ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Удивительное рядом»
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Программа естественно-научной направленности, реализуемая в рамках дополнительного образования. Срок реализаии программы 1 год, предназначена для учащихся 14-17 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_udivitelnoe_ryadom_dlya_sayta_.docx | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Удивительное рядом»
Возраст учащихся 14-17 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик
Гришина Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Удивительное рядом» имеет естественно-научную направленность, по уровню освоения общекультурная.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в кружке позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.
Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. Оценивается решение в зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно, иногда и в домашних условиях.
Отличительная особенность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 14-17 лет, занимающихся в дополнительном образовании, интересующихся физическими явлениями.
Цель программы.
Профессиональное и личностное самоопределение учащихся.
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
- привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
- помочь учащимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- повышать уровень научной грамотности.
- учить нетривиальному подходу к решению физических задач;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развивать навыков сотрудничества.
Развивающие:
- Развивать естественнонаучные компетенции учащихся;
- Развивать способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- Развивать исследовательские навыков;
- Развивать у учащихся навыки критического мышления;
- Развивать самостоятельне мышления у учащихся;
Условия реализации программы.
Программа предназначена для подростков в возрасте 14 - 17 лет. Комплектование групп проводится до 10 сентября в количестве 15 человек.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием Материально-техническое обеспечение: помещения для занятий; индивидуальное лабораторное оборудование.
Организация образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, но возможны индивидуально - групповые занятия.
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал.
Типы занятий. Сочетаются занятия теоретической и практической направленности.
Планируемые результаты.
Личностные:
- воспитать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развить навыки сотрудничества.
Метапредметные:
- развить естественнонаучные компетенции учащихся;
- развить способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- развить исследовательские навыки;
- развить у учащихся навыки критического мышления;
- развить самостоятельное мышление у учащихся;
Предметные:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- повысить уровень научной грамотности.
- научить нетривиальному подхода к решению физических задач;
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Комплектование группы | 2 | 2 | 0 | наблюдение беседа | |
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | беседа | |
Тепловые явления | 12 | 3 | 9 | Беседа, практические опыты, самостоятельная работа | |
Электрические явления | 16 | 6 | 10 | Беседа, практические опыты, самостоятельная работа | |
Магнитные явления | 20 | 8 | 12 | Беседа, практические опыты, самостоятельная работа | |
Световые явления | 16 | 4 | 12 | Беседа, практические опыты, самостоятельная работа | |
Современная физика | 2 | 2 | 0 | беседа | |
Заключительное занятие | 2 | 0 | 2 | Контрольное тестирование | |
Итого: | 72 | 26 | 46 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Удивительное рядом»
Задачи программы:
Обучающие
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- повышать уровень научной грамотности.
- учить нетривиальному подходу к решению физических задач.
Развивающие:
- развивать естественнонаучные компетенции учащихся;
- развивать способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- развивать исследовательские навыков;
- развивать у учащихся навыки критического мышления;
- развивать самостоятельне мышления у учащихся.
- расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с физикой
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитывать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развивать навыков сотрудничества.
Планируемые результаты.
Личностные:
- воспитать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;
- воспитать аккуратность при работе в лабораторных условиях;
- воспитать самостоятельность при принятии решений и способность к аргументированному доказательству собственных гипотез;
- развить навыки сотрудничества.
Метапредметные:
- развить естественнонаучные компетенции учащихся;
- развить способности к самостоятельному наблюдению и анализу;
- развить исследовательские навыки;
- развить у учащихся навыки критического мышления;
- развить самостоятельное мышление у учащихся;
Предметные:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- повысить уровень научной грамотности.
- научить нетривиальному подхода к решению физических задач
Содержание программы
Тема 1. Комплектование группы.
Теория. Выявление степени самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям.
Тема 2. Вводное занятие.
Теория. Правила поведения и техники безопасности в кабинете физики. План работы группы,
Практика: Определение цены делений приборов и оценка погрешностей.
Тема 3.Тепловые явления (12 часов)
Теория: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела. Теплопередача. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота плавления. Кристаллы. Выращивание кристаллов.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Способы изменения внутренней энергии тела», «Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение», «выращивание кристаллов», Лабораторные работы: «Сравнение количеств теплоты, отдаваемых и получаемых при остывании горячей воды и нагреве холодной воды», «Измерение удельной теплоемкости различных веществ», «Сравнение количеств теплоты, затрачиваемых на нагревание воды и льда», «Удельная теплота плавления льда»
Тема 4. Электрические явления (16 часов)
Теория: Электрические явления. Электроскоп. Электризация жидкости, газа. Электрический ток. Электричество. Электролиз. Короткое замыкание.
Практика: Экспериментальные задания по темам «Электроскоп», «Электризация жидкости, газа», «Различные электрические явления». «Электролиз», «Короткое замыкание», Лабораторные работы: «Определение мощности и работы тока в электрической лампе и других электрических приборах и расчет потребляемой ими электроэнергии». «Измерение КПД кипятильника»
Тема 5. Магнитные явления (20 часов)
Теория: Магнитные явления. Магнитное поле проводника с током. Простейшие модели и приборы.
Практика: Экспериментальные задания по темам «Магнитные явления», «Магнитное поле проводника с током», практические задания по работе: гальванического элемента, электромагнита.
Тема 6. Световые явления (16 часов)
Теория: Световые явления. Разложение света в спектр. Законы преломления и отражения. Полное внутреннее отражение. Рассеяние. Оптические иллюзии и миражи. Линзы.
Практика: Экспериментальные задания по темам: «Из каких цветов состоит белый», «Зависимость интенсивности отраженного света от комбинации свойств падающего света и цвета поверхности, на которую он падает», «Рассеяние разных длин волн», «Коэффициент преломления», «Полное внутреннее отражение», «Передача света по оптоволокну»
Тема 7. Современная физика (2 час)
Теория: Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы.
Тема 8. Заключительное занятие (2 час)
Практика: Контрольное тестирование, презентации на тему:«Физика в моей будущей профессии»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Удивительное рядом»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дано | ||
По плану | По факту | По плану | По факту | ||
1 | Комплектование группы | 2 | |||
2 | Вводное занятие | 2 | |||
3 | Тепловые явления | 2 | |||
4 | Тепловые явления | 2 | |||
5 | Тепловые явления | 2 | / | ||
6 | Тепловые явления | 2 | |||
7 | Тепловые явления | 2 | |||
8 | Тепловые явления | 2 | |||
9 | Электрические явления | 2 | |||
10 | Электрические явления | 2 | |||
11 | Электрические явления | 2 | |||
12 | Электрические явления | 2 | |||
13 | Электрические явления | 2 | |||
14 | Электрические явления | 2 | |||
15 | Электрические явления | 2 | |||
16 | Электрические явления | 2 | |||
17 | Магнитные явления | 2 | |||
18 | Магнитные явления | 2 | |||
19 | Магнитные явления | 2 | |||
20 | Магнитные явления | 2 | |||
21 | Магнитные явления | 2 | |||
22 | Магнитные явления | 2 | |||
23 | Магнитные явления | 2 | |||
24 | Магнитные явления | 2 | |||
25 | Магнитные явления | 2 | |||
26 | Магнитные явления | 2 | |||
27 | Световые явления | 2 | |||
28 | Световые явления | 2 | |||
29 | Световые явления | 2 | |||
30 | Световые явления | 2 | |||
31 | Световые явления | 2 | |||
32 | Световые явления | 2 | |||
33 | Световые явления | 2 | |||
34 | Световые явления | 2 | |||
35 | Современная физика | 2 | |||
36 | Итоговое занятие | 2 |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
к общеобразовательной общеразвивающей программе
«Удивительное рядом»
№ п/п | тема программы | Педагогические методики и технологии | Дидактические материалы | Информационные источники | Формы и средства контроля результативности обучения. Фиксация и предъявления результатов обучения. |
1 | Комплектование группы | Беседа | наблюдение беседа | ||
2 | Вводное занятие | Беседа, Практическая работа | Лабораторное оборудование | Инструкция по ТБ План работы | беседа устно |
3 | Тепловые явления | Беседа, Эксперимент, Практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование. | фронтальный опрос лабораторная работа | |
4 | Электрические явления | Беседа, Эксперимент, Практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | фронтальный опрос лабораторная работа | |
5 | Магнитные явления | Беседа, Эксперимент, Практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | фронтальный опрос лабораторная работа | |
6 | Световые явления | Беседа, Эксперимент, Практическая работа | Презентация, лабораторное и демонстрационное оборудование | фронтальный опрос лабораторная работа | |
7 | Современная физика | Беседа | Презентация. | фронтальный опрос | |
8 | Итоговое занятие | Беседа | Презентация, контрольный тест. | Контрольный тест, презентации учащихся. |
Литература для педагога
Методическое обеспечение
- Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике.
- Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике.
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя
- Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. .
- Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов
- Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике
Литература для учащихся
- Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты.
- Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике
Техническое оснащение занятий
- Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
- Лабораторный набор «Механика».
- Лабораторный набор «Электричество».
- Лабораторный набор «Магнетизм».
- Лабораторный набор «Оптика».
- Демонстрационный набор «Электричество и магнетизм»
- Демонстрационный набор «Геометрическая оптика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Удивительный микромир"
Дополнительная образовательная программа предлагает занятия по микробиологии с использованием электронного микроскопа Школьный Альтами для учащихся 5 - 8 классов....
Рабочая программа кружка по естествознанию "Удивительное рядом"
Рабочая программа кружка "Удивительное рядом". 34 учебных занятия....
Дополнительная общеобразовательная программа "Удивительный мир кукол"
Программа способствует реализации потребностей детей в организации познавательного и содержательного досуга, развитию личных качеств, повышению культуры. Занятия помогают развивать ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей "Удивительное рядом"
Программа «Удивительное рядом» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам естественнонаучной направленности. Данная программа является результатом многолетней деят...
Образовательная программа "Удивительное рядом"
Рабочая программа "Удивительное рядом" с рецензией....
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Рабочая программа дополнительного образования "Удивительное рядом"
Программа расчитана на детей 10 - 16 лет. Программа естественно-научной направленности....