Рабочая программа кружка "Белошвейка"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детства и юношества г. Охи
ПРИНЯТА на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Директор МБОУ ДО ДДиЮ г. Охи «___» _______ 2020 г. ____________ Комогорцева Л. М Протокол № _____ Приказ № ___ от «___» ____2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Белошвейка
(наименование программы)
Уровень программы: стартовый
Направленность программы: художественная
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 3 года
Разработчик программы:
Коритина Вера Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Оха
2020
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: стартовый
Актуальность
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе создания работы по декоративно-прикладному творчеству испытывает разные чувства – радуется созданному им красивой поделкой, сувениру, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Через игру дети с раннего возраста включаются в процесс обучения навыкам прикладного творчества, тем самым закладывается основа для их дальнейшего пребывание в объединении. В основе занятий – игровой сюжет, который может меняться в течении всего года. В волшебной стране прикладного творчества где живёт кукла Белошвейка много удивительных и интересных мест, где она помогает детям изучать и изготавливать разные поделки. Программа даёт возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Воспитывает у детей усидчивость, аккуратность и терпение. Развивает моторику рук и пальцев, образное пространство мышления, кисти рук и глазомера.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, пластилина, ткани и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, пластилина и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Отличительные особенности программы/новизна
Программа «Белошвейка» направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у учащихся развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Занимательность работы по созданию композиций, сувениров, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как учащийся должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Формируется умение планировать свою деятельность.
Во время творческой деятельности у учащихся появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Категория учащихся
Программа «Белошвейка» разработана для учащихся 5-7 лет, это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелким мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в группах из 7-8 человек. Программа предполагает работу с учащимися в форме групповых занятий с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность.
Объем программы
Количество часов - 108 часов 1 год обучения, 108 часов 2 год обучения, 108 часов 3 год обучения. Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белошвейка» составляет 324 часа. Продолжительность одного занятия составляет 20 минут (дети 5 – 7 лет).
Срок реализации программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Белошвейка» составляет три года обучения: первый год обучения – 9 месяцев, второй год обучения 9 месяцев. Третий год обучения – 9 месяцев.
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 20 минут (1 академический час). Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам. Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий. Организация обучения по программе осуществляется на базе МБОУ ДО Дом детства и юношества г. Охи.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. «Концепция развития дополнительного образования детей» (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р);
3. . Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 №298н);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);
7. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества г. Охи;
8. Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества г. Охи;
9. Календарный учебный график;
10. Правила внутреннего трудового распорядка Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детства и юношества г. Охи.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребенка его творческих способностей посредством знакомства с разными видами декоративно прикладного творчества.
Развитие мотивации к творчеству и самостоятельности.
Задачи:
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- формирование у детей умение оценивать созданные поделки, сувениры.
- обучить конкретным трудовым навыком при работе с картоном,
бумагой, пластилином, тканью, нитками, пуговицами;
-углубить и расширить знания об истории игрушки, традициях, творчестве,
бытие народов;
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- развитие активности и самостоятельности;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- обучение приёмам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- создание базы для творческого мышления;
Планируемые результаты
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Формы отслеживание результатов: наблюдение за деятельностью учащихся; собеседование; практические задания; общение с ребёнком и его родителями. Результаты отслеживания используются для коррекции планирования деятельности педагога.
В результате освоения программы к концу 1 года обучения:
Учащиеся будут знать.
-Правила техники безопасности, правила дорожной безопасности, правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях;
- Инструменты и материалы для работы с бумагой;
- Что такое аппликация;
- Основные приемы оригами;
- Виды аппликации из бумаги;
- Основные геометрические понятия (круг, треугольник, квадрат)
Учащиеся будут уметь:
- Выполнять аппликацию на плоскости;
- Изготовить поделку с применением оригами;
- Аккуратно выполнять свою работу
- Уметь последовательно соединять детали из бумаги;
Учащиеся приобретут навыки:
- владения работы с бумагой (сгибание, складывание, приклеивание);
- владения нужными материалами и их приспособлениями.
В результате освоения программы к концу 2 года обучения:
Учащиеся будут знать:
- Правила техники безопасности, правила дорожной безопасности, правила пожарной безопасности, правила поведения в кабинете;
- Приемы лепки из пластилина (скатывание, круговые движения, расплющивание, сглаживания и т.д.);
- Правила работы с пластилином;
- Последовательность изготовления поделки из пластилина;
Учащиеся будут уметь:
- Отламывать от большого куска пластилина небольшие кусочки;
- Последовательно и правильно соединять элементы, необходимые для изготовления работы;
- Раскатывать куски пластилина в шарик, колбаски, столбик;
-Уметь применять приемы лепки (раскатывание, сплющивание, сглаживание) в своих работах;
Учащиеся приобретут навыки:
- владения приемами лепки в процессе изготовления своей работы;
- последовательность изготовления поделки.
В результате освоения программы к концу 3 года обучения:
Учащиеся будут знать:
- Правила техники безопасности, правила дорожной безопасности, правила пожарной безопасности, правила поведения в кабинете;
- Приемы работы с разными материалами (ткань, нитки, вата, фетр, пуговицы и т.д.);
- Происхождение материала;
- Правило безопасности с инструментами и материалами;
- Последовательность изготовления работы.
Учащиеся будут уметь:
- Изготовить поделку из разных материалов;
- Последовательно и правильно соединять детали, необходимые для изготовления поделки;
- Уметь воспитывать стремления добиваться положительного результата;
- уметь использовать разные материалы в различных композиции;
Учащиеся приобретут навыки:
- владения приемами соединения различных материалов в процессе изготовления поделки;
- последовательности изготовления поделки
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля по разделам* | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Введение | 6 | 4 | 2 | Анкетирование или тест или опрос и т.п. |
Собеседование | 2 | 2 | - | ||
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности, ПДД, ППБ. | 4 | 2 | 2 | ||
2 | Знакомство с бумагой, виды и применения. | 30 | 11 | 19 | |
2.1. | Правила ТБ при работе с бумагой. | 2 | 1 | 1 | Презентация, беседа |
2.2. | Изготовления аппликации на плоскости ( грибы в лесу) | 4 | 2 | 2 | Презентация творческой работы |
2.3. | Изготовления аппликации на плоскости ( Осенние листья) | 8 | 4 | 4 | Презентация творческой работы |
2.4. | Изготовления аппликации на плоскости (Лесные животные ) | 10 | 2 | 8 | Презентация творческой работы |
2.5. | Изготовления аппликации на плоскости (Интересные деревья) | 6 | 2 | 4 | Презентация творческой работы |
3 | Аппликация из полосок цветной бумаги, изготовления поделок. | 8 | 2 | 6 | Презентация творческой работы |
4. | Аппликация из геометрических фигур (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | 10 | 2 | 8 | Презентация творческой работы |
5. | Аппликация из бумаги на плоскости объемных поделок | 16 | 4 | 12 | Презентация творческой работы |
6. | Изготовления поделок на плоскости с применением всех видов аппликации | 10 | 2 | 8 | Самоанализ. Наблюдение педагога |
7 | Отрывная аппликация, изготовления поделок | 8 | 2 | 6 | Контроль выполнения заданий |
8 | Страна оригами, понятия и способы оригами, изготовления поделок. | 18 | 2 | 16 | Презентация творческой работы |
9 | Итоговое занятие (выставка, фотоотчет, презентация) | 2 | 1 | 1 | Презентация и анализ итоговой работы |
Всего часов: | 108 | 30 | 78 |
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля по разделам* | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Введение | 6 | 3 | 3 | Анкетирование или тест или опрос и т.п. |
Собеседование | 2 | 2 | - | ||
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности, ПДД, ППБ. | 4 | 1 | 3 | ||
2 | Пластилин и его свойства | 4 | 2 | 2 | Презентация, творческая работа |
3 | Пластилин на плоскости | 52 | 9 | 43 | Презентация творческих работ. Наблюдение педагога |
3.1. | Изготовление поделок(овощи) | 8 | 2 | 6 | Презентация творческих работ. |
3.2. | Изготовление поделок ( фрукты) | 14 | 2 | 12 | Презентация творческих работ. |
3.3. | Изготовление поделок( зимняя фантазия) | 10 | 2 | 8 | Презентация творческих работ. |
3.4. | Изготовление поделок к праздникам | 10 | 0 | 10 | Презентация творческих работ. |
3.5. | Изготовление поделок(герои из сказок) | 6 | 2 | 4 | Презентация творческих работ. |
3.6. | Коллективная работа | 4 | 1 | 3 | Выставка работ |
4 | Мозайка из пластилиновых шариков. | 26 | 8 | 18 | Самооценка выполненных работ. Наблюдение педагога |
4.1. | Изготовление поделок (цветы) | 4 | 2 | 2 | Презентация творческой работы |
4.2. | Изготовление поделок (интересные облака) | 6 | 2 | 4 | Презентация творческой работы |
4.3. | Изготовление поделок( насекомые) | 8 | 2 | 6 | Презентация творческой работы |
4.4. | Коллективная работа | 8 | 2 | 6 | Мини-выставка |
5 | Размазывания пластилина по шаблону | 18 | 6 | 12 | Педагогическое наблюдение педагога |
5.1. | Изготовления панно корзина с цветами | 4 | 2 | 2 | Презентация творческой работы |
5.2. | Изготовления панно натюрморт из фруктов | 6 | 2 | 4 | Презентация творческой работы |
5.3. | Подготовка и участие в выставках, конкурсах. | 8 | 2 | 6 | Выставка |
6 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Представление и анализ итоговой работы |
Всего часов: | 108 | 29 | 79 |
Учебный план 3 года обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля по разделам* | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Введение | 6 | 4 | 2 | Анкетирование или тест или опрос и т.п. |
1.2 | Собеседование | 2 | 2 | - | |
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности, ПДД, ППБ. | 4 | 2 | 2 | ||
2 | Знакомство с разными материалами (ткань, нитки,пуговицы и т.д). | 30 | 11 | 19 | |
2.1. | Правила ТБ при работе с разными материалами. | 2 | 1 | 1 | Презентация, беседа |
2.2. | Аппликация из ткани | 4 | 2 | 2 | Презентация творческой работы |
2.3. | Аппликация и поделки из ниток | 8 | 4 | 4 | Презентация творческой работы |
2.4. | Изготовления аппликации на плоскости из фетра. | 10 | 2 | 8 | Презентация творческой работы |
2.5 | Изготовления мини картин | 6 | 2 | 4 | Презентация творческой работы |
3. | Цветы из ткани и ниток | 8 | 2 | 6 | Презентация, практикум |
4. | Поделки из бумаги, ткани и ниток | 10 | 2 | 8 | Презентация творческой работы |
5. | Изготовление поделок из бросового материала(интересные фантазии) | 16 | 4 | 12 | Презентация творческой работы |
6. | Знакомство с разными видами техники из ниток изонить (поделки ,сувениры) | 10 | 2 | 8 | Презентация творческой работы |
7 | Ватные диски | 8 | 2 | 6 | Презентация творческой работы |
8 | Поделки, панно из нетрадиционных материалов(ткань, бумага,ватные диски,фантики,нитки и т.д.) | 18 | 2 | 16 | Презентация творческой работы |
10 | Итоговое занятие. | 2 | 1 | 1 | Итоговая выставка |
Всего часов: | 108 | 30 | 78 |
Содержание учебного плана
первого года обучения
Раздел 1. Введение (6 ч.)
Тема 1.1. Собеседование (2 ч.)
Теоретическая часть. Собеседование с учащимися (и родителями) для определения их интересов и уровня знаний с целью возможной корректировки количества учебных часов по темам.
Тема 1.2. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности, ПДД, ППБ. (4 ч.)
Теоретическая часть. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе с разными материалами. Структура образовательной программы, ее цель и задачи.
Практическая часть. Экскурсия в кабинет проведения занятий.
Показ презентации, выставка поделок, сувениров.
Тема 2. Знакомство с бумагой, свойства и применения. (30 ч.)
Теоретическая часть. История происхождения бумаги, виды, свойства и использования цветной бумаги, рукоделия с бумагой (аппликация, оригами, квиллинг, плетение, коллаж и т.д.) Показ презентаций (11 ч.).
Практическая часть. Изготовление поделок, сувениров, мини-панно
(19 ч.)
Тема 3. Аппликация из полосок цветной бумаги, изготовления поделок. (8 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с правилами последовательностями аппликации из полосок цветной бумаги, показ презентации (2 ч.).
Практическая часть. Выполнение поделок, сувениров (солнышко, жар-птица, бабочка, радуга, цветочки) (6 ч.)
Тема 4. Аппликация из геометрических фигур (Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). (10 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с геометрическими фигурами. (2 ч.).
Практическая часть. Аппликация поделок из геометрических фигур (лягушка, петушок, божья коровка, цветок, бабочка, черепаха, рыбки, улитка) (8 ч.)
Тема 5. Аппликации из бумаги на плоскости объемных поделок. (16 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с объемными поделками и их последовательность изготовления, презентация. (4 ч.).
Практическая часть. Работа и выполнение объемных поделок на плоскости. (12 ч.)
Тема 6. Изготовления поделок на плоскости с применением всех видов аппликации. (10 ч.)
Теоретическая часть. Повторение знакомство с видами аппликации. (2 ч.).
Практическая часть. Изготовления аппликации. (8 ч.)
Тема 7. Отрывная аппликация. (8 ч.)
Теоретическая часть. Понятия и виды отрывной аппликации, презентация. (2 ч.).
Практическая часть. Изготовления поделок (6 ч.)
Тема 8. Страна оригами, понятия и способы оригами. (18 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с историей, страны оригами. (2 ч.).
Практическая часть. Изготовления поделок. (16 ч.)
Тема 9. Итоговое занятие. (2 ч.)
Теоретическая часть. Подведения итогов за год. (1 ч.).
Практическая часть. Итоговая выставка, фотоотчёт поделок. (1 ч.)
Содержание учебного плана
второго года обучения
Раздел 1. Введение (6 ч.)
Тема 1.1. Собеседование (2 ч.)
Теоретическая часть. Собеседование с учащимися (и родителями) для определения их интересов и уровня знаний с целью возможной корректировки количества учебных часов по темам.
Тема 1.2. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности, ПДД, ППБ. (4 ч.)
Теоретическая часть. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе с разными материалами. Структура образовательной программы, ее цель и задачи.
Практическая часть. Экскурсия в кабинет. Показ поделок, сувениров, презентации.
Тема 2. Пластилин и его свойства. (4 ч.)
Теоретическая часть. История развития пластилинографии, приемы лепки, последовательность изготовления поделок. Знакомство с программами (2 ч.).
Практическая часть. Лепка на свободную тему. (2 ч.)
Тема 3. Пластилин на плоскости. (52 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с приемами лепки (раскатывания, сплющивания, сглаживания). Презентация и фото поделок из пластилина. (9 ч.).
Практическая часть. Изготовления поделок на плоскости из пластилина. Отработка приемов надавливание, размазывание, отщипывание и вдавливание при соединении пластилиновых форм. Нанесения пластилина по контуру изображенных на рисунке предметов с добавлением цвета. Изготовление поделок на плоскости по шаблону. (43 ч.)
Тема 4. Мозайка из пластилиновых шариков. (26 ч.)
Теоретическая часть. Знакомства с видами мозайки из пластилина, показ презентации поделок и их изготовления. (8 ч.).
Практическая часть. Выполнение пластилиновой мозайки с приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывание шарика между двумя пальчиками. Изготовление работы на картоне с готовым рисунком. Готовые пластилиновые шарики выкладывают по цвету и контуру рисунка, надавливая на них пальцем. Затем заполняется пространство внутри рисунка. Изготовление разных поделок. (18 ч.)
Тема 5. Размазывания пластилина по шаблон. (18 ч.)
Теоретическая часть. Основные приемы размазывания пластилина по шаблону. (6 ч.).
Практическая часть. Заполнения готового рисунка по шаблону с помощью размазывания пластилина подушечкой пальца. Размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его, не выходя за контур рисунка. Аккуратно выполнять свою работу. Изготовления поделок. (12 ч.)
Тема 6. Итоговое занятие. (2 ч.)
Теоретическая часть. Подведения итогов за год. (1 ч.).
Практическая часть. Итоговая выставка, фотоотчёт поделок. (1 ч.)
Содержание учебного плана
третьего года обучения
Раздел 1. Введение (6 ч.)
Тема 1.1. Собеседование (2 ч.)
Теоретическая часть. Собеседование с учащимися (и родителями) для определения их интересов и уровня знаний с целью возможной корректировки количества учебных часов по темам.
Тема 1.2. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности, ПДД, ППБ. (4 ч.)
Теоретическая часть. Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности при работе с разными материалами. Структура образовательной программы, ее цель и задачи.
Практическая часть. Экскурсия в кабинет проведения занятий.
Показ презентации, выставка поделок, сувениров.
Тема 2. Знакомство с разными материалами (ткань, нитки, пуговицы и разные текстильные материалы). (30 ч.)
Теоретическая часть. История происхождения текстильных материалов (ткань, нитки, пуговицы и разные текстильные материалы). Показ презентаций и фото поделок (11 ч.).
Практическая часть. Изготовление поделок, сувениров, мини-панно. Аппликация из ткани на цветном картон по образцу из вырезанных деталей (орнамент из геометрических фигур, цветок, домик, грибы, новогодние игрушки). Аппликация из ниток (цветы и игрушки из помпонов). Аппликация из шерстяных ниток (овечка, улитка, бабочка, елочка, цыпленок, заяц). Изготовления мини картин из ткани, бумаги и ниток(аквариум из рыбок, ваза с цветами, корзина с грибами, корзина с ягодой). Аппликация из фетра из готовых деталей на плоскости по готовому образцу.(19 ч.)
Тема 3. Цветы из ткани и ниток. (8 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с последовательностями изготовления цветов из ткани и ниток, показ презентации поделок. (2 ч.).
Практическая часть. Изготовление цветов из ткани, ниток способом аппликации (одуванчик, ромашка, гвоздика, василек, цветы на поляне) (6 ч.)
Тема 4. Поделки из бумаги, ткани и ниток. (10 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с поделками и выбор своей работы по предложенному эскизу. (2 ч.).
Практическая часть. Передавать изображения предмета при помощи бумаги, ткани и ниток. Изготавливать поделку с применением разных способов аппликации, развивать моторику рук, уметь составлять целое из готовых частей. Способ получения изображения учащийся собирает картину или панно из бумаги, ткани и ниток. (8 ч.)
Тема 5. Изготовление поделок из бросового материала (интересные фантазии). (16 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с поделками, картинами и их последовательность соединения и изготовления, презентация. (4 ч.).
Практическая часть. Выполнение и изготовление поделок и картин из бросового материала (фантики, газеты, пластмассовые вилки, ложки, ватные палочки и другие материалы). Правильно работать и соединять детали материала, развивать индивидуальные творческие способности, художественный вкус, образное мышление. (12 ч.)
Тема 6. Знакомство с разными видами техники из ниток, изонить (поделки, сувениры).(10 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с видами и приемами работы с ниткам, изонить. Показ и презентация поделок, картин. (2 ч.).
Практическая часть. Изготовления разнообразных поделок, сувениров из ниток на картонной основе (сердечко, овечка, зайчик, снежинки, цветочки, куклы). (8 ч.)
Тема 7. Ватные диски. (8 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с правилами последовательностями аппликации из ватных дисков, презентация поделок из ватных дисков.(2 ч.).
Практическая часть. Выполнение поделок, сувениров из ватных дисков, развитие творческих способностей в освоении техники приклеивания ватных дисков на картон для получения объемной аппликации, правильно располагать на листе бумаги, аккуратно намазывать клеем. ( заяц, сова, снеговик, цветок, цыпленок, котёнок). (6 ч.)
Тема 8. Поделки, панно, из нетрадиционных материалов (фантики, нитки, поролон, ткань, пуговицы, ватные диски, вата).. (18 ч.)
Теоретическая часть. Знакомство с разными материалами и их соединения. Фото и презентация поделок, панно (2 ч.).
Практическая часть. Изготовления поделок. (16 ч.)
Тема 9. Итоговое занятие. (2 ч.)
Теоретическая часть. Подведения итогов за год. (1 ч.).
Практическая часть. Итоговая выставка, фотоотчёт поделок. (1 ч.)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы
Данная программа осуществляется на основе последовательности всех необходимых для обучения тем, соотносится со спецификой дошкольного возраста и уровня развития специальных способностей учебной группы учащихся, а также собственных возможностей педагога, предпочтений и уровня профессиональной компетентности.
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактичес кий материал | Техническое оснащение занятий | Форма аттестации |
1 | Введение Инструктаж, беседа. | Инструктаж, беседа. Индивидуально-групповая | Объяснительно-демонстрацион ный | Презентация работ, выставка, фотоотчет | Учебный кабинет, наглядные пособия, поделки | Собеседование, опрос |
2 | Знакомство с бумагой, виды и применения | Рассказ, беседа, презентация, игра, практическая работа | Словесные, практические, игровые, Индивидуальная работа. | Презентация, показ готовых работ, приспособление и материалы. | Наглядные пособия, разновидность бумаги , компьютер, магнитофон. | Педагогическое наблюдение, контроль выполнения заданий |
3 | Аппликация из полосок цветной бумаги | Рассказ, беседа, практическая работа. Индивидуально-коллективная работа | Наглядный, словесный, практический | Наглядные пособия, шаблоны, готовые детали полосок из бумаги ,клей, картон | Компьютер, магнитофон, презентации | Контроль выполнения заданий. Педагогическое наблюдение. Выставка работ |
4 | Аппликация из геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) | Рассказ, беседа, практическая работа. | Индивидуально-практический, словесный, наглядный. | Наглядная работа, готовые детали, шаблоны клей, цветная бумага, картон | Компьютер, магнитофон, наглядные пособия | Презентация работ, наблюдение, контроль выполнения заданий |
5 | Страна оригами, понятия и способы оригами, изготовление поделок | Рассказ, беседа, практическая работа. Индивидуально групповая | Словесный , практический, игровые, Индивидуальная работа | Готовые работы, пошаговые инструкции, шаблоны, детали, бумага, клей | Готовые поделки, презентации, Фото готовых работ | Контроль выполнения, выставка работ, наблюдение |
6 | Пластилин и его свойства. Пластилин на плоскости | Рассказ, беседа, практическая работа. Индивидуально-групповая | Наглядный, словесный, практический | Образцы работа, пластилин, стека, цветной картон | Компьютер, магнитофон, наглядные пособия | Презентация работ, наблюдение, контроль выполнения заданий |
7 | Мозайка из пластилиновых шариков | Объяснение, рассказ, практическая работа | Наглядный, словесный, практический, игровые | Фотографии, книжные иллюстрации, электронные изображения, пластилин, картон | Компьютер, аудио, фото, видеоматериалы | Наблюдение, готовые поделки, контроль выполнения заданий |
8 | Знакомство с разными материалами( ткань, нитки, пуговицы) | Рассказ, объяснение, игра, практическая работа | Наглядный, словесный, практический | Образцы работы, иллюстрации, фотографии, ткань,нитки картон. | Компьютер, демонстрационный материал по теме. | Наблюдение, контроль выполнения, выставка работ |
9 | Изготовление поделок из бросового материала | Рассказ, беседа, практическая работа. Индивидуально групповая | Наглядный, словесный , практический, игровые, Индивидуальная работа | Образцы работы, иллюстрации, фотографии, ватные диски, фантики, ткань, нитки, пластмассовые вилки, ложки, картон. | Компьютер, аудио, фото, видеоматериалы | Наблюдение, контроль выполнения, выставка работ |
10 | Итоговое занятие. | Рассказ, беседа, коллективно-творческая работа | Наглядный, словесный , практический, игровые, Индивидуальная работа | Готовые работы, подготовка к выставки, участие в конкурсах | Фотоотчет, презентация готовых работ | Выставка работ учащихся, |
При обучении образовательной программы в основу положены следующие принципы; единства обучения, развития и воспитания, последовательности от простого к сложному, систематичности, активности, наглядности, связи теории с практикой.
Методы обучения:
- словесный метод: беседа, рассказ, объяснение, сообщения, обсуждение, диалог, консультация, инструктаж;
- наглядно-демонстрационный метод: демонстрация таблиц, схем, информационного материала;
- практический метод: выполнения работ с применением полученных знаний, практические задания;
- метод информационной поддержки: самостоятельная работа с литературой, журналы, интернет- ресурсами;
- методы опроса: собеседование, тестирование;
- игровые;
- метод воспитания: убеждение, поощрения, стимулирование, мотивация и др.
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология игровой деятельности;
В качестве методического материала используются демонстрационные задания на компьютере, презентации, электронные изображения, иллюстрации, информационные стенды, образцы базовых форм оригами, схемы, фотография поделок, схемы последовательности изготовления работ, инструкции, технологические карты, готовые поделки.
Учебные занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Темы завершаются практической работой, что способствует лучшему усвоению теоретического материала и дает определенные навыки работы с разными материалами. Практические работы одновременно являются формой оценивания промежуточного результата реализации программы. В конце учебного года, по завершении освоения программы, обучающиеся выполняют итоговую коллективную (творческую) работу. Организуются выставки работ с последующим анализом. Масштабные коллективные композиции помогают детям понять преимущество совместной работы, повысить их самооценку. Они используются в оформлении кабинета, подготовке к выставки, что в свою очередь является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.
В процессе реализации программы используются образовательные технологии личностно-ориентированного обучения, учебной дискуссии. В течение года обучающиеся могут принимать участие в различных тематических мероприятиях (Новогодний праздник, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы и др.), экскурсиях (музей, выставка и др.). Такие формы проведения занятий позволяют качественнее реализовывать воспитательные задачи: способствуют воспитанию уважительного отношения как к старшим по возрасту, так и к своим сверстникам, к мнению другого, повышают способности обучающегося к общению с другими в атмосфере доброжелательности, способствуют воспитанию художественного вкуса. Участие в конкурсных мероприятиях способствует развитию целеустремленности, ответственности, коммуникативных навыков.
В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способов выполнения поставленной задачи, выбора инструментов и материалов.
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:
учебный класс с персональным компьютером с выходом в Интернет;
телевизор;
классная доска;
музыкальный центр;
наглядные пособия;
образцы работ;
презентации;
методические разработки;
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белошвейка» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, соответствующее художественной направленности, имеющей высшую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования» и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов
Список литературы для педагогов и обучающихся
№ | Автор | Название | Год издания |
1. | Н.В.Кочеткова | Мастерим игрушки сами | 2016г. |
2. | Л.В.Горнова,Т.Л.Бычкова,Т.В.Воробьёва Н.Н.Горбатова,Н.П.Конькова,И.Н.Пестова | Студия декоративно-прикладного творчества | 2010г. |
3. | Е.А.Гурбина | Занятия по прикладному искусству | 2010г. |
4. | Е.Д. Закржевская,С.В. Марсль | 110 увлекательных поделок Из пуговиц | 2009г. |
5. | И.В.Новикова | Поделки из ниток и пряжи | 2011г. |
6. | И.В.Новикова | Работа с нетрадиционными материалами | |
7. | Е.А.Гурбина | Обучение мастерству рукоделия | 2008г. |
8. | А.Н.Малышева, | Фигурки,игрушки,сувениры | 2011г. |
9. | Д.Н.Колдина | Лепка сдетьми 5-6 лет | 2013г. |
Перечень интернет-ресурсов
- Аппликация из геометрических фигур https://vkusnyasha.ru/1349-nabor-shablonov-dlya-applikaciy-iz-geometricheskih-figur.html
- Конструирование объемных игрушек из бумаги и картонаhttps://at-last.ru/cat3/442-kak-sdelat-ezhika-s-krasnym-jablokom-iz-bumagi-zheltogo-cveta.html
- Поделки из пластилина https://33-podelki.ru/zhivotnye-iz-plastilina.html
- Поделки из бросового материала https://www.maam.ru/obrazovanie/podelki-iz-brosovogo-materiala
- Аппликация из шерстяных ниток https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-petrovna-demenchuk/kartina-iz-brosovogo-materiala-sherstjanye-nitki-nezhnost.html
- Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
- Всё образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/
- В помощь учителю Федерация Интернет-образования http://som.fio.ru/
- Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников http://www.school.edu.ru/catalog.asp?catalog no=1165.
Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы в устной форме промежуточной и итоговой аттестации осуществляется в виде фотоотчета, презентации творческой работы, тестирования, практических заданий, выставки.
Вид контроля | Контрольные измерители (что проверяется) | Форма аттестации |
Входной | Проверка начального уровня знаний, умений и навыков учащихся; выявляется уровень владения учащимися знаниями и умениями в области декоративно-прикладного творчества. | Собеседование, наблюдение, практическая работа |
Итоговый | Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: - практические работы; - осмысленность действий; - разнообразие освоенных задач. Выполнение работ в технике: аппликация, мозайка. Изготовления самостоятельно поделок, сувениров. | Участие в мероприятиях, конкурсах, выставках |
Критерии и показатели контроля изложены в Приложении.
Перечень тем, выносимых на защиту, и критерии оценивания приведены в Приложении 2.
Приложение 1
Календарный учебный график
№ | Содержание | 1-й учебный год | 2-й учебный год |
1. | Начало учебного года | 10.09.2019 г. | 10.09.2019 г. |
2. | Окончание учебного года | 27.05.2020 г. | 27.05.2020 г. |
3. | Адаптационный период | 02.09.2019 г. – 06.09.2019 г. | - |
4. | Промежуточная аттестация | 23.12.2019 г. – 27.12.2019 г. | 23.12.2019 г. – 27.12.2019 г. |
5. | Зимние каникулы | 30.12. 2019 г. – 08.01.2020 г. | 30.12. 2019 г. – 08.01.2020 г. |
6. | Итоговая аттестация | 18.05.2020 г. – 22.05.2020 г. | 18.05.2020 г. – 22.05.2020 г. |
7. | Продолжительность учебного года | 36 недель | 36 недель |
8. | Летние каникулы | 28.05.2020 г. – 09.09.2020 г. | 28.05.2020 г. – 09.09.2020 г. |
Приложение 2
Критерии оценивания теоретических знаний, практических умений и
навыков учащихся
Оцениваемые показатели | Высокий уровень | Базовый уровень | Начальный уровень |
Владение приемами и способами работы с разными материалами ( бумага, пластилин, ткань,нитки и др.) | Учащийся владеет приемами и способами работы с разными материалами и умело использует их в изготовлении поделок | Учащийся не в полном объеме владеет приемами и способами работы с разными материалами в изготовлении поделок | Учащийся неуверенно владеет приемами и способами работы с разными материалами в изготовлении поделок |
Умеет: - аппликация из бумаги; - приемы и способы лепки (раскатывания, сплющивание, вдавливание; - правильно работать с материалами и инструментами; | Учащийся самостоятельно делает аппликацию из бумаги. Умеет: - правильно и самостоятельно применят приемы и способы лепки в своей работе. - учащийся умеет правильно работать со всеми материалами и инструментами | Учащийся с помощью педагога изготавливает поделку из бумаги. Умеет: - с помощью педагога применять приемы и способы лепки в своей работе. -учащийся с помощью педагога работает с материалами и инструментами | Учащийся неуверенно выполняет аппликацию из бумаги. Умеет: - некоторые из приемов и способов лепки применять в своей работе - учащийся не уверенно работает с материалами и инструментами |
Практические умения и навыки | Учащийся свободно: - умеет соединять все детали, - умеет правильно подбирать материалы - умеет самостоятельно выполнить поделку | Учащийся неуверенно: - умеет соединять все детали, - умеет подбирать материалы; - умеет выполнить творческие работы | Учащийся не в полном объеме имеет соединять все детали, - умеет подбирать материалы; - умеет выполнить творческие работы |
Приложение 2
Оценочные материалы
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Объединение: ________________________________________________________ Группа__________________________________Дата________________________ Педагог дополнительного образования___________________________________
№ | Ф.И. учащегося | Умеет правильно работать с бумагой(сгибание, складывание, приклеивание); | Знает основные геометрические понятия ; | Умеет аккуратно выполнить свою работу; | Умеет использовать разные материалы в различных композициях; | Умеет раскатывать пластилин в шарик, колбаски, в столби; | Умеет правильно работать с клеем; | Умеет последовательно изготовить поделку; | Умеет выполнять аппликацию на плоскости; | Умеет применять основные приемы оригами ; | Умеет последовательно и правильно изготовить поделку из пластилина | Общий результат |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
Низкий уровень - 1 балл
Средний уровень - 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...