Конспект занятия "Интонация"
план-конспект

Марина Александровна Шамрина

ЦЕЛЬ: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.

ЗАДАЧИ:

1.         Обучающие:

-           обучать интонационной выразительности речи;

-           знакомить с новыми понятиями;

-           формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса.

 

2.         Развивающие:

-           развивать речевой аппарат;

-           развивать основные психические процессы и качества;

-           развивать речевые функции, фантазию, артистизм.

 

3.         Воспитывающие:

-           воспитывать чувство любви к родному языку;

-           воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

-           обогащать духовный мир детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_intonatsiya.docx20.69 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie_intonatsiya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

в объединении «Кукольный театр»

«ИНТОНАЦИЯ»

Подготовила:

                                             педагог дополнительного образования

                                     Шамрина Марина Александровна

ТЕМА: «Интонация»

ЦЕЛЬ: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.

ЗАДАЧИ:

1.        Обучающие:

-        обучать интонационной выразительности речи;

-        знакомить с новыми понятиями;

-        формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса.

2.        Развивающие:

-        развивать речевой аппарат;

-        развивать основные психические процессы и качества;

-        развивать речевые функции, фантазию, артистизм.

3.        Воспитывающие:

-        воспитывать чувство любви к родному языку;

-        воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

-        обогащать духовный мир детей.

Оборудование: стулья, таблицы, карточки, куклы, ширма, реквизит, декорации.

I.     Организационный этап

1.        Проверка готовности обучающихся к началу занятия.

2.        Приветствие.

II. Подготовительный этап

1.        Сообщение темы и цепи занятия.

Тема нашего занятия «Интонация». Мы с вами продолжим работу над голосовым и дыхательным аппаратами. Вы узнаете, что включает в себя понятие - интонация.

Проведем игры и упражнения, которые помогут развить у вас память, внимание, наблюдательность, фантазию, так необходимые в театральном творчестве.

2.        Вступительная беседа

Послушайте, что писал о театре В.Л. Немирович-Данченко:

«Театр, прежде всего, развлечение. Необходимо, чтобы человек, послушавший спектакль, получил известное удовольствие, то есть волновался вместе с другими, плакал или смеялся, но, в то же время, надо, чтобы он ушел удовлетворенный и унес с собой частичку добра и правды, облагораживающих его душу».

Конечно, в нашем городе нет театра и у вас нет возможности наслаждаться этим прекрасным искусством. Но впереди у вас долгая, счастливая жизнь и, я думаю, место для театра в ней найдется, тем более что некоторые из вас хотят связать свою жизнь с театральным искусством.

3.        Дыхательная гимнастика

Для предупреждения перенапряжения голосового аппарат очень полезно применять дыхательную гимнастику. Сегодня мы с вами сделаем дыхательную гимнастику по ступеням.

а) Медленный вдох: сначала вдохнуть половину, затем полный запас

воздуха. Задержать дыхание. Выдохнуть.

б) Медленный вдох. Задержать дыхание. Выдохнуть сначала полови-

ну запаса воздуха, затем весь.

в) Медленно вдохнуть, задержать дыхание, медленно выдохнуть.

4.        Дыхательные упражнения

а) Упражнение «Жук». Дети сидят, руки опущены вдоль туловища.

Вдыхая, руки поднимают в стороны и немного отводят назад. Выдыхая, показывают, как долго жужжит большой жук, одновременно опуская руки вниз (произносится звук «ж»).

б) Упражнение «Комарик». Дети сидят, обхватив ногами ножки стула. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону. На выдохе показать, как звенит неуловимый комарик, быстро вернуться в исходное положение, новый вдох - и поворот в другую сторону.

в) Упражнение «Топор». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены в «замок». Быстро поднимают руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести «ух» - на длительном выдохе.

III. Основная часть

1. Ребята, кто из вас может сказать, что такое интонация? А для чего она нужна? (выразительно передавать мысли, точно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания, чувства и отношение к вам).

А я вам расскажу одну фантастическую историю.

2123-ий год нашей эры. Один профессор изобрел человекоподобных роботов, как две капли похожих на людей, и для испытания внедрил одного в 5 класс школы.

Первым уроком была литература. Нужно было рассказать наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Робот монотонным голосом без пауз произнес: (кто из вас может голосом робота прочесть это стихотворение?). Учитель поставил ему «тройку». Как вы думаете почему? (не выразительно, без пауз).

Вторым уроком была физкультура, на которой дети играли в футбол. Когда один игрок мастерски забил гол, все громко закричали: «Ура! Гол!» А как закричал робот? (без выражения). Дети странно посмотрели на него.

На перемене ребята пошли в столовую. Двое учеников сели за стол. К ним подошел робот и сказал: «Занято». Ребята переглянулись и ушли. А робот спросил у другого ученика: «Почему они ушли?! Тот ответил: «Ты же им сказал, что столик занят». Робот ответил: «Но я этого не утверждал, а спросил». Между ними разгорелся спор.

Профессор, наблюдая за роботом, понял, что из его затеи ничего не вышло, и решил усовершенствовать своих роботов. Он внедрился в лабораторию русского языка одного научного центра и после долгих месяцев работы установил, что в устной речи очень важна интонация, и что она включает в себя следующие элементы:

-        мелодику (повышение или понижение голоса);

-        логическое ударение;

-        паузы;

-        темп речи;

-        ритм.

Выяснив это, профессор принялся за работу. И мы с вами сейчас рассмотрим все эти составные элементы интонации.

2.        Логическое ударение - это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Поупражняемся в постановке логического ударения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание. Какие ударения можно поставить в этих фразах?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра? Вы сегодня приедете или не приедете?

В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении. Поупражняемся, выделяя голосом все слова в предложении по очереди.

Брат переехал на новую квартиру.

Вера набрала много ягод.

Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении, и вы увидите, как изменится ответ.

Ты завтра встречаешь сестру?

3.        А теперь перейдем к следующей составляющей интонации - паузе.

Пауза - это временная остановка в звучании голоса, членящая речь на отдельные части.

Пауза облегчает дыхание, позволяет сделать добор воздуха. Но самое главное - это то, что паузы помогают правильно понять смысл высказывания.

Вспомним такую ситуацию «В стране не выученных уроков», когда двоечник Витя должен был определить место паузы (и, естественно, запятой) в приговоре: «Казнить нельзя помиловать». Скажите, где можно поставить паузу в этом предложении, и какой смысл приобретает фраза? Но пауза - это не простой разрыв в речевом потоке. Недаром существует такое понятие, как красноречивая пауза, красноречивое молчание.

Прочитайте предложения парами и вы увидите, как в зависимости от паузы изменяется смысл высказывания.

1. Как обрадовали его успехи друга!

Как обрадовали его успехи друга!

2. После ухода учителя в класс принесли журнал.

 После ухода учителя в класс принесли журнал.

У нас | с братом беда.

У нас с братом \ беда

Что, болит? - Что болит?

Ну что, споем? - Ну, что, споем?

Дайте мне другую, новую книгу.

Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

 Я не видел брата товарища и его сестру.

4.        Темп речи - это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз.

Темп бывает медленный, быстрый и средний. Темп зависит от характера говорящего, содержания высказывания, от ситуации.

Каждый жанр диктует свой темп произнесения. Например: скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их проговаривать: сначала медленно, потом в среднем темпе и быстро. При их проговаривании обращайте особое внимание на правильное и четкое произнесение звуков.

Произносят хором: «Карл у Клары украл кораллы».

5.        Тон - это эмоциональная окраска голоса человека.

Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания человека. Тон голоса может придать слову совершенно другое, иногда прямо противоположное, значение. Например, фраза: «Ну ты и хорош», произнесем ее с насмешливой интонацией, и она будет иметь другое значение.

Еще В.Г. Белинский писал: «Дело не в слове, а в гоне, в каком это слово произносится».

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи

а) А теперь произнесите фразу «Снег выпал», выражая голосом разные чувства (удивленно, безразлично, грустно, радостно, вопросительно, восклицательно, гневно, с ехидством, угрожающе).

б) Аналогичное задание, только информацию о тоне вы получите из карточки. Вы будете по очереди произносить фразу, а ваши товарищи отгадают, каким тоном вы сказали.

Даю время на подготовку. Фраза «Иди сюда». Напоминаю, что мимика и жесты очень помогут вам в выполнении этого задания.

в) Сейчас я вам раздам тексты. Вы должны будете произнести речь героев нужным тоном.

Тайна (тон - таинственный, голос интригующий)

Я тебе открою тайну,

Никому не говори!

Если рано ты проснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешь направо,

А потом чуть-чуть левей,

                  Обогнешь Большой колодец,

                  Обойдешь Засохший пруд...

                  Там, у старой Водокачки,

                   Под забором две собачки

                   Громко косточку грызут!

«Пьеро»

«Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: «Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами, или тридцать три подзатыльника». Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия»

«Речь Кролика»

1.        Тон - осуждающий, неприязненный, «ругательный»

Текст

Тигра, по-моему, Непривлекательный: Он -приставательный, Он - нападательный,

Жутко прыгучий, а, может, и злючий!

Худшего Тигры нигде не найти!

Надо его потерять по пути!

2.        Тон - восторженный, хвалебный

Текст

Тигра, какой ты у нас Замечательный! Ты и Спасательный, и Выручательный! Тигра могучий, Прыгучий, Кипучий!.. Лучшего Тигры нигде не найти! Как хорошо его встретить в пути!

6. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность (ритмичное определенное, последовательное чередование звуков, слов и целых фраз). Ритм зависит от содержания текста, характера событий и героев, замысла автора. Он бывает: быстрый, стремительный, мерный, монотонный, неторопливый, спокойный.

Прочитайте это стихотворение, как написано, по строчкам. Сколько раз ударился мяч о землю.

Мяч

                                               Мой

                                                 Веселый,

                                                    Звонкий

                                                       Мяч.

                                               Ты

                                                  Куда

                                                      Помчался

                                                           Вскачь?        

                                                Желтый,    

                                                      Красный,  

                                                           Голубой,

                                                                 Не угнаться

                                                                       За тобой!

А теперь прочитайте это стихотворение, написанное иначе.

Мой веселый, звонкий мяч. Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!

IV. Подведение итогов

Итак, ребята, подведем итог нашего занятия. Что нового вы узнали?

(Ответ: составные элементы интонации). Назовите их (ребята перечисляют). Спасибо за хорошую работу. До свидания.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

в объединении «Кукольный театр»

«ИНТОНАЦИЯ»

Подготовила:

                                             педагог дополнительного образования

                                     Шамрина Марина Александровна

ТЕМА: «Интонация»

ЦЕЛЬ: Обучать звуковой культуре речи, учить регулировать темп речи и силу голоса.

ЗАДАЧИ:

1.        Обучающие:

-        обучать интонационной выразительности речи;

-        знакомить с новыми понятиями;

-        формировать навыки регулирования темпа речи и силы голоса.

2.        Развивающие:

-        развивать речевой аппарат;

-        развивать основные психические процессы и качества;

-        развивать речевые функции, фантазию, артистизм.

3.        Воспитывающие:

-        воспитывать чувство любви к родному языку;

-        воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

-        обогащать духовный мир детей.

Оборудование: стулья, таблицы, карточки, куклы, ширма, реквизит, декорации.

I.     Организационный этап

1.        Проверка готовности обучающихся к началу занятия.

2.        Приветствие.

II. Подготовительный этап

1.        Сообщение темы и цепи занятия.

Тема нашего занятия «Интонация». Мы с вами продолжим работу над голосовым и дыхательным аппаратами. Вы узнаете, что включает в себя понятие - интонация.

Проведем игры и упражнения, которые помогут развить у вас память, внимание, наблюдательность, фантазию, так необходимые в театральном творчестве.

2.        Вступительная беседа

Послушайте, что писал о театре В.Л. Немирович-Данченко:

«Театр, прежде всего, развлечение. Необходимо, чтобы человек, послушавший спектакль, получил известное удовольствие, то есть волновался вместе с другими, плакал или смеялся, но, в то же время, надо, чтобы он ушел удовлетворенный и унес с собой частичку добра и правды, облагораживающих его душу».

Конечно, в нашем городе нет театра и у вас нет возможности наслаждаться этим прекрасным искусством. Но впереди у вас долгая, счастливая жизнь и, я думаю, место для театра в ней найдется, тем более что некоторые из вас хотят связать свою жизнь с театральным искусством.

3.        Дыхательная гимнастика

Для предупреждения перенапряжения голосового аппарат очень полезно применять дыхательную гимнастику. Сегодня мы с вами сделаем дыхательную гимнастику по ступеням.

а) Медленный вдох: сначала вдохнуть половину, затем полный запас

воздуха. Задержать дыхание. Выдохнуть.

б) Медленный вдох. Задержать дыхание. Выдохнуть сначала полови-

ну запаса воздуха, затем весь.

в) Медленно вдохнуть, задержать дыхание, медленно выдохнуть.

4.        Дыхательные упражнения

а) Упражнение «Жук». Дети сидят, руки опущены вдоль туловища.

Вдыхая, руки поднимают в стороны и немного отводят назад. Выдыхая, показывают, как долго жужжит большой жук, одновременно опуская руки вниз (произносится звук «ж»).

б) Упражнение «Комарик». Дети сидят, обхватив ногами ножки стула. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону. На выдохе показать, как звенит неуловимый комарик, быстро вернуться в исходное положение, новый вдох - и поворот в другую сторону.

в) Упражнение «Топор». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены в «замок». Быстро поднимают руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести «ух» - на длительном выдохе.

III. Основная часть

1. Ребята, кто из вас может сказать, что такое интонация? А для чего она нужна? (выразительно передавать мысли, точно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания, чувства и отношение к вам).

А я вам расскажу одну фантастическую историю.

2123-ий год нашей эры. Один профессор изобрел человекоподобных роботов, как две капли похожих на людей, и для испытания внедрил одного в 5 класс школы.

Первым уроком была литература. Нужно было рассказать наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Робот монотонным голосом без пауз произнес: (кто из вас может голосом робота прочесть это стихотворение?). Учитель поставил ему «тройку». Как вы думаете почему? (не выразительно, без пауз).

Вторым уроком была физкультура, на которой дети играли в футбол. Когда один игрок мастерски забил гол, все громко закричали: «Ура! Гол!» А как закричал робот? (без выражения). Дети странно посмотрели на него.

На перемене ребята пошли в столовую. Двое учеников сели за стол. К ним подошел робот и сказал: «Занято». Ребята переглянулись и ушли. А робот спросил у другого ученика: «Почему они ушли?! Тот ответил: «Ты же им сказал, что столик занят». Робот ответил: «Но я этого не утверждал, а спросил». Между ними разгорелся спор.

Профессор, наблюдая за роботом, понял, что из его затеи ничего не вышло, и решил усовершенствовать своих роботов. Он внедрился в лабораторию русского языка одного научного центра и после долгих месяцев работы установил, что в устной речи очень важна интонация, и что она включает в себя следующие элементы:

-        мелодику (повышение или понижение голоса);

-        логическое ударение;

-        паузы;

-        темп речи;

-        ритм.

Выяснив это, профессор принялся за работу. И мы с вами сейчас рассмотрим все эти составные элементы интонации.

2.        Логическое ударение - это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Поупражняемся в постановке логического ударения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание. Какие ударения можно поставить в этих фразах?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра? Вы сегодня приедете или не приедете?

В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении. Поупражняемся, выделяя голосом все слова в предложении по очереди.

Брат переехал на новую квартиру.

Вера набрала много ягод.

Последовательно меняйте логическое ударение в вопросительном предложении, и вы увидите, как изменится ответ.

Ты завтра встречаешь сестру?

3.        А теперь перейдем к следующей составляющей интонации - паузе.

Пауза - это временная остановка в звучании голоса, членящая речь на отдельные части.

Пауза облегчает дыхание, позволяет сделать добор воздуха. Но самое главное - это то, что паузы помогают правильно понять смысл высказывания.

Вспомним такую ситуацию «В стране не выученных уроков», когда двоечник Витя должен был определить место паузы (и, естественно, запятой) в приговоре: «Казнить нельзя помиловать». Скажите, где можно поставить паузу в этом предложении, и какой смысл приобретает фраза? Но пауза - это не простой разрыв в речевом потоке. Недаром существует такое понятие, как красноречивая пауза, красноречивое молчание.

Прочитайте предложения парами и вы увидите, как в зависимости от паузы изменяется смысл высказывания.

1. Как обрадовали его успехи друга!

Как обрадовали его успехи друга!

2. После ухода учителя в класс принесли журнал.

 После ухода учителя в класс принесли журнал.

У нас | с братом беда.

У нас с братом \ беда

Что, болит? - Что болит?

Ну что, споем? - Ну, что, споем?

Дайте мне другую, новую книгу.

Дайте мне другую новую книгу.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

 Я не видел брата товарища и его сестру.

4.        Темп речи - это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз.

Темп бывает медленный, быстрый и средний. Темп зависит от характера говорящего, содержания высказывания, от ситуации.

Каждый жанр диктует свой темп произнесения. Например: скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их проговаривать: сначала медленно, потом в среднем темпе и быстро. При их проговаривании обращайте особое внимание на правильное и четкое произнесение звуков.

Произносят хором: «Карл у Клары украл кораллы».

5.        Тон - это эмоциональная окраска голоса человека.

Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания человека. Тон голоса может придать слову совершенно другое, иногда прямо противоположное, значение. Например, фраза: «Ну ты и хорош», произнесем ее с насмешливой интонацией, и она будет иметь другое значение.

Еще В.Г. Белинский писал: «Дело не в слове, а в гоне, в каком это слово произносится».

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи

а) А теперь произнесите фразу «Снег выпал», выражая голосом разные чувства (удивленно, безразлично, грустно, радостно, вопросительно, восклицательно, гневно, с ехидством, угрожающе).

б) Аналогичное задание, только информацию о тоне вы получите из карточки. Вы будете по очереди произносить фразу, а ваши товарищи отгадают, каким тоном вы сказали.

Даю время на подготовку. Фраза «Иди сюда». Напоминаю, что мимика и жесты очень помогут вам в выполнении этого задания.

в) Сейчас я вам раздам тексты. Вы должны будете произнести речь героев нужным тоном.

Тайна (тон - таинственный, голос интригующий)

Я тебе открою тайну,

Никому не говори!

Если рано ты проснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешь направо,

А потом чуть-чуть левей,

                  Обогнешь Большой колодец,

                  Обойдешь Засохший пруд...

                  Там, у старой Водокачки,

                   Под забором две собачки

                   Громко косточку грызут!

«Пьеро»

«Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно: «Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами, или тридцать три подзатыльника». Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия»

«Речь Кролика»

1.        Тон - осуждающий, неприязненный, «ругательный»

Текст

Тигра, по-моему, Непривлекательный: Он -приставательный, Он - нападательный,

Жутко прыгучий, а, может, и злючий!

Худшего Тигры нигде не найти!

Надо его потерять по пути!

2.        Тон - восторженный, хвалебный

Текст

Тигра, какой ты у нас Замечательный! Ты и Спасательный, и Выручательный! Тигра могучий, Прыгучий, Кипучий!.. Лучшего Тигры нигде не найти! Как хорошо его встретить в пути!

6. Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность (ритмичное определенное, последовательное чередование звуков, слов и целых фраз). Ритм зависит от содержания текста, характера событий и героев, замысла автора. Он бывает: быстрый, стремительный, мерный, монотонный, неторопливый, спокойный.

Прочитайте это стихотворение, как написано, по строчкам. Сколько раз ударился мяч о землю.

Мяч

                                               Мой

                                                 Веселый,

                                                    Звонкий

                                                       Мяч.

                                               Ты

                                                  Куда

                                                      Помчался

                                                           Вскачь?        

                                                Желтый,    

                                                      Красный,  

                                                           Голубой,

                                                                 Не угнаться

                                                                       За тобой!

А теперь прочитайте это стихотворение, написанное иначе.

Мой веселый, звонкий мяч. Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!

IV. Подведение итогов

Итак, ребята, подведем итог нашего занятия. Что нового вы узнали?

(Ответ: составные элементы интонации). Назовите их (ребята перечисляют). Спасибо за хорошую работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...