Особенности образовательного процесса ДДТ.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
В основу регионального компонента Ростовской области, прежде всего, легли культурные и исторические факты, связанные с Донской землёй; они и определили содержание регионального образования. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1271 от 02.06.2004 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих программы общего образования», ст. 3 Областного закона № 184-ЗС от 22.10.04 «Об образовании в Ростовской области», областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2004-2006 гг., определили саму образовательную программу, ее содержание.
Региональный компонент в Ростовской области прежде всего нацелен на формирование ценностных установок личности через возрождение казачьих традиций и реализуется через всю систему образования.
В Концепции «Модернизации дополнительного образования детей до 2010 г.» подчёркивается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс воспитания и обучения.
Важнейшая задача – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе…». Главная особенность образовательно-воспитательного процесса Дома детского творчества (ДДТ) состоит в том, что развитие личности совершается в процессе обучения и воспитания на основе формирования индивидуальных качеств. ДДТ сегодня предоставляет детям возможность самим выбирать вид деятельности, занятия в объединениях по интересам, склонностям и способностям. Включаясь в деятельность, ребята общаются друг с другом, а в процессе общения формируются отношения в коллективе. Педагоги в своей практике берут на вооружение формулу «деятельность – общение – отношение» и решают задачи, направленные на гуманизацию всей жизни учреждения: это и самореализация личности ребёнка, и комфортная эмоциональная среда, и развитие разносторонних познавательных интересов и творческих способностей, и актуализация нравственного самоопределения.
ДДТ посещают дети разных слоёв населения с разноуровневой подготовкой, постоянно ведётся работа с переменным составом.
Особенность ДДТ состоит в том, что он является организационным и инструктивно-методическим центром по вопросам дополнительного образования детей в городе. Проводятся мастер-классы для педагогов дополнительного образования, на которых рассматриваются вопросы формирования у детей национального самосознания, подготовки молодых людей к жизни в современном обществе и осознания собственной гражданской позиции.
Одна из реализуемых воспитательных технологий – шефство коллектива детей и педагогов над Центром пожилых людей и инвалидов. Несколько раз в год бываем там с концертами, подарками от декоративно прикладного отдела. Пожилые люди всегда с радостью встречают педагогов, детей, гостей и на прощание говорят: «До свидания, ждём вас ещё!»
Проблема возрождения и активизации деятельности детских общественных организаций чрезвычайно актуальна сегодня, т.к. без включения подростков в активную деятельность невозможно построение в нашей стране гражданского общества. Для этого Домом творчества организуются социально- значимые акции – «Объект детской заботы», Посылка войну земляку» ит.д.
Объединившись в единую организацию Трек на правах коллективного членства, детские объединения сохранили свои традиции. В детских объединениях есть программы деятельности, которые ежегодно дополняются. Воспитательная работа в объединениях осуществляется по различным направлениям: патриотическое, экологическое, спортивное, нравственное.
Хочется рассказать о школе «Лидер – XXI века», которая работает одиннадцатый год. Ребята предлагали рассматривать волнующие их проблемы. Цель занятий – создание возможностей для творческого развития детей, обмен опытом работы между представителями детских объединений, общение со сверстниками. С большим интересом дети принимают участие в проведении комплексных ролевых упражнений, которые позволяют лучше узнать самого себя, сравнить себя с другими, понять особенности своего характера. На таких занятиях определяются среди лидеров лидеры-организаторы, эмоциональные лидеры, умельцы, инициаторы, лидеры-эрудиты. Создание условий для самопознания, самовоспитания лидеров стало залогом успеха в организации работы школы лидеров.
На кружках и творческих объединениях проводятся воспитательные мероприятия по воспитанию чувств патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Донского края. Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.
Формы работы с детьми
• Создание творческих проектов детьми;
• Проведение праздников, конкурсов, фестивалей.
• Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.
• Экскурсии в музей шахтерского труда.
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.
Практический метод
• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• изготовление кукол на занятиях декоративно – прикладного отдела;
• постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности
- изучение украшений донских казачек. Влияние Европейской моды в начале XX века. Отличительные черты праздничной и будничной одежды, элементы женского и девичьего наряда.
Формы работы с детьми
• Создание творческих проектов детьми;
• Проведение праздников.
• Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.
• Экскурсии.
• Организация выставок.
Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста на занятиях студии ИЗО.
4) Использование на занятиях театральных коллективов сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5) Знакомство с забавами донских казаков, с устным народным творчеством при подготовке мероприятий во время летней оздоровительной кампании.
6) История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров донского фольклора. Казачья песня. Идейно-художественная и стилистическая пестрота донской песни.
Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая прослушивается, разучивается на занятиях вокальных ансамблей, студий, ансамблей народных инструментов.
Воспитать человека, любящего свою землю, свой народ, свою малую Родину и готового защищать её своим трудом, учёбой, делами – очень непростая задача, но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности образовательного процесса в классах "Особый ребенок"
В статье представлен материал об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе VIII вида....
Доклад на тему " Отличительные особенности построения образовательного процесса по химии, ориентированного на новый образовательный стандарт"
В работе освещается виды технологий деятельностного типа при изучении химии....
"Особенности образовательного процесса при переходе на новые стандарты по химии"
Какие мтоды лучше всего использовать в образовательнос процессе при переходе на новые стандарты по химии....
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения базируется на лучших педагогических практиках старой фортепианной школы и на...
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Анализ рабочей программы, тесты, анкеты, протокол ПМПк...
Особенности образовательного процесса и учебных программ ДШИ
Дополнительное образование — специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях ра...