Памятка по написанию ДООП с использованием дистанционных технологий.
методическая разработка
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования. Может быть использован педагогами основной школы для организации внеурочной деятельности. Памятка содержит рекомендации по постановке цели, наполнению содержания и предполагаемым результатам. Педагогам предложены структура и алгоритм разработки дистанционного занятия, основные формы дистанционного занятия, а также примеры ресурсов для поиска учебных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_napisaniyu_kratkosrochnyh_doop.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Полевского городского округа «Центр развития творчества им. П.П.Бажова»
_______________________________________________________________________
Памятка для педагогов дополнительного образования по написанию разделов краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП) с использованием дистанционных технологий.
- Дифференциация содержания ДООП.
Краткострочные ДООП предполагают ознакомительный уровень освоения программы. Поэтому, при формулировании цели хорошо использовать такие слова, как ознакомление и приобщение.
Содержание краткосрочной программы должно предусматривать формирование как отдельных знаний, умений и навыков (ЗУН), так и системы универсальных ЗУН.
Образовательным результом реализации краткосрочной программы будет: освоение обучающимися отдельных приемов, техник и знаний; введение обучающихся в систему определенной деятельности. Образовательный результат необходимо представить в разделе «Планируемые результаты» тремя группами: предметные, метапредметные и личностные.
Таблица 1. Классификация образовательных результатов.
Образовательный | Характеристика |
Предметные результаты | Знания, умения, навыки; опыт решения проблем, творческой деятельности; система ценностей, усвоенных в рамках изучения программ определенной направленности |
Метапредметные | Освоенные на базе одной или нескольких образовательных программ способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях |
Личностные результаты | Индивидуальные достижения в освоении программы определенной направленности, ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально |
Таблица 2. Соотношение типов универсальных
учебных действий с группами образовательных
результатов и задачами учебного занятия.
Универсальные учебные | Образовательные | Задачи учебного |
Личностные | Личностные | Воспитательные |
Регулятивные | Метапредметные | Развивающие |
Познавательные | ||
Коммуникативные | ||
– | Предметные | Обучающие |
- Особенности разработки структуры дистанционного урока.
Модель структуры дистанционного занятия включает в себя следующие элементы:
1. Мотивационный блок. Мотивация – необходимая составляющая дистанционного обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучающимся.
2. Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации).
3. Информационный блок (система информационного наполнения).
4. Контрольный блок (система тестирования и контроля).
5. Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с преподавателем и между собой).
Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т. д.
При разработке дистанционного занятия следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит обучающимся задавать вопросы.
- Требования к дистанционному занятию.
Внешний порядок занятия. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание занятия. Это требование к дистанционному занятию являться определяющим. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время занятия (техническое обеспечение, наличие необходимых материалов и др.).
Внутренний порядок занятия (его структура). К внутреннему порядку занятия относится целесообразное распределение занятия на этапы, т.е. занятие делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированное занятие содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую обучающихся, стимулирующую процесс обучения, пробуждающий мотивацию. Обучающиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо спланированное занятие учитывает уровень подготовленности обучающихся характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет последовательно продвигаться от одной частной цели занятия к другой. Целесообразно рассматривать изучение одной темы путем разделения на микротемы. И тогда, изучение темы с применением дистанционных технологий будет выглядеть так:
Введение.
Микротема 1. Контроль.
Микротема 2. Контроль. Тема учебного занятия.
…..
Подведение итогов.
Важно понимать, что усвоение обучающимися темы занятия и отработка практических навыков самостоятельно в дистанционном режиме занимают в два, а то и в три раза больше времени, чем при обучении в сопровождении педагога. Имеенно это и должно стать основой разделения темы.
Алгоритм разработки дистанционного занятия:
1. Определение темы дистанционного занятия.
2. Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
В ходе обучения, обучающимся нередко требуются индивидуальные консультации преподавателей по изготовлению действующего образца. В таких случаях эффективным является использование кейс-технологии. Необходимые консультации оформляются в письменной форме (с чертежами, схемами и пояснениями к ним), формируется кейс-заданий. По мере работы с кейсом для обучающихся предусматривается способ связи с педагогом (электронная почта, мессенджеры, индивидуальные сайты и др.).
8. Разработка контрольных и оценочных материалов (тест, проектная работа, ведение рабочих тетрадей, практическое или творческое задание, коллаж, эссе, реферат и т.д.) для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников. После получения ответа от обучающегося, формируется оценка с рекомендательным характером (обязательно должна быть обратная связь педагога с ребенком и также с родителем (эффективно использовать различные мессенджеры).
Для объединений физкультурно-спортивной направленности в качестве контрольных материалов можно использовать ведение дневника тренировок.
Дневник самостоятельных тренировок
Часть занятия | Содержание занятия | Количество повторений и время | Методические рекомендации | Результат (наблюдения, самочувствие) |
Подготовительная | ||||
Основная | ||||
Заключительная |
9. Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
1-х классов — 10 мин,
2-5-х классов — 15 мин,
6-7-х классов — 20 мин,
8-9-х классов — 25 мин,
10-11-х классов — 30 мин.
Распределение времени занятия (для он-лайн режима):
ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут;
работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут;
выполнение индивидуальных заданий до 10 минут;
обсуждение результатов занятия до 10 минут.
Общая длительность дистанционного занятия 30 минут.
10. Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного занятия.
11. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающегося подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
12. Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте.
13. Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
14. Опытная эксплуатация занятия.
15. Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.
16. Проведение занятия.
17. Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников так и учителя.
Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
Таблица 3.Основные дистанционные образовательные формы.
Тип дистанционного занятия | Форма дистанционного занятия | Примеры Интернет-сервисов и платформ |
Объяснение новых знаний, изучение материалов и т.д. | Вебинар, видеоконференция, видео- или аудиолекция, видео- или аудиоурок, анонсирующий видеоролик, тематический обучающий видеоролик, презентация, мастер-класс, посещение электронных библиотек, изучение учебных материалов и др. | ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Classroom.google.com, WatsApp, Viber, ВКонтакте, индивидуальный сайт педагога (nsportal.ru, maam.ru и др.). http://vcht.center/center/news/02042020/ - реестр обучающих дистанционных курсов; - http://dopedu.ru/ - информационный портал системы дополнительного образования; - http://pedsovet.org/m/ - материалы; https://zeroplus.tv/ - онлайн-кинотеатр; - https://www.emaze.com/ru/ -сервис для создания презентаций (и не только) с трехмерной анимацией; - https://www.easel.ly/ -сервис для быстрого создания инфографики с помощью шаблонов – английский интерфейс и др. |
Тренинг, отработка навыков, повторение | Задания для выполнения, упражнения, интерактивные игры, викторины, цифровые тренажеры, адресные дистанционные консультации и беседы | ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Classroom.google.com, WatsApp, Viber, ВКонтакте, индивидуальный сайт педагога (nsportal.ru, maam.ru и др.). https://learningapps.org/ - сервис для разработки интерактивных упражнений; - http://fcior.edu.ru/ - раздел «Дополнительное образование; https://onlinetestpad.com/ - контсруктор кроссвордов и др. |
Контроль, самоконтроль | Тест или цифровой тест, опрос, анкетирование, контрольные задания, аудио- и видеофайлы, фотографии, сканированные файлы | ZOOM, Skype, Microsoft Teams, Classroom.google.com, WatsApp, Viber, ВКонтакте, индивидуальный сайт педагога (nsportal.ru, maam.ru и др.). https://gmail.com - работа с совместными документами; https://onlinetestpad.com/ru - разработка и создание тестов и др. |
Составитель: Н.В. Яшина, методист ЦРТ им.П.П.Бажова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе
Урок русского языка в 9 классе с использованием дистанционных технологий по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными" .В рамках данного урока решаются следующие це...
Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.
Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...
Опыт работы по использованию дистанционных технологий с одарёнными детьми
Аннотация.По словам американского футуролога О.Тоффлера: «человечество находится сейчас на «третьей волне»-фазе информационно-технологического общества, когда основным ресурсом являются уже не к...
Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"
Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...
Использование дистанционных технологий для развития творческих способностей учащихся к изучению физики и астрономии
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958901","attributes":{"class":"media-image","height":"100px","width":"100px"}}]]Мои публикации по естествознаниюИнтернет можно использовать не то...
Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)
Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...