Занятие Образ матери на Руси
методическая разработка (6 класс)

Марина Байшева

Образ иатери на Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие Образ матери на Руси93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Нижнеомская средняя  школа № 2»

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

Детское объединение «История русской культуры»

Конспект открытого занятия

«Образ матери на Руси»

                                      Подготовила: Байшева Марина Михайловна,  

                                      педагог дополнительного образования МБОУ      

                   «Нижнеомская средняя  школа №2»

                                        Центр образования цифрового и гуманитарного  

 профилей «Точка роста»

с. Нижняя Омка - 2019

Цель: создание условий для исследования образа матери на Руси  в различных видах искусства, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Познакомить детей      с историей и обычаями празднования Дня матери в нашей стране.

Задачи:

образовательные:                                                                                                                              - раскрыть образ Божьей Матери и образ матери на Руси через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;                                                       - способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах;                                                                                                      

развивающие:                                                                                                                                   - развивать эстетическое отношение детей к окружающему мируформировать интерес к произведениям искусства;                                     - развивать творческую активность детей, речь, память, внимание, любознательность;                                                                                                     - развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

воспитывающие:                                                                                                          - воспитывать  у детей чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным образом является образ женщины-матери;                                                                                                                    - воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери на Руси.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- сопереживание чувствам других людей;

- развитие доброжелательности, отзывчивости;

- формирование навыков осмысления собственного поведения, личной ответственности за свои поступки;                                                                                                                                  - формирование эстетического отношения к действительности, которое способствует воспитанию уважения к старшим, умению выражать свои чувства к близким, к матери, формированию лучших качеств у детей (доброта, отзывчивость, терпимость);                                             Метапредметные результаты:

- осознанное построение речевых высказываний;

- формирование умения работать в группе, готовности слушать собеседника, принимать его точку зрения, вести диалог;

- использование логических операций анализа, сравнения, рассуждения, доказательства;

- формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях с изобразительным искусством с музыкой и литературным словом.

Методы: беседа, рассказ, игра, упражнение, поощрение.
Формы: беседа-игра

Оснащение занятия:

  • репродукции картин: В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», Р.Санти «Сикстинская мадонна», В.Петров-Водкин «Мать»;
  • музыкальное сопровождение притчи «Ангел», Ф.Шуберта «Аве Мария»; А.Бабин «Песенка для мам».

Оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер;

акустическая система с фонограммами песен;

аппликация солнышко.

План занятия:

  1. Вступительное слово. Раскрытие проблемы материнства и его значение в современном мире.
  2. Обзор и беседа по проблеме ценностей отношения человечества             к материнству. Образ матери на Руси.
  3. Чтение стихов, пословиц и исполнение песен о маме.
  4. Рефлексия.

Ход занятия

Педагог: приветствует всех присутствующих, делится хорошим настроением и предлагает к общему вниманию просмотр видеоролика «Истоки».

- А, что же для нас вами  ребята является истоками?

- Ответы учащихся.

Педагог: правильно – это наша родина, наши родители, мама!

- В ролике прозвучало слово – «Святыня», скажите,  кого мы можем охарактеризовать таким словом?

- Ответы учащихся.

Педагог: Я предлагаю вам послушать стихотворение и ещё раз ответить мне на заданный вопрос.Звучит фонограмма  (№1. Звучит мелодия Дж. Ласта «Одинокий пастух»), на фоне музыки педагог  читает:

Говорил нерожденный малыш:            «Я боюсь приходить в этот мир.
Столько в нем неприветливых, злых   Глаз колючих, усмешек кривых…

Я замерзну, я там заблужусь,             Я промокну под сильным дождем.
Ну, к кому я тихонько прижмусь?     С кем побуду, оставшись вдвоём?»

Отвечал ему тихо Господь:               «Не печалься, малыш, не грусти,
Ангел добрый, он будет с тобой,       Пока будешь мужать и расти.

Будет он тебя нежить, качать,                Наклонясь, колыбельные петь,
Будет крепко к груди прижимать,          Будет крыльями бережно греть.

Первый зуб, первый шаг видеть твой,    И ладошкой слезинки стирать,
А в болезни, склонясь над тобой,           Жар губами со лба убирать.

И когда, начиная взрослеть,                    Ты дорогу отыщешь свою,
Ангел будет во след лишь смотреть,     Повторяя молитву свою…»

- Как же Ангела имя? – Скажи..         Как его мне средь тысяч узнать?…
- Это вовсе не важно, малыш,           Мамой будешь ты Ангела звать

Педагог: - Итак, ребята, о какой святыне мы с вами сегодня будем говорить?

Ответы учащихся.

Педагог:  я расскажу вам стихотворение. Если узнаете, о ком оно, говорите хором. Приготовились, слушаем.

Кто открыл мне этот мир,  Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?  Лучшая на свете …. МАМА (хором)

Кто на свете всех милее    И теплом своим согреет,
Любит больше чем себя?  Это …. МАМОЧКА моя (хором)
Книжки вечером читает    И всегда все понимает,
Даже если я упряма,          Знаю, любит меня …. МАМА (хором)
Я шагаю по дорожке,          Но устали мои ножки
Перепрыгнуть через яму    Кто поможет? Знаю – … МАМА. (хором)

      Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для каждого из вас тему «Мама, любовь мамы к ребенку, любовь ребенка к маме», а также познакомиться с образом матери на Руси. С тем, как изображают женщин - матерей художники, поэты и композиторы. И  об одном из величайших праздников в России.

- Кто знает, какой праздник отмечается в России в последнее воскресение ноября? (День Матери)

Ответы детей.

      Мы побеседуем об этом потому, чтобы вы еще внимательнее и бережнее относились к своим мамам, чтобы вы еще больше их любили. И чтоб мальчишки поняли, что девочки когда-то тоже станут мамами и их нужно уже сейчас беречь и уважать.

Я вам предлагаю посмотреть репродукцию картины замечательного русского художника Алексея Гавриловича Веницианова «На пашне. Весна», написанной очень давно (1820 г., 19 в., принадлежит Госуд.Третьяк. галерее). Рассмотрите её внимательно и ответьте мне: - Кого вы видите на картине?                                                                                    - Как одета изображенная художником женщина? Что она делает?                     - Почему ребенок находится здесь же, на поле?                                                    - Как вы думаете, почему эта женщина вынуждена работать в поле и брать    с собой ребенка?

Ответы детей.

Педагог:  А сейчас послушайте мелодию, которая поможет вам почувствовать настроение картины.                                                                                            

     (Звучит мелодия № 2. «Аве Мария»)

Педагог: «Ранним утром художник отправился в поле, где особенно чувствовался запах свежевспаханной земли, от которой поднималась лёгкая дымка. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряженных в бороны коней. От еще непрогретой земли поднимается легкий пар, и кажется, словно она не идет, а плывет в этой дымке, едва касаясь мягкой земли. А в стороне от пашни сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать».

- Представьте себе, что ребёнок заплакал: почему?

Скорее всего, он проголодался. Мама оставит свою тяжелую работу, чтобы накормить его.                                                                                                

А вот перед вами репродукция другой картины великого итальянского художника Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Слово «Мадонна» обозначает «Богоматерь, мама Бога». Вглядитесь в лицо матери.                                                                                                                - Какое оно?                                                                                                                - Что выражает взгляд этой женщины? О чём сейчас она думает?                   Во Время кормления мысли должны быть только добрыми, и тогда доброта мамы передастся малышу - не только с нежным взглядом. Но и с молоком мамы.                                                                                                                          - А может мама мечтает о будущем своего малыша? Каким она его представляет? (ответы детей).

Педагог: Мадонна – значит Богоматерь. Ещё её называю Девой Марией, Богородицей.

№ 3. Исполнение песни «Матерь Божья простирает амофор». Исполняют ученики 1 «А» класса.

Педагог:  Вернёмся к образу Богородицы.                                Обратите внимание на руки женщины. Как она держит малыша?                                                                                       - Можно сказать, что младенец и его мама счастливы?                                              - А когда малыш захочет спать, как мама его уложит?                                         - Может она ему споет колыбельную песенку, такую же, как пела вам ваша мама, когда вы были маленькими?                                                                           - Кто напоет мамину песню?

Мамина колыбельная полна любви и заботы о своем дитяти. А может, эта мама споет вот такую колыбельную. Послушайте русскую колыбельную песню. (Звучит фонограмма № 4.).

Педагог:  вам понравилась колыбельная песня?

- Как вы думаете, с какими чувствами исполняла её мама своему ребёнку?

Ответы детей.

Педагог:  трудно жилось женщине на Руси. Нужно было и детей растить, и по дому хозяйничать, и в поле управиться. На помощь приходили взрослые дети, помогали своим родителям. Девочки помогали мамам в воспитании своих братьев и сестёр. Могли спеть колыбельную, послушайте. (Звучит фонограмма «Колыбельная сестрёнке» № 5.). 

Настоящая мама никогда не бросит своё дитя, она ради него готова на всё, она даже может отдать свою жизнь за него. Недаром Божья Матерь на Руси считается самой дорогой Святыней. Ей молятся тысячи матерей  о благополучии и здоровье своих детей. Образ Божией матери очень почитаем на Руси. Каждый год во всех русских селеньях праздновали Покров – осенний православный праздник. Считалось, что Матерь Божья своим покровом оберегает всех  людей.                                                                             - Посмотрите на изображение Божьей Матери - Покров.  

Каплунова Екатерина: рассказ об иконе Покрова.    

  -Дорогие гости, а вы знаете, что название праздника Покрова Пресвятой Богородицы связан с частью её одежды – мафорием.

Мафорий — это длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. По преданию один юродивый и его ученик во время богослужения  увидели  Божью Матерь, которая раскрыла головное покрывало над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий.    С тех пор и возник праздник Покров Пресвятой Богородицы.

     Этот праздник  стал в России одним из самых любимых праздников.  Богородица издавна считалась Покровительницей земли Русской.

Выступление учащихся

Катя Котова: По осенним седым облакам вошла Богородица в храм.

          На колени она опустилась, перед образом сына молилась.

          И над всеми, кто верить готов, распростерла святой,  Свой Покров.

          Он из света небесного свит, Невесом и прозрачен на вид.

Дети. Исполнение песни № 6  «Тучки в небе кружатся…»

Варвара М. Исполнение песни № 7  «Прилетела туча…» 

ФИЗМИНУТКА

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре -

Потянулись, наклонились.

Хорошо мы потрудились.

Педагог: Вы, девочки, тоже станете мамами. Вы, мальчики, станете папами, будете защитниками своих детей, защитниками своей Родины. Родины-матери. Ваши предки воевали за Родину, и многие из них погибли. Отдавая свою жизнь за нас с вами, погибая, они произносили слова «Родина» и «Мать».  Но когда на Родину нападает враг, она просит нас о помощи. Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина – мать” – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.

(Звучит вступление к песни №8 «Свешенная война»)

                                        Дети читают стихи.                                                                                         Настя П. и Варвара М.:                                                                                                          Нашу Родину,                                                                                                    Землю русскую,                                                                                                     Мы тоже зовем матерью.                                                                                   Мать - Россия моя,                                                                                                   С чем тебя мне сравнить?                                                                                       Без тебя мне не петь,                                                                                              Без тебя мне не жить. (С. Островой)

Да, земля наша кормит нас своими хлебами, поит нас из своих родников, согревает лучами солнца. Значит, она для всех нас - мать. Когда земля спокойна, она дарит нам голоса птиц, журчание ручья.  

             № 9. (Фонограмма «Птицы»)

                         

 № 10. Дети исполняют песню «Над церковными куполами».

- В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. А сколько пословиц о маме сложено народом.                             (Идёт показ слайд-шоу с пословицами).                                                                               - Ребята, прочитайте пословицы:  Как вы их понимаете?

    Педагог: День Матери – международный праздник. В разных странах этот день приходится на разные даты, в основном этот праздник отмечается каждое второе воскресение мая.                                                                                  - В России День матери — праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября.                      -  Главное назначение этого праздника – особо отметить роль самого главного человека в нашей жизни  – Матери.

Дети читают стихи о маме, бабушке.       Настя Х., Нелли Т.                                                      

№11  Дети исполняют песню «Зореньки краше…»

Педагог: какие вежливые слова мы можем сказать своей маме?       Читаю загадки, дети отвечают.

Растает даже ледяная глыба    От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,   Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах, Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости, Мы говорим…(прости, пожалуйста).

СЛАЙД - Найди слова, которые передают твои чувства,  когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери: МИР, ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, СПОКОЙСТВИЕ.

Ребята, давайте скажем чудесные слова о маме, каждый по слову.

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»

*мама - самая красивая  – самая умная – самая трудолюбивая 

*мама – самая активная  – самая ответственная  – самая артистичная 

*мама – самая весёлая  – самая терпеливая  - самая серьёзная 

*мама – самая талантливая  – самая милая  – самая спортивная 

*мама – самая прекрасная   - добрая, любимая.

 

                     Предлагаю сделать цветок любви для своей мамы.      

№ 12.  Дети исполняют песню «Мама».

Педагог: Я хочу ребята, чтобы вы еще внимательнее и бережнее относились к своим мамам, чтобы вы больше любили их. И чтобы мальчики поняли, что девочки когда-то тоже станут мамами и их нужно уже сейчас беречь и уважать.

Педагог: Сегодня мы  с вами говорили о маме, рассматривали образ матери на Руси. И я вам предлагаю оценить наше занятие. Если вы чувствуете, что за последние 45 минут ваш внутренний мир изменился, если ваши сердца наполнились самыми лучшими чувствами, если вы узнали что-то новое и интересное для себя,  и вам понравилось занятие, я предлагаю вам взять с ваших парт улыбающиеся  смайлики и выйти к доске. Если же занятие не очень понравилось,  и у вас остались вопросы, возьмите грустные смайлики и выходите к доске.   Звучит фонограмма песни «Зореньки краше…», дети выходят с выбранными смайликами к доске.

Педагог: Я была рада встречи с вами. Надеюсь, что после сегодняшнего занятия вы ещё больше, сильнее будете любить своих мам. Всем спасибо, занятие окончено.

Приложение

Сказка

Было у матери семь дочек. Однажды, поехала мать к сыну, который жил далеко. Ввернулась домой только через неделю. Когда мать вошла, дочки, одна за другой стали говорить, как они скучали по матери

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,— сказала первая дочь.

Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — проговорила вторая.

Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья. Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка,- щебетала четвертая. Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.

Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, — сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Педагог: Итак, ребята, кто же из дочек по-настоящему любил маму? Почему вы так решили? Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво? Подумайте и скажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы. А что вы хорошего делаете для своей мамы? 

ФИЗМИНУТКА

Дружно помогаем мама,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре -

Потянулись, наклонились.

Хорошо мы потрудились.

СОЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к чужому чувству.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживать что-нибудь совместно с другим, сочувствие другому.

СОСТРАДАНИЕ – сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

БЕСКОРЫСТИЕ – отсутствие заботы о личной выгоде.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – проявление дружеского расположения, участия.

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

Физминутка.

Маму я свою люблю,

Маме дров я наколю,

Постираю, полоскаю,

С рук я воду отряхаю и уроки выполняю

Энергизатор.

Дети стоя передают друг другу мягкую игрушку «сердце» и продолжают фразу

- Я люблю свою маму, потому что она …

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ твой над Русью вознесенный сквозь века указывал нам путь..."

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.7 класс.Цели урока:Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.Восп...

Методическая разработка занятия по теме «Образ матери в искусстве».

Тема данной работы - образа Матери в искусстве. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен т...

Конспект - занятия для 1-2 классов "Образ матери в исскустве"

В данном конспекте рассматривается образ матери  через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись), в которых главным является образ женщины-матери....

Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино

Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....

Образ матери в военные годы (на основе «Баллады о матери» А. Дементьева и краеведческих материалов)

Открытый урок проводился в рамках районного смотра "Марш Победы" 8 мая 2015 года. Учащиеся 3 РВУГ в ходе урока поделились с гостями результатами своей исследовательской работы....

Методическая разработка внеурочного занятия «Образ тряпичной куклы в жизни русского народа» (мероприятие, приуроченное к празднику «День Матери»).

    Аннотация Занятие в рамках внеурочной деятельности посвящено актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания. Замысел занятия заключается в приобретение знаний о б...