Программа "Волшебная бумага"
рабочая программа

Шишхова Нуриет Изоликовна

Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка  в процессе овладения  приемами техники работы с бумагой, развитие  мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые  разные  виды  и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

 Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnaya_bumaga.docx62.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования" МО "Красногвардейский район"

Утверждаю

Директор ЦДОД

__________С.С. Хамирзова

«___»___________2020 год

Приказ №_____

от  «___» _____________2020г.

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

 от «___» _________2020г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа творческого объединения

«Волшебная бумага»

Направленность программы:                                           художественная

Адресат:                                                         7-14 лет

Срок реализации программы:                                 3 месяца

Педагог дополнительного образования:           Шишхова Нуриет Изоликовна        

Вид программы:                                                 Модифицированная

с. Красногвардейское, 2020г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно — тематический план.
  3. Реферативное описание тем.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Литература.
  6. Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

 « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 В.А.Сухомлинский  

 С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной,  имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа "Волшебная бумага" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

 Программа построена с учетом «Концепции модернизации дополнительного образования», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества» (Булгакова Татьяна Александровна),  а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

Программа «Волшебная бумага»  полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках   по изобразительному искусству, технологии,  математике.

       Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка  в процессе овладения  приемами техники работы с бумагой, развитие  мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

       Задачи:

Обучающие:

- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

- развивать художественный и эстетический  вкус;

- развивать аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;        

Воспитательные:

- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;

- прививать культуру труда.

  Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

        Программа  направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые  разные  виды  и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

 Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

         В процессе деятельности развивается:

- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

- способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

Предлагаемая программа содержит 8 технологических направлений  и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:

  Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского -  "сложенная бумага". Сначала  оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

       Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках). Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие,   стало  плетение из газет, которое  предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки.

          Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок  салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления  самых разных  видов изделий.

         Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.

        Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона  и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

 Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и  возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.

В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки. 

Программа «Волшебная бумага»  рассчитана на 1 год обучения. Составляет 204 ч, 3 раза в неделю по 2 часа для обучающихся в возрасте   7-14 лет.

                                    Ожидаемые результаты.

Знания:

  • Различные приемы работы с бумагой;
  • Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;
  • Историю возникновения каждого вида искусства.
  • Линии сгиба в оригами;
  • Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;
  • Основные базовые формы.

Умения и навыки:

  • Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с  ножницами; ПДД; ППБ.
  • Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
  • Уметь применять различные приемы работы с бумагой
  • Составлять  аппликационные композиции из разных материалов;
  • Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Соединять детали из бумаги с помощью клея;
  • Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Работать с технологическими  и  инструкционными картами;

                                   

Учебно-тематический план

Темы занятий

             Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Какие бывают виды бумаги.

2

1

1

3.

Приемы складывания бумаги:

- гора, долина, зигзаг;

- как седлать из прямоугольника квадрат.

4

1

1

2

1

1

2

2

2

4.

Приспособления для  работы:

- приемы работы с ножницами;

- приемы работы с клеем;

- приемы работы с линейкой;

- работа по шаблонам:

Вырезание квадратов, прямоугольников.

Вырезание треугольников.

Вырезание кругов.

18

3

3

3

3

2

2

2

4

1

1

1

1

-

-

-

14

2

2

2

2

2

2

2

5.

Плетение из полосок:

- вырезание полосок;

- переплетение «коврик»;

- изготовление закладки с прорезными элементами.

6

2

2

2

3

1

1

1

3

1

1

1

6.

Изготовление простейших изделий в технике «оригами»:

- изготовление самолетов двух видов;

- лисье семейство;

- хлопушка, дракон.

16

5

5

6

3

1

1

1

15

4

4

5

7.

Аппликации из бумаги геометрической формы (треугольник, круг, овал):

- вырезание  деталей – треугольников;

- «Морской пейзаж» - составление пейзажа – задний план – приклеивание.

- аппликация из овалов и кругов «Петушок»- вырезание деталей;

- составление картинки, приклеивание;

- оформление работ в рамку.

10

2

2

2

2

2

2

1

-

1

-

-

8

1

2

1

2

2

8.

Работа с самоклеющейся бумагой: составление орнамента из кружков на стекляном сосуде.

6

1

5

9.

Приемы вырезания снежинок:

- складывание листа, приемы прорезания;

- вырезание квадратных снежинок;

- вырезание круглых снежинок.

8

3

3

2

2

1

1

-

6

2

2

2

10.

Изготовление новогодних игрушек:

- Изготовление китайского фонарика –прорезание по линиям, склеивание;

- изготовление прорезной пирамидки с цветной вставкой;

- изготовление гирлянд из полосок:

- гирлянда из колечек,

- перпендикулярное переплетение.

10

2

2

2

2

2

3

1

1

1

-

-

7

1

1

1

2

2

11.

Аппликация

20

2

18

12.

Поделки из салфеток

20

2

18

13.

Оригами

21

2

19

14.

Торцевание

14

4

10

15.

Квиллинг

18

6

12

16.

Плетение из газетных трубочек

23

2

21

17.

Бумагопластика

9

2

7

18

Папье-маше

9

2

7

19.

Заключительное занятие

1

-

1

Итого:

216

43

173

                                   

                                   

Содержание программы «Волшебная бумага»

1. Тема: Вводное занятие

    Знакомство с программой «Бумажный мир», с планом работы объединения на год.  Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.

Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.

2.Тема: Какие бывают виды бумаги.

Содержание: 

Теория: Бумага разных видов: картон, обойная, туалетная, салфетки, др. Что такое оригами?

Практика: Изготовление из листа бумаги прямоугольной формы квадрата.

3.Тема: Приемы складывания бумаги.

Содержание:

Теория: Как складывать бумагу, продавливание.

Практика: приемы складывания: гора, долина, зигзаг.

4. Тема: Приспособления для работы.

Содержание:

Практика: резанье ножницами, правила работы с клеем,  разметка по линейке, работа по шаблонам.

5.Тема: Плетение из полосок.

Содержание:

Теория: переплетение «английский коврик». Виды плетения.

Практика: вырезание полосок, переплетение «коврик», закладка с прорезными деталями.

6.Тема: Изготовление простейших изделий в  технике  оригами.

Содержание:

Теория: Повторение основных понятий. Схема складывания – как с ней работать. Обязательное оформление готовых поделок.

Практика: складывание из листа прямоугольной и квадратной форм, использование разных видов бумаги: газета, ксероксная, др.

7.Тема: Аппликации из бумаги геометрической формы (треугольник, круг, овал).

Содержание: Составление эскиза. Форма, размер, цвет деталей.

Практика: - аппликация из овалов и кругов «Петушок»- вырезание деталей,  составление картинки, приклеивание;

 - «Морской пейзаж» - составление пейзажа- вырезание  треугольников – приклеивание.

- оформление работ в рамку.

8.Тема: Работа с самоклеющейся бумагой: составление орнамента из кружков на стеклянном сосуде.

Содержание:

Теория: Как работать с самоклеящейся бумагой. Правила  составления орнаментов.

Практика: вырезание деталей (дыроколом), приклеивание.

9.Тема: Приемы вырезания снежинок – круглая, квадратная.

Содержание:

Теория: сколько лучей у снежинки. Правила складывания бумаги для снежинок. Неповторимый рисунок  на снежинке.

Практика: вырезание снежинок.

10.Тема: Изготовление новогодних игрушек.

Содержание:

Теория: Игрушки-самоделки: чем можно украсить елку.

Практика: работа по разрезанию листа бумаги на полоски, изготовление  китайского фонарика, прорезной пирамидки, гирлянды из колечек.

11. Тема: Аппликация

Обрывная аппликация. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Приёмы и техника работы.

Изготовление поделки «Сердечко с цветком».

Изготовление поделки «Весёлый автомобиль». 

Изготовление поделки «Осень».

Изготовление поделки «Цветочная фантазия». Оформление коллективной работы.

Объёмная аппликация. Виды объёмно-плоскостных аппликаций.

Изготовление поделки «Ромашки» (из полосок бумаги).

Изготовление поделки «Берёзки» (из спиралек).

Изготовление поделки «Подсолнух» аппликация (из кулёчков).

Изготовление поделки «Цветущая ветка» аппликация (из кружочков).

Изготовление панно «Радуга» аппликация (из модулей).

12. Тема: Поделки из салфеток

Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Знакомство со свойствами материала.

Изготовление поделки из салфетных комочков «Барашек».

Изготовление поделки из салфетных комочков «Подарок».

Изготовление коллективной работы. Панно «Летний калейдоскоп». Изготовление поделки из салфетных жгутиков «Бабочка».

Изготовление поделки из салфетных  жгутиков «Осенние цветы».

13. Тема: Оригами

Знакомство с данным видом искусства, история. Просмотр работ в этой технике.  Условные обозначения и базовые формы.

Изготовление поделки «Букет» ко Дню Матери.

Технология выполнения оригами.

Панно-триптих «Японское настроение». Поэтапное изготовление рамочки, цветов, листьев. Оформление и декорирование изделий.

Изготовление коллективной работы. Панно «Кувшинки».

14. Тема: Торцевание

Знакомство с историей возникновения и особенностями  техники торцевания. Просмотр работ.

Изготовление  открытки в технике торцевания «Снежинка».

Изготовление  открытки в технике торцевания «Снеговик».

Изготовление поделки «Новогодние игрушки».

Изготовление панно «Новогодние игрушки». Коллективная работа.

Выставка работ обучающихся  «В ожидании ёлки».                      Мероприятия, посвященные празднованию Нового года.

Изготовление панно «Яркий калейдоскоп»

15. Тема: Квиллинг  

Знакомство  с бумажной филигранью. Просмотр работ. Виды завитков. Освоение техники скручивания.

Выполнение работы «Зеленый виноград».

Изготовление бахромчатых цветов.

Изготовление цветов роз в разных техниках: из полоски бумаги, из спиральной полоски, нарезанной по кругу.

Изготовление и оформление аппликации на диске  «Нежность».

Изготовление  и оформление панно  «Цветочный фейерверк». Коллективная работа.

Изготовление открытки «Сердечко» ко дню Валентина.

Изготовление и оформление  панно «Жар-птица».

Изготовление и оформление  открытки к 23 февраля.

Изготовление и оформление  открытки к 8 Марта.

16. Тема: Плетение из газетных трубочек  

Знакомство с техникой изготовления и плетения из газетных трубочек. Демонстрация  разнообразия изделий

Техника кручения газетных трубочек. Подготовка к работе. Окраска.

Плетение цилиндра простой формы. Декорирование.

Плетение веера из газетных трубочек. Изготовление трубочек, окраска. Изготовление цветов для декорирования. Оформление работы.

Плетение шкатулки. Изготовление трубочек, окраска. Декорирование.

Плетение венка из газетных трубочек. Изготовление трубочек, окраска. Декорирование.

17. Тема: Бумагопластика

Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в этой технике.

Изготовление открытки «Цветы к празднику».

Изготовление пасхальной открытки.

Изготовление  открытки «Цыплёнок»

Изготовление пирожного из бумаги.

Изготовление и оформление торта из гофротрубочек. Техника  изготовления гофротрубочек.

18. Тема: Папье-маше  

Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике.

Знакомство с техникой папье-маше. Способы лепки. Маширование.

Просмотр работ. Изготовление изделий в технике «папье-маше».

Лепка из однородной массы. Изготовление поделки «Рыбка». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия.

Изготовление оберега «Подкова». Лепка, сушка,  окраска и декорирование изделия.

. Изготовление панно «Денежное дерево». Формирование ствола из бумажной массы. Изготовление монеток из бумажной массы. Сушка. Окраска. Декорирование и оформление работы.

19. Тема: Заключительное занятие

Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.

               

Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы «Волшебная бумага» используются следующие методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

            Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

         В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

Ведущие педагогические технологии:

  • технология диалогового обучения;
  • игровые технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Методическое обеспечение

Тема или раздел программы

Формы занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал,

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, игра.

Словесные, наглядные, игровые

Иллюстрации, слайды, работы обучающихся.

 собеседование

2

Аппликация

Беседа, наблюдения,

практические занятия

Наглядные, словесные,

практические, изобразительные

Иллюстрации, слайды, образцы работ, видеофильмы о технике аппликации

Собеседование, просмотр изделий,

3.

Поделки из салфеток

Беседа, практические занятия

Наглядные, словесные, практические

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

Собеседование, просмотр изделий,

4

Оригами

Беседа, практические занятия наблюдения,

Наглядные, практические, словесные

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

видеофильмы о мастер-классах по технике оригами

Собеседование, просмотр изделий,

5

Торцевание

Беседа, практические занятия наблюдения, игра

Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

видеофильмы о мастер-классах по технике торцевания

Собеседование, просмотр изделий,

диагностика результативности

6.

Квиллинг

Беседа, практические занятия, наблюдения,

Словесные, наглядные, практические изобразительные

 Иллюстрации, слайды, работы обучающихся, видеофильмы о мастер-классах по технике квиллинг

 Собеседование, просмотр изделий

7.

Плетение из газетных трубочек

Беседа, наблюдения,

практические занятия

Наглядные, словесные,

практические,

Иллюстрации, слайды видеофильмы о мастер-классах по технике плетения

Собеседование, просмотр изделий

8.

Бумагопластика

Беседа, практические занятия, праздник, игра

Наглядные, словесные, практические,

изобразительные

Иллюстрации, слайды

Собеседование, просмотр изделий

9.

Папье-маше

беседа, практические занятия, игра

Наглядные, практические, словесные игровые

Иллюстрации, слайды видеофильмы о мастер-классах по технике папье-маше

Собеседование, просмотр изделий

10.

Итоговое занятие

Беседы, игры, обсуждение

Наглядные, словесные

Образцы изделий обучающихся

Собеседование, просмотр изделий,

диагностика результативности

         Методическое сопровождение  программы

- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;

- тесты, дидактические и психологические игры;

- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.

                         

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с бумагой (после прохождения соответствующего блока)
  • Проведение  выставок работ обучающихся
  • Участие в краевых, районных и городских выставках, интернет-конкурсах
  • Тестирование, собеседование

Внешний контроль

               После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и  активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника.    Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям:  качество исполнения,  соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.

 

                                        Внутренний контроль

 предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.

  Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

     

                       ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Знания:

  • Различные приемы работы с бумагой;
  • Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;
  • Историю возникновения каждого вида искусства.
  • Линии сгиба в оригами;
  • Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;
  • Основные базовые формы.

Умения и навыки:

  • Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с  ножницами; ПДД; ППБ.
  • Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
  • Уметь применять различные приемы работы с бумагой
  • Составлять  аппликационные композиции из разных материалов;
  • Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Соединять детали из бумаги с помощью клея;
  • Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • Работать с технологическими  и  инструкционными картами;     

      В результате обучения обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

- познакомятся с основами знаний в области составления композиции;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;

- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);

- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.                    

       

     Материально-техническое обеспечение  программы

                     Материалы и инструменты для занятия.

Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или специальную  бумагу для оригами.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:

  • не размахивать ножницами;
  • передавать ножницы кольцами вперёд;
  • при резании следить за положением левой руки;
  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки панно и закрепления деталей – клей «Титан».

Кисточки: можно использовать  кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши, фломастеры, маркеры: для украшения и оформления поделок.

Список литературы для обучающихся:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
  2.  Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.-  128 с.: ил.+    цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
  8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
  9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

Список литературы для педагогов:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
  2.  Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.-  128 с.: ил.+    цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
  8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
  9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
  10. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)
  11. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)

13.http://stranamasterov.ru/      

14.http://oriart.ru/

15.www.origami-school.narod.ru

16.http://www.liveinternet.ru

17.http://www.livemaster.ru

18.http://www.rukodel.tv/ 

19.http://www.maam.ru

20.http://prostodelkino.com

Список литературы для  родителей обучающихся:

1.Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.

2.Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).

3.Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.-  128 с.: ил.+    цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).

4.Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

5.Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

6.Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к              тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования" МО "Красногвардейский район"

Утверждаю

Директор ЦДОД

__________С.С. Хамирзова

«___»___________2020 год

Приказ №_____

от  «___» _____________2020г.

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

 от «___» _________2020г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

творческого объединения

«Волшебная бумага» 

2020-2021 учебный год

Педагог дополнительного образования:              Шишхова Нуриет Изоликовна        

с. Белое, 2020

Календарно- тематическое планирование кружка «Волшебная бумага» на 2020 – 2021 учебный год.

Темы занятий

             Количество часов

Дата проведения занятий

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Какие бывают виды бумаги.

2

1

1

3.

Приемы складывания бумаги:

- гора, долина, зигзаг;

- как седлать из прямоугольника квадрат.

4

1

1

2

1

1

2

2

2

4.

Приспособления для  работы:

- приемы работы с ножницами;

- приемы работы с клеем;

- приемы работы с линейкой;

- работа по шаблонам:

Вырезание квадратов, прямоугольников.

Вырезание треугольников.

Вырезание кругов.

18

3

3

3

3

2

2

2

4

1

1

1

1

-

-

-

14

2

2

2

2

2

2

2

5.

Плетение из полосок:

- вырезание полосок;

- переплетение «коврик»;

- изготовление закладки с прорезными элементами.

6

2

2

2

3

1

1

1

3

1

1

1

6.

Изготовление простейших изделий в технике «оригами»:

- изготовление самолетов двух видов;

- лисье семейство;

- хлопушка, дракон.

16

5

5

6

3

1

1

1

13

4

4

5

7.

Аппликации из бумаги геометрической формы (треугольник, круг, овал):

- вырезание  деталей – треугольников;

- «Морской пейзаж» - составление пейзажа – задний план – приклеивание.

- аппликация из овалов и кругов «Петушок»- вырезание деталей;

- составление картинки, приклеивание;

- оформление работ в рамку.

10

2

2

2

2

2

2

1

-

1

-

-

8

1

2

1

2

2

8.

Работа с самоклеющейся бумагой: составление орнамента из кружков на стекляном сосуде.

6

1

5

9.

Приемы вырезания снежинок:

- складывание листа, приемы прорезания;

- вырезание квадратных снежинок;

- вырезание круглых снежинок.

8

3

3

2

2

1

1

-

6

3

3

2

10.

Изготовление новогодних игрушек:

- Изготовление китайского фонарика –прорезание по линиям, склеивание;

- изготовление прорезной пирамидки с цветной вставкой;

- изготовление гирлянд из полосок:

- гирлянда из колечек,

- перпендикулярное переплетение.

10

2

2

2

2

2

3

1

1

1

-

-

7

1

1

1

2

2

11.

Аппликация

10

2

8

12.

Поделки из салфеток

10

2

8

13.

Оригами

11

2

9

14.

Торцевание

14

4

10

15.

Квиллинг

18

6

12

16.

Плетение из газетных трубочек

13

3

10

17.

Бумагопластика

9

2

7

18.

Папье-маше

9

2

7

19.

Заключительное занятие

1

-

1

Итого:

216

43

173


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Деловые бумаги в школе"

Проектная работа учащихся 6-го класса...

Урок "Бумага и картон".

Урок для уч-ся 5 классов по разделу "Ремонтно-строительные работы". Первый урок в этом разделе. Способствует формированию знаний об истории, составе и производстве бумаги,  развитию кругозора, зн...

Витраж на бумаге

Поэтапное создание эскиза витража на бумаге. С фотографиями....

Статья" Междисциплинарное обучение: на бумаге или на уроке?"

В этой статье мною сделана попытка рассмотреть некоторые направления и особенности связи курсов физики и биологии применяемые мною....

Вычисление площади фигур на клетчатой бумаге.

Данная презентация разработана мной с целбю подготовки учащихся к КДР, будет полезна при подготовке к ЕГЭ....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Урок трудового обучения "Работа с бумагой «Изготовление елочной гирлянды из полос цветной бумаги»"

Урок для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллектаТип урока: урок-практикумЦель: научить изготавливать ёлочную гирлянду из полос цветной бумаги.Задачи:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формировать умения работать ...