Страх успеха
методическая разработка по психологии

Гиниятова Лилия Хайдаровна

Как стать успешным? Как не бояться стать успешным? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_strah_uspeha.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТРАХ УСПЕХА И семейные сценарии

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Страх – это негативное внутреннее состояние, спровоцированное реальной или мнимой угрозой. Успех – это удачное достижение поставленной цели (Ожегов) Страх успеха - естественное свойство психики регрессировать, как бы откатываясь назад в противовес стремлению к личностному росту (Юнг)

Слайд 3

ПРИЗНАКИ СТРАХА УСПЕХА стереотипичность мышления, конформизм, Низкая самооценка, завышенный уровень притязаний. Склонность к прокрастинации. Множество незаконченных дел. Нет явных и крупных жизненных целей и увлечений. Избегание большой ответственности (отказ от повышения в должности или отказ от крупных проектов, в которых можно проявить себя). Чувство дискомфорта за то, что вы успешнее, чем ваши близкие. Склонность слушать других и не желание принимать решения. Серьезные сомнения в себе, неверие в себя или «синдром самозванца». Отказ от удачных возможностей и больших шансов.

Слайд 4

ПРИЗНАКИ СТРАХА УСПЕХА Неумение принимать восхищение, похвалу, комплименты. Неумение наслаждаться интимными отношениями, сексом Растрачивают крупные суммы денег, Додпускают разрушительные ошибки практически в двух шагах от результата. Упадок сил и апатия при мысли о масштабе дел и перемен, которые необходимо сделать для достижения успеха. Жизненная пассивность, отсутствие социальной активности. Консерватизм, желание сохранять стабильность даже в ущерб финансовому благополучию.

Слайд 5

ПРИЗНАКИ СТРАХА УСПЕХА тратят свободное время на бессмысленные занятия: компьютерные игры, решение чужих проблем, сплетни и т.п. Постоянное оправдание своих неудач: коллега подсидел, начальник жмот. Бездействие: много хотим/говорим и мало делаем. Надежда на финансовое чудо, например, мечты о выигрыше в лотерею или ожидание наследства. Расходы выше, чем доходы. Кредиты на то, что не по карману, телефон, машину подороже — главное, быть как все или ещё круче. Склонны избегать конкуренции, соперничества - не только внешнего, но и внутреннего (мысленного).

Слайд 6

ПРИЧИНЫ СТРАХА УСПЕХА Низкая самооценка деньги — это стыдно Боязнь перемен и выхода из зоны комфорта нарушение баланса «брать-давать» «принимать-отпускать» В родительской семье часто ругали богатых в детстве вам внушили народную мудрость «не высовывайся» Синдром самозванца Страх потери смысла Страх оценки Страх неизвестности Страх ошибки (ребенка часто ругают за разбитую вазу, плохую оценку) Вина за то, что кто-то получает меньше вас А если, наоборот, деньги как будто утекают сквозь пальцы? Тут нужно смотреть, какие "дыры" внутри себя закрывает человек (нехватка любви)

Слайд 7

ПРИЧИНЫ СТРАХА УСПЕХА СТЫД, ВИНА в процессе индивидуации и сепарации ребенка мама была эмоционально недоступна , отвергала ребенка в ответ на проявления независимости ли реагировала любовью только на его выраженные цепляния, соответственно сепарация означала для ребенка потерю ее внимания и любви. Ребенок тогда усваивает, что инициатива и независимость означает утрату материнской любви, а слабость и цепляние будут вознаграждены. Чтобы защититься от этих чувств они могут бросать начатое. Им часто кажется, что в случае успеха их бросят друзья, партнеры

Слайд 8

ПРИЧИНЫ СТРАХА УСПЕХА Если мать, часто бессознательно присваивая себе достижения ребенка и рассматривая его как свое продолжение и нарциссическое расширение, то грандиозность остается в базовой, детской форме. настолько опасаются не сделать все идеально и не достичь грандиознейшего успеха, что отказываются от любой по-настоящему привлекательной для них деятельности. Поскольку с детства они испытывали бессознательное давление материнской зависти, они проецируют это чувство на окружающих, им кажется, что все им завидуют или будут завидовать в случае победы. Также они могут сами идентифицироваться с завистливым родителем и испытывать настоящую душевную боль при виде чужих успехов.

Слайд 9

ПРИЧИНЫ СТРАХА УСПЕХА Дети, которые познали родительскую заботу, но также пережили разлуку, раннюю сепарацию или другую временную или тотальную потерю объекта любви, в результате чего бессознательно уверовали в собственную «плохость» и вину за случившееся. Успешное поведение для них ассоциируется с силой и независимостью, а значит – со страхом потери любви. Такие личности склонны к зависимому поведению в отношениях с партнерами, они часто боятся вызвать недовольство близких карьерными успехами, буквально разрушают свою профессиональную жизни – лишь бы сохранить отношения. Они часто испытывают иррациональное чувство вины и верят в то, что не достойны радости и счастливых событий. Из-за страха потери любви в детстве такие люди часто ориентированы на других, пытаются угадывать их потребности, забывая о своих интересах.

Слайд 10

ПРИЧИНЫ СТРАХА УСПЕХА Страх успеха в эдипальный период - дети завидуют половым признакам, красоте и совершенству тела взрослого родителя. В то же время ребенок испытывает влечение к родителю противоположного пола, желание обладать им, устранив всех возможных соперников (братьев-сестер, а также супруга). Поэтому успех бессознательно начинает ассоциироваться с мщением, преследованием со стороны более мощной карающей фигуры, также они испытывают мучительную вину, поскольку успех означает одновременно и предательство родителя своего пола, к которому ребенок испытывает не только зависть, но и любовь. Чтобы разрешить этот конфликт эдипальный пациент будет избегать конкуренции с другими успешными людьми, на которые он бессознательно проецирует родительские образы. Одновременно он может вступать в сложные и запутанные, часто бессмысленные конфликтные соревнования ради конкуренции – с целью наконец-таки одержать эдипальную победу, которая бессознательно сопровождается тревогой и виной.

Слайд 11

Есть такое понятие: «вина выжившего». Чаще всего этот термин используют в отношении людей, которые выжили в каких-то катастрофах, и чувствую свою вину за то, что не смогли спасти тех, кому меньше повезло. Но иногда эта вина проявляется и в отношении менее страшных ситуаций. Например, дети из малообеспеченных семей редко разрешают себе зарабатывать больше, чем их родители. А дети родителей, которым было тяжело жить, часто не могут позволить себе быть счастливее, чем мама или папа.

Слайд 12

Установки и драйверы Распространённые во многих семьях представления о том, что «деньги портят», «добиваются успеха только акулы и бессердечные сволочи», «успех достигается только огромным трудом», «за всё надо платить», «хорошо долго не бывает» и прочие не в меру позитивные мысли напрочь отбивают охоту хоть чего-то достигать.

Слайд 13

Месть Как ни странно, и такое случается. Часто происходит это в семьях, родители в которых были так заняты своими успехами и достижениями, что им было не до ребёнка. Работа, деньги (не только их наличие, но и отсутствие – то есть постоянная тревога за выживание в материальном мире) или любимое дело были настолько важными, что «отнимали» у ребёнка его родителей. Вырастая, такой ребёнок бессознательно мстит успеху (или деньгам, или работе) за то, что тот отбирал положенную ему любовь. При такой обиде «дружить» с успехом становится просто невозможно.

Слайд 14

В нашей культуре принято отдавать пальму первенства во многих сферах жизни мужчинам . Считается, что женщина должна отложить карьерные притязания ради семьи. Семья, где жена зарабатывает больше мужа, считается «неправильной», потому что такое положение как будто ущемляет самолюбие мужчины . Женщины часто слышат, что они хуже мужчин в технических науках (да и в науке вообще), хуже в качестве руководителя, хуже как политики и предприниматели. Из-за этого у женщины может формироваться чувство вины и тревоги, что она добивается успехов в «неженских» делах, что она становится из-за этого «неправильной». Неосознанно формируется страх успеха.

Слайд 15

12 ОСНОВНЫХ ПОСЛАНИЙ - «Не живи», Очень часто у людей с этим жизненным сценарием появляются мысли о самоубийстве. Родители таких детей невольно запрещали своему ребенку жить, что вообще парадоксально. Понятно, что ему хотели только добра, но маленький человечек так воспринял. И как появляется такая установка? Очень просто. Родители достаточно часто детям говорят что-то типа «лучше бы ты на свет не появлялся» или «я тебя убью за это». И оно понятно, что мы можем такое говорить в порыве злости (все мы люди), но надо понимать, что детям никогда такого говорить нельзя. Жизненные сценарии личности этого типа на самом деле встречаются очень часто. Установка человека, который, несмотря на этот сценарий, еще не покончил с собой (бессознательная, стоит отметить), следующая: «Я могу жить, пока». - «Не будь самим собой», Еще один популярный родительский запрет. Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Второй случай попадается намного чаще. Сравнивали ли вас с соседскими детьми. Конечно, да. Сравнение – это естественная потребность человека. Это абсолютно нормально. Но вот если ребенку постоянно говорить о том, что он хуже, чем Петя у тети Маши, то это обязательно негативно отпечатается на его психике. Да, если один раз сказать, ничего не будет, но где единичный случай, там и второй, а далее и до привычки недалеко. А искоренить ее трудно, потому что воспитание ребенка в стиле «не будь самим собой» встраивается в жизненный сценарий родителя. А потом и ребенок станет воспитывать собственных детей таким образом. Не всегда, но вероятность большая.

Слайд 16

- «Не будь ребенком», Это когда родители желающего постоянно играть и резвиться чада грузят, как настоящего взрослого человека. Рано. Во-первых, психоэмоциональные перегрузки вредны и во взрослом возрасте. Во-вторых, на ребенке это даст негативный след на всю жизнь. Фактически, когда родители говорят сыну или дочери «Не будь ребенком», то они ему запрещают радоваться. И этот сценарий окажется клеймом на всю жизнь. Оно вообще надо? - «Не расти/ не взрослей», Интересно то, что эта установка нередко внушается теми же родителями и тем же детям. Ведь с одной стороны хорошо иметь взрослого ребенка, но ведь плюсы есть и у обратной стороны. Поэтому родители не могут самостоятельно определиться, какие достоинства для них более важны. Следовательно, ребенку внушается мысль «не взрослей» параллельно с предыдущей, что приводит к психологическому кризису. Любые попытки самостоятельности пресекаются, а родители говорят «что бы ты без меня делал», «у тебя еще молоко на губах не обсохло».

Слайд 17

- «Не делай успехов», Родители накладывают ребенку запрет достигать чего-то, говоря фразы типа «ну не твое это, брось и займись чем-то другим». Во-первых, мы не можем знать наверняка, какие у нас таланты. Надо отказаться от идеи, что нам даны свыше какие-то особенные способности. Нет, безусловно, генетически обусловленные задатки есть, но мы их не сможем определить, потому что выражаются они в максимальной степени освоения определенного навыка. Что талантливые, что неталантливые, должны постоянно работать, чтобы достичь цели. И этому надо учить детей или себя. - «Ничего не делай», Ребенок ничего не пробует и не знает, какая она вообще, эта жизнь. Не учится он и повзрослев. Почему? Потому что страшно. - «Не будь первым», - «Не принадлежи», - «Не будь близким», - «Не чувствуй себя хорошо», - «Не думай», - «Не чувствуй».

Слайд 18

СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ Семейные сценарии всегда содержат повторения и могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи: супружеских отношений (в моей семье все женщины были несчастливы в браке, потому что мужья им изменяли); денег (в нашей семье вместе с достатком всегда кто-то тяжело заболевал или умирал); привязанности событий к определенному возрасту (я вышла замуж в 22 года, так же, как моя мама, бабушка и сестра); профессиональной деятельности (все женщины в нашей семье работали в системе образования и сетовали на низкую зарплату, но ничего не меняли) и др.

Слайд 19

ПОБЕДИТЕЛИ, НЕПОБЕДИТЕЛИ, НЕУДАЧНИКИ (ЭРИК БЕРН) Варианты сценариев неудачников: Сценарий «Танталовы муки, или Hикогда» представлен судьбой мифического героя Тантала. Всем известна крылатая фраза «танталовы (то есть вечные) муки». Тантал был обречен страдать от голода и жажды, хотя вода и ветвь с плодами находились рядом, но все время миновали его губ. Тем, кому достался такой сценарий, родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна искушений и «танталовых мук». Они как бы живут под знаком Родительского проклятья. В них Ребенок (как состояние Я) боится того, чего они сильнее всего желают, поэтому они мучают себя сами. Директиву, лежащую в основании этого сценария, можно сформулировать так: «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу». Сценарий «Арахна, или Всегда»основан на мифе об Арахне. Арахна была великолепной ткачихой и позволила себе бросить вызов самой богине Афине и состязаться с ней в ткацком искусстве. В наказанье она была превращена в паука, вечно ткущего свою паутину. В данном сценарии «всегда» — это ключ, который включает действие (причем негативное). Этот сценарий проявляется у тех, кому родители (учителя) постоянно со злорадством говорили: «Ты всегда будешь бомжом», «Ты всегда будешь таким ленивым», «Ты всегда не доводишь дело до конца», «Ты навсегда останешься толстой». Этот сценарий порождает цепь событий, которая обычно именуется «полосой неудач» или «полосой невезения».

Слайд 20

Сценарий «Дамоклов меч». Дамоклу на один день было позволено блаженствовать в роли царя. Во время пира он увидел обнаженный меч, висящий на конском волосе над его головой, и понял призрачность своего благополучия. Девиз этого сценария: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся несчастья». Ключ этого жизненного сценария — это зависший меч над головой. Это программа на выполнение какой-то задачи (но задачи не своей, а родительской, причем негативной). «Вот выйдешь замуж, наплачешься» (в итоге: или неудачное замужество, или нежелание выходить замуж, или сложности в создании семьи и одиночество). «Когда вырастишь ребенка, тогда ты почувствуешь себя на моем месте!» (в итоге: или повторение неудачной программы своей матери после того, как вырастет ребенок, или нежелание иметь ребенка, или вынужденная бездетность). «Гуляй, пока молодой, потом наработаешься» (в итоге: или нежелание работать и тунеядство, или с возрастом — тяжелый труд). Как правило, люди с этим сценарием живут одним днем в постоянном ожидании несчастий в будущем. Это бабочки-однодневки, их жизнь бесперспективна, в результате они часто становятся алкоголиками или наркоманами.

Слайд 21

"Снова и снова"— это сценарий Сизифа, мифического царя, который разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда камень достигал вершины, он срывался вниз, и все приходилось начинать снова. Это также классический пример сценария «Чуть-чуть не…», где одно «Если бы только…» следует за другим. «Сизиф» — сценарий неудачника, поскольку, приблизившись к вершине, он каждый раз скатывается вниз. В основе его лежит «Снова и снова»: «Старайся, пока можешь». Это программа на процесс, а не результат, на «бег по кругу», бестолковый, тяжелый «сизифов труд». Сценарий «Розовая Шапочка, или Бесприданница». Розовая Шапочка — сирота или по каким-то причинам чувствует себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело пошутить, но мыслить реалистически, планировать и реализовывать планы не умеет — это она оставляет другим. Она всегда готова прийти на помощь, в результате приобретает много друзей. Hо каким-то образом она в конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и снотворное и часто думает о самоубийстве. Розовая Шапочка — сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни добивалась, она все теряет. Этот сценарий организован по принципу «нельзя»: «Это тебе нельзя делать, пока не встретишь принца». В основе его лежит «никогда»: «Никогда не проси ничего для себя».

Слайд 22

Сценарии непобедителей Сценарий «Рай на небесах», называемый также «С открытым концом», характерен для непобедителей. Модель для него — история Филемона и Бавкиды, по греческой легенде — это неразлучная любящая чета, незлобивые и радушные люди. В награду за добрые дела боги превратили их в лавровые деревья. Так, некоторые старики, добросовестно исполнившие Родительские наставления, проводят остаток своей жизни в «растительном» существовании, наподобие тихо шумящей на ветру листвы деревьев, обмениваясь с окружающими услышанными где-нибудь новостями. Такова судьба многих матерей, дети которых выросли и разъехались, или пенсионеров, проведших жизнь в труде, ни разу не нарушив правил внутреннего распорядка и Родительских предписаний. Сценарий «Старые бойцы не умирают, или “Кому я нужен?”» . Старый солдат оказался ненужным в мирное время. Он много трудился, но не получал ощутимых результатов. Он оставался бесстрастным наблюдателем жизни, не участвуя в ее радостях. Ему хотелось помогать людям, но он не находил возможности быть кому-то нужным. «Старый боец» — сценарий «непобедителя». Идти вперед, делать карьеру — для многих старых бойцов дело чести, однако их сценарий организован по принципу «нельзя», который не дает стать победителем: «Нельзя идти вперед, пока они тебя не позовут». В основе сценария — «после»: «После того, как война закончилась, остается лишь медленно умирать». Время ожидания смерти заполняется возможностью помогать людям и воспоминаниями о былых сражениях.

Слайд 23

Сценарии победителей Сценарий «Золушка». У Золушки было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем она страдала до событий на балу. После бала Золушка получает выигрыш, полагающийся ей по сценарию «победителя». Как же разворачивается ее сценарий после свадьбы? Вскоре Золушка делает удивительное открытие: самыми интересными для нее людьми оказываются не придворные дамы, а посудомойки и служанки, занятые на кухне. Путешествуя в карете по маленькому «королевству», она часто останавливается, чтобы поговорить с ними. Со временем этими прогулками начинают интересоваться и другие придворные дамы. Однажды Золушке-Принцессе пришло в голову, что неплохо бы собрать вместе всех дам, ее помощниц, и обсудить их общие проблемы. После этого родилось «Дамское общество помощи бедным женщинам», избравшее ее своим президентом. Так «Золушка» нашла свое место в жизни и даже сделала вклад в благосостояние своего «королевства». Сценарий «Зигмунд, или “Если не выходит так, попробуем иначе”». Зигмунд решил стать великим человеком. Он умел работать и поставил себе целью проникнуть в высшие слои общества, которые стали бы для него раем, но его туда не пускали. Тогда он решил заглянуть в ад. Там не было высших слоев, там всем было все равно. И он обрел авторитет в аду. Успех его был столь велик, что скоро высшие слои общества переместились в преисподнюю. Это сценарий «победителя». Человек решает стать великим, но окружающие создают ему всяческие препятствия. Он не тратит время на их преодоление, он все обходит стороной, и становится великим в другом месте. Зигмунда ведет по жизни сценарий, организованный по принципу «можно»: «Если не получается так, можно попытаться иначе». Герой взял неудавшийся сценарий и превратил его в успешный, причем вопреки противодействию окружающих. Это удалось благодаря тому, что оставлялись открытые возможности, позволяющие обойти препятствия, не сталкиваясь с ними лоб в лоб. Такая гибкость не мешает достижению желаемого.

Слайд 27

нередко в сценариях неудачников единственным антисценарием оказывается смерть: «Свою награду ты получишь на небесах». Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает. ежедневная скупость способствует нарушению обмена энергии с миром. Деньги любят движение, энергия денег не должна застаиваться, и, чтобы привлечь деньги в свою жизнь, их нужно уметь отдавать тоже. - Я хочу стать миллионером, как мой папа. - Твой папа миллионер? - Нет, он тоже хотел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...