“Творчество. Здоровье. Культура.”
методическая разработка

Бордукова Виктория Николаевна
Привлечение детей-инвалидов и людей-инвалидов  к посещению учреждений дополнительного образования и культурно-досуговых учреждений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: “Творчество. Здоровье. Культура.”

(привлечение детей-инвалидов и людей-инвалидов  к посещению культурно-досуговых учреждений)

            В современном обществе инвалиды стремятся активно участвовать во всех сферах жизни. Соответственно, государственная политика практически всех развитых стран направлена на создание многосторонней поддержки инвалидов, включая обеспечение беспрепятственного доступа ко всем учреждениям культуры. Возможность реализовать интересы и запросы инвалидов, организовать их культурный досуг, общение со здоровыми — такова главная задача социальных и культурно-досуговых учреждений.      

       Естественно, что во всей многообразной деятельности, которую предлагают учреждения культуры инвалиды вправе участвовать наряду с другими гражданами. Однако, очевидно, что эффективность этой деятельности для инвалида существенно возрастает, если она осуществляется в рамках его индивидуальной программы реабилитации под наблюдением квалифицированных специалистов, в режиме и условиях, учитывающих специфические потребности, возможности и интересы инвалида. Поэтому следует предусмотреть обеспечение тесного сотрудничества и координацию соответствующих усилий органов социальной защиты и культуры на всех уровнях.

Приобщение к активной деятельности в рамках культурно-досуговых учреждений позволяет в определенной степени дисциплинировать, ввести рациональное распределение времени, сил, знаний человека с ограниченными возможностями, дают ему возможность целенаправленно и разносторонне запрограммировать и реализовать свободное время.

Таким образом, основу процесса социокультурной реабилитации инвалидов и их семей составляют разнопрофильные досуговые программы. Такие программы (информационно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные) базируются на активных, часто нетрадиционных формах клубной работы. Эти программы способствуют сплочению людей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формировании здоровой психики, настроения, развитии творческой инициативы и самостоятельности этих групп населения. В этом и состоит суть духовной реабилитации инвалидов с использованием средств культуры.

В распоряжении специалистов культурно-досуговой сферы находятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе массмедийиые технологии.

В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию инвалидов, лежат три исходных начала:

1.        личность самого инвалида в ее многообразии;

2.        отношения  и  контакты  инвалида с окружающей средой  и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

3.        культурно-досуговые формы  и  методы,   призванные активно влиять на личность инвалида, на его социальную реабилитацию и статус в обществе.

Используемые учреждениями культуры культурно-досуговые формы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие, нравственные, профессиональные и др.), на структуру общения, формы и способы организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуализации их стиля жизни, быта, досуга.

Именно занятие искусством, творчеством играет здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество. Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.). Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения себя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.

В учреждениях культуры инвалид приобретает навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры. Деятельность этих учреждений несет в себе интегративную функцию в общественном воспитании людей с ограниченными возможностями, способствует социализации их досуга.

Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с ограниченными возможностями, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.

         Что же необходимо сделать учреждениям культурно-досугового типа   для социализации инвалидов? Прежде всего, обеспечить свободный доступ посещения: пандусы, лифты, перила, специальные покрытия полов, стоянки для специального автотранспорта и так далее, В последние годы в нашей области проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в активную жизнь. В учреждениях культуры в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»  проведена огромная работа по обеспечению доступности  для маломобильных граждан. Но этого совершенно недостаточно. Необходимо наладить систематическое обучение персонала, причём начиная с охраны или вахтера. Любой сотрудник должен уметь деликатно предложить свою помощь. Это тоже надо уметь, поэтому очень важно время от времени проводить специальные занятия с сотрудниками. Например, если больного без его согласия взять за руку и начать ему помогать, он просто может упасть, так как он уже приспособился к своему ритму движения и  неожиданная помощь ему просто не нужна. Сотрудники должны знать, что сначала надо спросить человека, нужна ли ему ваша помощь.

       Если в Дом культуры  приезжает группа колясочников, то только посещение гардероба может растянуться на 30—40 минут. Если проводиться крупное мероприятие, то желательно привлечь для помощи волонтеров.        

           Однако, мало сделать улицы, магазины, учреждения культуры доступными для инвалидов,  необходимо ежедневно вести работу с нашим обществом, которое сегодня   ещё не готово на равных общаться с людьми, имеющими видимые ограничения здоровья. Поэтому, используя любую публичную возможность необходимо говорить об этой проблеме,  устраивать  мероприятия не отдельно для больных и здоровых, а пытаться сделать комфортным присутствие не очень здоровых детей и взрослых среди других членов общества.

Сервисные услуги. Люди с ограниченными физическими возможностями, как правило, не очень финансово обеспечены, но им также хочется посидеть в кафе, купить сувенир на память. В идеале в кафе нужны низкие стойки. Однако, на практике,  если сделать стойки низкими или с понижением в одном месте, то всем остальным (которых всё-таки большинство) будет крайне неудобно, поэтому необходимо просто проинструктировали персонал, чтобы они сами подходят к столику, где оказался колясочник. Опять же время от времени персоналу кафе нужно напоминать о правилах обслуживания инвалидов.

Участие инвалидов в общих культурных  программах.

Очень важно организовать работу в учреждении культуры так, чтобы инвалиды могли участвовать наравне со всеми во всех программах, проводимых для посетителей.  Естественно, специалисты, которые их проводят, перед каждой такой программой должны пройти инструктаж о необходимости специальной помощи не очень здоровым людям, особенно детям. Совместное творчество имеет огромное значение, причём и для тех, и для других, когда все дети вместе что-то делают — и больные, и здоровые.

Выставки работ инвалидов.

С точки зрения социализации инвалидов крайне важно, если есть такая возможность, делать их персональные выставки. Во вводном тексте к выставке необходимо писать, что эти работы сделаны инвалидом. Этого не нужно стесняться, часто посетители даже не задумываются о том, что этот художник, выставивший прекрасные пейзажи, держит кисть, зажав её в кулаке, так как пальцы не работают; что он глухонемой. Опять же это важно и для инвалидов, и для всех остальных.

Информация о работе учреждения культуры.

Люди с ограниченными возможностями должны знать, что им предлагают учреждения культуры. На сайтах, персональных страничках должна быть информация о режиме работы учреждения, его услугах, мероприятиях.

Учреждение культуры может решить целый ряд проблем в области социализации инвалидов:

• решение проблемы интеграции детей, подростков и взрослого населения с ограниченными возможностями в культурно-досуговой сфере;

• решение проблемы доступности знаний о развитии живой природы, о культурных ценностях общества для всех категорий инвалидов, в том числе слепых;

• решение проблемы воспитания чувства патриотизма и национального самосознания, любви к родной природе культурно-досуговыми  средствами;

• формирование культуры общения в обществе.

Можно обозначить следующие цели, к которым могут (и должны) стремиться учреждения культуры для решения вопросов социокультурной реабилитации инвалидов:

• основная цель — содействовать процессу реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих инвалидность, культурно-досуговыми средствами, расширять доступ к культурной информации;

• побуждать к активной жизненной позиции родителей и детей с ограниченными возможностями;

• создать условия для развития социальной активности инвалидов (участие в выставках их работ, проведение мероприятий).

В организации беспрепятственного доступа инвалидов всех категорий в учреждения культурно-досугового типа необходимо решить следующие задачи:

• сделать все публичные пространства учреждения доступными для детей, подростков и взрослого населения с ограничениями здоровья;

•  разработать методические рекомендации по приёму инвалидов различных категорий в учреждении;

• повысить значимость учреждения культуры,  как современного социального института, транслировать в общество осознание нового места  культурно-досугового учреждения в меняющемся социокультурном окружении.

Для достижения поставленных целей и решения вышеназванных задач культурно-досуговое учреждение может выбрать следующие направления работы по социокультурной реабилитации инвалидов:

• просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;

• досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путём содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей;

• коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений;

• познавательное воздействие, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях; осознание окружающего их мира, связи с окружающими людьми;

• эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека;

• работа с инвалидами, а также детьми, подростками, молодыми и пожилыми людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии;

• работа с семьёй инвалида;

• наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации инвалидов культурно-досуговыми средствами.

        Благодаря систематической и планомерной работе накоплен ценный опыт духовной реабилитации инвалидов  в Областном Дворце культуры «Пролетарка». В течение многих лет благодаря тесному сотрудничеству с Министерством социальной защиты населения Тверской области, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом глухих, ГБУК ТОДК «Пролетарка»  удалось сделать местом, куда человек с любыми ограничениями здоровья всегда может приехать и провести там своё свободное время. Для данной категории на базе ТОДК организуются фестивали, творческие конкурсы, выставки и другие мероприятия, представляющие творчество инвалидов и других групп.

        Ежегодно организуются праздники, посвященные Всемирному дню инвалидов, проводился показ кинофильмов Международного фестиваля «Кино без барьеров». С 2011 года проходит фестиваль «Путь к успеху», который  дает возможность людям с ограниченными возможностями здоровья выразить себя и показать свои таланты. Он охватывает практически всю территорию региона. Мастерство участников находит отражение не только в художественных жанрах народного творчества: хореография, вокал, стихосложение, но и в декоративно-прикладном искусстве. Ярких, неординарных людей, с сердцем, которое тянется к искусству, и с несгибаемой силой духа  объединяет этот  фестиваль, посвященный Международному Дню инвалидов. Среди наиболее значимых мероприятий хочется также отметить Межрегиональный конкурс жестовой песни «Радуга на ладонях» и  открытый областной фестиваль творчества детей         с ограниченными физическими возможностями «Добрый Ангел надежды», в котором принимали участие слабослышащие и слабовидящие дети, дети с общими заболеваниями, а также их родители, дети из многодетных семей из города Твери и  районов Тверской области.  По сравнению с 2010 и с 2011 годом  возросла посещаемость этих мероприятий и количество участников, вырос уровень проведения  фестивалей и самих творческих номеров, это произошло благодаря  интеграции здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.

      Для детей - инвалидов, детей из детских домов и домов-интернатов Тверской области, а также из многодетных и малообеспеченных семей традиционными стали благотворительные программы: конкурсы «Юный пекарь», Юный кондитер» (совместно с ОАО «Волжский пекарь»), благотворительные новогодние елки. Уже восемнадцать лет во Дворце культуры «Пролетарка» существует общественная организация «Клуб инвалидов «Надежда», членами которой являются более двухсот человек из города Твери и Тверской области,  также образовалась детская группа клуба.

            В завершение хочется подчеркнуть, что в культурно-досуговых учреждениях Тверской области  уже сделано очень много для социализации инвалидов, но останавливаться нельзя, ещё очень много нерешённых проблем.  Комплексное решение проблемы социализации инвалидов возможно только путём объединения усилий учреждений культуры, общественных и медицинских организаций.

Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет для детей-инвалидов и молодых инвалидов вообще. В отношении этой категории лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности — приобщение молодежи к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов — идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности. Это — средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность.

Социокультурная реабилитация — один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, эффективный способ изменить позицию общества по отношению к инвалидам и один из путей гуманизации общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы ШМО "Здоровье, культура и творчество" МОУ "Лицей № 47" Рук. Кушнерева О.В.

Анализ работы ШМО "Здоровье, культура и творчество" МОУ "Лицей № 47" Рук. Кушнерева О.В....

Здоровье - культура жизни!

Отражена значимость занятий в водной среде для детей и взрослых....

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ «КИТЕЖ».

Последнее время мы часто слышим: «Сфера дополнительного образования детей создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соотв...

ШМО "Культура, здоровье и творчество"

Презентация ШМО "Культура"...

Творчество в физической культуре для детей младшего возраста с целью вовлечения в процесс и для укрепления здоровья.

Ребята  младшего  возраста  на занятиях  физической культурой  кроме обычных занятий,  с удовольствием  открывают свои таланты. Они могут  изобразить  с по...

Муниципальный конкурс детского творчества "Родная культура языком искусства".

Конкурс проводился среди обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования, а также воспитанников учреждений культуры Ямала....