Фотожанры
план-конспект

Валиева Ольга Николаевна

Подробный конспект для педагогов творческих фотообъединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_urokov_t.o_raduga.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в фотообъединении «Радуга»

Тема   «Фотожанры»

педагог дополнительного образования

Валиева Ольга Николаевна



 Тема   «Фотожанры»

Цель: формирование представления о фотожанрах в искусстве художественной фотографии.

Задачи

Предметные:

  • Закреплять пройденный материал о фотожанрах
  • Обучать необходимым условиям составления и съемки натюрморта
  • Предоставить возможность осуществить фотосъемку в жанре «натюрмотр»

Метапредметные

  • Формировать навыки творческой работы в парах
  • Развивать потребность в познании мира фотографии

Личностные

  • Способствовать воспитанию ответственности, инициативности, доброжелательности, целеустремленности

Тип занятия - закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения и др.).

Обучающиеся: обучающиеся т\о  Радуга

Методы:

- словесные (беседа, объяснение);

- наглядные (объяснительно - иллюстративный)

- практические (снимаем на фотоаппаратуру).

Форма занятия – по способу подачи материала - теоретическая и практическая

Материал:

1/картинки по тематике жанров

2/овощи, фрукты, корзины для составления натюрморта

3/ткани, ватман и прочие предметы для использования в составлении натюрморта

4/фотографическая бумага

Оборудование:

1/фотоаппараты – 3 шт.

2/компьютер, ноутбук – 3 шт.

3/цветной принтер – 1шт.

4/флешки – 3 шт.

5/столы – 3шт.

6/ экран.

7/ видеопроектор.

Основные этапы учебного занятия

  1. Организационный этап.Организация начала занятия, постановка

задач, сообщение темы и плана занятия

Педагог: «Ребята, обратите внимание какая у нас фотогалерея разнообразная. Она включает в себя фотографии разных жанров, и наше сегодняшнее занятие мы посвятим теме «Фотожанры».

Вспомним что такое фотожанры, какие фотожанры вы уже знаете, уточним, что или кого мы фотографируем в том или ином жанре, дадим определение этим жанрам, повторим то, что вам хорошо уже знакомо, и вы применяете в своей практике. Так же мы сегодня подробнее поговорим о фотожанре «Натюрморт», о котором вы знаете пока очень мало. Затем вы разобьетесь по парам и поработаете над созданием натюрморта, применяя то, что сегодня узнаете, проявляя при этом, доброжелательность друг к другу, понимание, терпение. Представите, что вы мастера своего дела и у вас совместный заказ, успех которого будет зависеть от того, как вы вместе поработаете».

  1. Основной этап.
  1. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и определение их готовности к изучению новой темы

Педагог: «А пока я предлагаю повторить то, что вы уже знаете….

  1. Что такое фотожанр?»

Предполагаемые ответы детей: «Это то, что мы фотографируем…».

Педагог:«На следующий вопрос я предлагаю отвечать по очереди, и начнем с ребят, которые пришли в наше  т\о  недавно, вы согласны?

  1. Какие фотожанры вы знаете?

Ответы детей:

-пейзаж, - портрет, -репортаж, -натюрморт, -жанровая фотография (сюжет, действие), -коллаж.

Педагог:«Да, правильно.Марк  выбери подходящую картинку и прочти, только громко, что это за жанр…пейзаж»

(обучающийся зачитывает, остальные дети внимательно слушают и так остальные дети)

Педагог: « Пейзаж – это самый популярный из всех жанров и самый благодарный. Фотографу нечего не надо  придумывать, природа сама по себе красива.

«Владик  назовет следующий жанр….»

«Портрет, что такое портрет, хорошо, молодец, а теперь прочти, пожалуйста, кого еще мы фотографируем в этом жанре, только ли одного человека или…? Молодец, хорошо (или: «кто дополнит?»)»

Педагог: «Портрет, пожалуй, самый сложный жанр из всех жанров фотографии. Так как для создания по-настоящему хорошего фотопортрета нужно обладать огромным опытом. Чтобы фотопортрет стал настоящим произведением искусства, необходимо научиться передавать в портрете и настроение человека, и его характер и даже то, о чем он думает в данную минуту, а это согласитесь очень трудно.

Руслан, назови какой тебе жанр знаком?»

Педагог: «Репортаж, хорошо. Что такое репортаж? Кто подскажет? Дополнит? Хорошо… Руслан выбери картинку и прочти нам о репортаже… Новостная фотография это про что? От слова новость…ная . Правильно, новость.

И так, что такое фоторепортаж? Это небольшой, беглый рассказ, о каком либо событии, жизни человека или семьи. Фотографируя репортаж очень важно заметить или предугадать интересный кадр, с учетом особенности освещения и заднего фона, не забывая о композиции. Все это надо делать быстро, поэтому такая съемка тоже требует знаний и опыта.

И Замира скажет, какой жанр мы еще знаем?

На ответ сюжет, поправляю жанровая фотография, которая что отображает? (дать возможность ответить самому)

Прочти, пожалуйста».

Педагог: «Ребята, какой еще мы забыли назвать жанр, который применяем в программах по художественной обработке фотографий?

Ответы детей

Педагог: «Коллаж, очень хорошо… Что такое коллаж?»

Ответы детей

Педагог: « Коллаж – это одно изображение, состоящее из нескольких других изображений. С помощью чего мы с вами создаем коллажи?»

Ответы детей

Педагог: «И, наконец, фотожанр натюрморт? Что такое натюрморт? Давайте попробуем ответить».

Ответы детей

  1. Ознакомление с новыми знаниями и умениями

Педагог: «Натюрморт - интереснейший жанр, посвященный изображению неодушевленных предметов. Плюс натюрморта в том, что фотографировать его можно везде, даже дома. Да вы это уже делали, снимая цветы, книги, другие предметы.

Цветы в вазе – это натюрморт; те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Художник не фотографирует предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу.

Внимательно посмотрите картинки с натюрмортом и попробуйте увидеть особенности изображения натюрморта, сравните с пейзажем, репортажем, чем они отличаются?

Не смотрите сейчас на композицию, это понятно, что нужно создать композицию из определенных предметов, но сейчас я спрашиваю не об этом. В этом огромное отличие от других фотожанров.

Ответы детей

Педагог: «Хорошо…Правильно….Что необходимо соблюдать при съемке натюрморта»?

Ответы детей

Педагог: «Чтобы создать произведение искусства, в первую очередь необходим свет и свет естественный, от окна, прямые лучи солнца не подойдут, нужно прикрыть шторкой, поставить отражатели…Свет должен падать с боку. Обязательно фон, который не будет отвлекать от композиции. Фон имеет огромное значение, он задает настроение фотографии.

Но начинается натюрморт с замысла, с идеи. Посмотрите вокруг – что из того, что есть в нашем доме, представляет интерес как объект для составления композиции натюрморта? Какие предметы «просятся» в кадр? Очень хорошо смотрятся в натюрморт старые и «фактурные» предметы – различные вазы, часы, старинные книги, фарфоровые статуэтки, настольные лампы, сервизы, подсвечники и свечи, какие-то вещи из ткани грубого и крупного переплетения – салфетки, скатерти… Хорошо смотрятся в натюрмортах фрукты и овощи. Для натюрморта подходят самые разные предметы. Главное – чтобы все эти предметы гармонировали между собой по форме, цвету, фактуре, смыслу.

Создание композиции – это, пожалуй, самый сложный этап в работе над натюрмортом. Кому-то этот этап может показаться несущественным, несложным. Вроде бы, на первый взгляд, все просто: поставил красиво на стол красивые предметы – и начинай их фотографировать.  Но это совсем не так. Точнее, совершенно не так! Очень быстро вы поймете, что некоторые предметы не гармонируют друг с другом, например, по цвету, по размеру, по смыслу…  Композиция получается непропорциональной, «заваливается» на одну или на другую сторону.  Осознание того, что этот этап в работе над натюрмортом самый сложный и самый важный, поздно или рано придет к вам.  И вы поймете, что не то чтобы идеально, но даже просто грамотно поставить предметы для натюрморта – это очень и очень сложная задача. И решить ее быстро получается далеко не у каждого фотографа и художника.

Итак, приступаем к непосредственной работе. Начинаем создавать композицию нашего будущего натюрморта».

  1. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а так же их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера

Педагог: «Давайте начнем ну хотя бы с самой простой композиции натюрморта, главным «персонажем» которого будет ваза с фруктами. Кто-то скажет, что такой натюрморт -  самый обычный, распространен и далеко не новый. Ну и что! Согласитесь, ну что может быть красивее и интереснее, чем красивые фрукты в красивой вазе? Вот это и будет идеей         нашего натюрморта. Теперь давайте решать, какие предметы из имеющихся у нас можно расположить рядом с такой красотой, какие фактуры и цвета будут гармонировать с цветами и фактурами фруктов и самой вазы.  Учитывая всё это, помните и о смысловом наполнении натюрморта. Ведь натюрморт, как и любая другая картина, должен рассказывать какую-то историю. Ну, представьте, например: ваза с яблоками, грушами и вишнями, а рядом несколько полевых цветов и кружка с молоком. Всё это расположено на простом дощатом деревенском столе. Вот вам и рассказ о раннем утре в деревне!

Теперь скажите мне, ребята, где и на чем можно расположить композицию, что можно использовать в качестве предметного стола?»

Ответы детей

Педагог: «Предметным столом для натюрморта может послужить всё что угодно. Любой стол  в вашем доме может играть эту роль. Да и не только стол. Предметы для съемки натюрморта можно расположить на подоконнике, на тумбочке, даже на полке в шкафу. Главный критерий тут – прочность этого предметного стола и его достаточная площадь. Чтоб было место для того, где бы ваша творческая фантазия чувствовала себя спокойно, чтобы ей там было просторно и легко жить. Даже на полу можно организовывать композиции из предметов для съемки натюрмортов. Ну, а если поверхность, на которой вы устанавливаете ваши предметы, неприглядна или совсем не подходит по всем возможным критериям для натюрморта, над которым вы работаете, то ее можно прикрыть красивой тканью: скатертью или салфеткой. Можно просто положить на нее кусок бумаги или красивой фанеры, например.

Теперь разбиваемся на пары и начинаем самостоятельную работу в парах. Каждая пара получает задание: сделать рекламу в натюрморте. Если что-то непонятно или не получается, помогайте друг другу, спрашивайте у меня. Созданный натюрморт сфотографируйте, учитывая при съемке необходимые условия, о которых мы говорили».

(Обучающиеся работают в парах, создают композицию, фотографируют и переносят на компьютер, затем печатают на принтере свои натюрморты ).

  1. Заключительный этап. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Педагог:«Итак, ребята, вы на славу потрудились, теперь представьте свои работы. Что вы рекламировали?»

Ответы детей

Педагог: «Очень хорошо все защитили свои работы и представили свой товар в рекламе, а теперь ответьте на несколько вопросов».

Вопросы к обучающимся:

  1. Понравилось ли вам быть в роли рекламных репортеров?
  2. Почему понравилось или не понравилось?
  3. Что больше всего понравилось в этой работе?
  4. Справились ли с заданием?
  5. Почему вы думаете, что справились или не справились?
  6. Понравились ли вам ваши работы?
  7. Почему?
  8. А чьи еще работы понравились?
  9. Почему?
  10. Будете ли вы использовать те знания, которые сегодня получили?
  11. Где могут пригодиться ваши знания и умения в искусстве фотографии?

Ответы детей

Педагог: «Итак, вы вспомнили и повторили такие фотожанры, как….? Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились и какие знания и умения закрепили?»

Ответы детей

Педагог:«Молодцы, ребята! Все очень хорошо работали, справились с заданием, мне все ваши натюрморты понравились. Я очень вами довольна, потому что вы отнеслись к заданию очень серьезно, все старались, очень хорошо работали в парах: дружно, слаженно. Поэтому все у вас получилось.

Спасибо вам за отличную работу»