"Многонациональная Кубань"
методическая разработка
Знакомство учащихся с этническим составом Кубани и способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogogonatsionalnaya_kuban.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Кубань - многонациональный край»
Тип занятия: круглый стол.
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей на основе изучения этнического состава Кубани и способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с особенностями национального и религиозного состава населения Кубани.
развивающая: способствовать формированию умения работать в группе; навыков работы со словарем, схемами и таблицами.
воспитательная: создать условия для воспитания у обучающихся черт толерантной личности - чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (карточки, словарик, чистые листы).
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Начать сегодняшние занятие я хочу со стихотворения В.Степанова:
СЛАЙД 2.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Педагог: О чем это стихотворение? (ответы учащихся)
Педагог: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем занятии? (ответы учащихся) Правильно. Но так как мы с вами живем на Кубани, то сегодня познакомимся с национальным составом Краснодарского края. СЛАЙД 3.
- Изучение нового материала.
- Определение понятия нация
Педагог: для начала, давайте определим следующие понятия: народ, этнос, нация, национальность (учащиеся предлагают сои объяснения).СЛАЙД 4.
В итоге педагог обобщает ответы и на экран выводятся объяснения терминов. СЛАЙД 5.
Народ - понятие, обычно подразумевающее все население данного государства (Толковый словарь Ожегова)
Этнос – исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация
Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Национальность - принадлежность к какой-нибудь нации, народности (учащиеся записывают новые слова в Словарик)
Педагог: таким образом, ребята, мы можем сделать вывод, что все эти понятия очень близки.
Возьмите Карточки №1, где размещены фотографии людей, внимательно рассмотрите их. СЛАЙД 6.
Теперь на основе фотографий и терминов, которым мы дали объяснение, ответьте на вопрос: «Какие признаки характеризуют нацию? (ответы учащихся)
- Национальный состав Кубани
Педагог: Современная Кубань – это многонациональный регион, в котором проживают больше 120 народностей. Давайте же, вместе с вами определим, какие народы проживают у нас в крае? Вспомните, ребята, свой класс, свою школу, улицы вашего города и скажите, какие народы проживают на Кубани: у вас в классе? в школе? в городе? (ответы учащихся). Молодцы, вы очень хорошо знакомы с национальным составом Краснодарского края. Давайте теперь распределим эти народы по численности в порядке убывания. СЛАЙД 7.
Педагог: И это еще не се народы, которые проживают в крае, согласно переписи населения 2002 года. Среди них – ассирийцы, лезгины, узбеки, латыши, таджики, чехи, кабардинцы и др.
Педагог: Что же позволяет таким разным людям (разной национальности, веры, культуры, представлений о жизни) жить в одном крае, что делает эту жизнь возможной? Запишите 3-4 слова (Записываю на лист). Ответить на этот вопрос довольно трудно. Слова известного миротворца, человека высокой культуры Д.С.Лихачева, могут вам помочь. СЛАЙД 8. Возьмите карточки №2. Прочитайте, подчеркните важные, как вам кажется для ответа на мой вопрос слова. И так, что же позволяет таким разным людям жить в одном городе? (интеллигентность, изучение другой культуры, терпимость и др.) СЛАЙД 9.
Вывод. Нужно изучать культуру других людей. Сегодня мы будем исследовать культуру людей разных национальностей, живущих в нашем крае.
Физкультминутка.
Звучит музыка греческого танца «Сиртаки». СЛАЙД 10.
Педагог: как называется музыка, которую вы сейчас слышите? Правильно, «Сиртаки». Какому народу принадлежит этот танец? Грекам, которые живут и у нас в крае. Давайте немного отдохнем и попробуем сделать несколько движений этого красивого танца.
Учащиеся за педагогом повторяют движения танца.
- Изучение культуры кубанцев разных национальностей.
Педагог: Продолжаем. Каждый возьмите Карточку №1 с фотографиями. Вы будете исследовать культуру людей, которые на этих фотографиях запечатлены. Но сначала вы объединитесь со своими единомышленниками. Переверните фото, вы увидите № стола, за который вы должны будете пересесть. Возьмите ручки, рабочие листочки и фото. Пересядьте за столы с тем номером, который указан на ваших фото. Вы образовали «слободу». Помните, как селились первые жители нашего края? Все они разными путями попали сюда. Кого-то еще во времена Петра I бежал на Кубань от преследований (казаки-некрасовцы), кто-то приехал сюда по доброй воле, у кого-то так сложилась судьба, кто-то родился в нашем крае. Представьте себе, что вы только переехали в новый для вас край и оказались оторванными от своих корней, своей культуры. Что бы вы построили в первую очередь, чтобы сделать свою жизнь достойной? Запишите на листах 3-4 слова
(Учащиеся записывают на листах: школы, дома, церкви, больницы, музеи).
Педагог: теперь давайте обсудим, что вы записали?
(ответы учащихся.)
Педагог: Как видно, выполнить это задание не очень легко. Когда трудно, каждый человек обращается к народной мудрости. Мудрость народа запечатлены в пословицах и поговорках. Возьмите карточки № 3, прочитайте пословицы и поговорки народов, культуру которых вы сегодня исследуете. Дополните ответ на мой вопрос. Что бы вы построили в первую очередь, чтобы сделать свою жизнь в нашем городе достойной?
Обменяемся мнениями (ответы учащихся). СЛАЙД 11.
- Кубань – многоконфессиональный край.
Педагог: В ваших списках необходимых для жизни сооружений не последнее место занимают храмы. Действительно, религия, и мы говорили об этом на предыдущих уроках, занимает огромное место в жизни людей, оказывает влияние на формирование культуры, уклада жизни. Ознакомьтесь с материалами, рассказывающими о религии народов, культуру которых вы исследуете. Возьмите карточки №4, прочитайте. Теперь расскажите о своей религии по схеме: СЛАЙД 12.
-мы исследовали религию …..
-символом этой религии является…
-храм называется …
Ответы учащихся по группам. Один из участников группы пишет на доске.
Педагог: Краснодарский край – край мировых религий. У каждой религии есть свои догмы – заповеди. Возьмите карточки №5. Изучите внимательно таблицу. СЛАЙД 13.
Что вас удивило? Какую закономерность вы нашли? (одинаковые заповеди)
Возьмите карандаш, подчеркните одинаковые заповеди.
Педагог: Религии, которые вы сегодня исследовали, насчитывают тысячелетия и все эти тысячелетия народ, исповедующий эти религии, вырабатывал законы общежития. Законы, только выполняя которые человек может оставаться человеком. И не случайно во всех религиях мы увидели созвучные друг другу заповеди. Давайте прислушаемся к голосам предков и постараемся жить, соблюдая эти заповеди, тем более, что впереди нас ждет Олимпиада 2014 года в городе Сочи. Поэтому уважение к людям других национальностей станет залогом процветания всей Кубани, а значит каждого из нас.
3. Домашнее задание.
1. Для тех, кто любит рисовать: изобразить дружбу народов Кубани.
2. Для тех, кто увлекается компьютером: сделать презентацию, посвященную культуре народа, чьи представители обучаются в вашем классе или школе.
3. Для тех, кто любит исследовать: проследить становление многонациональности в нашем крае и подготовить реферат на эту тему.
4. Рефлексия.
Ребята по цепочке продолжают фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по кубановедению 9 класс «Кубань – многонациональный край»
«Кубань – многонациональный край»...
Сценарий внеклассного мероприятия "Кубань - многонациональный край"
Разработка сценария...
Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край»
Одна из задач регионального предмета «Кубановедение»– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, предм...
«Кубань – многонациональный край»
«Брейн - ринг» - интеллектуальная игра. Цель игры: показать как складывались отношения между разными этнокультурами народов населявших Кубань в XIX веке, на примере изучения культуры , быт...
Фестиваль песни "Кубань многонациональная"
Методическая разработка по кубановединия, в рамках проведения урока "Кубань многонациональная". В разработке представлены народы живушие на Кубани их традиции, песни и обряды....
Презентация.Кубань-многонациональный край.
Презентация может быть использована при проведении классного часа в 5-11 классах.Учащиеся знакомятся с историей формирования этнического населения Кубани....
Презентация о многонациональной Кубани
Презентация о многонациональной КубаниСсылка для скачиванияhttps://yadi.sk/i/MV5j9f9gqTspz...