Программа "Классика"
рабочая программа

Демьянова Нина Николаевна

Авторская программа музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано детей 5 -7 лет. Предназначена для дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Классика"173.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Классика»

Программа музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано детей 5 -7 лет

Срок реализации – 1 год

Автор Демьянова Нина Николаевна

Музыкальный руководитель МДОУ д/с №20

Согласовано:

Зав. кафедры дошкольного

и начального образования

КОИРО

_____________Е. В. Потменская

Методист____________________

____________________2010г.

Калининград 2010г.

                Пояснительная записка

          Главная задача музыкального воспитания детей – «влюбить» их в музыку. А для этого надо помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту. «Первую скрипку» на пути к достижению этой цели играет музыкальная деятельность самих детей. Важно привлечь их к этой деятельности, «зажечь», чтобы ребёнок почувствовал, что он может создавать музыку.

          Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей формируются в опоре на развитие музыкально – эстетического сознания, эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

          Музыкально – эстетическое сознание во взаимосвязи всех его компонентов, в доступных возрасту границах, формируются в разные годы жизни, начиная с дошкольного возраста.

           «Классика» - это программа художественно – эстетического воспитания дошкольников в музыкальной деятельности. Основной целью этой программы является воспитание гармоничной личности, главным отличием от других программ по музыкальному воспитанию – игра ребёнка на фортепиано в ансамбле с педагогом и самостоятельно.

             Программа нацелена на развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка – развивая всё это, мы формируем основы его музыкально – эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у людей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребёнок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров музыкальной классики разных эпох и стилей, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребёнка обогащается с помощью музыки, то это не пройдёт бесследно для его духовного становления.

               «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… Любителями музыки не рождаются, а становятся» - эти слова крупнейшего композитора ХХ века  Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребёнка.

               Замечательный педагог – музыкант, талантливая пианистка Анна Давыдовна Артоболевская, воспитавшая немало выдающихся музыкантов, считала, что «музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей, независимо от способностей.

              Именно в этом возрасте легче всего приобщить ребёнка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь. Ведь в четыре – пять лет малыш не только начинает познавать то, что его окружает, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всём, что он воспринял и накопил» (А. Д. Артоболевская Санкт – Петербург. 2010г.)

            Программа «Классика» включает в себя следующие виды деятельности:

        -  Слушание музыки;

        -  Обучение музыкальной грамоте;

        -  Ознакомление с инструментом фортепиано, самостоятельная игра и игра в ансамбле с педагогом.

          Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, который обеспечивает решающие возможности как в плане музыкального, так и общего психического развития ребёнка. Слушая музыку, ребёнок познаёт мир во всём его многообразии, у него развивается воображение, мелодическая и тембровая музыкальная память, внутренний музыкальный слух. Слушание музыки учит детей понимать, любить музыку и радоваться ей.

           Обучение музыкальной грамоте неразрывно связано с обучением детей игре на фортепиано. Все новые понятия и термины нужно вводить при помощи игры, сказочек, «песенок-попевок», музыкально – дидактических игр. Разучивая с детьми различные попевки, я знакомлю их с нотным рядом, названием нот, мажором и минором,  с понятием «высота звука», ритм, темп и другими элементами музыкальной грамоты.

            Игра на фортепиано.

            Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и, тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (например, игры в куклы у девочек или в солдатиков у мальчиков). Трудовые обязанности ребёнок узнает позже, в положенный срок. А сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить её, не насилуя естества ребёнка.

            На начальном этапе становления исполнительской деятельности самый простой и короткий путь к этому – так называемое «игровое четырёхручие» (М. А. Трубникова). Это игра со взрослым на фортепиано в четыре руки, когда ребёнок играет один – два звука, а взрослый всё произведение. При этом ребёнок слышит всю музыку и,  несмотря на скромность своей партии, чувствует себя полноправным участником музицирования, что приносит ему огромную радость, вызывает желание заниматься музыкой.

              Д. Б. Кабалевский говорил, что игру в четыре руки не только можно, но и нужно активно вводить в школьные уроки музыки. При этом играть может каждый ребёнок, независимо от степени его музыкальной одарённости. Проведённое исследование педагогами дошкольного образования показало, что этим видом деятельности могут успешно заниматься не только младшие школьники, но и дети дошкольного возраста.

              Игра с педагогом в четыре руки создаёт прекрасные условия для музыкального и общего развития ребёнка. В процессе этой деятельности ребёнок может познакомиться со многими произведениями, что обогащает его музыкальный опыт и опыт общения, у него развивается эмоциональная отзывчивость на музыку – главный показатель музыкальности, формируются такие важнейшие музыкальные способности, как чувство музыкального ритма и музыкальный слух, появляется умение играть в ансамбле.

Программные задачи:

  1. Развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной

культуры и художественного вкуса;

  1. Развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии);
  2. Воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её;
  3. Обучение первоначальным навыкам игры на фортепиано;
  4. Знакомство с музыкальной грамотой, преподносить материал так, чтобы не отпугнуть ребёнка сложностью, чтобы он воспринял его как интересную игру;

      7. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в

          привлекательной и доступной форме.    

Для реализации всех задач, поставленных перед педагогом в программе  необходимы следующие условия:

- Включение различных видов музыкальной деятельности: слушание     музыки,    пение попевок, дирижирование, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, игра на фортепиано.

- Специальный подбор репертуара для слушания музыки, пения, исполнения детьми на фортепиано;

- Использование адекватных возрасту ребёнка методов работы с репертуаром;

- Оборудование для правильной посадки ребёнка за инструментом (Стул определённой высоты, подставка под ноги.)

             Для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищённости каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так. Не делать замечаний вслух, подбирать репертуар доступный для использования соответствующим возрастным и индивидуальным особенностям детей.

             Произведения для слушания, пьесы и упражнения, легкодоступные детскому наивно-сказочному восприятию, даны в программе в определённой последовательности – с учётом постановки рук, приобретения начальных пианистических навыков, усвоения нотной грамоты и накопленного опыта музыкальных впечатлений в процессе слушания произведений русских и зарубежных композиторов. Последовательность отвечает принципу – «от простого к сложному».

             Разработана оптимальная система групповых и индивидуальных занятий, которая соответствует задаче последовательного музыкального развития дошкольников.

             Вся работа поделена на темы, отражающие этапы обучения детей игре на фортепиано и музыкального образования в целом.

Программа  предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  1. Иллюстрации, репродукции, портреты композиторов и рисунки самих детей;
  2. Дидактический материал.
  3. Современные технические средства.

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их внимание и вызывает  желание узнавать о музыке больше.  

Для закрепления материала предусмотрены тематические занятия, музыкальные праздники, встречи в музыкальной гостиной. Например: «Звуки музыки» - встреча в музыкальной гостиной, посвящённая творчеству М.И.Глинки, «Как прекрасен мир поющий» - музыкальный праздник, на закрепление нотной грамоты, или беседа у рояля «Всё о марше».  Использование таких разнообразных форм проведения праздников способствует совершенствованию навыков детей в разных видах слушательской, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности. Это значительно расширяет музыкальный кругозор ребёнка–дошкольника и повышает интерес к обучению, стремлению самому создавать музыку.

              В процессе обучения дошкольников игре на фортепиано и общего музыкального развития детей по программе «Классика» хотелось бы достичь следующих результатов:

- устойчивый интерес детей к музыкальным занятиям и музыке вообще;

- владение культурой слушания музыкальных произведений;

- эмоциональная отзывчивость на музыку;

- владение певческими навыками: звукообразование, дыхание, чистота интонирования;

- интерес к игре на фортепиано;

- правильная постановка рук при игре на фортепиано;

- владение нотной грамотой: название нот и расположение их на нотоносце, высокий и низкий регистр, скрипичный ключ и басовый ключ;

- развитое чувство ритма – уметь повторить ритмический рисунок  за взрослым;

- игра на фортепиано, не зажимая руку, опуская  уверенно пальчики на клавиши, но, не ударяя по ним;

- творческие проявления в попытках импровизации на фортепиано.

               Критерии оценки освоения детьми программного материала:

Слушание музыки:

Высокий уровень:

- у ребёнка хорошо развито целостное восприятие музыкальных произведений;

- ребёнок знает названия, различает большинство музыкальных произведений, прослушанных в течение года;

- различает одно-, двух-, трёхчастную форму музыкального произведения и сравнивает эти части;

- умеет давать оценку прослушанным произведениям, высказывать личное мнение развёрнуто и доказательно;

- у ребёнка хорошо развиты представления о жанрах музыки;

Средний уровень:

- ребёнок имеет довольно развитое целостное восприятие музыкальных произведений трёхчастной формы, различает характер частей, их смену, а также взаимодействие образов, хотя в некоторых случаях нуждается  в словесной помощи взрослого.

- при слушании произведений , имеющих одно название, но различный характер. Легче указывает на их различие;

- достаточно хорошо рассказывает о прослушанном произведении, но иногда уходит от содержания музыкального произведения, и тогда необходима помощь взрослого;

- разбирается в жанрах музыки, но часто при помощи педагога;

Уровень ниже среднего:

- ребёнок при целостном восприятии музыки довольно часто нуждается в помощи взрослого, при её оказании более раскрепощён, разговорчив;

- лучше различает изобразительные особенности музыки, чем выразительные;

- имеет небольшой запас музыкальных впечатлений, в основном помнит произведения, прослушанные последними;

- затрудняется в высказывании своих музыкальных впечатлений.

                                        Музыкальная грамота:

Высокий уровень:

- ребёнок полностью освоил курс обучения музыкальной грамоте;

- безошибочно читает ноты в скрипичном ключе, знает их названия и расположение на нотоносце;

- различает скрипичный и басовый ключ;

- ориентируется на клавиатуре, где какая нота, вправо высокие звуки, влево – низкие, знает название чёрных клавиш;

- чисто интонирует при пении несложных мелодий;

Средний уровень:

- ребёнок освоил курс обучения музыкальной грамоте, но иногда нуждается в помощи взрослого;

- читает ноты на нотоносце, но иногда ошибается, с помощью взрослого более уверен;

- знает обозначения скрипичного и басового ключей;

- ориентируется на клавиатуре, знает низкий и высокий регистры, но иногда ошибается в расположении нот на клавишах;

- поёт песенки, но не всегда точно интонирует.

Уровень ниже среднего:

- ребёнок недостаточно освоил курс обучения музыкальной грамоте;

- не все ноты запомнил, путается в расположении их на нотном стане,

- скрипичный, басовый ключи называет только после подсказки;

- ориентируется в низком и верхнем регистрах при помощи взрослого, и часто забывает названия клавиш;

- интонирование при пении не чистое, дыхание не правильное.

                              Обучение игре на фортепиано:

Высокий уровень:

- ребёнок умеет расслаблять руку, держит её правильно – не поднимая высоко над клавиатурой, не опуская локоть слишком низко, не зажимая при извлечении звука на клавиатуре;

- посадка за инструментом правильная, ногами полностью опирается на скамеечку для ног;

- играет музыкальную пьесу по показу педагога, точно попадая по тем же звукам и без ошибок повторяя ритмический рисунок.

 Средний уровень:

- ребёнок играет расслабленной рукой, извлекая звук правильно, не зажимая руки, но делает это при напоминании или помощи взрослого;

- посадка за инструментом правильная, ногами достаёт до скамеечки всей ступнёй, изредка его нужно поправлять.

- ритмический рисунок может повторить не совсем точно, или не сразу.

Уровень ниже среднего:

- ребёнок часто зажимает руку, расслабляет только при помощи взрослого.

- посадка за инструментом правильная, но часто нужно ребёнка поправлять

- ритмический рисунок повторяет с большими затруднениями.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество занятий

    1.

Вводное занятие. Знакомство. Определение способностей детей.

 2

  2.

 

Знакомство с клавиатурой

 6

  4.

Посадка и постановка рук

 4

  5.

Донотный период

 4

  6.

О нотной грамоте

             8

  7.

Что такое ритм

             4

  8.

Песня, танец, марш

 8

  9.

Музыка выражает настроение, чувства,                                                                                  

характер

 4

10.

Музыка рассказывает о животных и птицах

           8

11.

Природа и музыка

           6

12.

Сказка в музыке

           6

13.

Музыкальные инструменты и игрушки

           6

14.

Подведение итогов. Закрепление пройденного материала.

           

           4

             Содержание изучаемого курса.

               Тема  «Вводное занятие. Знакомство. Определение                       способностей детей»

1 Занятие «Вхождение в музыку»

Программное содержание: Знакомство с детьми, беседа о музыке, слушание музыкального произведения с целью увлечь, заинтересовать детей, вызвать желание узнать о музыкальной деятельности как можно больше, желание самому исполнять музыку. Определение способностей детей, выявление его вкусов, пристрастий.

2 Занятие «Музыка – это сказка»

Программное содержание: Вызвать заинтересованность к занятиям музыкой. Будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Слушать «Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», учить детей слушать музыку от начала до конца, рассказывать о своих впечатлениях, о прослушанном произведении.

           Тема «Знакомство с клавиатурой»

Материалы и оборудование: Аудиозаписи «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Утро» Э. Грига. Портреты композиторов. Стул для ребёнка соответствующий росту, скамейка для ног.

1 Занятие « Клавиши – друзья»

Программное содержание: Познакомить детей с высоким и низким

 регистром. Рассказать сказку о клавишах, продолжать вызывать интерес

к обучению, обучать играя. Слушать «Вальс цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», продолжать учить культуре слушания музыки.

2 Занятие «Клавиши имеют имена»

Программное содержание: Рассказать детям, что  клавиши имеют

разные голоса и  цвет – белый или чёрный. Познакомить с названием

клавиш, диезом и бемолем. Продолжать слушание «Вальса цветов» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», продолжать учить культуре слушания музыки, познакомить с композитором Чайковским, показать портрет.

3 Занятие  «Семь нот»

Программное содержание: Закреплять название клавишей, продолжать

Знакомить с понижением и повышением звуков – бемолем, диезом. Слушать «Утро» муз. Э Грига, развивать эстетические эмоции, чувства сопереживания в процессе слушания лучших произведений мировой классической музыки.

4 Занятие «Октава»

Программное содержание: Повторить названия клавиш, низкий и высокий регистр, бемоль и диез. Рассказать сказку про семь сестёр, которые живут в одной семье, которая называется «октава». Слушать «Утро» Э. Грига, продолжать вовлекать детей в волшебный мир музыки.

                  Тема «Гимнастика и постановка рук»

1 занятие «Красивые дети»

Программное содержание: Игровая гимнастика и незаметная правильная посадка за фортепиано. Использование подставки под ноги, в форме игры.  Продолжать слушание музыки Э. Грига «Утро», побуждать детей выражать свои эмоции. Закреплять приобретённые знания и навыки, использование пения попевок и песен.

2 занятие «Пальчиков дружная семья»

Программное содержание: Использовать пальчиковую гимнастику для знакомства с музыкальной аппликатурой. Развивать воображение детей, обучать культуре слушания музыки, при слушании пьесы «Утро» Э Грига.

3 занятие «Расслабленные ручки»

Программное содержание: Провести гимнастическое упражнение на расслабление рук, для подготовки игры на инструменте, упражнение  «Весёлые ноты» А. Алябьева.  Продолжать увлекать детей музыкой, слушать «Осеннюю песню» П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года»,  побуждая высказывать свои впечатления после прослушивания музыкального произведения.

4 занятие «Пальчики под номерами»

Программное содержание: Рассказать о пальчиках по счёту – 1, 2, 3, 4, 5.

Постановка руки на клавиатуру. Упражнение «Весёлые ноты» А. Алябьева, развивать моторику рук, одновременно с речью.  Слушать «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Продолжать обогащать слуховой опыт детей, создавать запас музыкальных впечатлений в процессе слушания

шедевров музыкальной классики.

                Тема «Донотный период»

Материалы и оборудование: Портреты композиторов П. И. Чайковского, Ф. Шопена; Аудиозаписи «Осенняя песня» и «Вальс№10»; пианино или рояль с открытой крышкой.

1 занятие «Музыка – твой друг»

Программное содержание: Ознакомить детей с извлечением звука,

предоставить возможность самим исполнять музыкальную пьесу одним пальчиком с целью свободно нести нагрузку на клавиши. Слушать «Осеннюю песню» П. И. Чайковского. Знакомить с понятием двухчастной формы произведения.

2 занятие «Композиторы»

Программное содержание: Предоставить возможность детям импровизировать, самим «сочинять музыку», продолжать слушать музыку, пополнять слуховой запас произведений мировой культуры. Знакомить с именами композиторов. Слушать «Осеннюю песню» П. И. Чайковского, побуждать детей рассказывать о музыке, пополняя их словарный запас.

3 занятие «Весёлые молоточки»

Программное содержание: Знакомить с секретами рояля, наглядно показать, что звук зависит от того, как опустится играющий палец на клавишу. Познакомить с понятием «высота звука». Слушать «Вальс» Ф. Шопена №10, рассказать о вальсе, о трёхдольном размере.

4 занятие «Весёлые молоточки»

Программное содержание: Продолжать знакомить с устройством фортепиано, чтобы дети понимали, что не следует давить на клавишу.

Продолжать знакомить с правильным звукоизвлечением, поправляя своими руками руки ребёнка. Разучивание первой пьесы. Слушать «Вальс» Ф. Шопена №10, продолжать знакомить детей с двухчастной формой музыкального произведения.

                Тема «О нотной грамоте»

Материалы и оборудование: Изображения скрипичного и басового ключей, нотного стана, нот в скрипичном и басовом ключе; «Детский альбом» П. И. Чайковского в печатном издании и аудиозаписи; Аудиозапись «Шествия гномов». Э. Грига;  Портреты композиторов;  Сборник пьес для игры на фортепиано. М. А. Трубникова. Москва. 2010г.

 1 занятие «Скрипичный ключ»

Программное содержание: В доступной форме объяснить детям, что все высокие звуки живут в царстве скрипичного ключа, познакомить с нотным станом. Заинтересовать детей, преподнести материал в виде сказки. Продолжать пополнять слуховой запас музыкальными произведениями, слушая музыку «Вальса № 10» Ф. Шопена.  Продолжать знакомить с приёмами игры на инструменте, играть несложные пьесы.

2 занятие «Где живут ноты «соль», «ми» и «до».

Программное содержание: Выучить расположение нот «до», «ми», «соль» на нотном стане. Закреплять понятия «высокие» и «низкие» звуки.

Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть простые пьесы на одном звуке третьим пальчиком. Слушать «Вальс №10» Ф. Шопена, учить детей рассказывать о своих впечатлениях, о прослушанной музыке.

3 занятие «Ноты «фа» и «ля».

Программное содержание: Запомнить расположение нот «до», «ми», «соль» на нотном стане. Закреплять понятия «высокие» и «низкие» звуки.

Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть простые пьесы на одном звуке третьим пальчиком. Продолжать обогащать слуховой опыт детей, слушая музыку П. И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома».

4занятие «Ноты «ре» и «си».

Программное содержание: Запомнить расположение нот «ре», «си»  на нотном стане. Закреплять понятия «высокие» и «низкие» звуки.

Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть простые пьесы на одном звуке третьим пальчиком.  Слушая музыку П. И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома» закреплять понятие двухчастной формы, учить детей отличать части по характеру музыки.

5 занятие «Басовый ключ»

Программное содержание: Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть пьесы в четыре руки. Познакомить с басовым ключом  в доступной форме сказки.  Слушая музыку П. И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома» учить детей культуре слушания, побуждая к целостному восприятию произведения.

6 занятие «ДО-пограничник»

Программное содержание: В доступной форме рассказать о ноте «До», которая является пограничником при переходе из басового ключа в скрипичный.  Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть пьесы в четыре руки. Слушать «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, продолжать учить детей культуре слушания, побуждая к целостному восприятию произведения, не мешая другим детям слушать музыку.

7 занятие «Нота «до» в разных октавах».

Программное содержание: Рассказать детям о том, что нота «до» много раз повторяется на клавиатуре. Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть пьесы в четыре руки. Слушать «Шествие гномов» Э. Грига, продолжать учить детей культуре слушания, побуждая к целостному восприятию произведения.

8 занятие «Добавочные линеечки»

Программное содержание: Показать ноты на нотоносце, при написании которых используются добавочные линеечки. Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть пьесы в четыре руки. Слушать Шествие гномов» Э. Грига, продолжать учить детей рассказывать о прослушанном, расширяя их словарный запас.

Итоговое, праздничное занятие по теме «Нотная грамота»

«Так прекрасен мир поющий»

Программное содержание: Закрепить, обогатить знание детей названия нот, умения петь по нотам, развивать музыкальный слух, чистоту интонирования. Создать атмосферу праздника, привлекая детей к общению с искусством. Привлечь родителей к участию в подготовке костюмов, атрибутов для праздника, к оформлению зала.

                                        Тема «Что такое ритм»

Материалы и оборудование: Аудиозаписи: «Шествие гномов» Э. Грига. «Танец феи Драже», «Вальс снежных хлопьев», «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского. «Марш» Р. Шумана, «Марш» С. Прокофьева, «Вальс – шутка» Д. Шостаковича. Песни колыбельные, русские народные, детские, «Гимн России»; Сборник пьес А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» Санкт – Петербург. 2010г. Шумовые инструменты.

1 занятие « Ритмический рисунок».

Программное содержание: Познакомить с понятием ритмический рисунок. Учить детей повторять ритмический рисунок, заданный взрослым. Продолжать ставить правильно руку на клавиатуру, играть пьесы в четыре руки. Слушать «Шествие гномов» Э. Грига, продолжать учить детей различать двухчастную форму произведения.

2 занятие «Понятие такта и метра».

Программное содержание: Познакомить с понятием метра, тактовой чертой на нотоносце. Продолжать учить детей повторять ритмический рисунок точно, без ошибок.  Продолжать учить детей  играть пьесы в четыре руки. Слушать «Шествие гномов» Э. Грига, развивать эстетические эмоции у детей.

3 занятие «Музыкальный размер».

Программное содержание: Познакомить с простым двухдольным размером в музыкальной пьесе. Продолжать знакомить с тактовой чертой на нотоносце.   Учить детей повторять ритмический рисунок точно, без ошибок.  Слушать «Танец феи Драже» П. И. Чайковского, развивать творческое воображение у детей.

4 Занятие «Трёхдольный размер»

Программное содержание: Познакомить детей с трёхдольным размером в музыкальной пьесе. Продолжать знакомить с тактовой чертой на нотоносце.   Учить детей повторять ритмический рисунок точно, без ошибок.  Слушать «Танец феи Драже» П. И. Чайковского, развивать умение детей давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию.

Тема «Песня, танец, марш»

Материалы и оборудование: Аудиозаписи «Танец феи Драже»,

1 занятие «Жанр в музыке»

Программное содержание: Познакомить детей с понятием жанра в музыке, учить детей различать маршевую музыку от песенной и танцевальной.

Продолжать учить детей  играть пьесы в четыре руки, развивая навыки игры на фортепиано. Слушать «Танец феи Драже» П. И. Чайковского, развивать творческое воображение у детей.

2 занятие «Песня»

Программное содержание: Познакомить детей с разнообразием песенного жанра – колыбельные, торжественные (гимн), детские и др.

Продолжать учить игре на фортепиано, подбирая пьесы яркие, но доступные для каждого из детей индивидуально. Слушать «Танец феи Драже» П. И. Чайковского, развивать творческое воображение у детей,

и умение передавать словами своё отношение к музыке.

3 Занятие «Песня»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с разнообразием песенного жанра. Подробно рассказать о русских народных песнях.

Продолжать учить игре на фортепиано, подбирая пьесы яркие, но доступные для каждого из детей индивидуально. Слушать  «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, развивать творческое воображение у детей, эстетические эмоции.

4 занятие «Танец»

Программное содержание: Познакомить детей с разнообразием танцевального  жанра – полька, вальс, полонез, кадриль и др.

Продолжать учить игре на фортепиано, подбирая пьесы яркие, но доступные для каждого из детей индивидуально.

Слушать  «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, развивать умение детей давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию.

5 занятие «Танец»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с разнообразием танцевального  жанра. Подробно поговорить о вальсе, вспомнить трёхдольный размер, учить играть на фортепиано «Вальс собачек» муз. А. Артоболевской.

Слушать  «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, развивать умение дослушать музыку до конца, не мешая слушать другим.

6 занятие «Марш»

Программное содержание:  Познакомить детей с различными маршами – спортивный, военный, праздничный, или марш деревянных солдатиков.

Продолжать учить игре на фортепиано, подбирая пьесы яркие, но доступные для каждого из детей индивидуально.

Слушать  «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, закреплять понятие двухчастной формы, учить детей отличать части по характеру музыки.

7 занятие «Всё о марше»

Программное содержание: Беседа о разнообразии маршей, слушание маршей Шумана, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича «Вальс - шутка». Игра на шумовых инструментах для развития чувства ритма у детей.

8 занятие – итоговое по теме «Песня, танец, марш»

Программное содержание: Подвести итоги, закрепить знания детей о жанрах в музыке. Слушание «Вальса» Шопена, «Марша» Прокофьева, пение детских песен. Концерт исполнителей на фортепиано из выученных произведений.

Тема «Музыка выражает настроение, чувства, характер»

Материалы и оборудование: Иллюстрации, видеоматериалы к сказке   «Красная шапочка», «Музыкальный букварь» Н. Ветлугина;

«Первая встреча с музыкой» - сборник пьес для детей А. Артоболевской;

Аудиозаписи «Времена года» П. И. Чайковского, «Клоуны» Д. Кабалевского.

1 занятие «Музыка выражает характер»

Программное содержание: Слушание «Волк и Красная шапочка» Н. Ветлугиной, формировать представления детей об образной природе музыки при знакомстве с произведениями, имеющими два образа, передающих их характеры и взаимодействия. Учить детей различать музыку, характеризующую волка и Красную Шапочку. Продолжать развивать навыки игры на фортепиано, закреплять владение детей нотной грамотой.

2 занятие «Музыка выражает чувства»

Программное содержание: Слушание «Волк и Красная шапочка» Л. Ветлугиной, развивать умение детей давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию произведения. Какие чувства выражает музыка – радость, и беспокойство. Продолжать развивать навыки игры на фортепиано, закреплять владение детей нотной грамотой.

3занятие «Музыка выражает настроение»

Программное содержание: Слушание «Осенней песни» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», и «Клоуны» Д.Кабалевского.

Развивать навыки восприятия музыки, умения различать настроение, умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки. Учить детей игре на фортепиано, корректировать неправильное положение рук, корпуса, ног при игре.

4 итоговое занятие по теме «Музыка выражает настроение, чувства, характер»

Программное содержание: Слушание «Волк и Красная шапочка» Л. Ветлугиной, «Осенней песни» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», и «Клоуны» Д.Кабалевского, продолжать развивать умение детей давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию произведения. Учить детей игре на фортепиано, корректировать неправильное положение рук, корпуса, ног при игре.

Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»

Материалы и оборудование: Аудиозаписи музыкального цикла Э. Сен-Санса «Карнавал животных», «Детского альбома» П. И. Чайковского; Иллюстрации и видеоматериалы с изображением птиц и животных.

1 занятие «Музыка рассказывает о животных»

Программное содержание: Беседа о музыке, о её свойстве передавать характер животных. Слушание пьесы из цикла французского композитора Э.Сен-Санса «Карнавал животных»-«Аквариум». Учить играть на фортепиано «Вальс собачек», «Прыг-скок» Артоболевской.

2 занятие «Музыка рассказывает о животных»

Программное содержание: Продолжать рассказывать детям о музыке, о её свойстве передавать характер животных. Слушать пьесы из цикла французского композитора Э.Сен-Санса «Карнавал животных» «Аквариум», побуждать к эмоциональному восприятию. Учить играть на фортепиано «Вальс собачек», «Прыг-скок» Артоболевской, обращать внимание детей на правильную аппликатуру.

3 занятие «Музыка рассказывает о животных»

Программное содержание: Продолжать рассказывать детям о музыке, о её свойстве передавать характер животных. Слушание пьесы из цикла французского композитора Э.Сен-Санса «Карнавал животных» -«Аквариум», учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки. Учить играть на фортепиано «Вальс собачек», «Прыг-скок» Артоболевской. Работать индивидуально с каждым ребёнком, повышая их уровень исполнительского умения.

4 занятие «Музыка рассказывает о животных»

Программное содержание: Развивать эмоциональное восприятие  музыки у детей. Слушание пьесы из цикла французского композитора Э.Сен-Санса «Карнавал животных» - «Аквариум», учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки. Учить играть на фортепиано «Вальс собачек», «Прыг-скок» Артоболевской. Работать индивидуально с каждым ребёнком, повышая их уровень исполнительского умения.

5 занятие «Музыка рассказывает о птицах»

Программное содержание: Познакомить детей с музыкой, и её свойством передавать характер птиц. Слушание пьесы «Жаворонок» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки. Учить играть на фортепиано пьесы «Прыг-скок», «Воробей» Артоболевской. Работать индивидуально с каждым ребёнком, повышая их уровень исполнительского умения.

6 занятие «Музыка рассказывает о птицах»

Программное содержание: Продолжать рассказывать детям о музыке, о её свойстве передавать характер птиц. Слушание пьесы из цикла французского композитора Э.Сен-Санса «Карнавал животных»-«Лебедь»,учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки. Учить играть на фортепиано «Вальс собачек» А. Артоболевской, «Прыг-скок», «Воробей» А. Руббах. Работать индивидуально с каждым ребёнком, повышая их уровень исполнительского умения.

7 занятие «Музыка рассказывает о птицах»

Программное содержание: Продолжать рассказывать детям о музыке, о её свойстве передавать характер птиц. Слушание пьесы из цикла французского композитора Э.Сен-Санса «Карнавал животных» -«Лебедь»,учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки. Учить играть на фортепиано «Вальс собачек», «Прыг-скок», «Воробей» Артоболевской. Работать индивидуально с каждым ребёнком, повышая их уровень исполнительского умения.

8 итоговое занятие по теме «Музыка рассказывает о животных и птицах»

Программное содержание: Продолжать формировать у  детей представления об образной природе  музыки, о её свойстве передавать характер птиц и животных. Слушание пьесы из цикла французского композитора Э.Сен-Санса «Карнавал животных» - «Лебедь», «Аквариум», учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки. Учить играть на фортепиано «Вальс собачек», «Прыг-скок», «Воробей» Артоболевской. Работать индивидуально с каждым ребёнком, повышая их уровень исполнительского умения.

Тема «Природа и музыка»

Материалы и оборудование: Аудиозаписи «Дождик» С. Майкапара. «Времена года» А. Вивальди и П. И. Чайковского. Сборник пьес для детей «Первая встреча с музыкой» А. Артоболевской;  Попевки «Эхо», «Лесенка», «Высокая лестница», «Бубенчики», «Птица и птенчики» Н Ветлугиной. Видеоматериалы о природе.

1 занятие «Музыка в природе»

Программное содержание: Учить детей прислушиваться к звукам природы, слышать в них музыку дождя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Слушать «Дождик» С. Майкапара. Пение попевки «Лесенка», закрепить понятие «высота звука. Познакомиться с пьесой А. Артоболевской «Мы живём на горах», продолжать совершенствовать пианистические навыки детей.

2 занятие «Музыка в природе»

Программное содержание: Продолжать детей прислушиваться к звукам природы, слышать в них музыку дождя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Слушать «Дождик» С. Майкапара. Пение попевки «Лесенка», закрепить понятие «высота звука». Работать над  пьесой А. Артоболевской «Мы живём на горах», продолжать совершенствовать пианистические навыки детей.

3 занятие «Времена года»

Программное содержание: Развивать у детей творческое воображение, являющееся основой творческого слышания музыки. Слушать «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Пение попевки «Лесенка», закрепить понятие «высота звука». Работать над  пьесой А. Артоболевской «Мы живём на горах», продолжать совершенствовать пианистические навыки детей.

4 занятие «Времена года»

Программное содержание:  Продолжать развивать у детей творческое воображение.  Слушать «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Вальс» - декабрь из одноимённого цикла П. И. Чайковского. Пение попевки «Лесенка», закрепить понятие «высота звука». Работать над  пьесой А. Артоболевской «Мы живём на горах», продолжать совершенствовать пианистические навыки детей

5 занятие «Времена года»

Программное содержание:   Развивать у детей творческое воображение, побуждать детей давать эстетическую оценку, где проявляется их музыкальный вкус.  Слушать «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Вальс» - декабрь из одноимённого цикла П. И. Чайковского. Пение попевки «Бубенчики» - закреплять понятие «Высота звука». Играть пьесы  А. Артоболевской «Мы живём на горах», «Дождик», познакомить с приёмом игры «стакатто», продолжать совершенствовать пианистические навыки детей.

6 занятие «Времена года»

Программное содержание: Знакомить с несколькими произведениями одного названия, но имеющими разное эмоционально-образное  содержание. Слушать «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Подснежник» - апрель  из одноимённого цикла П. И. Чайковского. Пение попевки «Бубенчики» - закреплять понятие «Высота звука». Играть пьесы  А. Артоболевской «Мы живём на горах», «Дождик», познакомить с приёмом игры staccato, продолжать совершенствовать пианистические навыки детей.

7 занятие «Времена года»

Программное содержание:  Продолжать развивать у детей творческое воображение, побуждать детей давать эстетическую оценку, где проявляется их музыкальный вкус.  Слушать «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди и «Подснежник» - апрель  из одноимённого цикла П. И. Чайковского. Пение попевки «Бубенчики» - закреплять понятие «Высота звука». Играть пьесы  А. Артоболевской «Мы живём на горах», «Дождик», познакомить с приёмом игры staccato, продолжать совершенствовать пианистические навыки детей.

8 занятие итоговое по теме «Природа и музыка»

Программное содержание: Продолжать знакомить с несколькими произведениями одного названия, но имеющими разное эмоционально-образное  содержание. Слушать «Весна», «Зима»  из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Подснежник» - апрель и «Вальс» - декабрь  из одноимённого цикла П. И. Чайковского. Пение попевки «Бубенчики» - закреплять понятие «Высота звука». Играть пьесы  А. Артоболевской «Мы живём на горах», «Дождик», познакомить с приёмом игры staccato, продолжать совершенствовать пианистические навыки детей.

Тема «Сказка в музыке»

1 Занятие «Музыка рассказывает сказку»

Программное содержание: Развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания в процессе слушания двух-, трёхчастных произведений. Слушание «Волк и Красная шапочка» муз. Н. Ветлугиной. Играть пьесу «Курочка» Н. Любарской, учить приём legato, проговаривая ритмично текст, сопровождающий пьесу. 2 Занятие «Музыка рассказывает сказку»

Программное содержание: Продолжать развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания в процессе слушания двух-, трёхчастных произведений. Слушание «Волк и Красная шапочка» муз. Н. Ветлугиной, продолжать развивать умение детей давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию произведения. Учить детей игре на фортепиано, корректировать неправильное положение рук, корпуса, ног при игре.

 Играть пьесу «Курочка» Н. Любарской, учить приём legato, проговаривая ритмично текст, сопровождающий пьесу.

3 занятие «Сказка в Музыке»

Программное содержание: Слушать фрагменты из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Море», «Белка» и «Полёт шмеля»,

совершенствовать умение воспринимать и осознавать изобразительные особенности музыки, обеспечивающих создание определённых музыкальных образов.  

 Играть пьесу «Курочка» Н. Любарской, учить приём legato, проговаривая ритмично текст, сопровождающий пьесу.

4 занятие «Сказка в Музыке»

Программное содержание: Продолжать совершенствовать умение воспринимать и осознавать изобразительные особенности музыки, обеспечивающих создание определённых музыкальных образов.  

Слушать фрагменты из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Море», «Белка» и «Полёт шмеля».

 Играть пьесу «Курочка» Н. Любарской, учить приём legato, проговаривая ритмично текст, сопровождающий пьесу.

5 занятие «Сказка в Музыке»

Программное содержание:  Продолжать учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки.

Слушать фрагменты из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Море», «Белка» и «Полёт шмеля».  

 Играть пьесу «Курочка» Н. Любарской, учить приём legato, проговаривая ритмично текст, сопровождающий пьесу.

6 итоговое, праздничное занятие по теме «Сказка в Музыке»

Программное содержание:  Продолжать учить детей умело передавать словами свои чувства и настроение от прослушанной музыки.

Слушать фрагменты из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Море», «Белка» и «Полёт шмеля».  

 Концерт исполнителей на фортепиано. Воспитывать у детей желание выступать, демонстрировать свои успехи.

Тема «Музыкальные инструменты и игрушки»

Материалы и оборудование: Музыкальные инструменты или их изображение, шумовые инструменты и музыкальные игрушки. Сборник логоритмических упражнений А. Алябьевой.

1 занятие «Музыкальные игрушки»

Программное содержание: Познакомить с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания  музыкальных игрушек: ложек, погремушек, колокольчиков, хлопушек, бубенцов и др. Упражнение «Весёлый оркестр» А. Алябьева, развивать моторику рук, повторяя названия инструментов.  Вовлекать в процесс элементарного музыцирования, развивать чувство ритма, слаженности. Исполнять «Вариации на тему русских народных песен», учить играть слаженно, прислушиваясь к другим исполнителям.

2 занятие «Музыкальные игрушки»

Программное содержание: Продолжать знакомить с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания  музыкальных игрушек: ложек, погремушек, колокольчиков, хлопушек, бубенцов, металлофонов и др. Вовлекать в процесс элементарного музыцирования, развивать чувство ритма, слаженности. Продолжать учить исполнять оркестр «Вариации на тему русских народных песен», учить играть слаженно, прислушиваясь к другим исполнителям. Индивидуально учить играть на шумовых инструментах ритмично, ровно.

3 занятие «Инструменты симфонического оркестра»

Программное содержание: Познакомить с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания  инструментов симфонического оркестра:

- духовые: деревянные (флейта, кларнет); медные (труба, тромбон);

- струнные: смычковые (скрипка, виолончель, контрабас); клавишные (рояль, пианино); щипковые (арфа, гитара);

-ударные (барабан, бубен, тарелки, ксилофон, треугольник, кастаньеты).

4занятие «Инструменты симфонического оркестра»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей  с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания  инструментов симфонического оркестра:

- духовые:  деревянные  (флейта, кларнет); медные (труба, тромбон);

- струнные: смычковые  (скрипка, виолончель, контрабас); клавишные (рояль, пианино);  щипковые (арфа, гитара);

-ударные (барабан, бубен, тарелки, ксилофон, треугольник, кастаньеты).

Слушать «Вальс цветов» (арфа), «Танец феи Драже» (челеста) П. И. Чайковского, учить слышать, узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.

5занятие «Инструменты симфонического оркестра»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей  с названиями, внешним видом, способами звукоизвлечения и тембром звучания  инструментов симфонического оркестра. Повторять  упражнение «Весёлый оркестр» А. Алябьева, развивать моторику рук у детей.

Слушать «Неаполитанский танец» (кастаньеты) П. И. Чайковского, продолжать учить слышать, узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.

6 итоговое занятие  по теме «Музыкальные инструменты и игрушки»

Программное содержание: Развивать тонкое музыкально – сенсорное восприятие, различать тембры симфонического и народного оркестров.

Слушать «Валь цветов», «Танец феи Драже», «Неаполитанский танец»  П. И. Чайковского, продолжать учить давать оценку прослушанным музыкальным произведениям, высказывать свои эстетические суждения развёрнуто и доказательно, проявляя своё личное отношение к содержанию произведения.  

Тема «Подведение итогов. Закрепление пройденного материала»

1 занятие «Повторение нотной грамоты» Слушание и пение песен «Звуки музыки» и «Поем по нотам» О Романовой. Пение попевок «Лесенка», «Высокая лестница» и «Бубенчики».

Повторение выученных произведений, закрепление приобретённых навыков игры.

2 занятие «Музыкальные жанры»

Программное содержание: Повторить с детьми музыкальные  жанры: песня, танец, марш.  Закреплять умение  детей различать маршевую музыку от песенной и танцевальной. Слушать «Вальс – шутка» Д. Шостаковича. «Марш» С. Прокофьева и «Колыбельную» Гречанинова.

Повторение выученных произведений, закрепление приобретённых навыков игры.

3 Занятие «Музыка – язык чувств»

Программное содержание: Слушать произведения и петь песни и попевки, наиболее полюбившиеся детям. Закрепить навыки игры на фортепиано, воспитывать желание выступать.

Заключительное праздничное занятие:

«Пусть всегда звучит музыка!»

Музыкальный праздник для детей, с их участием.

Программное содержание:  Развивать эстетическую отзывчивость, творческое воображение, коммуникабельность.

 

Правильная посадка за инструментом  постановкаруки

Чувство ритма

Постановка руки