Рабочая программа изостудия "Экспромт"
рабочая программа

Актуальность программы

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.

Направленность программы

Внеурочная деятельность изостудия «Экспромт» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (5 лет обучения).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_izostudiya_ekspromt_mikoyan_a.s.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение                                                      

 средняя общеобразовательная школа «Кристалл»

Рассмотрено на заседании кафедры «Воспитания»

__________________

Протокол №

от «___»_______20___г.

Рекомендовано к утверждению

Зам. директора по УВР

_________________

А.И. Зимина

Утверждаю

к использованию

в учебном процессе

Директор ЧОУ СОШ

«Кристалл»

________________

Н.В. Кирюхина

Программа

дополнительного образования

«Изостудия «Экспромт»

1,2,3,4,5-6 классы

Разработчик: Микоян А.С.

Учитель ИЗО и технологии

Высшая квалификационная категория

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы 

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.

Направленность программы 

Внеурочная деятельность изостудия «Экспромт» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (5 лет).

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения, учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение, т.е. формирование УУД.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–12 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 1 класса;
  • развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 2 и 3 классов;
  • исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 4  класс.
  • формирующий - 2 года обучения для обучающихся 5 и 6 классов;

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. И так происходит на каждом этапе, при переходе на следующую ступень. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Формы занятий

Это сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 часа, 33 часа в год.

Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме – 1 часа в неделю для 2 класса  - 34 часа и для 3 класса 34 часа в год.

Четвертый год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. Занятия так же проходят в режиме – 1 часа в неделю ,34 часа в год.

Пятый год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку с 1 по 4 класс. Занятия проходят в режиме – 1 часа в неделю для 5 и 6 классов  - 34 часа.

2.Результаты освоения курса

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Учащиеся, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.  

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Обучаемые   второго – третьего года обучения

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
  • основы графики;
  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
  • проявлять творчество в создании работ.

Обучаемые четвёртого года обучения

Должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
  • основы дизайна;
  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • выбирать средства выражения своего замысла;
  • рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Обучаемые пятого года обучения

Должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
  • основы дизайна;
  • творчество мастеров русского  и зарубежного искусства:
  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания;
  • передавать движение фигур человека и животных;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

Планируемые результаты освоения курса «Изостудия «Экспромт»

Личностные УУД:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • появится возможность и способность к реализации своего творческого потенциала;
  • смогут реализовывать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве на практике.

в метапредметном направлении:

    Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

    Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные УУД:

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно, работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

в предметном направлении -

  • умение работать с различным художественным материалом (гуашь, акварель, карандаш, фломастер и т.д.);
  • освоение основ трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; художественное конструирование; украшение.
  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства.

Ученик научится:

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Ученик получит возможность научиться:

  • развитие фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
  • будут сформированы основы художественной культуры;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

                                              3.Содержание программы

Первый год обучения. Ознакомительный этап:  1 класс.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук  проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов.  В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира.  В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 2 и 3 класс.

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

Четвёртый год обучения. Исследовательский этап: 4  класс.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Пятый год обучения. Формирующий этап: 5-6  классы.

   Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания. На данном этапе происходит совершенствование практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции)

Тематическая разработка занятий с детьми 1 класса  

(Первый год обучения)

1.        Радужный мир

Теоретическая часть.

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

Тема

Количество часов

1.

Радужный мир

30

2.

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

Конкурсы, фестивали

3

                                         Итого:

33

Календарно-тематический план 1 класс

занятия

Тема занятия

Содержание и форма работы

Количество часов

Дата проведения занятия

1.

«Знакомство с королевой Кисточкой».

Урок-игра.  Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

1

7.09.20

2-3.

 «Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. Урок – игра.

2

1409

21.09

4.

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

1

28.09

5.

«Изображать можно пятном».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

1

5.10

6.

«Осень. Листопад».

Просмотр репродукций картин художников.  Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.  

1

12.10

7.

«Силуэт дерева».

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева  с натуры.

1

19.10

8.

 «Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

1

2.11

9.

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

1

9.11

10.

 «Здравствуй, мир!»

Обзорная экскурсия

1

16.11

11.

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

1

23.11

12.

 «Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами.

1

30.11

13.

«Чудо дерево»

Рисуем дерево тампованием. Создание творческие работы на основе собственного  замысла с использованием художественных материалов.

1

7.12

14.

«Зимний лес».

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

1

14.12

15.

 «Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Урок – игра: общение по телефону.

1

21.12

16.

«К нам едет Дед Мороз».

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.

1

11.01.21

17.

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

1

18.01.

18- 19

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

2

25.01

1.02

20-21

«Дом снежной птицы».

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

2

15.02

22.02

22.

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

1

1.03

23.

 «Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

1

12.03

24-25.

«Мы в цирке».

Просмотр репродукций картин художников, которые изображали цирк. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

2

15.03

29.03

26.

«Волшебная птица весны».

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

1

5.04

27.

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

1

12.04

28-29.

«Цветы и травы».

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики».

2

19.04

26.04

30-31.

«Цветы и бабочки».

Просмотр репродукций картин художников с изображением цветов и бабочек. Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.  

2

7.05

14.05

32.

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».

Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

1

17.05

33.

«Наши успехи»

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных учащихся

1

24.05

Всего часов:

33

Тематическая разработка занятий с детьми 2 и 3 класса.  

(Второй-третий года обучения)

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
  1. Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.  
  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
  • Гравюра на картоне.
  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

Второй – третий года обучения. Развивающий этап: 2 и 3 класс

Разделы программы.

Тема

Количество часов

1.

Основы художественной грамоты.

40

2.

Графика.

20

3.

Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали, открытые занятия.

8

                                                                           Итого:

68

Календарно-тематический план 2 класс

№ занятия

Тема

Содержание и форма работы

Количество часов

 Дата проведения занятия

1.

Вводное занятие. «Воспоминания о лете».

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Урок –путешествие.

1

8.09.20

2.

«Воспоминания о лете».

Построение композиции. Цветовое решение. Свет и тень.

2

15.09

22.09

3-4

 «Осенние листья».

Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка. Природная форма – лист.  Тоновая растяжка цвета, акварель.

3

29.09

6.10

13.10

5.

«Осенний пейзаж»

Изображение в перспективе. Теплые цвета. Урок любования.

1

20.10

6.

 «Осень»

Рисунок пластилином. Техника исполнения. Творческая мастерская

3

3.11

10.11

17.11

7.

«Осенний натюрморт»

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. Конкурс.

2

24.11

1.12

8.

 «Дворец Снежной королевы».

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Урок-сказка..

2

8.12

15.12

9.

«Портрет Снегурочки».

Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

2

22.12

12.01.21

10.

 «Зима»

Виртуальная экскурсия. Рисунок пластилином. Техника исполнения. Творческая мастерская

3

19.01.

26.01

2.02

11.

«Зимний натюрморт»

Просмотр репродукций картин художников. Натюрморт из трёх предметов. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

2

9.02

16.02

12.

«Рисующий свет»

Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

1

26.02

13.

«Холодные цвета»

Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Урок-игра

2

3.03

9.03

14.

«Теплые цвета».

Стихия- огонь.  Акварель. рисование по методу ассоциаций. Урок-игра

2

16.03

30.03

15.

 «Родные просторы»

Экскурсия. Беседа на тему «Природа России» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

2

6.04

13.04

16.

«Цветы весны».

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

2

20.04.

27.04

17.

«Прогулка по весеннему саду».

Просмотр репродукций картин художников. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Урок – путешествие.

2

4.05

11.05

18.

Аттестационная творческая работа.

Свободный выбор тем и материалов для исполнения. Подведение итогов года.

2

18.05

25.05

         Всего часов

34

 

Календарно-тематический план 3 класс

№ занятия

Тема

Содержание и форма работы

Количество часов

Дата проведения занятия

1.

«Удивительный мир искусства»

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

2

2.09.20

9.09

2.

«Листья и веточки».

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

3

16.09

23.09

30.09

3

«Осенние листья»

Композиция  и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

3

7.10

14.10

21.10

4.

«Натюрморт»

Просмотр репродукций картин художников. Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

4

11.11

18.11

25.11

2.12

5.

«Небо в искусстве».

Просмотр репродукций картин художников. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.

2

9.12

16.12

6.

«Город»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. Виртуальная экскурсия по улицам родного города.

3

23.12

13.01.21

20.01

7.

«Зимние забавы».

Просмотр репродукций картин художников, изображающих зимние игры на улице. Движение в композиции. Ритм цветочных пятен.

Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.

2

27.01

3.02

8.

«Терема».  

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала

3

10.02

17.02

24.02

9.

«Цветы и травы весны».

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

3

3.03

10.03

17.03

10.

 «Отражение в воде».

Монотипия. Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

3

31.03

7.04

14.04

11.

«Поздравление».

Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного.

2

21.04

28.04

12.

«Открытка – поздравление»

Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

2

5.05

12.05

13.

Творческая аттестационная работа.

Свободный выбор техники и материалов. Подведение итогов года.

2

19.05

26.05

           Всего часов

34

Четвёртый год обучения. Исследовательский этап: 4  класс

  1. Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
  • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
  • Композиция. Основные правила композиции:
  • объединение по однородным признакам;
  • соблюдение закона ограничения;
  • основа живой и статичной композиции;
  • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
  • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

Разделы программы.

Раздел программы

Предметы

Часы

1.

Основы изобразительной грамоты

  1. Композиция
  2. Графика
  3. Цветоведение

30

3.

Выставки, экскурсии

4

 Итого:

34

Календарно-тематический план 4 класс

№ занятия

Тема

Содержание и форма работы

Количество часов

Дата проведения занятия

1.

Вводное занятие.

Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.

1

3.09.20

2.

 «Впечатление о лете».

Рисунок – тест Фломастеры. Линии, штрихи. Построение композиции.

3

10.09

17.09

24.09

3.

«Облака и тучи»

Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.

Форма, структура.

2

1.10

8.10

4.

«Деревья».

Пленэрные зарисовки.  Акварель, гуашь.

3

15.10

22.10

5.11

5-7

«Осенний натюрморт»

Просмотр репродукций картин художников. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма.

Гуашь, акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.

6

12.11

19.11

26.11

3.12

10.12

17.12

8.

«Новогодний натюрморт».  

Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой.

2

24.12

14.01.21

9.

«Комнатные растения»

Зарисовка растений с натуры в цвете.  Акварель.

4

21.01

28.01

4.02

11.02

10.

«Улицы моего города».  

Просмотр репродукций картин художников, изображающих родной город. Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Виртуальная экскурсия.

2

18.02

25.02

11.

«Улицы моего города».  

Творческая работа по предварительным рисункам.

3

4.03

11.03

18.03

12.

Творческая аттестационная работа «Война глазами детей»

Просмотр репродукций ко Дню Победы, особенности тематики. Свободный выбор техники и материалов.  Оформление работ к выставке. Подведение итогов года.

4

1.04

8.04

15.04

22.04

13.

Выставки, экскурсии.

Экскурсия в Краеведческий музей, Мастерскую художника, Тематические выставки приезжих художников и мастеров.

4

29.04

6.05

13.05

20.05

                                  Всего часов:

34

Пятый год обучения. Формирующий этап: 5-6 классы

  1. Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
  • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
  • Композиция. Основные правила композиции:
  • объединение по однородным признакам;
  • соблюдение закона ограничения;
  • основа живой и статичной композиции;
  • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
  • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

Разделы программы.

Раздел программы

Предметы

Часы

1.

Основы изобразительной грамоты

  1. Композиция
  2. Графика
  3. Цветоведение

32

3.

Выставки, экскурсии

2

 Итого:

34

Календарно-тематический план 5-6 класс

№ занятия

Тема

Содержание и форма работы

Количество часов

Дата проведения занятия

1.

Осенний пейзаж «Природа родного края»

Просмотр репродукций картин художников на осеннюю тему. Композиция пейзажа, осенний колорит. Особенности изображения состояний осенней природы; разные пород деревьев, кустарников. Урок –путешествие. Урок –путешествие. Пленэр.

4

3.09.20

10.09

17.09

24.09

2.

«В мире животных» (графика)

Просмотр иллюстрации животных. Строение, пропорции, характерные особенности, окраска. Рисование животных разными способами,  и передать среду обитания; использовать разные способы работы графическими материалами (штрихи, растушевки). Виртуальная экскурсия.

2

1.10

7.10

3.

«В мире животных» (краски)

Просмотр репродукций картин художников анималистов. Изображение животных разными способами с передачей их среды обитания; использовать разные способы работы красками.

3

14.10

21.10

4.11

4.

Декоративно рисование «Зимующие птицы»

Просмотр иллюстраций разных пород птиц. Строение, пропорции, характерные особенности, окраска. Изображение разных пород птиц. Графические материалы (карандаш, сангина, уголь) и краски (гуашь, акварель).Экскурсия.

2

11.11

18.11

5.

«Зимний пейзаж»

Просмотр репродукций работ художников с зимним пейзажем. Композицию пейзажа, зимний колорит. Холодные цвета.

3

25.11

2.12

9.12

6.

Композиция «Новогодние фантазии»

Просмотр репродукций работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Композиция и сюжет. Сказочные герои. Смешанная техника (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

2

16.12

23.12

7.

Рисование плаката

Новогодние открытки. Композиция оформления и сюжет плаката, рисование героев, создание надписи. Смешанная техника (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

2

13.01.21

20.01

8.

«Моя Россия»

Просмотр репродукций картин художников. Композиция, стиль.

Использование выразительных средств графики и живописи. Урок –путешествие.

3

27.01.

3.02.

10.02.

9.

«Весенний пейзаж»        

Просмотр репродукций картин художников  на весеннюю  тему. Композиция пейзажа, весенний колорит. Изображение разных состояний весенней природы.

3

17.02

24.02

3.03

10.

Портрет

Портрет по памяти, пропорции фигуры человека, характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд (мужской и женский образ).

2

10.03

17.03

11.

Фигура человека

Просмотр репродукций картин художников, рисующих  портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Изображение фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции.

2

1.04

8.04

12.

Портрет

«Солдат – победитель»

Рисование людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передача портретного сходства, историческая точность в одежде.  Использование выразительных средств живописи.

2

15.04

22.04.

13.

Композиция

«День Победы»

Просмотр плакатов, открыток, репродукций ко Дню Победы, особенности тематики. Рисунок с передачей эмоционального состояние, гордости, патриотизма, использование различных техник, сочетание их.

3

29.04

6.05

13.05

14.

Организация выставки работ, экскурсия.

Подготовка лучших работ, выполненных в течение первого полугодия, к  выставке. Знакомство с принципами оформления рисунков и поделок к показу ( паспарту, этикетки, афиши).

1

20.05

                                  Всего часов:

34

  1. Список литературы

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,2008г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,2015г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,2019г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,2018г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,2013г.
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,2008г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 2001г.
  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2015 г.
  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 2016г.
  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 2016г.
  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 2016 г.
  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 2008г.
  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..2011г.
  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2013г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...