей Вячеславович

Данная статья знакомит читателей с правилами вынужденного автономного пребывания в природных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtonomnoe_prebyvanie.docx509.16 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное пребывание человека в природных условиях

Автономное существование – это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Автономное существование человека в природных условиях, какие бы причины к нему не привели, всегда оказывает серьезное влияние на его состояние, прежде всего потому, что в повседневной жизни мы привыкли к определенным законам, хорошо нам знакомым. В ситуации одиночества или групповой изоляции человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать медицинскую помощь, строить укрытия, принимать решения и т. д. Все это может вызвать неуверенность в себе: не хватает специальных навыков; человек, поддавшийся панике, не в состоянии определить первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время.

Выживание

Выживание - это активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Ученые выяснили, что из общего количества людей, попавших в экстремальную ситуацию, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25% - невротическую реакцию. Самообладание сохранят не более 10%.

Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

Основные причины вынужденного автономного существования

1.Стихийные бедствия-землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары.

2.Резкое изменение природных условий- сильное резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад и т.д.

3.Потеря ориентировки на местности/потеря группы на маршруте –во время погоды, экспедиции.

4.Аварийные ситуации-аварии на воздушном, морском, автотранспортном средствах.

Как обеспечить себя водой, огнём, укрытиемв условиях автономного существования

Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи.

Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой, её следует очистить от примесей и обеззаразить. Легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 - 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком. Зимой, осенью и ранней весной можно добыть воду, растопив кусочки льда или снега, который лучше брать из плотных сугробов.

Самый надежный способ обеззараживания воды - кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни.

C:\Users\Жанна\Desktop\kak-dobyt-vodu-v-lesu7-696x696.jpg

C:\Users\Жанна\Desktop\kak-dobyt-vodu-v-lesu5-696x522.jpg

Используются также «мешочные» солнечные конденсаторы. На живое саксаульное дерево (или другое растение) надо надеть полиэтиленовый мешок, плотно обвязать горловину, мешок перегнуть и уложить его конец в небольшую ямку, вырытую в песке. Испаряющаяся из веток вода будет собираться в полученное углубление, через каждые 1,5–2 ч мешок желательно развязывать, чтобы растение не задохнулось. Этим способом можно, в зависимости от температуры, объема мешка и вида растения, собрать за 6–8 дневных часов от 0,5 до 1,5 л воды. Опыт показывает, что за5чвпакет натекает стакан воды. Если же не снимать пакет более 5 ч, то вода будет горькая, так как дерево умирает.

Еще один способ заключается в том, что в полиэтиленовый мешок кладут свежесорванные ветки саксаула. Мешок слегка надувают, горловину плотно завязывают и конденсатор выставляют на солнцепек. Вода, выпаренная из веток, будет конденсироваться на пленке и стекать на дно мешка под емкость.

Проще всего добыть огонь, нанося по камню твердой породы скользящие удары кресалом. В качестве кресала можно использовать металлические предметы: напильник, обратную сторону лезвия ножа, лезвие топора. Направление ударов должно быть таким, чтобы искры попадали на трут — легковоспламеняющийся или тлеющий материал.

Широко известный способ — трение дерева о дерево, дерева о камень. Огонь можно добыть высеканием искр ударами камня о камень или камня о металл, а в солнечную погоду — фокусированием луча с помощью лупы, стёкол очков, объектива фотоаппарата.

C:\Users\Жанна\Desktop\1462979443161156829.jpg

{C80CA0E8-CB3E-4681-B116-D34E62563EE0}

Найдя природное укрытие, сделайте его более удобным и надежным. Например, поваленное дерево можно использовать как основу для шалаша. Необходимо убедиться, что ствол дерева надежно укреплен, и не упадет на вас во время ночевки, и после, с помощью веток и дополнительных жердей, возвести стены или навес, защищающие от дождя и ветра.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЪЕДОБНОСТИ РАСТЕНИЯ.

  1. Небольшое количество незнакомого растения необходимо растереть между пальцами руки. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, положите его на внутреннюю часть локтевого сгиба.
  2. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, поместите его между губами.
  3. При отсутствии раздражения, жжения через 15–20 мин возьмите крохотную часть незнакомого растения в рот и разжуйте его, но не глотайте.
  4. При отсутствии раздражения, жжения, горького вкуса через 15–20 мин проглотите его.
  5. Если через 15–20 мин вы не почувствуете тошноты, головокружения и других признаков ухудшения здоровья – используйте в пищу небольшое количество этого растения.
  6. Если на следующий день вы не почувствовали ухудшения здоровья, смело употребляйте это растение в пищу.

Решение оставаться на месте принимается, если:

  • Сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы;
  • Место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;
  • Направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;
  • Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Решение об уходе с места принимается, если:

  • Точно известно местоположение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
  • Возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.
  • В течение трех суток нет связи и помощи.

При уходе с места оставьте записку, сообщение или/и выложите стрелку, указывающую направление вашего движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благоприятный исход автономного существования зависит от прочных знаний из различных областей. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться.

В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. http://tepka.ru/OBZh_10/2.html 

 2.      https://иванов-ам.рф/obzh_10/obzh_materialy_zanytii_10_02.html 

3.       https://infourok.ru/avtonomnoe-prebivanie-cheloveka-v-prirodnoy-srede-745589.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

ОБЖ_10класс_1-2_Автономное пребывание человека в природной среде

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 10 классов старшей школы....

ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в потребности целенаправленной подготовки к автономному сущ...

Занятие "Автономное пребывание человека в природной среде"

Добровольная и вынужденная автономия. Основы выживаемости. Ориентирование на местности....

АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Вступительная часть  * Организационный момент     * Контроль знаний учащихся:     - Какие места считаются особенно опасными в метро?     - К...

Конспект и рабочая карта по теме: "Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия". ОБЖ, 6 класс.

Конспект и рабочая карта по ОБЖ, 6 класс. Тема: "Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия"....

Автономное пребывание человека в природной среде

1.Ежедневные длительные прогулки по лесу2.Самостоятельное независимое существование человека в природных условиях3.Путешествия по районам, отдаленных от места жительства...