Программа I смены "Под парусом мечты"
методическая разработка
Программа в детско-оздоровительном лагере детей направлена на развитие личностного роста, приобретение личностно-развивающих навыков, творческого мышления, формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, поддержание и популяризация здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pod_parusom_mechty_.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дульдургинский Дом детского творчества»
Загородная база «Дружба»
Программа профильной смены
По направлениям РДШ
«Российское движение школьников»
«Под парусом мечты»
Номинация: Программы детских специализированных (профильных) лагерей и смен (авторская программа)
Составитель: Джолдошева Цыцыгма Очировна,
педагог высшей квалификационной категории,
руководитель районного отделения РДШ,
начальник I смены «Под парусом мечты»
ДООЛ «Дружба»
+7 914 497 43 18
с. Дульдурга
2019 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
- Полное название программы
Программа профильной смены по направлениям «Российского движения школьников» «Под парусом мечты»
- Цель программы – создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.
- Направления деятельности:
- личностное развитие;
- гражданская активность;
- военно-патриотическое;
- информационно-медийное.
4. Краткое содержание проекта:
- пояснительная записка;
- концепция программы;
- механизмы реализации программы;
- ресурсы;
- ожидаемые результаты;
- критерии результативности;
- список литературы.
5. Составитель: Джолдошева Цыцыгма Очировна, руководитель районного отделения РДШ, начальник I смены
6. Адрес, телефон 687200, Забайкальский край, Дульдургинский район, село Дульдурга, ул. Комсомольская 34
Электронная почта – princessa2011_99@mail.ru
Контактный телефон - +7964 470 45 27; +7914 497 43 18
7. Место реализации:
Загородный детский оздоровительно-образовательный лагерь с круглосуточным пребыванием «Дружба».
8. Количество, возраст учащихся:
Учащиеся образовательных учреждений с 7 до 17 лет.
Количество человек – 150
9. Сроки проведения:
I смена с 13.06.19 г. по 03.07.19 г.
Девиз: «Курс на мечту – набирай высоту!»
Краткая аннотация содержания
Цель: создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.
Задачи:
- содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
- инициирование и реализация программ и проектов в сфере воспитания детей;
- организация и проведение комплекса мероприятий в рамках четырёх основных направлений деятельности РДШ;
– воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, использовании уникальных способностей летнего времени с целью организации активного общения детей с природой и воспитание экологической культуры;
- приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, и, в первую очередь, культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
Основные формы и методы реализации программы:
Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы, которые осуществляются с использованием традиционных методов: конкурсы, игры, соревнования, праздники, анкетирование, квесты, квиз-игры, игры по станциям, спортивное ориентирование, туристическая тропа, мероприятия разных направленностей.
Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание условий для проявления работы органов самоуправления, инициативы, принятия решений и его самореализации.
Во время работы с детьми и подростками учитываются следующие принципы:
- добровольность участия;
- открытость для подростков и детей всех социальных категорий;
- активное включение каждого в деятельность по реализации программы;
- сохранение за участником программы, права выбора вида деятельности в зависимости от его потребностей и интересов;
- создания атмосферы содружества, сотворчества;
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей и подростков с выполнением различных заданий);
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (участие в КТД, соревнованиях, спартакиадах, конкурсах, и т.д.);
- метод коллективно-творческой деятельности;
- практический (изготовление поделок, моделей, макетов);
- наглядный (демонстрация образцов изделий, иллюстрационный материал);
- словесный (как ведущий – беседы, разъяснения, инструктаж);
- система поощрений.
Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий:
Структурная модель смены включает 5 этапов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и этап последействия.
Подготовительный: сбор вожатского отряда, инструктажи по технике безопасности, планирование смены.
Организационный: формирование отрядов, знакомство со сменой лагеря, открытие смены.
Основной: реализация программы смены «Под парусом мечты», проведение основных мероприятий по направлениям РДШ.
Заключительный: подведение итогов программы смены, награждение участников смены.
Этап последействия: подведение итогов смены, намечение перспектив.
Ресурсное обеспечение:
1. Кадровое обеспечение:
ДООЛ «Дружба» обеспечивается кадрами согласно Типовому штатному расписанию.
Воспитатели – педагоги Дульдургинского Дома детского творчества.
Вожатский отряд «Юность» - студенты Забайкальского государственного университета.
2. Материально-технические условия:
Площадки для проведения спортивных мероприятий, для проведения творческих игр и постановок. Спортивная площадка для проведения чемпионатов и спортивных соревнований. Зал для проведения театрализованных представлений, акций, просмотра видеоматериалов. Кабинеты для проведения отрядных мероприятий. Материалы для оформления и творчества детей. Канцелярские принадлежности. Аудиоматериалы и видеотехника. Призы и награды. Столовая. Кабинет для настольных игр. Медицинский кабинет.
3. Информационные условия:
- нормативно-правовая база; - информационный стенд для детей и взрослых; - программа летнего оздоровительного отдыха; - индивидуальные программы для развития детей.
4. Методические условия:
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, план-сетки;
- должностные инструкции всех участников процесса;
- проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
- проведение ежедневных планёрок;
- разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов;
- деятельность курсов успешности.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении коллективом участников смены.
Ожидаемые результаты программы:
Для детей и подростков:
- усвоение высших ценностей, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- создание условий для функционирования подростковых добровольческой команды, участвующей в профилактических и досуговых программах;
- приобретение и совершенствование компетенций в различных видах деятельности: творческой, интеллектуальной, оздоровительной, организаторской, досуговой и др.;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности, расширение кругозора детей;
- социализация личности, развитие лидерских качеств, обогащение социального опыта;
-положительное эмоциональное состояние участников смены;
- личностный рост участников смены.
Для педагогов:
- апробация инновационной модели организации тематической смены детского лагеря;
- повышение уровня эффективной социализации детей и подростков;
- повышение методического уровня педагогического коллектива;
- реализация личностного потенциала, интереса по профилю, обогащение собственного педагогического опыта.
Для родителей:
- высокий уровень удовлетворенности качеством оказания услуги по организации летнего отдыха детей и подростков в лагере.
Программа профильной смены по направлениям «Российского движения школьников» «Под парусом мечты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С. А. Шмаков
Ожидание каникул – это мечта! Мечта о любимых занятиях, новых открытиях, приключениях, удовлетворении различных интересов, мечта о поиске «нового себя». Реализацию детской мечты через «поле творческой свободы» предлагает созданная авторская программа летней смены «Под парусом мечты».
Смена в лагере – это общение детей с погружением в тематический игровой мир, благодаря чему стимулируется физическое, творческое, интеллектуальное развитие каждого ребенка.
Интерактивно-образовательное, воспитательное пространство летнего лагеря, наполненное разнообразной самостоятельной творческой деятельностью, эффективнее всего влияет на формирование общей духовно-нравственной культуры личности детей и подростков, личностно-значимых и социальных компетенций.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых детей и подростков в условиях загородного лагеря;
- необходимостью социализации подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- актуальностью потребности в социально-активной позиции детей и подростков, активизации лидерского и творческого потенциала детей и подростков;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.
Ориентиром в личностном развитии детей в период детства становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Основное назначение программы - создание условий для освоения подростками социально значимого опыта в различных видах деятельности, направленного на активизацию лидерского и творческого потенциала, развитие лидерских качеств ребенка и достижение им успеха. В течение смены ребята имеют возможность:
- реализовать индивидуальные интересы, потребности, способности, получить определённые знания, навыки и умения, участвовать в работе творческих студий и тематических центров;
- приобрести опыт общения, получить знания и практические навыки организации различных мероприятий, участвуя в работе малых групп;
- реализовать свои творческие и художественные способности, участвуя в подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, конкурсных программ;
- реализовать лидерский потенциал, получить навыки организаторской деятельности, включиться в процесс управления, войти в состав органов самоуправления лагеря, отряда;
- получить навыки эффективного общения, создания благоприятной психологической атмосферы для работы в команде, участвуя в тренингах, ролевых и продуктивных играх;
- включиться в процесс взаимооценки, взаимопознания, взаимодействия, взаимоподдержки в ходе проведения тематических дней и КТД;
- отдохнуть, укрепить своё здоровье, используя возможности окружающей природы, участвуя в спортивно-оздоровительной работе, выбрав для себя одну из предлагаемых форм активного отдыха;
- расширить свой социальный опыт.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
− №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
− № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
− №436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
− Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (Письмо МОН от 31 марта 2011 г. №06-614)
− Национальный стандарт «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2007
− Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
− Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» СанПиН 2.4.4.3155-13
Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию; способствует профессиональному самоопределению детей и молодёжи, так как приобретённые знания и умения позволяют сформировать навыки организаторской деятельности, необходимые во взрослой жизни.
В настоящее время важно раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Каждый ребёнок должен получить опыт успешных дел, проектов, Успех даёт уверенность в своих силах. Успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний.
Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие.
Дульдургинское районное отделение «Российское движение школьников» - часть общероссийской общественно-государственной детско-юношеской общественной организации «Российское движение школьников».
Работа отделения соответствует основным направлениям деятельности РДШ и направлена на личностное развитие детей и подростков, военно-патриотическое воспитание, информационно-медийное направление и гражданскую активность.
В рядах РДШ Дульдургинское районное отделение РДШ уже 3 года. В связи с этим возникала необходимость в проведении профильных смены по направлениям РДШ на протяжении трёх лет.
В 2017 году авторская программа профильной смены по направлениям РДШ «Вектор успеха» (автор Ц. О. Джолдошева) стала победителем регионального конкурса программ летнего отдыха и занятости детей и подростков Забайкальского края.
Основными направлениями программы деятельности в рамках Российского движения школьников становятся следующие:
1. Личностное развитие: художественное творчество, научное творчество, физкультурно-спортивное направление, профессиональная ориентация и популяризация профессий.
2. Гражданская активность - краеведческая деятельность, деятельность экологической направленности, проектная деятельность, волонтерская и добровольческая деятельность, школа безопасности, юные инспектора дорожного движения, деятельность органов ученического самоуправления.
3. Военно-патриотическое направление - военно-патриотические клубы, военно-спортивные игры «Зелёный берет».
4. Информационно-медийное направление - детские газеты, радио.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении коллективом участников смены.
Адресаты программы: лидеры и активисты «Российского движения школьников» в Дульдургинском районе. Также деятельность программы смены может раскрыть потенциал в социальных детях в соответствии с направлениями программы смены. Возраст участников смены – 7-17 лет. В программе смены предусматриваются мероприятия разных направленностей (творчество, ЗОЖ, личностное развитие, гражданская активность, сфера медиа), а также профориентационная игра, чтобы дети могли понять, кем они хотят стать. Количество участников смены – 150.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Программа в детско-оздоровительном лагере детей направлена на развитие личностного роста, приобретение личностно-развивающих навыков, творческого мышления, формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, поддержание и популяризация здорового образа жизни.
Цель: создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей.
Задачи:
- содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
- инициирование и реализация программ и проектов в сфере воспитания детей;
- организация и проведение комплекса мероприятий в рамках четырёх основных направлений деятельности РДШ;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, использовании уникальных способностей летнего времени с целью организации активного общения детей с природой и воспитание экологической культуры;
- приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, и, в первую очередь, культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
Программа деятельности строится с учетом следующих принципов:
- безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;
- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
- гуманизация межличностных отношений между педагогами и детьми на основе уважения, терпимости к мнению детей, создание ситуаций успеха;
- дифференциация воспитания: подбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
Предполагаемые результаты:
Для детей и подростков:
- усвоение высших ценностей, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- создание условий для функционирования подростковых добровольческой команды, участвующей в профилактических и досуговых программах;
- приобретение и совершенствование компетенций в различных видах деятельности: творческой, интеллектуальной, оздоровительной, организаторской, досуговой и др.;
- развитие коммуникативных способностей и толерантности, расширение кругозора детей;
- социализация личности, развитие лидерских качеств, обогащение социального опыта;
- положительное эмоциональное состояние участников смены;
- личностный рост участников смены.
Для педагогов:
- апробация инновационной модели организации тематической смены детского лагеря;
- повышение уровня эффективной социализации детей и подростков;
- повышение методического уровня педагогического коллектива;
- реализация личностного потенциала, интереса по профилю, обогащение собственного педагогического опыта.
Для родителей:
- высокий уровень удовлетворенности качеством оказания услуги по организации летнего отдыха детей и подростков в лагере.
МОДЕЛЬ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В программе смены предусматривается проведение экономической игры профориентационной направленности «Бизнес-территория», цель которой состоит в повышении участниками игры знаний, умений и навыков по финансовой грамотности. Отряды занимаются определёнными бизнес-индустриями: 1 отряд – «Сувенирная мастерская», 2 отряд – «Спортивный комплекс», 3 отряд – «Визаж-студия», 4 отряд – «Стилист-студия», 5 отряд – «Боди-арт». Ребята будут заниматься предпринимательской деятельностью, поработают в числе персонала, побывают клиентами.
Также продумана интеллектуальная игра, в которой поучаствуют все-все ребята. Таким образом, каждый отряд должен разделиться на 3 группы для участия в трёх этапах интеллектуальной игры. 1 этап – интеллектуальная викторина (участвуют первые команды от всех отрядов), 2 этап – решение кроссворда и ребусов (участвуют вторые команды от всех отрядов), 3 этап – отгадывание фильмов, мультфильмов и песен по Эмоджи и отгадывание песен наоборот (участвуют третьи команды от всех отрядов).
Разработаны несколько квестов: квест «РДШ – щирокая душа». 7 станций, при прохождении отрядом каждой станции они получают пазл, при составлении пазлов по окончании игры они получают корабль и девиз смены, который расшифровывают («Курс на мечту – набирай высоту!»).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, акции и многое другое.
Структурная модель смены включает 5 этапов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и этап последействия.
Структурная модель профильной смены
«Под парусом мечты»
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Подготовительный этап
- составление программы профильной смены по направлениям РДШ «Под парусом мечты»;
- подбор методического материала с учётом тематики смены и контингента обучающихся;
- собрания и подготовка вожатского отряда, обучение работе с временным детским коллективом в условиях профильной летней смены;
- утверждение программы руководителем общеобразовательного учреждения.
Организационный этап (1,2,3 день):
- заезд, знакомство с лагерем, прохождение первичного медосмотра;
- знакомство с законами и традициями, режимом лагеря, оформление отрядных мест и отрядных уголков;
- знакомство с программой и педагогическим коллективом;
- формирование работы органов самоуправления;
- открытие смены «Под парусом мечты» по направлениям РДШ;
- оформление отрядных мест согласно тематике смены;
- предъявление единых педагогических требований.
Основной этап – реализация программы (3-20 день):
- работа органов самоуправления;
- проведение мероприятий в соответствии с программой смены;
- проведение курсов успешности, мастер-классов;
Итоговый этап – подведение итогов смены, выезд (20, 21 день):
- проведение прощальных отрядных огоньков, игры «Тайный друг»;
- награждение активистов и участников смены;
- итоговое шоу, закрытие смены;
- итоговое анкетирование и психологическое тестирование;
- выпуск фотоотчёта по итогам смены.
Рефлексивный этап
- анализ проведения смены;
- определение перспективных задач;
- составление итоговой документации.
*Единые педагогические требования (требования вожатых о выполнении Правил лагеря)
Формы предъявления ЕПТ: инструктаж, индивидуальная беседа, коллективная беседа, игра, «огонек».
ЕПТ:
- Первые требования вожатого в автобусе в пути следования в лагерь.
- Знакомства с Законами лагеря.
- Инструктаж об основных правилах поведения в корпусе, комнатах, столовой.
- Экскурсия по корпусу, территории (правила поведения в медкорпусе, на прогулке).
- Подробный инструктаж о правилах, технике безопасности на общем сборе.
- Целевой инструктаж по пожарной безопасности.
- Инструктаж по правилам дежурства в столовой, по корпусу.
- Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии.
- Целевой инструктаж по правилам безопасности во время спортивных соревнований, массовых мероприятий, купания.
СИСТЕМА МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого участника смены «Под парусом мечты».
МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Кадровое обеспечение:
ДООЛ «Дружба» обеспечивается кадрами согласно Типовому штатному расписанию.
Воспитатели – педагоги Дульдургинского Дома детского творчества.
Вожатский отряд «Юность» - студенты Забайкальского государственного университета.
2. Материально-технические условия:
Площадки для проведения спортивных мероприятий, для проведения творческих игр и постановок.
Спортивная площадка для проведения чемпионатов и спортивных соревнований.
Зал для проведения театрализованных представлений, акций, просмотра видеоматериалов.
Кабинеты для проведения отрядных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Канцелярские принадлежности.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды.
Столовая.
Кабинет для настольных игр.
Медицинский кабинет.
3. Информационные условия:
- нормативно-правовая база;
- информационный стенд для детей и взрослых;
- программа летнего оздоровительного отдыха;
- индивидуальные программы для развития детей.
4. Методические условия:
Одним из важнейших механизмов реализации программы является организация деятельности микрогрупп внутри разновозрастного временного коллектива, который даёт возможность возрастного взаимодействия детей и подростков по вертикали. Во время работы с детьми и подростками важно придерживаться следующих принципов:
- добровольность участия;
- открытость для подростков и детей всех социальных категорий;
- активное включение каждого в деятельность по реализации программы;
- сохранение за участником программы, права выбора вида деятельности в зависимости от его потребностей и интересов;
- создания атмосферы содружества, сотворчества;
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей и подростков с выполнением различных заданий);
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела (участие в КТД, соревнованиях, спартакиадах, конкурсах, и т.д.);
- метод коллективно-творческой деятельности;
- практический (изготовление поделок, моделей, макетов);
- наглядный (демонстрация образцов изделий, иллюстрационный материал);
- словесный (как ведущий – беседы, разъяснения, инструктаж);
- система поощрений.
ПАРТНЁРЫ ПРОГРАММЫ
- Региональное отделение РДШ;
- Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики» в Забайкальском крае;
-Забайкальское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы»
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ
В число критериев и показателей эффективности реализации смены входят:
- Качественные показатели: изменение степени сформированности личностных компетенций участника смены, сохранение и развитие устойчивого интереса к данной деятельности, трансляция (использование) приобретённых знаний и опыта, укрепление (развитие) социальных связей, формирование ответственности за себя, других, за своё и общее дело, психологически комфортное положение всех участников смены, степень включённости в активную жизнь лагеря, мотивация к здоровому образу жизни, приобретение нового социального опыта, удовлетворённость родителей и детей формами организации свободного времени, ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов.
- Количественные показатели: количество участников, стремящихся вновь принять участие в смене по данной программе; статистика количества оздоровлённых детей; количество детей, охваченных организованными формами отдыха.
РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
1. Неблагоприятные погодные условия
Способ преодоления: проведение мероприятий в плохую погоду – в помещении, в хорошую погоду – на улице (с наличием головных уборов).
2. Жара
Способ преодоления: наличие головных уборов, соблюдение питьевого режима.
3. Клещевая опасность
Способ преодоления: противоклещевая обработка территории лагеря до проведения смены. Ежедневные осмотры детей и взрослых.
4. Травмы и ушибы, неаккуратное соблюдение правил
Способ преодоления: проведение инструктажа безопасности, беседы.
5. Терроризм и вредные привычки
Способ преодоления: инструктаж по технике безопасности для детей и взрослых.
ПЛАН-СЕТКА ПРОФИЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ I СМЕНЫ
«ПОД ПАРУСОМ МЕЧТЫ»
13.06.19 | 14.06.19 | 15.06.19 |
Заезд Экскурсия по лагерю Хозяйственный сбор отряда Медицинский осмотр Проведение инструктажа Игры на знакомство Вечер знакомств «Набирай высоту!» Огонёк знакомств «Мы разные, но всё-таки мы вместе!» | Утренний организационный сбор лагеря Урок дисциплины Пожарная учебная тревога Входной мониторинг «Моё настроение сегодня» Коллективно-творческие дела, игры на взаимодействие Игровой час «Круг друзей» Вожатский спектакль «Денискины рассказы» | Утренний организационный сбор лагеря Открытие курсов успешности Игра-вертушка «Формула РДШ» Организационный сбор отряда Выборы в большой детский совет смены |
16.06.19 | 17.06.19 | 18.06.19 |
Утренний организационный сбор лагеря Торжественная линейка открытия I смены Презентация эмблем отрядов Интерактивная выставка «Россия – Родина моя!» Праздничный концерт «Разноцветное лето России» Дискотека | Утренний организационный сбор лагеря Курсы успешности КТД, игры на сплочение, командообразование Спортивно-развлекательная программа «В мире детства – спорт без границ» | Утренний организационный сбор лагеря Курсы успешности КТД, игры на сплочение Музыкально-игровая программа «Музыкальная премия волшебного времени» |
19.06.19 | 20.06.19 | 21.06.19 |
Утренний организационный сбор лагеря Квест-игра «А ты в движении?» КТД, отрядные дела Ралли бегунов | Утренний организационный сбор лагеря Весёлые старты КТД, отрядные дела День наций «Культура мира в рюкзаке» | Утренний организационный сбор лагеря Экономический день «Будь предприимчивым» Игра профориентационной направленности «Бизнес-территория» |
22.06.19 | 23.06.19 | 24.06.19 |
Утренний организационный сбор лагеря Линейка «Тот самый первый день войны…», посвящённая Дню памяти и скорби Зарница «Зелёный берет» Мастер-классы Волонтёры-медики и Волонтёры Победы Вечер фронтовых «А зори здесь тихие…» | Утренний организационный сбор лагеря День открытых дверей Спортивные игры «Дети – родители» Праздничный концерт «РДШ – широкая душа!» | Утренний организационный сбор лагеря Курсы успешности Шахматный турнир «Храбрая пешка» Отрядные дела Урок мудрости «Счастье в мелочах» Отрядные огоньки «Поговорим о главном…» |
25.06.19 | 26.06.19 | 27.06.19 |
Утренний организационный сбор лагеря Мероприятие по ПДД «Перед тобою знак стоит, скажи, о чём он говорит» Интеллектуальная игра нового формата | Утренний организационный сбор лагеря Туристическая тропа Спортивное ориентирование Заповедные уроки Конкурс экологических агитбригад | Утренний организационный сбор лагеря День Любви и Верности «В любви признанья вновь и вновь…» Мисс и мистер «Ассоль и Грей под парусом мечты» |
28.06.19 | 29.06.19 | 30.06.19 |
Утренний организационный сбор лагеря Курсы успешности Спортивные танцы «Упражняйся на здоровье!» Музыкально-спортивная викторина «Ну-ка все вместе!» | Утренний организационный сбор лагеря Космическая викторина «Путь к цели» Защита социальных проектов «Я – лидер!» Вечер легенд | Утренний организационный сбор лагеря Фотокросс «Твоё лето яркого цвета» Шип-шип-шоу «В мире сказок» |
01.07.19 | 02.07.19 | 03.07.19 |
Утренний организационный сбор лагеря Курсы успешности Верёвочный курс «Команда РДШ» День вожатого «Кусочек сердца отдавать кому-то» Огоньки прощания | Утренний организационный сбор лагеря Торжественная линейка закрытия I смены Награждение Праздничный концерт «Парус мечты» Общелагерный костёр «Все расстояния когда-нибудь в круг замыкаются» Дискотека | Операция «Перезагрузка» Разъезд |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Байбородова В.В., М.И. Рожкова «Воспитательная работа в детском загородном лагере». Ярославль. Академия развития, 2003 год.
- Балашова, Т.Д. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря [Текст]/ Т.Д. Балашова. – М: МГПО, 2000.- 112 с.
- Горбунова Н.А. «Школьный лагерь» Волгоград. Издательство «Учитель – АСТ», 2003 год.
- Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах [Текст] /Н.В. Елжова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
- Камышева, Л. Б., Борытко Н. М. Тебе, вожатый!: Учебно-методическое пособие по организации отдыха детей и молодёжи / Л. Б. Камышева, Н. М. Борытко; под ред. Н. М. Борытко; Комитет по делам молодёжи администрации Волгоградской области; ГОУ ДПО «Волгоградский институт молодёжноё политики и социальной работы».- Волгоград: ПринТерра, 2009.-232 с.
- Методическое пособие «Настольная книга директора детского
оздоровительного лагеря» – Воронеж: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2011.- 224 с.
- Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт.-сост. А.А.Маслов. –Волгоград: Учитель, 2007.
- Психологическое сопровождение воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере: из опыта работы областного лагеря детского актива «Лидер»/ Автор-составитель - Медведская Т.Л. – Витебск: ООВР, 2005 г.
- Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
- Соколова, Л.А. Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе для детей от 2 до 14 лет [Текст]/ Л.А. Соколова. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007.- 165 с.
- Сысоева, М.С. Организация летнего отдыха детей [Текст]/ М.С. Сысоева. - М: ВЛАДОС, 1999. - 83 с.
- Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере [Текст]/ С.В.Титов. - Волгоград: Учитель, 2004. - 132 с.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мифология. Олимп. ООО Издательство АСТ -2001г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Режим дня (в соответствии с СанПин):
08:00 – подъём
08:15 – зарядка
08:30 – время личной гигиены, уборка
09:00 – завтрак
09:30 – линейка
10:00 – образовательная программа/спортивные мероприятия/солнечные ванны
13:00 – обед
14:00 – дневной отдых
16:00 – полдник
16:30 –отрядная работа/лагерное мероприятие/купание
17:30 – образовательная программа/спортивные мероприятия/солнечные ванны/
19:00 – ужин
20:00 – вечернее мероприятие
21:30 – II ужин
21.45 – сбор-анализ дня/огонек
22:30 – время личной гигиены
На смене реализуется «Кодекс нравственности», который совмещает в себе традиции, законы и правила.
Традиции:
* Доброго отношения к людям - пожилым, детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям «престижных» и «непрестижных» профессий, разных национальностей.
* Доброго отношения к песне. Пойте песни, знайте их авторов, не прерывайте песню.
* Доброго отношения к природе. Человек — это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверюшку — им тоже хочется жить!
* Вечернего огонька. Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в «орлятском» кругу.
Законы:
* Правой руки. «Закон правой руки един – все молчат, когда говорит один».
* Здорового образа жизни. Соблюдайте режим дня, занимайтесь самосовершенствованием своего организма, избегайте вредных привычек.
* Чистоты. Относитесь ко всему аккуратно, бережно.
* Территории. Не покидайте территорию лагеря, не ходите самостоятельно к озеру.
* Точного времени (0:0). Помните: время в лагере дорого, каждой секунде — особый счёт!
* Тишины. Соблюдайте тишину во время отдыха, приёма пищи и там, где это необходимо.
* Уважения. Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
* Творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Правила:
* Поведения (в общественных местах, жилых помещениях, в столовой, в клубе).
* Распорядка дня (обязательно соблюдайте распорядок, установленный в лагере);
* Дискуссии (учитесь правильно спорить, не перебивайте говорящего, не спорьте по пустякам, уважайте точку зрения другого человека);
* Купания (соблюдайте во время купания в озере);
* Сохранность личного и государственного имущества (берегите имущество лагеря).
* Пожарной безопасности.
* Техники безопасности (соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья! Помните, что самое дорогое у человека – его жизнь!).
Педагогические принципы
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем, и ради чего они работают.
«Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря доступны ребёнку (мастерские, спорт, площадка библиотека) и не имеют ограниченного режима работы в течение дня.
«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
Имидж отряда
Имидж отряда — неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от других отрядов.
К таким внешним приметам отряда относятся:
- Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности;
- Девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности;
- Отрядная песня и любимые песни отряда - вечерние, костровые, лирические, шуточные и др.;
- Элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них (жилетки, банданы, майки, галстуки, пояса и др.);
- Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда. («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон О-О... для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие.);
- Оформление отрядного места (корпус, дача, место на спортивной площадке и т. д.);
- Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда;
- Особый почерк отряда в общелагерных делах (выпуск газеты и др.)
Приобщение детей к символам России
Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи.
К государственной символике Российской Федерации относится: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.
В связи с введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 1-ФКЗ), «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 2-ФКЗ), «О Государственном гимне Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 3-ФКЗ) и приказом Минобразования России «Об объявлении федеральных конституционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» от 01.02.02 № 271 Министерство образования Российской Федерации рекомендует образовательным учреждениям всех типов организовывать воспитательную деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации.
Государственные символы России — это сокровища национальной культуры, утверждающие преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа. Это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т.д.
Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, разъяснение их сущности и значения, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании детей – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Приобщение подрастающего поколения к государственной символике является одним из направлений деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, которое основывается на принципе единства гражданско-патриотического сознания и гражданско-патриотической деятельности.
Формирование гражданско-патриотического сознания включает в себя различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.).
Организация гражданско-патриотической деятельности выражается главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.
Педагогам следует раскрывать идейно-нравственное содержание символов государства, воспитывать у детей уважительное отношение к символам и ритуалам, приучать к четкому соблюдению законов и правил поведения.
Это особенно актуально при работе с детьми старшего школьного возраста для углубления политических смыслов, заложенных в государственных символах России, подчеркивания их исторической преемственности. Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства требует расширения и углубления представлений старших школьников о гражданских обязанностях. Целесообразно включать в содержание бесед, классных часов, отрядных и дружинных мероприятий факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны, формируя тем самым и укрепляя чувство гордости и уважения к символам России. Определенную роль в этой работе могут играть органы самоуправления, представители детских общественных объединений.
Формирование культуры поведения в общественных местах
Культура – совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представление о красивом и некрасивом, требование здравого смысла и целесообразности.
Поведение – образ действий, характер поступков в отношении кого-либо, чего-либо в соответствии с правилами этикета.
Культура поведения – один из элементов целостной системы нравственной культуры личности, в основе которой лежат такие качества, как сдержанность, тактичность, деликатность, вежливость, толерантность.
Культурное поведение людей – это часть проблемы культуры человеческих отношений. Ведь из актов индивидуального поведения складывается общественное поведение.
Большую часть времени современный человек проводит в общественных местах. Культурное поведение в этих местах обеспечивается нормами, которые выработало и которых придерживается общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающими. Все это необходимо для соблюдения общественного порядка.
Но этические знания вовсе не гарантируют развитие навыков и привычек культурного поведения.
Систематическое приучение детей к соблюдению норм культурного поведения в местах массового посещения детьми – столовой, клубе – важная задача педагогического коллектива любого лагеря.
Приобщение детей к нормам этикета, морали
Актуальность этикета для любого общества в его современной интерпретации и формирование на этой основе игровой модели в рамках смены дает возможность ребенку раскрыться, погрузиться в тематику и почерпнуть для себя знания о современной культуре поведения в обществе.
Специфика работы лагеря является оптимальной для организации тематических программ за счёт ограничения пространства и полного погружения в среду с одной стороны, и временного ограничения воздействия иных воспитательных, информационных и прочих систем, с другой. Игровая форма делает процесс познания и формирования новых навыков естественным для ребенка.
Целью является формирование и развитие адекватных требованиям современности представлений участников о конструктивном взаимодействии и навыков вежливого общения.
Задачи:
- Повышение интереса участников к тематике этикета, вежливости, морали;
- Формирование представлений о тенденциях культуры поведения и общения в современном обществе;
- Создание среды, которая позволит участникам сразу же применять полученные знания и навыки;
- Развитие умения и расширение возможностей регуляции поведения участников;
- Стимулирование физического, творческого, интеллектуального и личностного развития каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты"
Презентация является материалом, сопровождающим урок внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии Александра Грина "Алые паруса"). Презентация содержит карту пу...
сценарий выпускного "Алые паруса мечты"
Отчаливают дети в страны дальние,Надолго покидают свой причал.И говорим мы детям: «До свидания!»,И шепчем вслед короткое: «Прощай!»Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады, что вы пришли в этот зал, чтоб...
Выпускной вечер "Алые паруса мечты"
Выпускной вечер в 9 и 11 классах...
Сценарий выпускного вечера в 9 классе "Алые паруса мечты"
Сценарий выпускного вечера в 9 классе "Алые паруса мечты"...
Сценарий выпускного вечера в школе "Алые паруса мечты"
Сценарий состоит из двух частей - торжественной для вручения аттестатов и концертной в виде путешествия на паруснике по страницам школьных лет....